бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методическая деятельность бесплатно рефераты


2. Организационно-педагогическая функция:

ü           оказание методической помощи различным категориям педагогических работников путем проведения текущих, тематических, оперативных консультаций;

ü           организация краткосрочных, длительных курсов повышения квалификации педагогических работников на областном уровне;

ü           организация семинаров, практикумов, конференций и др. на всех уровнях;

ü           установление организационных отношений в коллективе, профессиональных связей между людьми.

3. Информационно-пропагандистская:

ü           систематизация и распространение методических знаний обобщение и пропаганда положительного педагогического опыта;

ü           взаимодействие со средствами массовой информации;

ü           информирование заведующих учебно-методических отделов, кабинетов и администрации образовательных Учреждений об издающихся учебных пособиях, видеоматериалах, аудиовизуальных средствах обучения;

ü           восприятие и ретрансляция информации по новым педагогическим технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта;

ü           сбор и преобразование информации, выявление и создание банков данных по актуальным вопросам системы ДОД, интеграции общего и дополнительного образования детей;

ü           выпуск рекламно-информационной продукции.

4. Издательская функция:

ü           производство методической продукции: информационно-пропагандистской, организационно-методической, учебно-методической продукции;

ü           организация редактирования подготавливаемых к изданию образовательных программ, учебно-методических пособий, обобщения результатов опытно-экспериментальной работы.

5. Диагностико-аналитическая функция:

ü           диагностика состояния образовательного процесса и социальной практики в сфере ОУДОД;

ü           выявление факторов, влияющих на уровень образованности обучающихся;

ü           диагностика реальных затруднений педагогов в реализации модели воспитательной системы ОУДОД;

ü           выявление внутренних педагогических резервов для повышения качества дополнительного образования детей;

ü           выявление, изучение формирование, обобщение и распространение педагогического опыта внутри образовательного учреждения и вне, выработка рекомендаций по его освоению;

ü           сбор достоверной информации о деятельности детских, юношеских общественных организаций, объединений и движений;

ü           изучение педагогического и общественного спроса на услуги методической службы;

ü           исследование социального заказа на образовательные услуги ОУДОД.

6. Контрольно-диагностическая функция - организация контроля за состоянием образовательного процесса в ОУДОД (посещение и анализ методистами занятий педагогов, диагностика применяемых педагогом педагогических технологий и анализ и т. д.);

ü           контроль за работой методических объединений, методических советов и других форм учебно-методической деятельности;

ü           оперативное изучение и анализ педагогических явлений и процессов в ОУДОД;

ü           регулирование и коррекция образовательно-воспитательного процесса;

ü           диагностика профессиональной компетентности педагогических кадров ОУДОД;

ü           анализ интеграционных процессов в сфере общего и дополнительного образования детей по направлениям: «Образование», «Досуговая деятельность», «Социальная практика», «Творчество», «Управление»;

ü           анализ итогов МР за предыдущий учебный год (аналитическая справка).

7. Психолого-педагогическая функция:

ü           изучение личности педагога, диагностика его профессиональной компетентности;

ü           диагностика реальных затруднений педагогических работников в образовательной деятельности;

ü           психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;

ü           психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка всех обучающихся;

ü           формирование мотиваций детей к обучению по образовательным программам различной направленности;

ü           развитие педагогических способностей, профессиональных качеств, повышение уровня педагогической культуры.

8. Прогностическая функция:

ü           целеполагание, программирование, прогнозирование образовательного процесса в ОУДОД;

ü           прогнозирование деятельности детских, юношеских общественных объединений, организаций и движений;

ü           выработка стратегических линий развития системы дополнительного образования детей;

ü           разработка стратегии развития образовательного процесса в ОУДОД.

9. Конструктивная функция:

ü           моделирование, разработка и апробирование образовательных программ, учебно-методической документации, педагогических технологий, разработка перспективных планов издания учебников, учебно-методических пособий, проектов, их реализация;

ü           разработка и апробация моделей досуговой деятельности детей;

ü           разработка и апробация педагогических технологий личностно-ориентированной направленности.

10. Инновационная функция:

ü           создание и организация работы структур, обеспечивающих инновационное развитие ОУДОД (временные творческие и исследовательские группы, экспертные советы и т.д.);

ü           научно-методическое обеспечение организации системы опытно- экспериментальной работы в ОУДОД;

ü           участие в моделировании и обеспечении функционирования микро и макро педагогических систем.

11. Координационная функция:

ü           координация деятельности с общеобразовательными школами и другими субъектами образовательного и социокультурного пространства;

ü           осуществление методического руководства процессами интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования детей в целях социальной защиты и охраны детства, жизни и здоровья детей, развитие творческого потенциала, достоинства и прав растущего человека;

ü           оказание комплексной методической помощи педагогическим работникам школ и ОУДОД в условиях интеграции,

ü           изучение спроса на совместную образовательную деятельность школ и ОУДОД;

ü           обеспечение адаптации модели методической службы в социально-экономических условиях региона.

2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:

ü                  теоретические семинары (доклады, сообщения);

ü                  семинары-практикумы (доклады, сообщения);

ü                  диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);

ü                  «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

ü                  лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;

ü                  обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

ü                  в обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла;

ü                  обсуждение и оценка авторских образовательных программ, учебных пособий;

ü                  обсуждение методов диагностики развития детей;

ü                   разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;

ü                   обсуждение результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

ü                  конкурсы «Лучший методист ОУДОД», «Лучший педагог дополнительного образования года»;

ü                  педагогические чтения, научно-практические конференции и др;

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в ОУДОД.

Обобщение опыта – это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.

В основе деятельности эксперта (педагога, методиста) заложено, прежде всего, осмысление, обоснование, анализ и обобщенное систематизированное описание педагогического опыта. При выборе педагогического опыта и его дальнейшего изучения эксперту необходимо обоснование обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (длительное изучение реальной практической деятельности педагога, программно-методических материалов программ воспитательной деятельности, свидетельствующих о высокой и устойчивой результативности образовательно-воспитательного процесса в учреждении или детском творческом объединении на протяжении ряда лет).

Важным этапом в ходе изучения педагогического опыта является постановка четкого целеполагания дальнейшего обобщения. Эксперт должен сделать прогноз и аргументацию ценностей предстоящего обобщения. Обобщить – это вывести и сформулировать основные идеи, на которых базируется конкретный педагогический опыт. Не менее важно обосновать актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Эксперт должен стремиться к выявлению объективных закономерностей творческого использования и развития конкретного педагогического опыта.

Процедурную сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата.

Основным методом первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей профессиональной деятельности (результативность образовательной программы, результативность воспитательной деятельности, профессиональная компетентность и т.д.). Эксперт должен ознакомиться с индивидуально-авторской или экспериментальной образовательной программой педагога, представляющей собой оригинальную методическую разработку, в которой дается обоснование новизны, актуальности новых концептуальных положений по одной из образовательных направленностей (художественно-эстетическая, культурологическая, социально-педагогическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10