бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методическая деятельность бесплатно рефераты

Представленный теоретический модуль дает совокупность общих ориентиров для создания в школе личностно-развивающей образовательной системы, однако в различных образовательных учреждениях могут быть различные пути к этому. Найти наиболее оптимальный из них также одна из функций инновационного управления.

Переход к саморазвитию как стратегическая линия управления

Стратегическая линия управления в инновационном образовательном учреждении сегодня – превращение школы в саморазвивающийся организм. Достижение этой цели предполагает и другие инструменты и приоритеты управления. Среди них - ориентация на компетентность и творчество учителя, его свободу и профессиональную ответственность, потребность в участии, авторстве, личных достижениях, культ индивидуальности учителя и учащихся, открытости, неформальности в общении, создание команды единомышленников, привлечение к участию в жизни школы «сторонних сил» - компетентных специалистов, ученых, изменение статуса, авторитета школы в окружающей среде, обретение ею собственного лица и конкурентоспособности.

Чтобы школа «саморазвивалась», она должна обладать потенциалом саморазвития - своеобразной инфракультурой, существующей в виде выработанной в коллективе и потому принимаемой им системы ценностей. Эти ценности могут и не отличаться от общесоциальных, но важно, что они были пережиты, сформированы самими учителями. В основе стиля управления здесь лежит личный пример саморазвития руководителя, научность, компетентность и гуманизм его решений. Результаты работы каждого педагога здесь оцениваются по конечному личностно-развивающему результату. Школа, подобно личности, обладает своим индивидуальным лицом, своеобразием по сравнению с другими образовательными учреждениями.

Управленческий цикл в условиях авторской методической системы образовательного учреждения начинается с анализа личностно-развивающих возможностей методического процесса. При оценке профессиональной деятельности учителя руководителем школы в поле его зрения оказываются не только собственно профессиональные, но и личностные характеристики учителя: смысл и идеал профессиональной деятельности, высокий уровень саморегуляции и рефлексии в профессиональной работе, гибкость и аналогичность педагогического общения.

Новая стратегия порождает и новые методы управления. Это – многопараметральное системное проектирование авторской общешкольной методической системы, позволяющее увязать воедино: знания, творчество, стандарт, индивидуальность педагогов, внутреннюю целостность и взаимодействие со средой; создание реальных образцов опыта, в том числе и не имеющего аналогов в науке и практике; передача учителю авторских, а не только исполнительских полномочий; разработка и внедрение интерактивных форм методической работы, через которые учитель переходит на новый уровень профессионализма; изменение профессионального педагогического мышления учителей, позволяющего создавать индивидуально-авторские методические и педагогические системы.

Резюмируя сказанное, можно выделить специфические управленческие действия руководителя школы, направленные на организационное обеспечение личностно ориентированного образования: 1) освоение и применение личностно ориентированных критериев жизнедеятельности учащихся, учителей, школьной организации в целом; 2) использование модели личностно ориентированной ситуации как инструмента внутришкольного педагогического анализа (применительно к развитию учащихся на уроках, воспитательных мероприятиях, в сфере внеучебного общения и т. п.); 3) диагностика профессиональных возможностей учителей в аспекте их готовности к созданию авторской методики и стиля личностно ориентированной педагогической деятельности; 4) персональное влияние руководителя на этико-культурную атмосферу школы - формируемую структуру общения, стиль, ожидания, мотивацию, событийность развивающейся личности; 5) организация внутришкольного развивающегося методического процесса, обеспечивающего овладение учителями проектно-целевой деятельностью, реконструкцию предметного содержания обучения с целью обеспечения его вхождения в структуру личностного опыта ребенка, освоение природы и технологий создания разнофункциональных личностно ориентированных ситуаций, овладение опытом педагогического анализа и педагогической диагностики на основе личностных критериев. В данной системе методической работы должно осуществляться и самообразование сотрудников администрации школы, необходимое для овладения новыми моделями управления.

Специфика управления личностно ориентированной образовательной системой состоит в том, что управление призвано обеспечит здесь «становление и функционирование» учителя как носителя личностно-развивающей педагогической деятельности. Такому учителю присущи субъектность, компетентность и самообоснованность педагогических решений. Речь идет в данном случае не об учителе-новаторе, готовом внедрять в практику «достижения науки и передового опыта», а об учителе, создающем собственную, адекватную своему личностному потенциалу педагогическую систему. Рассмотрению механизма управления, нацеленного на формирование авторских педагогических систем учителей, посвящена работа В. В. Анисимовой, исследующей природу авторства как неотъемлемую черту личностно ориентированной педагогической деятельности. Чтобы в педагогическом процессе была востребована личность ученика, в нем в первую очередь должна быть востребована личность учителя. Она должна состояться, самоопределиться, найти свой, индивидуальный, в какой-то степени уникальный способ профессиональной самореализации, что, собственно, и обозначается понятием авторской педагогической системы.

Внутренние функциональные средства труда отражаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту иди иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ-Я в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка. Следовательно, содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания (осознания собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).


5. Характеристика авторской личностно ориентированной методической системы образовательного учреждения


Как определить, что руководитель образовательного учреждения занят созданием именно авторской методической системы, а не чего-то иного? Личностный подход как раз и позволяет вести поиск таких критериев. К ним, по мнению В. В. Серикова, относятся:

1) удержание руководителем в поле своего сознания конечной цели деятельности школы - создания системы условий (ситуаций), востребующих проявление и развитие личностного потенциала педагогов;

2) обеспечение образованности каждого учителя и создание возможностей для его индивидуального продвижения и самореализации;

3) отслеживание по научно обоснованным критериям того, что учителя школы заняты именно педагогической (личностно ориентированной) деятельностью, а не лишь сопутствующими или имитирующими её компонентами;

4) информационное и методическое обеспечение профессионального развития учителя;

5) консультативная помощь учителю в самореализации через создание «авторской» методической или педагогической системы;

6) интегрирующая функция руководителя на административно-организационном и ценностно-ориентационном уровнях;

7) создание социальной среды (пространства) школы, включающей дополнительное образование и семейное воспитание.

