бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева бесплатно рефераты

А что вокруг? Конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». Но не они определяют нравственную атмосферу селения. И ребятишки иногда могут поссориться, подраться даже, но это не надолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. Особенным уважением пользуется учитель – не только за свои знания, но и за то, что сам уважает каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже и у ребят. С таким тактом полуграмотные крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у него в избе кринку молока или сметаны, туесок брусники, то помогут беременной жене.

Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения. «Школьная фотография, - пишет он с грустью и гордостью, - жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известн6о прославленное имя – «Сибиряк» [19,64]. И хотя нет на этой фотографии самого автора воспоминаний, все равно она для него бесценна. С доброй улыбкой пишет он о подобных фотографиях своих теток, дядьев, братишек, знакомых и незнакомых людей: «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история» [19,64].

Так от заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, писатель выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.

На изучение рассказа «Фотография, на которой меня нет» я отвожу два часа. На первом уроке дается обзор сборника рассказов «Последний поклон», продолжаем знакомство с личностью писателя, начатое в 5-6 классах; на втором уроке беседуем о прочитанном дома рассказу «Фотография, на которой меня нет, ребята делятся впечатлениями от прочитанного, выразительно читают».

Эпиграфом к уроку звучит высказывание В.Распутина.

Огромный и неспокойный талант В.Астафьева – это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мирить с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях. Однако литература – это не «шприцевание» добра, а только его предложение и доказательство. Чтобы оно стало частью человека, необходимо потрудиться и ему человеку.

Над этим и бьются неустанно писатель В.Астафьев, для этого и создает свои книги. И бьется с немалой пользой» [59,8].

Вспомните, пожалуйста, все то, что вы знаете о писателе В.П. Астафьеве?

- Что положено в основу сборников рассказа «Конь с розовой гривой»?

Да, действительно, в основу многих произведений писателя легли воспоминания о детстве. Виктор рано лишился матери. В детстве мало видел отца. Рос у бабушки с дедушкой. Но, как скажет сам писатель впоследствии? Боль утрат, лишения и неудачи, не только омрачают жизнь человека. Они же и «заставляют обостреннее видеть мир и глубже чувствовать доброту»

Доброта шла к маленькому Виктору от бабушки Екатерины Петровны. Наполняла ярким и солнечным светом первые, прослушанные им книжки – «Кавказский пленник» Л.Толстого и «Дед Архип и Ленька» М.Горького.

Добрым было и воздействие учителя литературы И.Д. Рождественского, ставшего вскоре известным поэтом. От него пятиклассник В.Астафьев принял уважение к русскому слову и жанру творчества.

Но нелегко складывалась жизнь писателя. «Представьте себе человека, который закончил ФЗУ, да еще в военные годы, - говорил он в 1974 году, - работал на железной дороге составителем поездов – опасная, тяжелая работа, - потом воевал, был тяжело ранен. Судьба распорядилась жестоко – потерял и эту профессию, попал в город Чусовой, на Урале.

Работы случайные, низкой уверенности в завтрашнем дне и в устойчивом куске хлеба. Хотелось писать, с детства хотелось, а попробовал накануне тридцати.

Взрослый человек! Все видит, все понимает, и в первую голову то, что написано им – еще не литература… моими единственными университетами, помимо, конечно, жизни, были высшие литературные курсы. На курсах за два года я постиг то, на что в Чусовом мне понадобилось десятки бы лет. Я был как вспаханное поле: бросай зерна, и они прорастут. А где? Кто бросит? И главное, что бросит? Учиться было совершенно необходимо, это была внутренняя потребность, пусть несколько запоздавшая. Но это уже не моя вина, а беда» [78,104].

Силой воли и таланта писатель преодолел невзгоды. Он стал признанным художником слова, автором широко известных произведений – «Кража», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь - рыба» и другие. Его очень волнует нехозяйское, варварское отношение многих людей к природе. Он постоянно заботится о культуре, образованности молодежи.

В современной литературе В.Астафьев продолжает традиции русской классики.

