бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методическая деятельность бесплатно рефераты

2.     Выявление структурных элементов концепции как системы.

3.     Анализ необходимых (кадровых, финансовых, материально-технических и др.) ресурсов - условий для реализации идей концепции.

4.     Обеспечение взаимодействия методической службы с внешней средой.

5.     Создание условий для развития методической системы.

III. Разработка модели - материально реализуемой системы, изучение которой дает нам новую информацию об объекте.

1.     Анализ педагогического коллектива (состава, уровня профессионального развития и т. д.).

2.     Постановка целей и задач методической работы.

3.     Разработка содержания методического обучения.

4.     Выбор организационных форм, развивающих, педагогических технологий.

5.     Разработка профессиограммы, циклограммы и др.

IV. Составление деятельностно-ресурсного плана.

1.     Определение этапов методического процесса, сроков и исполнителей реализации проекта.

2.     Разработка содержания методической и управленческой деятельности.

3.     Ресурсное обеспечение реализации проекта.

Педагогический менеджмент, как и всякая деятельность, имеет целенаправленный характер. Это предопределяет необходимость вычленять основные цели менеджмента в учебных заведениях и определять правила их научно обоснованной формулировки. В качестве таких основных целей определяются следующие:

1)    эффективное и планомерное использование сил, средств и времени всех работников учебного заведения и учащихся;

2)    определение соответствия деятельности руководителей образовательного процесса учебных заведений конкретным целям и реальным планам развития образовательного учреждения;

3)    полнота, сопоставимость, непротиворечивость, взаимосвязанность, конкретность и реальность определенных целей и их со-подчиненность главной цели — воспитанию, учению и развитию человека как свободной, ответственной и творческой личности, формированию у него готовности к труду, активной жизненной позиции, научного мировоззрения.


7. Технология программирования (разработки программы опытно-экспериментальной и научно-методической работы).


1.     Выявление проблем и обоснование их актуальности - диагностико-аналитический этап.

1.1   Диагностика затруднений педагогов.

1.2   Анализ состояния учебно-воспитательного процесса.

1.3   Выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в ликвидации с помощью новых методик, технологий, структур.

2.     Разработка развернутой программы ОЭР и НМР - прогностический этап.

2.1   Постановка цели, ее декомпозиция в веер задач.

2.2   Построение модели новой технологии (методики, структуры, системы мер и т. д.).

2.3   Формулирование гипотезы, прогнозирование положительных результатов и возможных негативных последствий.

3.     Организация экспериментальной, научно-методической и исследовательской работы – организационный этап.

3.1   Подготовка материальной базы.

3.2   Распределение управленческих функций.

3.3   Организация специальной подготовки кадров.

3.4   Научно-методическое обеспечение.

3.5   Стимулирование творческих педагогов, участвующих в ОЭР.

4.     Реализация программы – практический этап.

4.1   Проведение исходных констатирующих срезов.

4.2   Реализация проекта (новой технологии, методики, системы мер и т. п.).

4.3   Отслеживание процесса, промежуточных (текущих) резу-зультатов.

4.4   Корректировка испытываемой технологии, контрольные срезы.

5.     Оформление и описание хода и результатов ОЭ, НМ и НИР – обобщающий этап.

5.1   Обработка данных, соотнесение полученных результатов с поставленными целями.

5.2   Анализ всех результатов.

5.3   Корректировка гипотезы, модели в соответствии с результатами.

5.4   Описание хода и результатов методической работы.

6. Распространение новаций в педагогическом коллективе -внедренческий этап.

6.1   Изучение новой технологии, методики и др. в педагогическом коллективе.

6.2   Целенаправленное распространение лучшего опыта по реализации разработанных новшеств.

6.3   Внедрение новации как управляемый процесс.


8. Технология моделирования методического процесса.


Прежде чем рассмотреть технологию моделирования, важно разобраться в понятии модели и моделирования.

Модель – это знаковая система, отражающая какой-либо объект.

Модель – это объект, выбранный или преобразованный человеком в познавательных целях, дающий новую информацию об объекте.

Моделирование – это идеализированный способ конструирования основных компонентов методического процесса и их взаимосвязи.

Существующие разновидности моделей классифицируются следующим образом:

1.     По форме преставления: графические, макетные, схематические, концептуальные, матричные, знаковые.

2.     По характеру подготовки (специалистов) к участию в профессиональной деятельности:

а) экстенсивная, б) продуктивная, в) интенсивная.

