бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические основы организации групповой формы работы на занятиях по иностранному языку бесплатно рефераты


Очевидно, что ИКТ на приведенном выше занятии давало более яркие примеры наглядности, которая является важным средством создания и поддержания внутренней мотивации учащихся.

Давайте теперь рассмотрим англо-немецкий урок в 5 классе. Тема занятия – «Мой город». Сценарий урока представляет собой ролевую игру учеников.

Что это такое? Под ролевой игрой понимаются разные виды ролевой деятельности: от чтения по ролям, драматизации, инсценировки, симуляции до собственно ролевой игры (Д.Б. Эльконин, Г.А. Китайгородская, Р.С. Аппатова, Е.И. Матецкая, К. Ливингстоун). Ролевую игру не надо путать с игровой деятельностью. Ролевая игра в образовании всегда носит обучающий характер, она имеет определенную дидактическую цель, предполагает определенный сценарий развертывания, хотя он может меняться по ходу его реализации в соответствии с характером взаимоотношений персонажей, их видения проблемы. Ролевая игра отличается и от традиционных обучающих (дидактических) игр, которые также имеют дидактическую задачу, но не предусматривают драматизации. Ролевые игры могут строиться на выдуманных ситуациях (сказочных, фантастических) или вполне реальных, отражающих реальные события. Ролевая игра имеет ряд преимуществ. О. Финогенова отмечает следующие: мотивация, прагматизм, прикладной характер получаемых знаний, личностно-ориентированный подход.

К характерным признакам ролевых игр можно отнести следующие:

1.                 обязательное наличие в замысле игры проблемной ситуации, отражающей реальную действительность (моделирование процесса выработки решений по выходу из проблемной ситуации);

2.                 наличие и распределение ролей;

3.                 сценарий ролевой игры готовится заранее, но игроки действуют по заданному сценарию в соответствии с собственным пониманием своего персонажа. Это не выученные роли, здесь можно и нужно импровизировать.

4.                 наличие общей цели у коллектива.

5.                 коллективное принятие решений.

6.                 многоальтернативность решений.

В ролевых играх немаловажное значение приобретает сопровождающий фон – все виды наглядности: иллюстрации, фотографии, видеоклипы, слайды, схемы, диаграммы и т.д. В зависимости от сценария игры, ее сюжета возникает необходимость показать, где будет происходить действие, кто в нем участвует.

Ролевые игры носят весьма продуктивный характер, что выражается в имитации, моделировании социально значимых отношений между участниками игры, в умении применять знания, творчество, практические умения в различных областях в моделируемых ситуациях. Это действенное средство для развития критического и творческого мышления.

Итак, возвратимся к выше указанному занятию в5 классе. Одна часть группы учащихся – туристы из Германии, владеющие английским языком, другая – принимающая сторона из Москвы, говорящая и на немецком, и на английском. Такая билингвальная ситуация вполне соответствует современной жизни. Многие европейцы владеют несколькими иностранными языками и могут поддержать общение на любом удобном для них языке.

Идея урока принадлежит учителям, работающим с данным коллективом школьников, Л.И. Либман и О.Б. Чунаевой. И первые шаги в реализации плана были продуманы ими. Однако, в ходе подготовки ребята так увлеклись игрой, что стали предлагать свои собственные идеи и дополнения. В результате, то занятие, которое было продемонстрировано на семинаре, стало плодом соавторства учащихся и учителей, их совместной творческой деятельности. Оно является отличным примером педагогического сотрудничества! А мультимедиа послужила средством для более выразительной аудиальной и визуальной наглядности.

Хотелось бы рассмотреть еще один урок, который очень отличается от традиционной формы проведения. Это занятие демонстрировало работу в малых группах сотрудничества. Но для начала немного теории.

Сотрудничество – базовое понятие в гуманистической педагогике и личностно ориентированном подходе, поскольку все обучение строится на общении, на сотрудничестве. Л.С. Выготский считал, что учащиеся способны работать на значительно более высоком интеллектуальном уровне, если их обучение протекает совместно в малых группах, нежели в тех случаях, когда они обучаются индивидуально. Д. Брунер утверждал, что методы совместного обучения в сотрудничестве способствуют развитию умений, связанных с решением проблем, поскольку учащиеся вынуждены рассматривать различные варианты решения одной и той же проблемной ситуации. Такая совместная деятельность позволяет им использовать полученные ранее знания и умения критического мышления в качестве инструмента познавательной интеллектуальной деятельности.

