бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева бесплатно рефераты

Поэтому рассказ Астафьева приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей многовековой историей народа.

На изучение рассказа «Конь с розовой гривой» мы выделяем три часа.

Первый урок – урок внеклассного чтения, урок – портрет.

Тема первого урока: «Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе».

В качестве эпиграфа к уроку беру его высказывание: «За что судьба даровала мне счастье жизни. Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?» [4,25]

Урок начинается с прочтения отрывка из знакомого ребятам произведения.

- Назовите автора и заглавие рассказа.

«Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Заполярная тайга не страшна зверьем. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли позариться на Васюткины запасы. И все-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвел курок и положил ружье рядом. Спать!» (В.П.Астафьев. Васюткино озеро)

Совестью народа называют этого писателя, хотя сам он достаточно ироничен и самокритичен, чтобы согласиться с этим определением. Тем не менее, правда, что он никогда не кривит душой, правда, что он мудр и очень зорок.

Послушаем, что говорит о себе этот человек.

«…… Не одного меня, всех нас, начавших жить в год смерти Ленина… Обступают вопросы и тревоги: как это я умудрился столько прожить? По какому праву?

Чем я лучше тех молодых парней, которых сам закапывал на обочинах военных дорог?

…Некий налет сентиментальности просочился и в мой характер и оказался непобедимым. По причине этой странности, вовсе вроде бы уж и нетипичной для «мужественных» и «суровых» сибиряков; я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, караульный бык, нависший над рекою супротив родного села, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами, весенние утро с хрустким ледком на вчера лишь сделанных снеговых ручейках, первое земляное лакомство – луковки саранок и кандыка на протаминах, подснежники, редкостными самородками засветившиеся на припеках, у которых желтое око закрывалось на ночь мохнатыми кремовыми лепестками. Название этим подснежникам я узнаю, потом и порадуюсь его точности и красоте – сон – трава!

… Ну а как забыть осенние дни, когда село наше – и дома, и дворы, и улицы – и маленькое уютное кладбище забрасывало золотом листвы, снесенной ветром с гор, и полночными корзинами, старые и малые тащили из сосняков боровые рыжики, рубиновую бруснику, пламенную рябину?! Ночью по реке медленно, украдчиво двигались Шатучие огни лучильщиков – рыбаков, на убранных огородах делалось прозористо, свободно, а из распадков с каждым утром все ближе к домам катились искристые платы, из белых иньев сотканные.

… Я рыбачил на вечерней и утренней зорьке удочкой и жермицей. Рыбы было так много, что за вечер я набрасывал почти полный мешок окунями, сорогой и щуками. На берегу я высыпал рыбу из мешка под большой пень, на желтоватую мерзлоту, и рыба сохранялась до прихода отца. Он оставлял мне хлеб, соли, иногда и сахарку под пнем, а рыбу уносил и продавал по дешевке на пароходы.

… Иногда я плакал от умиления, охватившего меня, неосознанно сожалея, что нет моей мамы, и не видит она всего этого мира живого и не может радоваться вместе со мною.

Не было в моей жизни потом таких сладостных, таких чистых слез, от которых истаивала душа, и хотелось любить все и быть добрым ко всем и ко всему…»[4,30].

В семь лет лишился матери, жил с бабушкой. Закончил школу ФЗБ на станции Енисей и работал близ Красноярска составителем поездов.

Он был солдатом Великой Отечественной.

Писать начал с 1951года. Создал немало книг. Среди них такие, которые нельзя не любить, - «Царь - рыба», «Последний поклон», «Конь с розовой гривой». Верю, что в будущем они станут и вашими любимыми книгами.

Давайте прочитаем несколько его маленьких рассказов из книги «затеси» (заранее подготовленные ребята читают миниатюры «Хвостик», «Дед и внучка», художественно пересказывают миниатюру «Больше жизни»).

- Какая из миниатюр тронула вас больше всего? Почему?

- Как, по мнению автора, нельзя жить на земле?

Далее учащиеся самостоятельно работают с учебником.

1)Прочитать статью в нем о В.Астафьеве, ответить на вопросы, записанные на доске:

- Каким чувством проникнуты воспоминания писателя?

- Почему автор вспоминает о детстве как об «удивительно светлой и счастливой поре»?

В конце урока размышляем вслух над словами писателя, вынесенными в эпиграф.

Дома ученики должны прочитать рассказ «Конь с розовой гривой» и подумать над его идеей, поразмышлять над тем, наказала ли бабушка внука – героя рассказа?

