|
Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения
б) переносить
знания в другие области и регионы в неискаженном виде.
Параллельно возникла профессия
переводчика; сначала ими были известные специалисты по проблемам, описанным в
книге, позднее – просто грамотные люди, специализировавшиеся на переводах.
В рамках
классно-урочной системы организовывалась и развивалась технология процесса
обучения. Если отвлечься от психологической стороны, то эта технология
сводилась к формированию и совершенствованию навыков работы с книгой, причем
это относилось и к учителю, и к ученикам. (Навыки скорочтения, типы чтения,
виды конспекта, временной режим работы, приемы закрепления и подкрепления
памяти, умение организовать поиск литературы и в литературе, работа со справочными
материалами и т. д.) Из приведенного перечня видно, что весь процесс учебной работы
направлен на то, чтобы постепенно увеличивать роль самостоятельной работы с
книгой и уменьшать необходимость прямого непосредственного воздействия учителя.
Появление нового
способа сохранения информации (цифровая магнитная запись) и новых
носителей этой информации (магнитные диски, дискеты, флоптикал-дискеты,
компакт-диски и CD-ROM) можно расценивать как одно
из величайших изобретений в истории человечества. Оно (как когда-то - бумага!)
вошло во все абсолютно сферы интеллектуальной деятельности, принесло с собой
совершенно новые представления о возможностях обработки информации, новые
приемы и формы работы, новый уровень информационной обеспеченности общества. В
этом смысле есть все основания говорить о наступлении эры компьютерных
технологий как о новом витке цивилизации. Кстати, выражение "компьютерная
цивилизация" действительно есть, оно реально существует и воспринимается
вполне серьезно, совсем не как метафора.
Педагогика,
являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от культуры своих эпох все
свойства и ее признаки, в том числе - существующие способы хранения информации
и ее обработки. Поэтому компьютерная цивилизация вполне логично и необходимо
должна придти к компьютерной педагогике. Это - в общем плане. А конкретно -
проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество
новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках.
Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе,
мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых
коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих
программ и тренажеров - все это вместе открывает перед обучающимися такой
спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо
учебного процесса. Так же значительно выглядят изменения и в формах работы
учителя - компьютер в состоянии полностью изменить структуру и методы его
личной работы вне урока (самосовершенствование, накопление и систематизация
информации, подготовка к урокам и т.д.) и непосредственно на уроке. Более того
- изменившиеся условия и формы работ в очень значительной степени заставляют
переосмысливать и роль компьютера, и функции учителя и учеников, и характер их
деловых взаимоотношений, а в дальнейшем - и самые общие организационные формы
обучения. Все это вместе дает основания утверждать, что в настоящее время все
мы присутствуем при рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных
на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.
Определить
состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда достаточно трудно.
Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый
фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это -
показатель технической обеспеченности, другими словами - наличие необходимого
парка компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что
компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и качественного
уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие даже самой передовой
научной мысли так и останется фактом науки, но не фактором производственной и
общественной жизни.
Реальный уровень
компьютеризации учебного процесса в Украине можно проанализировать, обратившись
к результатам исследования состояния компьютеризации общеобразовательных школ,
проводившегося в 1997-1998 гг., представленным в следующей таблице:
Пилипчук А. В., Костюк І. Т.,
Комп`ютер у школі та сім`ї,
1998, № 4.
Наличие в школах относительно
современных компьютеров.
|
Области
|
общее количество ПК
|
количество IBM-совместимых компьютеров
|
доля IBM-совместимых компьютеров %
|
город
|
село
|
город
|
село
|
город
|
село
|
Крым
|
2098
|
2175
|
237
|
150
|
11,2
|
06,8
|
Винницкая
|
1731
|
1233
|
660
|
45
|
38,1
|
03,6
|
Волынская
|
1263
|
1490
|
347
|
202
|
27,4
|
13,5
|
Днепропетровская
|
3495
|
2228
|
503
|
132
|
14,3
|
05,9
|
Донецкая
|
5886
|
1594
|
160
|
60
|
02,7
|
03,7
|
Житомирская
|
1419
|
1072
|
365
|
168
|
25,7
|
15,6
|
Закарпатская
|
707
|
1386
|
34
|
-
|
04,8
|
-
|
Запорожская
|
2810
|
1411
|
1092
|
76
|
38,8
|
05,3
|
Ив.-Франковская
|
1309
|
1123
|
545
|
266
|
41,6
|
23,6
|
Киевская
|
913
|
2540
|
476
|
829
|
52,1
|
32,6
|
Кировоградская
|
1020
|
2160
|
588
|
84
|
57,6
|
03,8
|
Луганская
|
2035
|
1287
|
990
|
286
|
48,6
|
22,2
|
Львовская
|
2393
|
3410
|
472
|
209
|
19,7
|
06,1
|
Николаевская
|
783
|
1913
|
434
|
318
|
55,4
|
16,6
|
Одесская
|
2293
|
2045
|
543
|
87
|
23,6
|
04,2
|
Полтавская
|
1187
|
3704
|
437
|
132
|
36,8
|
03,5
|
Ровенская
|
999
|
1134
|
598
|
276
|
59,8
|
24,3
|
Сумская
|
1680
|
956
|
459
|
373
|
27,3
|
39,0
|
Тернопольская
|
1018
|
743
|
451
|
77
|
44,3
|
10,3
|
Харьковская
|
1998
|
3285
|
704
|
700
|
35,2
|
21,3
|
Херсонская
|
1429
|
2023
|
132
|
185
|
09,2
|
09,1
|
Хмельницкая
|
1076
|
2341
|
270
|
76
|
25,0
|
03,2
|
Черкасская
|
1327
|
1981
|
478
|
508
|
36,0
|
25,6
|
Черновецкая
|
468
|
1014
|
97
|
-
|
20,7
|
-
|
Черниговская
|
501
|
1481
|
25
|
9
|
4,9
|
00,6
|
г. Киев
|
4484
|
-
|
1227
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|
|