К преимуществам работы в малых группах можно отнести следующие факторы:

1.                 работа в группе помогает избежать риска неверного решения;

2.                 над выполнением одного задания работают 3–4 человека, что уменьшает опасность упустить важные детали;

3.                 работа в группе способствует формированию готовности и умению сотрудничать в малом коллективе;

4.                 при работе в группе складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала каждого из ее членов;

5.                 группа оказывает исключительное воспитательное воздействие, стимулируя ее членов к взаимопомощи, к поддержке друг друга, ответственности не только за себя, но и за всю группу;

6.                 работа в группе вырабатывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других, честно дискутировать.

К возможным трудностям работы в группе можно отнести следующие.

1.                 работа в группе может потребовать более продолжительного времени по сравнению с индивидуальной работой. Время, в течение которого члены группы подстраиваются друг к другу и устраняют возможные недоразумения, может быть достаточно продолжительным;

2.                 работа в группе бывает трудно управляемой, особенно если в группе нет согласия;

3.                 при недостаточно продуманной организации отдельные члены группы могут пытаться воспользоваться результатами деятельности более сильных партнеров.

Вернемся к уроку, проведенному Е.Я. Михайлик, или, точнее сказать, проведенному ее учениками 7 класса. Темой занятия был праздник, посвященный дню рождения великого поэта Шотландии Роберта Бернса. Учащиеся под руководством своего учителя на протяжении месяца собирали, обрабатывали и структурировали материал, пользуясь различными источниками, в том числе электронной энциклопедией Википедия, а затем организовали его презентацию с помощью программы PowerPoint, четко определив свои роли. Кому же был предъявлен материал? Ученикам 6 класса. Таким образом, учащиеся 7 класса обучали других учащихся, знакомили их с творчеством знаменитого поэта, вели контроль за усвоением знаний. Но прежде, они сами учились работать сообща, в сотрудничестве, планировать свои действия и взаимодействия, относиться со всей ответственностью к той порции задания, которая была на каждого из них возложена. Такая необычная форма работы позитивно сказалась на развитие мышления, речи, воображения, социокультурной компетенции, мотивации учеников обоих классов, на раскрытие их творческого потенциал. Занятие явилось прекрасным примером для других учеников, которые высказали пожелание принять участие в чем-то подобном.

На уроке и в ходе подготовки к нему были отмечены все те плюсы и минусы, которые присущи работе в малых группах. Но первый опыт оказался вполне достойным повторения и продолжения. А совершенствованию нет предела!

Венцом нашего семинара стали выступления учеников 11 класса с презентацией исследовательских проектов на двух иностранных языках: английском и немецком, английском и французском.

Проектная деятельность нацелена на формирование интеллектуальных умений исследовательской деятельности. Этот вид деятельности предполагает владение и развитие целой совокупностью интеллектуальных умений. Прежде всего тех, что касаются умений работы с текстом, с информацией. Необходимо уметь отыскать нужную информацию в контексте поставленной задачи, провести ее анализ, выделить главные мысли, идеи, сопоставить с теми, что были знакомы ранее, сделать нужные выводы для решения обсуждаемой проблемы, оценить достоверность той или иной информации.

Проекты бывают разные. В книге «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркина дают развернутую типологию. Проекты наших учеников можно классифицировать как исследовательские, потому что при их оформлении была использована хорошо продуманная структура письменной работы, обозначены цели, актуальность предмета исследования. Они подчинены логике исследования, в котором обозначается проблема, ставятся задачи, определяется метод исследования, указываются источники информации, выдвигаются гипотезы решения проблемы, оформляются соответствующим образом результаты и предъявляются выводы. Ребята защищали свои проекты, используя PowerPoint презентацию. Защита велась на двух иностранных языках, и любой участник семинара мог задать и задавал интересующий его вопрос. Учащиеся показали великолепное владение языками и тем материалом, который был представлен «на суд» аудитории.

Предложенная картина проведенного семинара «Интегрированные уроки. Использование ИКТ на уроках иностранного языка» показывает, как шаг за шагом, ступень за ступенью ученики нашей школы осваивают два иностранных языка. На семинаре были представлены уроки с участием школьников различных возрастов, с различным языковым опытом. Безусловно, возникали речевые трудности и смешение языковых единиц, особенно у учащихся младших классов. Но подобная интерференция была прогнозируема, и учителями была продумана система упражнений на снятие отрицательного переноса. По мере взросления и накопления речевого и языкового опыта явления интерференции минимизируются, что и было продемонстрировано учащимися 11 класса. Для них не представляло сложности обсудить свой проект на известных им языках.

