Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения
Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу,
активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции современной
педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении роли учителя в
учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления классом из
нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и кажущейся
эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою универсальность.
В качестве альтернативы педагогами-новаторами предлагалось много
различных схем организации занятий с учащимися различных возрастных групп[4]. Несмотря на высокую
эффективность таких новаций, все они базировались на существующей материальной
базе учебного процесса и имели чрезвычайно ярко выраженный личностный характер.
В силу названных причин ни одна из них не смогла подняться до уровня
универсальности. Смена материальной основы, наметившаяся с появлением
компьютеров, открыла новые горизонты для глубинных педагогических поисков, в
том числе – и поисков принципиально новых структур учебного процесса. Однако
рядом с позитивными суждениями сразу же сформировались и негативные, зачастую –
недостаточно аргументированные.
Прежде всего, хотелось бы предостеречь от ошибочного и достаточно
распространенного взгляда на компьютер как на препятствие в педагогическом
общении, ограничивающее возможность прямых контактов учителя с учеником и
принижающее значимость этих контактов.
Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и
технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени
именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение
даже более близким и человечным, чем ранее.
1) Компьютер
замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на
ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются компьютером, но становятся в
значительной степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими
негативных эмоций. Учитель становится более свободен и позитивен в своем отношении
к детям.
2) Компьютер,
вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику
устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной
деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать
и активизировать этот процесс.
3) Освободившись
от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает большую возможность
видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному
ученику.
Таким образом, ПК не только не препятствует
педагогическому общению, а наоборот – открывает для него значительно большие
возможности; нужно только их видеть и правильно пользоваться.
§
"не
всегда повышает эффективность учебного процесса;
§
нерационально
используется;
§
его роль
сводится к «переворачиванию страниц»;
§
компьютер
не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности, снижает
эффективность работы памяти и мышления и общий творческий потенциал (особенно в
младшем школьном возрасте);
§
придает развлекательный характер обучению в ущерб
систематическому и последовательному усвоению необходимых знаний." ( 25-7)
В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой
критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или просто не
работали с ПК и всерьез не знают предмета дискуссии, или теми, кто просто не
хочет или не может вложить в подготовку компьютерных материалов должную меру
собственного труда и таланта. Чтобы скрыть собственную бездеятельность, они
пытаются "научно" доказать, что этого вообще не следует делать.
Помимо сказанного, в число изменившихся функций педагога входит
чрезвычайно сложная задача - в новых условиях сохранить за собой роль
"идейного наставника", "лоцмана в мире знаний", старшего
товарища и авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот
факт, что учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не
то и не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще
знакомы с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это -
нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат
компьютеризации и характернейшая черта новой парадигмы обучения. От педагога в
таких условиях потребуется не абсолютное "всезнайство" (его не может
быть!), а мудрое понимание связи явлений, их научной и житейской значимости. К
такому пониманию своей роли в настоящее время готов далеко не каждый учитель, и
вузовская система подготовки учителей пока еще прямо на это не ориентируется.
Естественно, что все это реализуется при
хорошем техническом, программном и методическом обеспечении урока, а сам
учитель должен достаточно непринужденно владеть общими навыками работы с компьютером
и правильно осознавать свою изменившуюся роль.
Основными функциями преподавателя в учебном
процессе с применением ПК являются: отбор учебного
материала и заданий, планирование процесса обучения, разработка форм
предъявления информации обучаемым, контроль обучения материала, коррекция
процесса обучения. Рассмотрим кратко особенности реализации этих функций.
Функция отбора материала и заданий является наиболее сложной и творческой. Здесь главенствующую роль
играет опыт преподавателя, глубина знания им предмета. Основными требованиями
при реализации этой функции являются необходимость четкого выделения главных и
второстепенных моментов в дисциплине, и дифференциация материала по степени
сложности.
Планирование процесса обучения с применением ПК должно осуществляться, как отмечалось выше, в
направлении его максимальной индивидуализации. Индивидуализация учебного
процесса может производиться: «по последовательности
представления изучаемых понятий, по методу изложения материала (индукция,
дедукция), по уровню научности материала, глубине материала, по времени
обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным материалам» (23-51).
Необходимо обратить внимание на то, что индивидуализация учебного процесса
является в последнее время одной из ведущих идей школьного обучения. Становится
все более очевидным, что школа должна, "опираясь на индивидуальные
особенности учащихся, подготавливать их к той сфере жизнедеятельности, к
которой они наиболее расположены, и в которой смогут принести наибольшую
пользу обществу" (14-72).
Психолог Е. И.
Машбиц считает целесообразным разделить понятия "индивидуальное " и
"индивидуализированное" обучение.
Индивидуальным он предлагает считать
обучение, которое осуществляется по принципу: один обучаемый - один компьютер.
Поскольку компьютер чаще используется при групповом обучении и коллективной деятельности
учащихся[5],
он далеко не всегда выступает как средство индивидуального обучения.
Индивидуализированное
обучение -
это обучение, при котором предполагается в максимальной степени учитывать
особенности данного учащегося. Индивидуализированным в полном смысле
слова следует считать обучение школьника не по усредненному стандарту, а в
соответствии с некоторой моделью, в которой отражены его психологические
особенности. Причем эти модели предварительно должны быть введены в обучающую
систему и в процессе обучения могут уточняться и видоизменяться.
Таким образом, чтобы
обучение могло быть индивидуализированным, оно должно быть индивидуальным.
Подавляющее большинство специалистов-футурологов, организаторов науки и
производства считает, что в этом вопросе будущее - за компьютерами.
В настоящее время
компьютер со всеми его возможностями выступает в школе в двух ролях: как
предмет изучения, и как техническое средство обучения.
Пока не совсем
ясно, как повлияет компьютеризация на поведение, моральные нормы, психику и
жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно, что учащиеся относятся к
работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи, специализирующиеся в области
компьютеризации, подчеркивают важность формирования положительного отношения
учащихся к компьютеру.
Применение ПК позволяет планировать различные
схемы прохождения учебных задач, расчленять сложные задачи на составные
элементы разного уровня, практиковать наиболее рациональные формы их сочетания.
Возможность простой и объективной статистической оценки временных затрат
(?) на различных стадиях обучения позволяет оптимизировать дозирование заданий.[6]
Применение компьютерной техники представляет
возможность использования многообразных форм предъявления материала. Аппаратных
и программных возможностей ПК вполне достаточно для эффективного введения
диалога и обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов,
формул, рисунков, движущихся объектов и т. п. Предъявление информации может
вестись в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже
под конкретного ученика). При этом естественным образом обеспечивается
возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение
цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.)
учебного процесса с применением ЭВМ
Последовательность фаз основного цикла
прохождения информации, необходимая для гарантированного овладения знаниями
любым обучающимся, состоит из пяти стадий:
-
получение и осмысление новой учебной информации,
-
выполнение тренировочных заданий и самостоятельных
работ,
-
проверка качества усвоения знаний и правильности
выполнения практических работ,
-
разъяснение ошибок, допущенных в практических
заданиях, и работа по их предупреждению в дальнейшей деятельности,
-
рассмотрение возможностей практического применения
знаний, полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).
В полном объеме реализация данной последовательности с использованием традиционных
методов обучения практически невозможна, а реально осуществима только в
условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом обучении с широким
использованием ПК.
Применение компьютеров при обучении приводит к
необходимости перераспределения функций между участниками учебного процесса. В
таблице перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители".
В случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками
учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель.
|