бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева бесплатно рефераты

Для этого мы разбиваем текст на несколько отрывков и проводим эмоцинально-образный анализ самого произведения, выполняя следующую «спектрограмму чувств». Учитель читает отрывки по порядку следования в тексте, и просит «раскрыть чувства автора, которые тот пытался передать. Определить в какой бы цвет вы окрасили этот отрывок» Далее всем классом, ребята высказывают свои мнения, пытаются ответить на поставленный вопрос: «А почему мы окрасили отрывок этим цветом. Какие образы, слова помогли нам найти этот цвет». После подобного поэтапного анализа всего произведения, мы получаем его эмоционально-цветовую иллюстрацию, которую я прошу сравнить с первым рисунком. Проанализировать, «какие чувства хотел нам передать автор, и насколько эти чувства совпадают с тем, что почувствовали мы. Почему?»

Подводя итог занятия, учащиеся еще раз вспоминают всё то, что они испытали на занятии и рассказывают, что явилось причиной этого. Для самостоятельной литературно-творческой работы учащимся предлагается написать сочинение-миниатюру на тему «Моя встреча с прекрасным чудом», сюжет сочинения желательно должен быть взят из жизненного опыта учащихся.

Произведения В.П. Астафьева помогают формировать у учащихся направленность на творчество, воспитывают в детях высокую оценку уроков литературы и литературного творчества, развивают положительную самооценку подростка, способность к рефлексии, воспитывать чувство прекрасного. Использование произведений В.П. Астафьева на уроках литературы, внеклассного чтения помогают воспитывать в детях патриотизм, любовь к природе, человеку, они учат любить и прощать.

Таким образом, подобная система уроков по изучению рассказов В.П.Астафьева в 5 – 9 классах предполагает:

Ø формирование читательской культуры школьника;

Ø расширение литературного образования;

Ø развитие творческих способностей и эстетического вкуса;

Ø укрепление гражданских и нравственных позиций;

Ø воспитание чувства прекрасного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В разработке нашей системы уроков по изучению рассказов В.П.Астафьева в 5 – 9 классах мы опирались на программу по литературе, разработанную под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, авторами которой являются Т.Ф. Курдюмова, В.П. Полухина, В.Я. Коровина, И.С. Збарский, Е.С. Романичева. Целью литературного образования они рассматривали становление духовного мира человека, создание условий для формирования потребностей личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. В этой программе, как указывают её авторы в пояснительной записке, последовательно осуществляется принцип вариативности, «который дает учителю право выбора авторов и произведений а также путей изучения конкретной темы». Так в этой программе, в средних классах авторами предлагается три круга чтения художественных произведений: для чтения и изучения, для самостоятельного чтения и обсуждения в классе и для внеклассного чтения. Они акцентируют внимание на активном включении ученика в творчество на всех этапах литературного образования. И неразрывно связывают его с последовательным усилением самостоятельности творчества от класса к классу. [45, 9.]

Создавая данную систему уроков, мы стремились к повышению читательской культуры учеников, к реализации путей развития творческих способностей и эстетического вкуса, к укреплению гражданских и нравственных позиций учащихся. Для установления эффективности предложенной системы занятий в плане развития творческих способностей мы включили в нашу работу проведение формирующего эксперимента.

В малокомплектной сельской школе проблема падения интереса к учебе усугубляется психической перегрузкой учащихся вследствие малого количества их в классе, бедностью сферы их общения, ограниченностью средств эмоционального воздействия на психику, недостаточной развитостью внутриколлективных отношений. Как показывает многолетняя практика работы в сельской школе, что традиционные формы построения урока не вызывают у учащихся особого интереса к обсуждаемой теме: их ответы нередко дублируют содержание излагаемых в учебниках вопросов, не просматривается при этом четкая позиция участников семинара, наблюдается боязнь учащихся выйти за рамки текста, проявить самостоятельность суждений. Эти недостатки безотлагательно потребовали перестройки содержания и организационных форм проведения уроков

Изучив методические способы изучения эпических произведений малой формы в 5,6,8 классах, мы пришли к выводу, что формирование читательских качеств и читательских умений в среднем звене целесообразно формировать на знакомом литературном материале, каким для них является эпос.

Эти небольшие по объему произведения легко читаются и легко запоминаются учащимися.

Учащимся этого возраста еще трудно осознать авторскую позицию и в этом им должен помочь учитель. Он должен связать и сюжет, и образы, и приемы изображения с проблемами, которые волнуют писателя, выбрав для этого оптимальный методический вариант.

Решая проблему большей эффективности урока как средства достижения учебно-воспитательных целей, на материале изучаемых рассказов В.П.Астафьева, мы ввели в него такие формы работы, как беседа по тексту «вслед за автором», выразительное чтение наиболее понравившихся эпизодов, передающих внутренние состояние героя, словесное рисование портретов, пейзажей, иллюстрации к отдельным эпизодам, инсценирование любимых страниц, письмо от имени героя, звукозапись (музыка на литературные произведения).