3.     По длительности действия:

а) статистические (1 - моментальные), б) динамические.

4.     По доминирующему методу исследования:

а) теоретические (абстрактные), б) эмпирические.

5.     Разновидности нормативных моделей:

а) модель деятельности, б) модель образования, в) модель включения в процесс.

Проблемы построения моделей: слабое владение технологией целеполагания, неточность прогнозирования, страх руководителей (пользователей) и неправильное использование результатов – связаны с этапами построения модели:

1.            Постановка цели и задач.

2.            Определение информационных ограничений.

3.            Проверка на достоверность.

4.            Реализация выводов и обновление модели.

Руководителям, занимающимся моделированием методического процесса, важно знать условия эффективного использования модели в решениях методических проблем. К объективным условиям можно отнести:

ü            ресурсную обеспеченность (информационную, кадровую, научно-методическую и др.);

ü            управленческое мастерство;

ü            микроклимат в коллективе;

ü            обновление моделей;

ü            использование компьютерных технологий.

К субъективным же условиям относятся:

ü           готовность педагогов к инновациям;

ü           сопротивление членов педагогического коллектива;

ü           страх руководителей методических подразделений как пользователей технологии моделирования;

ü           методическое обучение сотрудников, причастных к организации методической работы, использованию разработанных моделей, например, модель системы оптимальной методической работы.

Моделирование является важнейшим этапом процесса проектирования (см. п. 6).

Таким образом, технология моделирования включает в себя следующие этапы:

1.            Анализ педагогического коллектива (на основе диагностики состава, уровня профессионального развития т. д.).

2.            Постановка целей и задач методической работы для разных групп педагогов.

3.            Разработка содержания методического обучения преподавателей.

4.            Выбор оптимальных организационных форм, развивающих, педагогических технологий.

5.            Пересмотр (если этого требует новая модель) штатного расписания.

6.            Разработка профессиограммы, циклограммы управления и др.

7.            Определение информационных и других ресурсных ограничений.

8.            Внедрение разработанной модели.

9.            Проверка модели на достоверность.

10.       Реализация выводов и обновление модели.

11.       Технология планирования системы методической работы.

Последовательность процесса планирования наиболее известна руководителям любого уровня, поэтому напомним его основные этапы:

1. Анализ итогов функционирования методической системы за прошедший период. Каковы сильные и слабые стороны сложившейся системы? Каковы возможности внутренней, особенно инновационной, и внешней среды?

2. Построение «дерева целей» плана. Что планируем достичь, что получить?

3. Определение альтернативных путей достижения целей.

4. Выбор лучшей - оптимальной - системы методической работы.

5. Освоение (реализация) плана.

Уметь планировать методическую работу значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует, чтобы вместо «авось» был точный расчёт; вместо «кое-как» - чёткий план работы; вместо «когда-нибудь» - точные календарные сроки. Планирование является важнейшей функцией управления, потому так важно овладеть технологией планирования, особенно в системе методической работы.

9.    Технология управления инновационным процессом.

Технология управления инновационным процессом – это система целенаправленных последовательных операций и комплексной деятельности по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.

Инновационный процесс можно организовать в несколько этапов.

На первом из них формулируются задачи с указанием конечной цели, условий, устанавливается уровень разработанности проблемы, определяется перспективность.

Главное на первом этапе - разработать иерархию целей, обозначить кратчайший путь, оптимизирующий последовательность выполнения операции для достижения конечной цели.

Второй этап предполагает выдвижение, уточнение и корректировку основных гипотетических положений инновации. Содержание гипотезы предопределяет очень многое: и организацию, и методы, и состояние инновации.

Сущность третьего этапа в том, чтобы теоретически обосновать задачи инноваций, разработать технологию. В этот период важно определить содержание и формы реализации конкретных задач.

Четвертый этап - это сопоставление результатов с положениями гипотезы, оценка их соответствия цели и задачам.

Пятый этап - это обобщение собранного материала. Собранные факты подвергаются классификации по разным основаниям.

Очевидно, что эффективное управление инновационным процессом требует от руководителя владения технологиями анализа, целеполагания, диагностирования, прогнозирования, проектирования, программирования и др.

Задания для практикума: Разработайте модель методического процесса с преподавателями своего методического подразделения.

Лекция 6 Содержание профессиональной деятельности методиста УДОД.


