бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Классификация потребностей А. Маслоу бесплатно рефераты

Стремление к объективизации науки о поведении в психологии, безусловно, было положительным моментом по сравнению с наукой о душе. Однако полностью оторваться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении высших животных и особенно человека. Даже Д. Уотсон не мог полностью отрицать наличия и значения психических явлений в жизни человека. Он считал их функциями, которые выполняют некоторую активную роль в приспособлении организма к условиям жизни. В процессе развития бихевиоризма появились экспериментальные факты, выводы из которых вступили в противоречие с основными догмами этого учения. Поэтому довольно скоро ортодоксальные взгляды основоположника бихевиористского учения были смягчены его последователями.

Это было сделано в 30-е гг. ХХ столетия американским исследователем Э. Толменом (1886-1959). Этот ученый сформулировал новую концепцию, основанную на признании целенаправленности в поведении животного и допускавшую существование физиологических процессов, которые опосредуют проявление реакции на стимул. Она послужила основой для последующего изучения когнитивных процессов. Эта научная гипотеза была названа необихевиоризмом.

В настоящее время убежденных сторонников "чистого" бихевиоризма практически не осталось. Однако это направление продолжает привлекать к себе внимание, в связи с интересными исследованиями на человеке, в первую очередь благодаря именно работам Б.Ф.Скиннера.


б) Психоанализ.

Классический фрейдовский психоанализ сейчас не так популярен, как когда-то. Частично это связано с тем, что теория личности Фрейда, основанная на инстинктах, устарела, частично же с тем, что психоанализ дорог и требует (12:) много времени. Больше всего подвергалась критике идея Фрейда о том, что все симптомы являются реакцией на конфликт, вызванный фрустрацией инфантильных сексуальных импульсов. Появилось много разновидностей психодинамических теорий личности и лечения эмоциональных нарушений.

Некоторые из этих разновидностей в меньшей степени, чем фрейдизм, фокусированы на «ид», бессознательном и прошлом. Они уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать «силу эго» для их решения. В этих терапиях клиентам помогают осознать не «эдипов комплекс», а то, как глубинные чувства тревоги, неуверенности и неполноценности приводят к эмоциональным нарушениям и проблемам в отношениях с другими.

Сюда входит прежде всего индивидуальная психология Альфреда Адлера (1927), который подчеркивал роль врожденных социальных побуждений в формировании личности. Адлер предположил, что каждый человек рождается в беспомощном, зависимом состоянии, которое создает чувство неполноценности. Это негативное чувство, соединенное с природным желанием стать «оперившимся» членом общества, является стимулом для развития личности. Адлер объяснял этот процесс как стремление к превосходству, под которым понимал стремление к самоосуществлению, а не только желание быть лучше других. Если чувства неполноценности очень сильны, то они приводят к компенсации, даже гиперкомпенсации неполноценности — к «комплексу неполноценности». Невроз развивается в том случае, если человек терпит неудачу при преодолении комплекса неполноценности; невроз позволяет пациенту сохранить чувство собственного достоинства, относя свою слабость за счет болезни.

Другой разновидностью психоанализа является эгопсихология (Анна Фрейд, 1946, Хартман, 1958, Клейн, 1960). Эгопсихологи рассматривали «эго» не просто как посредника в конфликтах между «ид», «суперэго» и средой, а как творческую, адаптивную силу. «Эго» ответственно за развитие языка, восприятие, внимание, планирование, обучение и другие психологические функции.

Теоретики неофрейдизма, такие, как Карен Хорни (1937), Эрих Фромм (1941), Гарри Салливен (1953), следовали путем Адлера, сосредоточившись на изучении того, как социальная среда участвует в формировании личности. Они считали, что наиболее значимым для формирования личности является удовлетворение социальных потребностей — потребностей в защищенности, безопасности, в признании (принятии). Когда эти потребности не удовлетворяются, люди испытывают сильный дискомфорт и стремятся решить проблему, используя других людей, получив от них то, в чем они нуждаются. Стратегии, используемые для этого, — стремление к превосходству над другими или, напротив, чрезмерная зависимость от других — (13:) формируют личность. Салливен придавал столь большое значение межличностным отношениям, что определил личность как «паттерн интерперсонального поведения индивида».