Заканчивая рассмотрение содержательных и организационных аспектов таких уроков, нужно сказать несколько слов о нагрузке учащихся. Готовясь к уроку, школьники пишут доклад, реферат, рецензию. Домашние задания носят творческий характер, продолжая и углубляя тему урока, а такие задания творческого характера не только обогащают речь учащихся, но обеспечивают нравственное и эмоциональное их развитие, постоянный духовный рост и объективную эмоционально - гражданскую оценку происходящего вокруг нас.

Органическим продолжением изучения творчества В.П.Астафьева на уроках мы используем внеклассную деятельность.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях - это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

Практика внеклассного чтения помогает создать систему уроков несколько свободных от программных требований. Это позволяет нам уделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся.

В заключение мы хотим сказать, что научить человека эстетически воспринимать действительность, ценить произведения искусства, привить каждому учащемуся любовь к чтению художественной литературы - эти задачи могут успешно решаться и в условиях малокомплектной школы.

Список литературы


1.                 Авчинникова Ж. Проза В Астафьева. Литература // приложение к газете Первое сентября, 1997, № 31.

2.                 Айзерман Л. Не зубрить многое, а понимать многое: о стандартах, учебниках и знании литературы.// Учительская газета, 1997, №11.

3.                 Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 1983.

4.                 Астафьев В. Сопричастный всему живому// Лауреаты России: Автобиографии российских писателей. – М, 1980.

5.                 Астафьев В.П. Последний поклон. М.: Дет.лит., 1983.

6.                 Астафьев В. Стержневой корень // Слово. – 1991 №11.

7.                 Астафьев В.П. Пролётный гусь. Рассказы. Затеси. Воспоминания. Иркутск, 2001.

8.                 Астафьев В.П. Улыбка волчицы: Повесть, роман, рассказы.- М.:Кн. Палата. 1990.-381с.

9.                 Астафьев В.П. Перевал//Урал. – 1959. - №5. – с. 43-104.

10.            Астафьев В. П. Сибиряк. – Пермь: Книжное издательство, 1959. – с. 26.

11.            Астафьев Виктор : "Мне повезло в жизни с учителями" / В. Астафьев // Посев. - 2003. - № 1. - С. 38 - 43.

12.            Астафьев В. Кража//Сибирские огни. – 1966. - №8. – с. 3-83; №9. – с. 21-85.

13.            Астафьев В. Пастух и пастушка: Современная пастораль//Наш современник. – 1971. - №8. – с. 2-70.

14.            Астафьев В. Печальный детектив: Роман//Октябрь. – 1986. - №1. – с. 8-74.

15.            Антонова Е.С. Знать или понимать? (Методика преподавания литературы) // РЯШ – 1999, №3.

16.            Беликов Ю.Столбовой переселенец: о писателе В.П.Астафьеве // Юность. – 1993, №1 с.42-49

17.            Беленький Г.И. Литература в 8 классе. Метод.советы. М., 1993.

18.            Беленький Г.И. Литература в 8 классе: Методические советы. – М.Просвещение, 1997.

19.            Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 1999.

20.            Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. М., 1980.

21.            Бондарев Ю.Глубина и прочность таланта // Литературная газета. – 1994. - №2.

22.            Большакова А.Увидеть лицо человеческое… над страницами произведений Астафьева// Литература в школе. – 1984. - №2 с.13-21

23.            Галицких Е. Готовимся к уроку литературы в 5 классе: методическое пособие. // Литература// приложение к газете Первое сентября. – 1998, №8.

24.            Глобачев М. Дар, расцветший на холоде. Писатель Астафьев: в интерьере мирской суеты, но неизменно сам по себе / М. Глобачев //Новое время.-2001.-№ 49.- С. 40-41.

25.            Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М.1966.

26.            Головко Н. От слова к словесности (Анализ художественного текста) // Литература: приложение к газете Первое сентября. – 1998, № 25.

27.            Гончаров П. А. " Будет ли день, когда ... пойду от природы к людям ... ? " ( Мотив " бегства в природу " у М. Пришвина и В. Астафьева )/ П. А. Гончаров // Рус. словесность. - 2003. - № 5. - С. 11 - 17.

28.            Емельянова О.Н. Устойчивые обороты в прозе В.П.Астафьева // РЯШ. – 1998, №3.

29.            Ермолаева С.И. Астафьева светлый лик // Сибирские огни. - Новосибирск: Наука. - 2006. - №9. - C. 168-174.

30.            Зепалова Т.С. Мещерякова Н.Я. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии 5 класса. М.1983. с.4.

31.            Ильин Е.Н. Рождение урока. М.1986.