Живя в родном селе Овсянка, писатель ведет в местной школе «часы литературы» и «часы поэзии». Он так объясняет смысл этих занятий: «Хочу, чтоб загорелись ребята интересом к слову, чтобы учились читать, чтоб не проходили литературу, а прочувствовали, продумывали. Чтоб не складывали свои школьные сочинения из штампованных наборов деталей – «типичный представитель», «положительный герой», а писали пусть и коряво, но зато по-своему» [75,18].

Он один из немногих писателей, который показывает пример, как в наше политизированное время создаются «вечные книги», а к таковым можно отнести его повесть «Последний поклон».

Через собственную судьбу - мальчишки, рано оставшимся сиротой, писатель сумел правдиво обрисовать сложную обстановку в одной сибирской деревне, в которой, как вы капле воды отразилась послереволюционная жизнь всей страны. На глазах Астафьева совершался «великий перелом», принесший народу неисчислимые бедствия.

Катерина Петровна постоянно следует древним традициям и обрядам своего народа. Своими воспоминаниями она не слезу стремится выбить у внука. Не одна жалость, не только участие внука к непростой женской доле нужны бабушке. Радость для Катерины Петровны заключается в привычной крестьянской работе, в традиционном укладе жизни. Этому она и учила внука: любить дом, в котором тот рос, лес и реку, кормившие семью в самую трудную пору, родную землю…. С малых лет у мальчишки уже были свои обязанности по хозяйству. Через семейные праздники и будни герой Астафьева впитывал в себя народные традиции. Но уже на рубеже 20-30 годов в сибирской деревне повелось массированное наступление на эти обряды и традиции. Самые лучшие работники, к которым относилась и семья писателя, были объявлены кулаками. Их лишали домов и личных хозяйств. Если что и спасало поначалу раскулаченных, то это еще не порушенные родственные и общинные связи. В людях еще живо было чувство совести и стыда. Землячество тогда определяло силу, и оно не допускало, чтобы кто-то был без угла. [75,20].

Но социальный перелом привел к нравственным потерям общества. Даже очень близкие люди, связанные прямыми родственными отношениями, оказывались чужими. Герою повести не удалось найти общий язык с родным отцом. В людях пробуждались жестокость и дикость. Традиционный уклад жизни рушился весьма решительно и безжалостным образом. Не случайно главы «Последнего поклона», рассказывающие о скитаниях героя по Игарке, воспринимаются как борьба мальчишки за выживание.

Не так-то просто ему было пережить сразу два предательства - родного отца и мачехи.

От него отвернулась школа. Совсем забыли о мальчишке родственники отца. После уютного бабушкиного дома, в котором далеко не всегда имелся достаток, но по которому постоянно растекалась душевная теплота, герою писателя довелось испытать новый мир – мир бессердечия и одиночества.

Мальчишка так объяснял его себе: «Все заняты собой. У всех свои заботы. И у меня тоже. Главная из них: чего завтра пожрать?» вот эта философия и вела мальчишку к духовному одичанию. Именно в ней кроются мотивы одного из самых жестоких его поступков – избиения неведающей милосердия школьной учительницы. [75,21].

Игарка изменила даже речь героя. Она стала грубоватой, богатой умными словами.

Саму борьбу за выживание писатель отразил в контексте времени. Газеты и радио тогда не замечали, как страдал Север. Страна в ту пору распевала песню о подвигах Папанина. Общество восторгалось. «….В Ледовитом океане, против Северных морей, воевал Иван Папанин двести семьдесят ночей…»[3,35]. Затягивая эту песню, герой Астафьева «пел и плакал»- жалко было Ивана Папанина. Беда самого героя оставалась его личной бедой.