Что касается подтемы семинара, следует отметить, что умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением, лежащим в основе любой профессиональной и просто культурной компетенции. Причем, с информацией разного вида и на разных носителях: текстовой, иллюстративной, графической, мультимедийной. В связи с этим возрастает значение соответствующих технологий. Однако, мы еще используем информационные и коммуникационные технологии на ограниченном уровне. Думается, что причины кроятся в недостаточной осведомленности о возможностях ИКТ, в определенной компьютерной «безграмотности», в материальном оснащении кабинетов. Это и печалит, и обнадеживает.

В заключении и как бы в свое оправдание, хотелось бы привести цитату всемирно известного Билла Гейтса. «И все-таки одно low-tech устройство в моем офисе есть – это моя белая доска. У меня всегда под рукой цветные фломастеры, которые очень хороши для мозговой атаки с сотрудниками или даже иногда с самим собой».

Результаты поискового этапа эксперимента показали соответствие отобранных моделей сотрудничества специфике этапа обучения, содержанию конкретных этапов познавательной деятельности и доступность разработанной методики и комплекса упражнений для учащихся разного уровня обученности в различных формах взаимодействия.

Анализ данных количественной оценки эффективности разработанной методики и комплекса упражнений, свидетельствует о том, что для всех обучаемых использование разработанного комплекса упражнений и методики сопровождалось очевидным приростом результативности сформированности навыков и умений по каждому из выделенных параметров.

Результаты качественной оценки (анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение) учебного процесса с использованием разработанного комплекса упражнений и методики показали повышение мотивации учащихся к предмету, активность учащихся на уроке, улучшение психологического микроклимата в группе. Учащиеся стали более доброжелательны друг к другу, чаще готовы оказывать друг другу помощь.

Полученные в ходе эксперимента данные позволяют судить об эффективности разработанного комплекса упражнений для обучения в сотрудничестве с целью решения конкретных дидактических задач на данном
этапе обучения.

Результаты экспериментального обучения подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы и эффективность обучения в малых группах сотрудничества в основной школе при условии его систематического использования.




Заключение


Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. В соответствии с современными тенденциями развития систем образования в мире новые требования предъявляются к методам и средствам обучения иностранным языкам: они должны создать условия для активной учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на овладение способами работы с иноязычной информацией, самостоятельного мышления, взаимодействия в группах сотрудничества.

2. Дидактические свойства метода обучения в сотрудничестве (cooperative learning) определили его роль в системе обучения ИЯ: стимулировать самостоятельную активность учащихся по формированию лексических, грамматических навыков, поиску, обработке, осмыслению, и применению необходимой информации и создавать условия для социализации учащихся.

3. По своим психолого-педагогическим свойствам метод обучения в малых группах сотрудничества отличается от других форм групповой работы тем, что он направлен на формирование языковых навыков, а также интеллектуальных умений критического мышления в соответствии с разработанными принципами организации деятельности учащихся в группах сотрудничества: одно задание на группу, взаимопомощь, одна оценка на группу; подразумевает использование большого разнообразия технологически проработанных моделей.

4. Метод обучения в сотрудничестве не универсален, его роль и место определяются содержанием и логикой учебно-познавательной деятельности.

Использование данного метода на среднем этапе обучения иностранному языку ограничивается формированием и совершенствованием грамматических и лексических навыков, формированием умений критического мышления в говорении (смысловое, логическое изложение материала, умение аргументировать свою позицию), в чтении (выделение главной мысли, поиск фактов анализ, обобщение, оценка), в письменной речи (выписка нужной информации; смысловое, логическое изложение материала в связном письмен ном тексте). Обучение в сотрудничестве может быть эффективно использовано лишь в совокупности с другими методами и составляет один из компонентов дидактической системы.

5. При обучении иностранному языку на среднем этапе целесообразно использовать модель «Вертушка» для формирования и совершенствования лексических и грамматических навыков и модели 3-Step Interview, Team – Pair – Solo, Think – Pair – Share, Jigsaw, Academic Controversy для формирования отдельных умений критического мышления в области говорения, письма и чтения. Они позволяют вовлечь учащихся в разные виды интеллектуальной и коммуникативной деятельности в ходе решения проблемных задач.