32.            Кертес М.Беседы о литературе в школе // Литература // приложение к газете Первое сентября. – 1996, №46.

33.            Костюков Л. Ключ к уроку литературы // Литература: приложение к газете Первое сентября. – 1997. - №14

34.            Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: книга для учителя. М. – 1987.

35.            Кузнецова, М. С. " О времени, о жизни, о себе ".: над страницами книги В. П. Астафьева " Затеси " / М. С. Кузнецова //Уроки литературы. Приложение к журналу " Литература в школе " - 2004. - № 9. - C. 13 - 15.

36.            Курбатов В. Жизнь на миру. // Астафьев В.П. Собрание сочинений: в 6 т. - М.,1991. Т 1

37.            Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.

38.            Курдюмова Т.Ф. Литература. 6 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.

39.            Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.

40.            Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 9 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.

41.            Литература 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 г/ Автор – составитель: Т.Ф. Курдюмова. М.. Просвещение, 1992.

42.            Литература: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Автор – составитель В.П.Полухина. М.. Просвещение,1997 и далее. .

43.            Литература: Учебная хрестоматия для 8 класса средней школы / Автор –составитель Г.И.Беленький. – М…Просвещение,1993.

44.            Литература. 8 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.

45.            Ланщиков А.Виктор Астафьев. – М…Просвещение, 1992..

46.            Ланщиков А.Возраст судьбы. – М,1985.

47.            Ланщиков А. Виктор Астафьев: Право на искренность. М., 1975.

48.            Ланин Б. Методика литературы // Мир образования. – 1997 –№5.

49.            Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.

50.            Методика преподавания литературы. Учебник для пед.вузв. Под редакцией О.Ю.Богдановой, В.Г.Маранцмана и др. – 1995.

51.            Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.Педагогика, 1995.

52.            Мурин Д.Н. О преподавании литературы в 5-9 классах.// Литература в школе 1991 -№3

53.            Огрызко В.Злоба – не лучший советчик: о творчестве В.Астафьеве.// Литературная Россия. 1996, № 20.с.15

54.            Полухина В.П. Методические рекомендации к учебной хрестоматии. Литература 6 класс. М…Просвещение,1992.

55.            Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя/Т.Ф.Курдюмова, И.С.Збарский, В.П.Полухина и др; под редакцией Курдюмовой Т.Ф. – М… Просвещение.,1985.

56.            Программно-методические материалы. Литература. 5-11 класс / Сост. Т.А.Калганова. М., 2002.

57.            Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе/ Автор – составитель Коровина В.Я. Пособие для учителя. М… Просвещение, 1985.

58.            Распутин В. Все краски подлинной жизни// Нитильская газета. – 1994. апрель. Ростовцева, Ю. Страницы из жизни Виктора Астафьева / Ю.

59.            Ростовцева //Студенческий меридиан. - 2003. - № 9. - С. 56 - 61.

60.            Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.1983.

61.            Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 4-е изд. М.,1985. С.169-193.

62.            Самотик, Л. Г. Рассказы В. П. Астафьева как региональный компонент образования в начальной школе/ Л. Г. Самотик /Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 67 - 70.

63.            Сафанова А.М. Последний поклон. В.Астафьев и русская автобиографическая проза… проблемы жанра// жанр и стиль литературного произведения. – Иошкар – Ола, 1994. – с.184 – 196.

64.            Слабковская Е.Г. В. Астафьев и Сибирь. ( Мотив "вечного" и "текущего" в художественном мире В. Астафьева).// Литература и Сибирь : Межвуз. сб. научн. тр. - Иркутск, 1997. 20.

65.            Смирнова А.И. Поэтика композиции повествования в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева // Проза В. Астафьева (к проблеме мастерства): Межвуз. и межвед. сборник/ Под ред. А.Ф. Пантелеевой. Красноярск: Изд-во КГУ, 1990. С.47,55.

66.            Стародуб: повесть//Прикамье: Альманах. – 1959. - №27. – с. 3-35.

67.            Совершенствование преподавания литературы в школе. Пособие для учителя/ Г.И.Беленький, Ю.И. Лысый, Н.Л.Крутена и др;

68.            Стрелкова И.И., В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. -М., 2005год

69.            Урок литературы: Пособие для учителя/ Сост.Т.С.Зепалова. Н.Я.Мещерякова. – М..Просвещение, 1973.

70.            Хмелен Н.Я В стороне от лежащего камня// 1 сентября, 1998,26мая.

71.            Хренова О.М. Важный этап изучения литературы (5-7кл) // Педагогика, - 1993, №3.

72.            Ядровская Е. Продуманная система литературного развития школьника//

73.            Литература: приложение к первому сентября.1996, №44.

74.            Яновский Н. Виктор Астафьев. Очерки творчества. – М, 1982.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9