1.             Диагностико-аналитическая деятельность методиста. Подготовка диагностического инструментария. Диагностика учащихся. Диагностика педагога. Анализ занятия педагога дополнительного образования. Анализ воспитательного мероприятия. Проблемно-ориентированный анализ деятельности в дополнительном образовании. Обработка и оформление результатов диагностико-аналитической деятельности. Мониторинг результативности образовательного процесса.

2.             Деятельность по проектированию программно-методического обеспечения дополнительного образования. Планирование методической деятельности УДОД. Проектирование программы развития учреждения дополнительного образования детей. Разработка образовательной программы дополнительного образования и УМК к ней. Оказание консультативной помощи педагогам в разработке образовательных программ, дидактических и методических материалов. Планирование и организация работы методического совета УДОД.

3.             Деятельность по повышению квалификации педагогов дополнительного образования. Разработка программ повышения квалификации. Формы реализации программы – традиционные (индивидуальные: консультации, консультирование, самообразование, стажировки, посещения занятий опытных педагогов, наставничество, работа над личной методической темой и т.д.; групповые: заседания творческих групп, школа молодого специалиста, психолого-педагогические проблемные семинары, круглые столы и т.д.; коллективные: научно-практические педагогические конференции, педчтения, лекции по психолого-педагогическим проблемам, разнообразные выставки, работа коллектива над единой методической темой;) и нетрадиционные (педагогический ринг, дискуссия, ярмарка педагогических идей, творческие и педагогические мастерские, мастер-классы, деловые и ролевые игры, конкурсы педагогического мастерства, стажерские площадки). Методические объединения по профилям как особая форма повышения, квалификации. Методическое обеспечение программ: подготовка наглядности, презентации, Ведение картотеки учета повышения квалификации сотрудников.

4.             Деятельность экспертно-аттестационная. Планирование и организация работы экспертного совета УДОД. Рецензирование методических разработок педагогов, публикаций их исследований и работ. Экспертиза образовательной программы, практической деятельности по ее реализации, УМК: способы оценки, оформление экспертного заключения. Экспертная диагностика в ходе аттестации. Рецензирование методической продукции как особый вид экспертизы.

5.             Информационно-издательская деятельность по проблемам дополнительного образования детей. Переработка профессионально значимой информации, систематизация педагогических, методических, информационных материалов по дополнительному образованию детей. Создание и использование фондов медиатеки. Изучение и обобщение актуального опыта. Выпуск информационных бюллетеней. Оформление методических материалов (рекомендаций, разработок, сценариев и т.п.). Подготовка к печати статей, методических и дидактических пособий для педагогов и учащихся. Разработка рекламных материалов по дополнительному образованию детей. Освещение деятельности в средствах массовой информации.

6.             Деятельность по методическому сопровождению ОЭР по дополнительному образованию детей. Создание условий для успешной организации опытно-экспериментальной работы. Разработка положений об опытно-экспериментальных площадках, временных творческих коллективах УДОД. Подготовка методических материалов в соответствии с направлениями опытно-экспериментальной работы УДОД. Экспертиза инновационных проектов. Индивидуальная помощь педагогам-экспериментаторам.

7.             Экспериментальная деятельность методиста по обновлению целей, содержания, форм и педагогических технологий дополнительного образования. Педагогическое творчество и инновационная деятельность. Определение темы. Построение программы деятельности. Планирование эксперимента. Осуществление экспериментальной деятельности. Оформление результатов. Установление связи с научно-исследовательскими организациями по профилю, высшими учебными заведениями, системой повышения квалификации для обеспечения эффективности осуществления экспериментальной работы. Ведение документации по планированию, содержанию, контролю, отслеживанию результатов экспериментальной деятельности, подготовка материалов к печати и рекомендация к их использованию в практике.

8.             Индивидуальное методическое сопровождение педагога дополнительного образования по решению им его задач. Этапы сопровождения образовательной деятельности педагога. Создание условий для полноценной реализации педагога. Помощь в планировании деятельности. Оказание помощи в вопросах комплектования групп и сохранности контингента учащихся. Первая встреча с воспитанниками. Помощь в подготовке, проведении и самоанализе занятия. Методическое сопровождение педагога по реализации образовательной программы дополнительного образования детей. Методическое сопровождение педагога дополнительного образования по созданию образовательной среды. Предоставление всесторонней и актуальной информации о современных технологиях обучения, воспитания и развития детей. Консультирование по вопросам анализа и оценки результативности своей деятельности. Методическое сопровождение участия педагогов дополнительного образования в городских и всероссийских программах и конкурсах. Выявление и предупреждение методистом затруднений педагога дополнительного образования.

Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2005


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10