|
Меню
|
|
Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения
Проблемный метод обучения использует
возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков
способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное
содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе
обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых
знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для
разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению
навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.
Исследовательский метод обучения с применением
ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения
научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При
использовании этого метода обучение является результатом активного
исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным
и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов.
Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и
ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо
наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством
является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации
или среды в динамике.
Компьютерные модели имеют ряд серьезных
преимуществ перед моделями других видов в силу своей гибкости и универсальности.
Применение моделей на ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать
или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих,
опасных или просто невозможных в реальном мире.
В процессе компьютеризации школы
в центре внимания находятся 3 аспекта проблемы:
1) оборудование;
2) подготовка учителей;
3) программное обеспечение.
Проблематика первых двух пунктов в той или иной мере
уже затрагивалась, поэтому остановимся на третьем из них.
Программное обеспечение является важным фактором, оказывающим большое
влияние на качество компьютерного обучения. К настоящему времени в мире создан
огромный фонд обучающих программ, часть которых используется на территории
нашей страны. Этот фонд регулярно пополняется самодеятельными программами
собственного изготовления. Для ориентировки в массе этих материалов необходимо
определенная классификация.
Из множества типов компьютерных обучающих программ
можно выделить 3, получившие наибольшее распространение:
1. Готовые
к применению специализированные обучающие (дидактические) программы, которые
специально написаны для оказания помощи учащимся и преподавателю в обучении.
Специализированные обучающие программы являются готовым к применению
программным продуктом, который используется преподавателем и может выступать
как средство индивидуального пользования обучаемым или как основа для
проведения преподавателем групповых занятий в учебной аудитории. В такую программу
вмешиваться нельзя - можно только дозировать меру ее использования.
Замкнутость, завершенность таких программ может расцениваться как недостаток,
поскольку она возлагает большую ответственность на разработчиков в плане опоры
на образцовые стандарты и типовые дидактические материалы.
2. Все
большее использование приобретает моделирование в учебных целях, т. е.
использование компьютерной модели, с которой обучаемые изучают то
или иное учебное явление, производственный процесс, научное положение.
Творческая активность – наиболее важная возможность, которая предоставляется
здесь обучаемому. Действия с моделью зачастую можно удачно сочетать с игровыми
ситуациями (9-21).
3. Программы-инструменты, которые
представляют собой некоторую программную оболочку, предполагающую заполнение ее
разнообразным конкретным предметным содержанием. Программы такого типа можно
определить как организованный на базе ЭВМ комплекс средств аппаратного и
программного обеспечения, предназначенный для организации диалогового учебного
взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для
заполнения различным учебным материалом ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ-НЕПРОГРАММИСТОМ. (Информационные технологии, 1998, № 6).
В рамках каждого типа к настоящему времени
создан весьма значительный фонд полноценных программ, получивших достаточно
широкое распространение, распространяемых через торговую сеть и реально используемых
в учебном процессе. Примером могут служить четырехтомная серия на CD-ROM "Полное собрание обучающих и развивающих программ для
детей", комплекты познавательных игр московской фирмы "Никита",
компьютерные энциклопедии фирмы "Кирилл и Мефодий", путеводитель по
музеям Киево-Печерской Лавры, и т.д. Не все они используются одинаково широко.
Чаще и легче всего входят в практику программы, полностью завершенные,
"привязанные" к конкретным темам и дисциплинам и готовые к
немедленному включению в работу. Программы типа энциклопедий и путеводителей
используются, в основном, эпизодически, поскольку в этом случае на каждого
учителя возлагается ответственность за предварительное ознакомление с такой программой
и за согласование логики своих уроков с заложенным в нее содержанием. Программы
третьего типа - программы-инструменты или программы-оболочки - используются
крайне редко, поскольку предполагают полное соавторство, т.е. собственное
построение содержания компьютерных уроков каждым отдельным учителем.
