Методическая деятельность
2.
Организационно-педагогическая функция:
ü
оказание
методической помощи различным категориям педагогических работников путем
проведения текущих, тематических, оперативных консультаций;
ü
организация
краткосрочных, длительных курсов повышения квалификации педагогических
работников на областном уровне;
ü
организация
семинаров, практикумов, конференций и др. на всех уровнях;
ü
установление
организационных отношений в коллективе, профессиональных связей между людьми.
3.
Информационно-пропагандистская:
ü
систематизация
и распространение методических знаний обобщение и пропаганда положительного
педагогического опыта;
ü
взаимодействие
со средствами массовой информации;
ü
информирование
заведующих учебно-методических отделов, кабинетов и администрации
образовательных Учреждений об издающихся учебных пособиях, видеоматериалах,
аудиовизуальных средствах обучения;
ü
восприятие
и ретрансляция информации по новым педагогическим технологиям обучения и
воспитания отечественного и мирового опыта;
ü
сбор и
преобразование информации, выявление и создание банков данных по актуальным
вопросам системы ДОД, интеграции общего и дополнительного образования детей;
ü
выпуск
рекламно-информационной продукции.
4.
Издательская функция:
ü
производство
методической продукции: информационно-пропагандистской,
организационно-методической, учебно-методической продукции;
ü
организация
редактирования подготавливаемых к изданию образовательных программ,
учебно-методических пособий, обобщения результатов опытно-экспериментальной
работы.
5.
Диагностико-аналитическая функция:
ü
диагностика
состояния образовательного процесса и социальной практики в сфере ОУДОД;
ü
выявление
факторов, влияющих на уровень образованности обучающихся;
ü
диагностика
реальных затруднений педагогов в реализации модели воспитательной системы
ОУДОД;
ü
выявление
внутренних педагогических резервов для повышения качества дополнительного
образования детей;
ü
выявление,
изучение формирование, обобщение и распространение педагогического опыта внутри
образовательного учреждения и вне, выработка рекомендаций по его освоению;
ü
сбор
достоверной информации о деятельности детских, юношеских общественных
организаций, объединений и движений;
ü
изучение
педагогического и общественного спроса на услуги методической службы;
ü
исследование
социального заказа на образовательные услуги ОУДОД.
6.
Контрольно-диагностическая функция - организация контроля за состоянием образовательного
процесса в ОУДОД (посещение и анализ методистами занятий педагогов, диагностика
применяемых педагогом педагогических технологий и анализ и т. д.);
ü
контроль
за работой методических объединений, методических советов и других форм
учебно-методической деятельности;
ü
оперативное
изучение и анализ педагогических явлений и процессов в ОУДОД;
ü
регулирование
и коррекция образовательно-воспитательного процесса;
ü
диагностика
профессиональной компетентности педагогических кадров ОУДОД;
ü
анализ
интеграционных процессов в сфере общего и дополнительного образования детей по
направлениям: «Образование», «Досуговая деятельность», «Социальная практика»,
«Творчество», «Управление»;
ü
анализ
итогов МР за предыдущий учебный год (аналитическая справка).
7.
Психолого-педагогическая функция:
ü
изучение
личности педагога, диагностика его профессиональной компетентности;
ü
диагностика
реальных затруднений педагогических работников в образовательной деятельности;
ü
психолого-педагогическая
поддержка одаренных детей;
ü
психолого-педагогическая
и социально-педагогическая поддержка всех обучающихся;
ü
формирование
мотиваций детей к обучению по образовательным программам различной
направленности;
ü
развитие
педагогических способностей, профессиональных качеств, повышение уровня
педагогической культуры.
8.
Прогностическая функция:
ü
целеполагание,
программирование, прогнозирование образовательного процесса в ОУДОД;
ü
прогнозирование
деятельности детских, юношеских общественных объединений, организаций и
движений;
ü
выработка
стратегических линий развития системы дополнительного образования детей;
ü
разработка
стратегии развития образовательного процесса в ОУДОД.
9.
Конструктивная функция:
ü
моделирование,
разработка и апробирование образовательных программ, учебно-методической
документации, педагогических технологий, разработка перспективных планов
издания учебников, учебно-методических пособий, проектов, их реализация;
ü
разработка
и апробация моделей досуговой деятельности детей;
ü
разработка
и апробация педагогических технологий личностно-ориентированной направленности.
10.