На герое повести словно решили помериться силами две системы воспитания: опирающаяся на глубинные народные традиции бабушкина педагогика и «уличная», основанная на «законах джунглей». В мальчике постоянно боролись два начала. Он тосковал по родной деревне. В рыбалке ему хотелось найти душевное успокоение. Природа как бы усмиряла его, заставляя подавить в себе зло и жестокость. Но обстановка «джунглей» не давала спокойствие, она требовала бесконечного лавирования. Борьба шла не на жизнь – на смерть. Закалка приходила в битвах. Герой повести признавался: « На нож хаживал, кирпичом мне голову раскалывали, каменюками, дрынами и всякими другими предметами били, пинали меня, в кулаки брали, на купол садили. Все я более или менее благополучно прошел, пусть и с неизбежными физическими и умственными потерями….Шпана есть шпана, на коварство, наглость и нахрапистость ответные качества появляются, соревнование в обмане, подвохах и наглости идет; с годами способность к сопротивлению, к отстаиванию своего достоинства, тело и душа совершенствуются…»[3, 50] и эти противоречия- стремление жить в аду и необходимость постоянно обороняться- раздирали душу героя. Чтобы выжить, нередко требовалось воровать. А воровать, по его признанию «страшно». Но отхожие промыслы и расставленные в перелесках близ Игарки силки на куропаток не спасали. Без краж никак не получалось: « Всякое слово в заболь принимаю: на том конце города рукавицы украдут, я на этом краснею. Во мне вроде бы клубок из жил и нервов скатался, по всему нутру щетина наросла». Итогом этих мучений явился приход в детский дом. Детство героя, по сути, окончательно оборвалось уже в одиннадцать лет. Вся царившая в стране система несколько лет пыталась сломить его волю, подавить в нем личность. И в этих жутчайших условиях, неся огромные потери, испытывая дичавшую боль, ему удалось сохранить свою душу.

Этой повестью писатель показал, что ничто не способно дать душе очерстветь, показал то, делает людей человечными и стойкими перед лицами испытаний.

Мы советуем вам прочитать полное издание повести В.Астафьева «Последний поклон», а к следующему уроку прочтите одну из глав повести «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет».

Следующий урок мы посвящаем анализу рассказа «Фотография, на которой меня нет». Делаем акцент на описание деревенской жизни 30-х годов, на образ учителя, прекрасно созданный Астафьевым.

Эпиграф к уроку: «Каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все живое и живущее вокруг нас». В.Астафьев.

Предлагаемые вопросы и задания.

§     Чем для жителей села стал приезд фотографа?

§     Какие детали поведения сельчан подтверждают ваш вывод? Найдите и зачитайте.

§     Зачем рассказчик и Санька пошли кататься на увал?

§     Каковы последствия этого катания?

§     А как зовут героя рассказа?

§     Какие детали бытового поведения характеризуют бабушку? Найдите и зачитайте.

§     Какое время воспроизведено в рассказе?

§     По каким приметам вы это определили?

§     Чем вам интересен рассказ?

Выпишите фрагменты, где дан портрет учителя. Сопоставьте его с иллюстрацией. Как бы вы изобразили Евгения Николаевича, будь вы художником? (рисование словесного портрета).

Какие детали в рассказе передают отношение к учителю на селе? В чем причина такого уважения?

Приведите примеры, по которым можно судить о влиянии учителя на сельчан.

В чем основа взаимного уважения учителя, деревенских жителей, учеников?

Каким запомнил своего учителя герой рассказа?

Почему рассказчику дорога фотография, на которой его нет?

В заключение звучит слово учителя. Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные идеалы, ценности, которые определили жизнь не одного поколения. «Школьная фотография, - пишет он с грустью и гордостью, - жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам, но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя – «Сибиряк». И хотя и нет на этой фотографии самого автора воспоминаний, все равно она для него бесценна. С доброй улыбкой пишет он о подобных фотографиях своих теток, дядьев, братишек, знакомых и незнакомых людей: «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

Так от заурядного случая, происшедшим с деревенским мальчишкой, писатель выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа. В статье «Вам продолжать эту жизнь» Астафьев писал: «… каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все живущее и живое вокруг нас». Так неповторимых людей мы видим в его рассказах, исполненных высокого гуманизма, любви и веры в каждого человека.

Для самостоятельной работы можно предложить ученикам провести наблюдение над языком рассказа.