В современном психодинамическом подходе линию неофрейдистов продолжают теоретики объектных отношений, такие, как Мелани Клейн (1975), Отто Кернберг (1976), Гейнц Кохут (1984).

Теории объектных отношений подчеркивают важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и первичными фигурами, обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают поддержку, защиту, принятие и одобрение или, другими словами, удовлетворяют физические и психологические потребности ребенка. Природа этих объектных отношений имеет важный импульс для развития личности. В своем развитии здоровая личность проходит путь от надежной ранней привязанности к матери или ее заменителям через постепенное отдаление от объекта привязанности к способности строить отношения с другими людьми как независимый индивид. Нарушенные объектные отношения могут создавать проблемы, которые вмешиваются в процессы личностного развития и приводят к неадекватной самооценке, трудностям в межличностных отношениях или более серьезным психическим расстройствам.

Разновидностью психодинамической психотерапии является наша отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, разрабатываемая в Психоневрологическом институте им. Бехтерева, теоретической основой которой служит психология отношений В. Н. Мясищева (1960).

Главной целью этой модели является реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего искаженных межличностных отношений в родительской семье. Нарушенная система отношений не позволяет человеку рационально решать возникающие в трудной жизненной ситуации интрапсихические конфликты, что и приводит к возникновению невроза. Осознание конфликта является одной из важных задач в процессе психотерапии. Концепция личности В. Н. Мясищева и концепция личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии подробно излагаются в отдельных лекциях.


в) Гуманистическая психология.

Одна из главных ценностей гуманистической психологии - признание каждой личности уникальной, предоставление ей возможностей для самоактуализации. Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость человека от его прошлого, считая, что главное — устремленность к будущему, к свободной реализации своих возможностей.

Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии — «терапии, центрированной на Клиенте».

Это означает трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как Клиента, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только роль консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой Клиенту легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования.

Основные принципы гуманистической психологии:

человек должен изучаться в его целостности;

каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;

человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

человек — активное, творческое существо.

К гуманистическим школам психотерапии ряд авторов относит: экзистенциальную психотерапию, дазайнанализ, логотерапию, клиентцентрированную психотерапию, гештальттерапию, психоимажинативную терапию Шорра, эмпирическую психотерапию Витакера, эмпирическую психотерапию Гендлина, первичную терапию Янова, биоэнергетический анализ Лоуэна, структурную интеграфию Рольф, аутогенную тренировку (высшей ступени), трансцендентальную медитацию, дзэн-психотерапию, психоделическую психотерапию и т.д.


г) Когнитивная психология.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения. Взятый нами курс — курс на понимание природы человеческой мысли — является одновременно амбициозным и волнующим. Поскольку это требует очень широкого круга знаний, то и диапазон изучения будет обширен; а поскольку эта тема предполагает рассмотрение человеческой мысли с новых позиций, то вероятно, что и ваши взгляды на интеллектуальную сущность человека изменятся радикально.

Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.


2.1. Выполнить методику по выявлению темперамента Айзенка.

Инструкция. Вам предлагается 57 вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств. Если согласны, ставьте «плюс», если нет — «минус». Работайте быстро, не затрачивая много времени на обдумывание ответов, так как наиболее интересна ваша первая реакция, а не ре­зультат слишком долгих раздумий. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание ваших способностей, а лишь вы­яснение особенностей вашего поведения.

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, поискам приключений, смене об­становки?

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые понимают все, могут ободрить и утешить?

3. Вы человек беспечный, беззаботный?

4. Очень ли вам трудно сказать кому-то «нет»?

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-то предпринимать?

6. Если вы обещаете что-либо сделать, то всегда ли сдерживаете свое слово?

7. Часто ли у вас меняется настроение?

8. Обычно вы действуете и говорите быстро, не задумываясь?

9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин?

10. Упорно ли вы спорите, до конца отстаивая свою точку зрения?

11. Появляется ли у вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с симпа­тичным представителем противоположного пола?

12. Выходите ли вы иногда из себя, сердясь не на шутку?

13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли вы переживаете от того, что сделали или сказали такое, что не следовало бы?

15. Отдаете ли вы обычно предпочтение книгам, а не встречам с друзьями?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?

18. Возникают ли у вас мысли, которые хотели бы скрыть от других?