Лекция 4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

1. Технология педагогического управления.


Технология педагогического управления рассматривается как система целенаправленных, последовательных управленческих воздействий на управляемую систему для достижения поставленной цели с наименьшими затратами временных, материальных и других ресурсов.

Если цель – это обоснованная идеальная модель результатов деятельности, то целью управления образовательным учреждением является её развитие, перевод в новое качественное состояние, в инновационный режим работы.

Если рассматривать технологию как построение системы операций, то логика построения технологии педагогического управления будет иметь следующий вид:

1.            Анализ реальной образовательной ситуации в данном образовательном учреждении, выявление противоречий в педагогической практике как источника проблемы.

2.            Определение целей и критериев их достижения.

3.            Прогнозирование промежуточных и конечных результатов, выявление ожидаемых новообразований в личности педагога (его опыте, знаниях и поведении).

4.            Проектирование модели развития педагогов и образовательного учреждения в целом.

5.            Разработка особой системы педагогического взаимодействия руководителя и педагогов, педагога и студентов.

6.            Управленческое – информационное, психологическое и методическое – обеспечение соответствующего вида педагогической деятельности.

2. Технология анализа методического процесса.


1.            Аналитическое обоснование цели и задач на предстоящий год или этап методической работы.

2.            Вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно повлиявших на конечные результаты.

3.            Выявление взаимосвязи между конечными результатами деятельности образовательного учреждения, факторами и условиями их формирования.

4.            Оценка качества педагогического (методического и образовательного) процесса в целом, осознание общих и частных задач, которые стоят перед образовательным учреждением в целом и перед каждым участником педагогического процесса, что способствует мотивации по принятию этих задач.

5.            Показ роли педагогической науки, передового опыта, инноваций в достижении полученных результатов.

6.            Стимулирование каждого педагога на собственное развитие на основе самооценки итогов и оценки его коллективом.

7.            Установление преемственности в целях, содержании и формах работы педагогического коллектива.


3. Технология целеполагания.


Алгоритм формулировки целей был предложен Дж. Л. Моррисем, показавшим, что правильная формулировка целей управления должна начинаться с глагола определенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие, и отражать следующие основные положения:

ü           конкретизировать требуемый конечный результат;

ü           конкретизировать заданный срок достижения цели;

ü           конкретизировать максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;

ü           давать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

ü           отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям данного исполнителя;

ü           быть понятной всем, кто будет работать для ее достижения;

ü           быть реальной и достижимой, но не легкой;

ü           обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;

ü           быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;

ü           исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;

ü           должна соответствовать основным принципам и методам научной организации труда;

ü           совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации;

ü           фиксироваться в письменном виде;

ü           быть согласованной менеджером в личной беседе с подчиненными.


4. Технология диагностирования в системе методической работы.

1.            Определение целей и задач педагогического диагностирования в системе методической работы.

2.            Планирование предстоящего диагностирования.

3.            Выбор оптимальных диагностических средств (критериев, уровней, методов).

4.             Сбор информации о диагностируемом объекте (соотношение реального состояния с оптимальным).

5.             Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, ее анализ.

6.             Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство, на основе анализа достоверной информации.

7.             Прогнозирование перспектив дальнейшего профессионального развития педагогов.

8.             Практическое использование результатов педагогического диагноза в организации внутри(до)школьной методической работы.

9.             Осуществление коррекции по управлению методическим процессом с целью дальнейшего профессионального развития педагогов.

5. Технология педагогического прогнозирования.


Под технологией педагогического прогнозирования понимается описание последовательности деятельности руководителя (педагога), направленной на исследование перспектив образовательного процесса.

Технология педагогического прогнозирования представляет собой сложный процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов:

1) анализ понятийного аппарата по педагогической прогностике;

2) определение объекта прогнозирования;

3) анализ исходного состояния объекта прогнозирования, выявление причин, его породивших;

4) определение целей, задач и времени, необходимого для педагогического прогнозирования;

5) выбор путей и методов получения предпрогнозной информации;

6) сбор информации о прогнозируемом объекте;

7) оценка степени достоверности и точности прогностических данных;

8) обработка полученной информации, ее анализ, систематизация и классификация;

9) синтез компонентов прогнозируемого объекта в некоторое новое единство на основе анализа достоверной информации;

10) моделирование с целью получения модели прогноза;

11) выработка конкретных рекомендаций;

12) практическое применение данных педагогического прогнозирования в профессиональной деятельности.


6. Технология проектирования методической системы.


В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

Технология проектирования оптимального для образовательного учреждения варианта методической системы состоит из следующих основных этапов.

I. Выдвижение гипотезы – развернутого предположения, где максимально подробно изложена система мер, за счет которых ожидается получить высокую эффективность методического процесса.

1.     Выявление противоречий в педагогической практике на основе анализа внешней и внутренней образовательной ситуации.

2.     Самоопределение в пространстве философии образования.

3.     Определение основных педагогических принципов.

4.     Формулирование целей проекта.

II. Формирование концепции - руководящей идеи, ведущего замысла.

1.     Определение цели развития методической системы на основе анализа существующей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10