Методическая деятельность
ü
принцип
оптимальности (учет реальных возможностей);
ü
принцип
целенаправленности (ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь);
ü
принцип
перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперед);
ü
принцип
учета специфики учреждения и педагогического коллектива.
Процесс
планирования состоит из следующих этапов:
I этап — анализ методической
деятельности за прошедший период, включая выявление проблем
(неудовлетворительные результаты деятельности), поиск причин возникновения
проблем, определение направлений преобразований.
II этап — постановка целей и задач.
Цель — образ
желаемого результата, который можно достичь за определенный срок. Цель
раскладывается на конкретные задачи — конкретные результаты, которые
предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.
III этап — определение разделов плана
по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.
IV этап — рассмотрение проекта плана
и определение сроков исполнения и ответственных.
V этап — утверждение плана на
педагогическом совете.
Одним из путей
совершенствования методической деятельности является программно-целевое
планирование, которое составляется под реализацию выявленных проблем и
предполагает конкретизировать задачи повышения квалификации кадров, выбрать
формы организации занятий, обеспечить единство в работе всех структур
методической службы.
Проектировочная
функция методической службы
Проектировочная
функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов
деятельности учреждения дополнительного образования, которое включает:
ü
программы
развития учреждения дополнительного образования детей и других стратегических
документов (Устава и т.д.);
ü
программы
образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные и др. и
технологии их реализаций
ü
нормативные
документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного
образования детей;
ü
методические
документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный,
исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;
ü
технологии
осуществления процедур инновационной деятельности
ü
наиболее
продуктивные методы и приемы обучения.
Построение образа
будущего учреждения дополнительного образования детей начинается с определения
того контингента обучающихся, на удовлетворение потребностей (образовательных,
оздоровительных, культурно-досуговых, социально-адаптационных и др.) которого оно
будет работать. Таким образом, уточняется миссия учреждения дополнительного
образования детей, т.е. та часть общего социального заказа на образование,
целям которого она служит. Затем следует обратиться к результатам
проблемно-ориентированного анализа и выделить те проблемы, которые потребуется
решить.
В результате
разработки концептуального проекта должно быть получено описание обновленного
учреждения дополнительного образования детей, содержащее следующие компоненты:
ü
структуру
учреждения дополнительного образования детей;
ü
новый
учебный план;
ü
образовательные
программы (авторские, экспериментальные, модифицированные);
ü
организацию
учебно-воспитательного процесса (новые подходы, идеи, структуры, способы);
ü
характеристики
(описания) новых технологий, методик, механизмов обучения, воспитания и
развития обучающихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание
образования;
ü
характеристики
нового содержания, структуры, организации, образовательной, досуговой,
методической и т.д. работы.
Разработанный
концептуальный проект будет представлять собой будущее состояние учреждения
дополнительного образования детей.
Организационно-координационная
функция методической службы
Организация
деятельности методической службы должна быть гибкой, учитывать на основе данных
проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении,
обеспечивать возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный
уровень. Основные направления организационно-координационной функции:
ü
создание
и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы
(кафедр, временных творческих и исследовательских групп, экспертных советов и
т.д.);
ü
рациональное
распределение функционала между организаторами методической работы
ü
научно-методическое
обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;
ü
организация
системы повышения квалификации педагогических работников;
ü
организация
конференций, семинаров и т.п.;
ü
организация
системы внешних связей учреждения дополнительного образования детей,
необходимых для успешного осуществления нововведений;
ü
координация
совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие
инновационной деятельности работников учреждения дополнительного образования
детей и привлекаемых представителей сторонних организаций (НИИ, вузов, др.);
ü
координация
деятельности учреждения дополнительного образования детей в общеобразовательных
школах;
ü
организация
редактирования подготавливаемых к изданию программ, учебных и методических
пособий, результатов опытно-экспериментальной работы.
Обучающая
функция методической службы
Обучающая функция
(повышение квалификации) направлена на повышение профессионального уровня
конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога
актуальными педагогическими знаниями и технологиями; развитие его общей
эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.
Реализация
обучающей функции осуществляется посредством различных организационных форм
повышения квалификации педагогов.
Самообразование — самостоятельное изучение
специальной литературы (научной, педагогической, методической, нормативных
документов).
Консультации (индивидуальные или
групповые). Проводятся методистами учреждений дополнительного образования детей,
специалистами окружного и городского методцентра, ИПК (института повышения
квалификации). Консультанты должны владеть определенными знаниями передового
опыта, достижений науки, техники, искусства, механизмом применения их на
практике.
Консультации и
наставничество наиболее часто используются в работе с молодыми специалистами или при
освоении передового педагогического опыта, авторских программ,
практико-ориентированных научных разработок. В основе этих форм лежат данные
проблемного анализа собственной деятельности педагога, процесса и условий
апробации новых программ, содержания, методик и т.п.
Ролевые игры и
мозговые атаки проводятся с целью стимуляции аналитической и прогностической
деятельности педагогов.
Курсы, организованные на разных
уровнях, подразделяются на:
Формы курсового
обучения:
• секционные
курсы по общим вопросам дополнительного образования;
• практические
курсы, обеспечивающие профессиональную подготовку по всем направлениям
деятельности УДО;
• методические
объединения по профилям;
• практическая
стажировка по профилям и профессиям.
Курсы
информационно более насыщены, семинары и практикумы целенаправленны в силу
активной роли участников. Для получения результата важно оптимальное
сочетание всех форм работы по повышению квалификации.
Повышение
профессионального уровня педагогов, развитие педагогического коллектива
учреждения дополнительного образования детей осуществляется в рамках
деятельности методической службы на основании анализа результатов работы
учреждения дополнительного образования в целом (образовательного процесса,
передового педагогического опыта и т.п.).
Необходимое
условие осуществления обучающей функции — организация работы на
диагностической основе: изучая затруднения педагогов, руководители курсов
должны сформировать группы для различного общения по содержанию, объемам,
сложности, формам занятий.
Контрольно-диагностическая
функция методической службы
Контрольно-диагностическая
функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется
по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить
соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.
Содержание
педагогической диагностики включает:
ü
оперативное
изучение и оценку педагогических явлений и процессов;
ü
регулирование
и коррекцию процесса или явления.
Диагностика
профессиональной подготовленности педагога включает изучение его научно-теоретической
подготовки (знание основ своего предмета и т.п.); методической подготовки
(владение методами и приемами обучения и т.п.); психолого-педагогической
подготовки (знание возрастных особенностей детей и т.п.).
Учреждение
дополнительного образования детей со своей стороны должно осуществлять
постоянный контроль методической работы на диагностической основе.
Контроль является
хорошим стимулом для педагогов к поиску путей совершенствования своей
методической работы.
В практике
образовательных учреждений используется, как правило, режим непосредственного
контролирования, поэтому контроль зачастую приобретает неконструктивный
характер и приводит к демотивации педагогов. Следует отметить и его
субъективность, поскольку контролирующий (методист, руководитель структурного
подразделения, завуч) оценивает работу педагога (занятия, формы работы) с
позиции собственного опыта преподавания.
Изучение качества
работы педагога, качества знаний и умений его учеников должно проводиться
внутри учреждения на основе разработанных методической службой программ
управления качеством.
В таблице приводится
сравнительный анализ различных форм контроля.
Сравнение различных форм контроля
|