6. В соответствии с специфическими характеристиками моделей сотрудничества и особенностями их использования при обучении иностранному языку типы упражнений в малых группах сотрудничества выделяются по следующим признакам: 1) по уровню овладения коммуникативной компетенцией и характеру решаемой дидактической задачи; 2) по характеру и со держанию проблемной направленности; 3) по количеству учащихся, взаимодействующих в ходе выполнения упражнения; 4) по характеру взаимодействия учащихся.

7. Комплекс упражнений для организации сотрудничества в малых группах на среднем этапе обучения иностранному языку представлен: 1) упражнениями на овладение языковым компонентом коммуникативной компетенции и 2) проблемными упражнениями, направленными на овладение отдельными интеллектуальными умениями критического мышления как компонента речевой и учебно-познавательной компетенций. Среди проблемных упражнений в соответствии с содержанием и характером их проблемной направленности различаются упражнения на генерацию идей, упражнения на обучение работе с информацией и упражнения, ориентированные на дискуссию.

8. Обучение в малых группах сотрудничества может быть эффективным, если учащиеся подготовлены к сотрудничеству в малых группах; группы сформированы в соответствии с учётом психологической совместимости и уровня обученности учащихся; подготовлен необходимый раздаточный материал; продумана планировка рабочего места учащихся.

9. Экспериментальное обучение подтвердило эффективность разработанной методики и комплекса упражнений: обучение в сотрудничестве способствует повышению уровня обученности учащихся по говорению, чтению и письму. Систематичное и целенаправленное применение работы в сотрудничестве позволяет формировать умения критического мышления, повысить уровень «социальной компетентности».

Таким образом, можно констатировать, что поставленная цель исследования была достигнута и все положения гипотезы подтверждены.




Список литературы


1. Азимов Э.Г. Щукин А.Н. Словарь методических терминов. Спб.: «Златоуст», 1999 472 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: ПИТЕР, 2001–260 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для студентов вузов обучающихся по спец. «Психология» – М.: Аспект, 2004 316 с,

4. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 111 с.

5. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкер Р. Социальная психология. Психо – логические законы поведения в социуме. СПб.: Прайм Еврознак, 2004. 358 с.

6. Аронсон Э. Общественное животное. СПб.: Прайм Еврознак, 2003–516 с.

7. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб.:АОЗТ «Интерс», 1995. 135 с.

8. Бабинский Л.М. Опорные схемы для обучения английскому языку. // Иностранные языки в школе. – 2000. – №2.

9. Барышников Н.В. Грибанова К.М. Блок-схемы на лекциях по методике преподавания иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 1996. – №3.

10. Бибиков В.Г. Об использовании дополнительных материалов при обучении английскому языку в старших классах. // Иностранные языки в школе. – 1981. – №1.

11. Бухбиндер В.А. и др. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. – Киев, 1980. – 247 с.

12. Горбунькова Т.Ф. Размещение и способы хранения средств обучения в кабинете иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 1988. – №4.

13. Горчев А.Ю. Самостоятельная работы школьников по иностранному языку; условия эффективности. // Иностранные языки в школе. – 1988. – №4.

14. Гурневская К.П. Что такое языковая лаборатория. // Иностранные языки в школе. – 1995. – №5.

15. Комков И.Ф. Задачи и упражнения по методике преподавания иностранных языков. – Минск, 1986. – 208 с.

16. Маслыко Е.А. Бабинская Г.К. Настольная книга преподавателей иностранного языка.

17. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 5-е изд., стереотип, Минск, 1999. – 522 с.

18. Обучение иностранному языку как специальности (для ин-тов и фак. иностр. яз): Учебное пособие / Бородулина М.К., Карлин А.Л., Лурье А.С. и др. – 2-е изд., испр. – М., 1982. с. 84 –97.

19. Паршина И.В. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 1987. – №2.

20. Поликаркин Б.А. Кабинет иностранного языка в сельской школе. // Иностранные языки в школе. – 1981. – №6.

21. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. – М., 1980. – 160 с.

22. Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении английскому языку. /Иностранные языки в школе. – 2003. – №2.

23. Ржанов А.В. Правильно ли вы эксплуатируете свой магнитофон? /Иностранные языки в школе. – 1978. – №6

24. Савина С.Н. Воспитание учащихся старших классах на внеклассной работе. // Иностранные языки в школе. – 1987. – №1

25. Шатилов Ф.С. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – Л., 1977. – 295 с.

26. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. // Иностранные языки в школе. – 1975. – №5

27. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 1975. – №5.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6