Среди педагогов нет единого мнения по поводу принципов классификации
КОП, и многие предлагают собственные варианты классификации. Приведем для
сравнения две из них:
С. Е. Полат (42-8) предлагает такую классификацию программ:
Ø
линейные
программы;
Ø
разветвленные;
Ø
генеративные,
математической модели учения;
Ø
моделирования
и имитации;
Ø
игры;
Ø
решения
проблем;
Ø
свободного
выбора;
Й. Янович (42-9) различает программы:
Ø
демонстрационные;
Ø
симулятивные;
Ø
тренировочные;
Ø
для
индивидуальной работы;
Ø
проблемного
и программированного обучения;
Ø
для
решения физических задач;
Ø
диагностические;
Ø
для
деятельности, избираемой учениками по интересам.
Эффективное обучение с применением компьютерной
техники базируется на следующих общих принципах и выводах по ним:
|
Общие принципы
|
Выводы
|
Активное участие обучающегося в учебном процессе
|
Максимально содействовать активизации
обучающегося
|
Постоянное проведение личного анализа
ситуации обучающимися в процессе обучения
|
Избегать использования стандартных схем
анализа, менять задачи и ситуации на различных стадиях обучения
|
Наличие сигналов обратной связи в учебном
процессе
|
Сообщать обучающемуся о результатах его
действий в каждой конкретной ситуации
|
Наличие быстрой обратной связи в учебном процессе
|
Обеспечивать по возможности мгновенную
обратную связь
|
Отказ от поведения, не дающего положительного
результата
|
Подавлять нежелательные варианты действия, не
подтверждая их.
|
Постоянное повторение пройденного материала.
|
Практиковать и подтверждать способы действий,
даже если они уже были продемонстрированы однажды.
|
Индивидуализация количества и последовательности
подтверждений действий в процессе обучения.
|
Подбирать способы подтверждения индивидуально.
|
Наличие напряженной обстановки в процессе
обучения.
|
Не вызывать антипатий к цели обучения и не
снижать успехи обучения, увеличивая нажим на обучающегося.
|
Учет индивидуальных особенностей обучающегося
к восприятию внешних условий в зависимости от его состояний и настроения.
|
Применять приведенные выше принципы не жестко
и однозначно, а гибко.
|
Последние технические достижения часто находили
применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже
первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование
вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса
обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной
помощи преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить
создание и постановку новых курсов.
ПК является мощным средством для обработки
информации, представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п.
Наряду с другими известными инструментами ПК расширяют человеческие возможности.
Однако в отличие, например, "от молотка, расширяющего физические
возможности, или телефона, расширяющего возможности органов чувств, ПК
расширяет умственные возможности человека"(23-4). Главной особенностью ПК
как инструмента является возможность его настройки (программирования) на
выполнение различного рода работ, связанных с получением и переработки информации.
Применение вычислительной техники в учебном
процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать
сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации
обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более
интересными, динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации
легко доступным.
Главными преимуществами ПК перед другими
техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на
разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия
каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс
обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие
от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного
отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более
слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее
подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном
темпе.
В литературе очень часто сравниваются книга и
ПК как источники информации. Типичное содержание таких рассуждений приводится в
следующей таблице:
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ КНИГИ И ПК.
|
|
КОМПЬЮТЕР
|
КНИГА
|
Доступность
|
Частичная
|
Полная*
|
Транспортабельность
|
Отсутствует**
|
Полная
|
Характер информационной
системы
|
Открытый
|
Закрытый
|
Объем информации
|
Количественно не-
стабилен и тяготеет к
неограниченности
|
Однозначно ограничен
|
Уровень оперативности
обработки информации
|
Высокий (возможно,
автоматизированный)
|
Невысокий, зависит от
субъективных факторов
|
Качественный уровень
|
Допускает возможность
поверхностного ознакомления.
|
Детальный, осмы-
сленный.
|
Общественная оценка
|
Не устоявшаяся
|
Однозначно высо-
кая.
|
От преподавателей ПК выгодно отличают
абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не
раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает
разочарования со слабыми учениками.
Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда НЕ
ЗАМЕНЯТ преподавателя, но могут быть чрезвычайно полезными его помощниками.
С использованием КОП, с одной стороны,
обучаемые получают возможность работать в своем собственном ритме в
соответствии со своим уровнем подготовки. Это оказывает положительное влияние
на процесс обучения, т. к. обучаемый получает большую свободу в выборе решений,
в ходе процесса обучения присутствует элемент соревнования с ПК и т. д.
С другой стороны, такая индивидуализация
обучения накладывает свой отпечаток на работу преподавателя. Преподаватель
рискует оказаться либо в роли "челнока", снующего между обучаемыми,
либо в роли "столпа Вселенной", к которому обучаемые должны ходить по
одному или небольшими группами (23-5). При любом из этих вариантов преподаватель
лишен возможности активно влиять на процесс обучения и реально оценивать
уровень подготовки обучаемых, т. к. он не имеет возможности контролировать в
динамике протекание процесса обучения хотя бы у большинства.
Отсюда возникает проблема организации учебного
процесса, которая облегчила бы взаимодействие преподавателя с обучаемыми без снижения
эффективности процесса обучения.
В большинстве публикаций авторы рекомендуют
разбить учебный процесс в компьютерных классах на 2 этапа:
1) усвоение теоретического материала,
2) применение теоретических знаний на практике.
На первом этапе
главным действующим лицом является преподаватель. Традиционными инструментами в
процессе передачи знаний являются доска и мел. Скорость передачи невысока. В
этом случае хорошим решением является применение демонстрационного
оборудования. Это может быть привычное проекционное устройство для работы со
слайдами или прозрачными пленками, а также устройства, которые позволяют либо
проецировать изображение с компьютера на экран, либо выводить изображение с
компьютера на телевизор с большей диагональю.
Такое оборудование позволяет не только наглядно
объяснить теорию, но и показать практическое ее воплощение в виде обучающей
компьютерной программы, что влечет за собой увеличение скорости информационного
потока в системе "преподаватель - обучаемый" и существенное повышение
прочности усвоения.
На втором этапе
преподавателю отводится роль НАБЛЮДАТЕЛЯ и КОНСУЛЬТАНТА(14-56). Преподаватель
может со своего компьютера наблюдать за ходом работы обучаемых. Он может
просматривать и, при необходимости оперативного вмешательства, может со своего
ПК эмулировать (воспроизводить) управление клавиатурой и мышью обучаемого. Во
время работы обе стороны могут обмениваться друг с другом сообщениями, а при
наличии средств мультимедиа, таких, как видеокамера, микрофон и наушники -
вести живой диалог.
И, наконец, еще один момент, наиболее трудный и
тревожный в психологическом плане - к о н т р о л ь . . .
Контроль в компьютерных системах обучения
обычно складывается из проверок трех уровней:
Ø текущих (по шагам обучения),
Ø промежуточных (контрольные работы),
Ø итоговой (экзамен, зачет).
Эффективность реализации контролирующей функции
во многом связана с формой ввода и анализа ответов, т. е. с формами организации
диалога. Качество контроля во многом зависит и от возможности диагностирования причин
ошибок. При этом преподавателю во многом может помочь рациональное
структурирование материала.
Корректирующая функция реализуется с помощью
быстрой обратной связи между обучаемым и обучающей системой (преподаватель +
ПК). Корректирующая информация для обучаемого должна подбираться таким образом,
чтобы заинтересовать его в дальнейшем обучении, дать почувствовать ему, что
преподаватель и ЭВМ понимают каждое его действие и являются его надежными
помощниками в процессе обучения. Особую роль при этом играет пояснение. Оно
является поощрением за правильный ответ, помощью и подсказкой при типовой
ошибке или неопознанном ответе, указанием-инструкцией в случае грубой ошибки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|