Урок 2. В. П. Астафьев (1924-2002). «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе

Цели урока: познакомить с чертами личности писателя; показать автобиографический характер рассказа; отметить особенности его композиции, своеобразие языка.

Оборудование урока: портрет В. П. Астафьева, сборники его рассказов.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение; беседа по вопросам.

Ход урока

I. Слово учителя

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа.

Прочитаем статью об Астафьеве в учебнике-хрестоматии.

II. Чтение и разбор статьи учебника о В. П. Астафьеве

Урок начинается с краткого слова учителя о цикле автобиографических рассказов.

В 1957 году В.П.Астафьев начинает цикл рассказа от первого лица о собственном детстве. Обычно их называют автобиографическими, имея в виду при этом, что писатель предстает в них центральной фигурой, через него мы воспринимаем окружающий мир. («В произведении В.Астафьева живая разговорная речь, встречаются диалектизмы и просторечия, которые создают своеобразный «сибирский» колорит).

Рассказ «Конь с розовой гривой» дал название сборнику рассказов для детей, вышедшему в 1972 году.

Учитель:

Из статьи учебника мы узнали, что Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы своей жизни. Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в первые годы после гражданской войны. Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого - пищи, одежды, того, к чему мы привыкли, как к само собой разумеющемуся.

«Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Об этом мы узнаем в первых же строках рассказа.

III. Комментированное чтение рассказа

Отдельные эпизоды - диалоги - могут прочитать заранее подготовленные ученики. Обращаем внимание на сноски - объяснения диалектных и просторечных слов, на пословицы и поговорки, особенности речи героев.

IV. Беседа по вопросам

По прочитанному тексту докажите примерами, что писатель рассказывает о Сибири. (Важно сделать акцент на язык писателя).

- А почему рассказ так назван?

- От чьего лица ведется повествование?

- В какой семье растет герой?

- Почему «пряник конем» такая желанная мечта?

- Какой эпитет находит писатель, чтобы выразить восхищение героя этим конем – пряником? (Разговор идет о трудном времени детства).

- Какие эпизоды рассказа нарисованы с улыбкой взрослого человека, вспоминающего детство?

- А кто из взрослых вызывает такую же улыбку?

Далее следует подробнее остановиться на сценах, рисующих семью дяди Левонтия.

(Речь пойдет о том, какой непутевой была жизнь Левонтия, о том, что, автор помнит о неподдельной доброте главы семейства, о его сострадании чужой беде, о тепле его души).

- Вспомните, как относилась бабушка к Левонтию и его жене.

- Как описана семья Левонтьевых?

- В каком доме жили Левонтьевы?

- Почему же Витя все – таки ходил к ним?

Комментарий учителя:

Отметим иронический тон этого описания: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый» - на самом деле это означает крайнюю бедность; печка, о которой обычно пишут уважительно, как о центре деревенского дома, «раскорячилась посреди избы» - слово явно неуважительное.

- Почему Левонтьевы так плохо жили?

- Что за человек был Левонтий?

- Что привлекало героя в семье Левонтьевых?

- Почему бабушка запрещала внуку ходить к Левонтьевым?

- Какую роль в композиции рассказа играет описание семьи?

Домашнее задание

1. Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору).

2. Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских», диалектных слов.


Урок 3. Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цели урока: постановка нравственных вопросов: честность, доброта, 'долг; попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы.

Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, описание рисунка.

Ход урока

I. Слово учителя

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

II. Беседа по вопросам

- Что является завязкой рассказа?

- Исполнилась ли мечта мальчика - получить «пряник конем»?

- Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором.

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?

Комментарий учителя: Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». В этой семье знают цену труду.

- Как ведут себя по дороге соседские ребята?

Пересказ эпизода с использованием опорных слов - глаголов.

«Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились»; «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».

- Какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению?

- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

- Как герой оказался в зависимости от Саньки?

- - Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка?

- Как после этого развлекались ребята?

Пересказ эпизода и обобщения:

Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: «забегали в устье холодной пещеры, где жила... нечистая сила».

- Как Левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам?

- Почему герой решил обмануть бабушку?

- Только ли страх перед бабушкой мучит героя?

- Как он меняется в ходе своих размышлений?

- Как вы думаете, знал ли герой, чем может кончиться эта история? Почему же он все – таки высыпал ягоды?

- Кем он был втянут в обман?

