Методическое пособие для прохождения психолого-педагогической практики
Оформление доски:
Организационные моменты:
______________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза вызова:
___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза осмысления:
______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза рефлексии:
_______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пожелания психолога,
методиста:_________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Дата: ____________________________
Оценка урока: ____________________
Подпись: _________________________
Урок №5
Предмет:____________________________________
Тема: _______________________________________
______________________________________________________________
Цель:
_________________________________________________________
Задачи:
________________________________________________________
______________________________________________________________
Оборудование:
_________________________________________________
______________________________________________________________
Оформление доски:
Организационные моменты:
______________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза вызова:
___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза осмысления:
______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза рефлексии:
_______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пожелания психолога,
методиста:_________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Дата: ____________________________
Оценка урока: ____________________
Подпись: _________________________
Вы молодцы, провели уроки, но как?
1.
Как Вами решались
психологические
задачи на уроках? __________________
__________________________________
__________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
Какие технологии были
использованы во время проведения уроков? ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
В чём выражалась заинтересованность
детей на уроках?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
Каким путём Вами был
достигнут психологический комфорт на уроках?
____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.
Удачные моменты уроков
(как Вы их достигли)? ___________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
6. Неудачные моменты уроков (с чем это связано – Ваше
мнение)?________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
7. Нужна ли корректировка содержательной части уроков (если да, то
какая)? ___________________________________________
_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Давайте подумаем!
1.
Какие приёмы помогают
развивать интеллектуальное и творческое мышление?
_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
Как правильно использовать
на уроке наглядные пособия, раздаточный материал?
_______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
Какая индивидуальная
работа осуществляется во время урока? ___
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
От чего зависит активность
детей на уроке? __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.
Укажите причины
наличия аутсайдеров, если они есть в классе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.
Какой стиль общения на
уроке, в свободное время с детьми Вы выбираете и почему? _________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
«Счастливейший человек – это тот, кто
обдумывает интереснейшие мысли»
Т. Дуайт, просветитель
Проявим творчество, знания и компетентность!
Составьте игротренинг из 4-х занятий по 40 минут для
учеников начальной школы или для учеников средней школы. Выбор темы остаётся
за Вами. Составленный Вами тренинг прилагается в виде печатного варианта на 2-3
страницах (формат А4) на основе полученных знаний.
«Не бойся, что тебя не поймут,
опасайся не понять другого».
Древняя мудрость
По этим таблицам Вы можете проверить свои
теоретические знания:
Основные методические подходы
к психологическому консультированию
( по Г.С. Абрамовой)
Направление,
его представители
|
Методические
приёмы, используемые в консультировании
|
Основной
метод и задача
|
Цель -
результат
|
I.
Глубинная психология
(З. Фрейд,
А. Адлер,
К. Юнг, Э. Берн)
|
Анализ символов
повседневности (направленная ассоциация клиента на заданное слово).
Фрейдовская ошибка – ошибки, описки, обмолвки клиента, раскрывающие
подсознательные переживания клиента.
Анализ сновидений
через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.
Анализ сопротивления
клиента как проявление механизма вытеснения чего-либо.
Анализ содержания
переноса клиента (к чувствам) и контрпереноса.
|
Метод свободных
ассоциаций.
Выявление и изучение
детских сте-
реотипов поведения через работу с подсознанием.
|
Интерпре-тация свободных
мыслей и действий клиента в терминах психоанализа.
|
II.
Бихевиораль-
ное направление
(Д. Уотсон,
Б. Скиннер,
А. Бандура)
|
Тренировка
настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив).
Моделирование
социально-желаемого по-
ведения.
Тренировка релаксации
(уменьшение тре-
вожности, страхов).
Поощрение за желаемое
поведение.
Анализ дневниковых
записей клиента.
Составление программ
профилактики ре-
цидивов поведения.
|
Метод оперативного
научения.
Перевод субъективных
переживаний клиента в реально наблюдаемые действия.
|
Изменение поведения
клиента.
|
III.
Гуманисти-
ческая психология
(К. Роджере,
Ф. Перлз,
В. Франкл)
|
Открытые и закрытые
вопросы. Отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога.
Восприятие «здесь» и «теперь». Пустое кресло. Беседа с частью «Я». Диалог
верх-
ней (авторитарной) и нижней (с чувством вины) собаки. Фиксированное ощущение.
Парадоксальные намерения. Перемена от-
ношения. Убеждение и призыв.
|
Метод эмпатического
научения.
Понять мир клиента и
поддержать его во время ответственного решения.
|
Повышение ответс-
твенности человека за свои поступки, социальная самоак-
туализация.
|
Задачи, решаемые на разных этапах консультирования
(по Г.С. Абрамовой)
Основные
этапы (блоки)
|
Решаемые
задачи
|
Консультируемый
|
Консультант
|
Подготовка
|
Фиксация затруднения,
попытки решения (самостоятельно или с помощью других).
Решение обратиться к психологу
|
Настрой на работу (определение смысловой
позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от
других вопросов).
Выбор времени,
подготовка места.
|
Установление контакта и построение
доверительного диалога.
|
Возникновение
доверия. Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы.
|
Достижение
согласованной позиции.
Распределение ролей
(Я… Ты… Мы…).
Поддержание
доверительного диалога.
|
Исследование ситуации
|
Описание, анализ
качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной
ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных
основ для разрешения возникшего затруднения.
|
Содействие клиенту в
описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди,
отве-
тов на вопросы и др.).
Выделение и анализ предмета
работы.
Профессиональный
анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа
высказыва-
ний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов
диагностики.
Выделение позитивного
«плацдарма» - основы для разрешения консультируемым возникшего затруднения.
|
Постановка цели
|
Формулирование
желаемого результата (Я хочу…), его уточнение и обоснование (Я действительно
этого хочу, так как…)
|
Содействие клиенту в
формулировании желаемого результата через пос-
тановку вопросов, исследование возможных последствий.
Оценка
реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели.
|
Психологическое
сопровождение акцентуированных подростков.
|