Инновационная функция:
ü
создание
и организация работы структур, обеспечивающих инновационное развитие ОУДОД
(временные творческие и исследовательские группы, экспертные советы и т.д.);
ü
научно-методическое
обеспечение организации системы опытно- экспериментальной работы в ОУДОД;
ü
участие в
моделировании и обеспечении функционирования микро и макро педагогических
систем.
11.
Координационная функция:
ü
координация
деятельности с общеобразовательными школами и другими субъектами
образовательного и социокультурного пространства;
ü
осуществление
методического руководства процессами интеграции дошкольного, общего и
дополнительного образования детей в целях социальной защиты и охраны детства,
жизни и здоровья детей, развитие творческого потенциала, достоинства и прав
растущего человека;
ü
оказание
комплексной методической помощи педагогическим работникам школ и ОУДОД в
условиях интеграции,
ü
изучение спроса на совместную образовательную деятельность школ и ОУДОД;
ü
обеспечение адаптации модели методической службы в
социально-экономических условиях региона.
2. ОСНОВНЫЕ
СРЕДСТВА И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Методическая
помощь – это
оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности
детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и
дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами
– консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и
т.д.
Тематическая
консультация
позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно
раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются
методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические
консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к
тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический
материал.
Текущая
консультация
проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических
работников в ходе их профессиональной деятельности.
Консультация-оперативка проводятся по инициативе
методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных
воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции
на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.
Наставничество используется в работе с
молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного
педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного
самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых
методик, образовательных программ и т. д.
В практике ОУДОД
сложились следующие традиции по ведению методической документации по
консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут
записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме:
виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника,
проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О.
педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического
работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую
консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале;
роспись методиста (консультанта) в журнале.
Методическое
руководство
выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими
работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой
деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок
организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели
результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за
выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы
развития ОУДОД.
Методическое
обучение –
это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и
общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных
семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные
средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность
педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.
Эти и другие
средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах
методической деятельности:
ü
теоретические
семинары (доклады, сообщения);
ü
семинары-практикумы
(доклады, сообщения);
ü
диспуты,
дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника
аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);
ü
«деловые
игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,
ü
лектории
ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;
ü
обсуждение
современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической
науки;
ü
в
обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их
цикла;
ü
обсуждение
и оценка авторских образовательных программ, учебных пособий;
ü
обсуждение
методов диагностики развития детей;
ü
разнообразные
выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий,
изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;
ü
обсуждение
результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и
внедрению;
ü
конкурсы
«Лучший методист ОУДОД», «Лучший педагог дополнительного образования года»;
ü
педагогические
чтения, научно-практические конференции и др;
Обобщение
педагогического опыта
Обобщение педагогического
опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление,
выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное
описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение
какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения,
либо одного педагогического работника или группы единомышленников в ОУДОД.
Обобщение опыта –
это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых
тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и
доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих
тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и
ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.
В основе деятельности
эксперта (педагога, методиста) заложено, прежде всего, осмысление, обоснование,
анализ и обобщенное систематизированное описание педагогического опыта. При
выборе педагогического опыта и его дальнейшего изучения эксперту необходимо
обоснование обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (длительное
изучение реальной практической деятельности педагога, программно-методических
материалов программ воспитательной деятельности, свидетельствующих о высокой и
устойчивой результативности образовательно-воспитательного процесса в
учреждении или детском творческом объединении на протяжении ряда лет).
Важным этапом в
ходе изучения педагогического опыта является постановка четкого целеполагания
дальнейшего обобщения. Эксперт должен сделать прогноз и аргументацию ценностей
предстоящего обобщения. Обобщить – это вывести и сформулировать основные идеи,
на которых базируется конкретный педагогический опыт. Не менее важно обосновать
актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть
условия, при которых возможна их реализация. Эксперт должен стремиться к
выявлению объективных закономерностей творческого использования и развития
конкретного педагогического опыта.
Процедурную
сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики,
способы обработки и описания полученного результата.
Основным методом
первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей
профессиональной деятельности (результативность образовательной программы,
результативность воспитательной деятельности, профессиональная компетентность и
т.д.). Эксперт должен ознакомиться с индивидуально-авторской или
экспериментальной образовательной программой педагога, представляющей собой
оригинальную методическую разработку, в которой дается обоснование новизны,
актуальности новых концептуальных положений по одной из образовательных
направленностей (художественно-эстетическая, культурологическая,
социально-педагогическая, научно-техническая, туристско-краеведческая,
эколого-биологическая и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|