- Автор отзывается о Саньке, что тот «был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Но так ли это?

- Почему же, зная Саньку, автор действует по его подсказке?

-Как вы думаете, этот поступок- появление характера или бесхарактерности?

-Сожалел ли мальчик о своем проступке? (подтвердите ответы примерами из текста).

Известно, что за «преступление» требуется «наказание». Витя старается всеми возможными средствами отдалить его неотвратимость. Но вот наступает решительный момент. И что же? Наказала ли бабушка внука?

- Можно ли говорить об уроках бабушки, простой русской женщины, которые она, сама того не ведая, дает внуку? (Речь идет об уроках доброты).

III. Роль пейзажа в рассказе

- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: «День был ясный, летний». Прочитайте выразительно.

- Как меняется взгляд героя на окружающую природу?

- Какова роль пейзажной зарисовки?

IV. Выводы урока

- Какова развязка истории?

Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощенья...»

V. Описание рисунка

- Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу?

VI. Итог уроков по рассказу В. П. Астафьева

- Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?

В заключение звучит слово учителя. Мальчику из рассказа Астафьева запомнились, конечно, далеко не все съеденные в детстве пряники. Но «белый конь с розовой гривой» запомнился и автору, и нам, читателям, потому что с ним связаны уроки доброты, данные мальчику его бабушкой.

Благодарная память снова и снова возвращает его к этому событию: «Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий мигнуло. А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой» [43,52].

Домашнее задание

Дома ребята пишут сочинение на тему: «Уроки доброты бабушки Катерины».

Прочитать сборник рассказов В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (на перспективу)

В восьмом классе перед нами короткий, как будто незамысловатый рассказ о том, как деревенскому мальчику из-за постигшей его болезни не удалось сфотографироваться вместе с ребятами. Но в этом рассказе Астафьева, проникнутом теплым юмором и лиризмом, глубокое содержание. Недаром сам Астафьев, говоря о книге «Последний поклон», куда вошел и разбираемый рассказ «Фотография, на которой меня нет», замечал, что форма этой книги «…дала возможность вместить большой и далеко не простой материал, и там, где эпохи из многих книг и частей, мне, думается, удалось ограничиться главами, не выстраивая длинных и необязательных «переходов» и «мостов» [6,32]…

Речь идет о далеких тридцатых годах, времени трудном и сложном. Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы. Ребятишки, запечатленные на фотографии, выглядят «бедновато, шибко бедновато», несмотря на старания родных и знакомых одеть их получше – кого в шубенку, кого в телогрейку. Школа размещается в старом деревенском доме с угарными печами. Ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Это позднее стараниями учителя карандаши, краски учебники – один на пятерых, а потом на двоих. Невысока и общая культура селян, достаточно прочитать строки о том, как земляки «снимались» на карточку: кто в фанерном автомобиле, кто в шляпе вроде вороньего гнезда, кто с часами, высунутыми напоказ из рукава (знай наше богатство!), кто, уподобляясь казаку, с газырями и кинжалом.

Да и само фотографирование воспринималось как «неслыханно важное событие». По случаю приезда фотографа прерываются занятия в школе, вся деревня беспокоится о том, где поселить такую важную персону. В продолжение длинного вечера гужем ходят пор селу, обсуждая, кто, где сядет, в каком порядке и как оденется. Неудивительно потому, что невозможность принять участие в общем деле оборачивается для мальчика чуть ли не драмой.

Но под пластом бедности – материальной и духовной – живет и пробивается наружу другое. Что не дает душе очерстветь и что делает человечными и стойкими перед лицом испытаний. С каким чувством вспоминает рассказчик о любви бабушки к цветам или к украшению зимних окон! Да и сам рассказчик не может умолчать о своем неравнодушии к цветам. Полстранички о том, как набирает силы луковка и расцветает красным громмофончиком, предвестником весны, достойны лучших страниц русской классики.

Но главное, что видит читатель в рассказе крупным планом, - это человеческие характеры и отношения между людьми. Бабушка, которая, бесспорно, сопоставима с бабушкой Алеши Пешкова, может отругать внука за непослушание, выговорить деду за то, что дед заспался, замешкался. Но она же всю ночь напролет проведет с больным мальчишкой; брань ее незлобивая, ворчливая, добродушная, и нет сомнения в то, что перед нами человек с золотым сердцем. Ее своеобразная, певучая, яркая речь свидетельствует о том, что перед нами подлинно народный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9