19. Бывает ли так, что иногда вы так полны энергией, что все горит в руках, а иногда вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато особенно близких?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда с вами говорят в повышенных тонах, отвечаете ли тем же?

23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и как следует повеселиться в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли вас окружающие живым и веселым человеком?

28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете такое чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Когда находитесь в обществе других людей, вы больше молчите?

30. Не бывает ли так, что иногда вы сплетничаете?

31. Случается ли так, что вы не можете заснуть оттого, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочтете прочитать об этом в книге, газете, чем спросить?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая постоянного внимания?

35. Бывает ли такое состояние, что вас бросает в дрожь от волнения в какой-то экстремальной ситуации?

36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Неприятно ли вам находиться в обществе, где подшучивают, насмехаются друг над дру­гом?

38. Вы раздражительны?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли вы по поводу неприятных событий?

41. Вы ходите медленно, не спеша?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или встречу?

43. Часто ли вы видите кошмарные сны?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать даже с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можно ли назвать вас нервным человеком?

48. Есть ли среди знакомых те, которые вам явно не нравятся?

49. Можно ли сказать, что вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вы обижаетесь, если другие указывают на ваши ошибки в работе или личные недостатки?

51. Считаете ли вы, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Случается ли говорить о вещах, в которых вы не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы шутить?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?


Все 57 вопросов делятся на три группы. 24 вопроса выявляют, экстраверт вы или интро­верт? Следующие 24 вопроса связаны с вашей эмоциональной устойчивостью или неустой­чивостью. А оставшиеся 9 вопросов определяют, насколько вы искренни в ответах.


Обработка результатов. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Баллы по каждой из трех шкал суммируются.


Ключ к опроснику.

Шкала интроверсии—экстраверсии: 1+, 3+, 5-, 8+, 10+, 13+, 15-, 17+, 20-, 22+, 25+, 27+, 29-, 32-, 34+, 37-, 39+, 41-, 44+, 46+, 49+, 51-, 53+, 56+.

Шкала эмоциональная устойчивость—неустойчивость: 2+, 4+, 7+, 9+ 11+, 14+, 16+, 19+, 21+, 23+, 26+, 28+, 31+, 33+, 35+, 38+, 40+, 43+, 45+, 47+, 50+, 52+, 55+, 57+.

Шкала скрытность—откровенность (искренность): 6+, 12-, 18-, 24+, 30-, 36+, 42-, 48-, 54-.


Интерпретация результатов. Если вы набрали 12 и более баллов по первой шкале, то вы — экстраверт (12-18 баллов — умеренная экстраверсия, 19-24 — значительная), если у вас меньше 12 баллов, то вы интро­верт (1-7 баллов — значительная, 8-11 — умеренная интроверсия).

Если у вас 12 и менее баллов по второй шкале, то вы эмоционально устойчивы (до 10 бал­лов — высокая устойчивость, 11-12 баллов — средняя); если более 12 баллов, то вы эмоцио­нально неустойчивы (15-18 баллов — высокая,'19-24 баллов — очень высокая неустойчи­вость).

Если вы набрали по шкале «скрытность—откровенность» более 4 баллов, то ваши ответы были не всегда искренними и свидетельствуют о тенденции ориентироваться на хорошее впе­чатление о себе.

С помощью опросника, по мнению Г. Айзенка, можно определить тип темперамента. Если изобразить координаты на листе бумаги и отложить баллы (от 0 до 24) по осям устойчивость (стабильность) — нейротизм и экстраверсия — интроверсия, то сочетание характеристик ука­жет на тип темперамента. В верхней правой части (неустойчивые экстраверты) разместятся холерики; в правой нижней части — сангвиники; в левой нижней — флегматики и в левой вер­хней части — меланхолики.


2.2. Выполнить методику «Формула темперамента»


По инструкции испытуемый должен прочитать каждое свойство темперамента и отметить знаком «+» или выписать число на листок (от 1 до 4) степень выраженности у него данного свойства.

1. Энергетический потенциал:

1) очень большой,

2) большой,

3) достаточный,

4) малый.

2. Характер расходования энергии:

1) быстрый, неравномерный, большими взрывами,

2) равномерный, умеренно быстрый,

3) равномерный, медленный,

4) быстрый, малыми вспышками.

3. Энергетическое истощение:

1) быстрое после большого напряжения,

2) медленное,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9