Ø выпишите просторечия и областные (диалектные) слова, передающие своеобразие речи сельских жителей.

Ø выполните задание три учебника.

Ø Прочитайте эти фразы: 1)«Народные приметы не знают границ и расстояний».

Ø 2) <…> фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб оставалось слово «учитель». Чем являются эти фразы? Какие основания были у писателя, чтобы дать такой итог сказанному ранее?

Ø В рассказе представлены два типа отступлений. Назовите их и определите художественную роль этих отступлений.

Ø Выполните задание четыре учебника.

Ø Дома учащиеся должны написать конспект по статье «Вам продолжать эту жизнь».

В седьмом классе мы заменили предлагаемую Т.Ф. Курдюмовой для чтения и обсуждения сказку-быль А. Платонова «Неизвестный цветок» на творческое чтение и обсуждение рассказа миниатюры В.П. Астафьева «Весенний остров». Это произведение наполнено необыкновенным чувством живой природы, восхищением случившимся чудом, рассказ о котором не является высокохудожественным обманом юного читателя, а есть рассказ о прекрасном окружающем нас в действительности. Само содержание рассказа учит детей видеть прекрасное вокруг нас в действительной, живой жизни, не завлекая в заоблачные дали пустого фантазирования. Организуя яркий и художественный процесс восприятия, мы стремимся создать как можно более яркие представления, пробудить сопереживания подростков, активизировать воображение, организовать эмоционально-эстетическое восприятие произведения. Высокая эстетика литературно-художественного слова рассказа привлекла нас возможностью через приобщение к художественной деятельности развивать художественный вкус учащихся. Яркость и образность языка произведения помогают развивать воображение. Прибегая к приёмам эмоционально-образного анализа, к цветовому иллюстрированию, говоря о средствах изображения, мы стремимся добиться понимания детьми путей и способов реализации художественного замысла, формированию критериев художественного творчества.

После небольшого организационного момента, во время которого мы поясняем характер и структуру занятия, вместе с подростками поясняем значения неизвестных и малознакомых слов и словосочетаний, встречающихся в тексте, записывая их на доске (перевалка, речной порог, студень, белая ночь). Это необходимая часть организации процесса восприятия. Затем прошу учеников во время прослушивания произведения обратить внимание на возникающие у них чувства, они могут записывать то, что чувствуют в тетрадь («мне одиноко, …грустно, …тоскливо, …я ожидаю чего-то» и т.д.). Отталкиваясь от последнего словосочетания, словесник пытается актуализировать личный опыт учащихся, проводя приём «частичного погружения»:

- Белая ночь – это долгие сумерки, долгое утро. Вспомните серое летнее утро, солнце еще не взошло, повсюду туман, чуть видны силуэты окружающих предметов. (Включается аудиозапись музыки Грига «Утро», я продолжаю свои слова на её фоне.)

- А теперь перенеситесь мысленно на палубу парохода, тихо плывущего в долгих туманных утренних сумерках по спокойной реке.

Далее идёт собственно само выразительное (в идеале художественное) чтение произведения, учащиеся при этом следят за чтением по заранее розданным текстам. Чтение произведение также происходит при фоновом музыкальном сопровождении (А. Григ «Утро»)

После прочтения соблюдается пауза. После чего фиксирую эмоциональное состояние ребят. Подростки записывают слова-сигналы чувств (грусть, одиночество; ожидание, надежда; восторг, удивление и т.п.) затем я прошу ребят воспользоваться приготовленными заранее красками, кисточками, водой и подобрать цвета «в которые можно было бы, по мнению ребят, "окрасить" записанные чувства». Приём использования рисунка для иллюстрации эмоционального переживания произведения. В последующем нам необходимо будет сравнить полученную, как мы её назовём «спектрограмму чувств» с тем эмоционально-цветовым иллюстрированием, которое нами будет произведено с целью выявить эмоционально-образную идею произведения и средства её воплощения, а так же выявить степень совпадения нашего восприятия и данной идеи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9