бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение возможностей народной игры как средства формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Таблица 1. Уровни социально-нравственной воспитанности младших школьников и младших подростков в экспериментальной и контрольной группах

Уровни социально-нравственной воспитанности


Высокий уровень:

Средний уровень:

Низкий уровень:

Э

К

Э

К

Э

К

До

Пос-ле

До

Пос-ле

До

Пос-ле

До

Пос-ле

До

Пос-ле

До

Пос-ле

Поведенческий

34,8

47,1

30,3

30,8

50,7

44,1

51,7

51,5

14,5

8,8

18

17,7

Знаниевый (когнитивный)

72,3

81,1

76,1

76,4

18,2

12

19

17,3

9,5

6,9

4,9

6,3

Мотивационный

70,9

81,1

69,1

61,9

14,8

12,8

16,7

22,1

14,3

6,1

14,2

16

В целом

59,3

69,8

58,5

56,4

27,9

23,0

29,1

30,3

12,8

7,3

12,4

13,3


«Э» - экспериментальная группа; «К» - контрольная группа; «До» - констатирующий этап эксперимента; «После» - при завершении формирующего этапа эксперимента.

Рассматриваемые изменения социально-нравственной воспитанности в целом и её компонентов (когнитивного, мотивационного, поведенческого) – результат влияния игровой деятельности. Кроме того, процесс формирования социально-нравственных качеств представляет собой отношение человека к социальному и культурно-историческому наследию, способность к его сохранению и трансляции подрастающим поколениям, а вместе с тем демонстрирует стремление личности к познанию социокультурных традиций этноса, освоению форм и способов человеческого бытия. Без проникновения в чувственную сферу, без «погружения» на эмоциональном уровне в этнокультурную среду ни одна воспитательная деятельность не будет иметь результата. В этом плане игровая деятельность, с одной стороны – дает возможность освоения социокультурных традиций, создает условия для трансляции накопленного опыта последующим поколениям, а с другой – являясь высоко эмоциональной, способствует преобразованию эмпирического опыта в чувственный, единение которых и составляет основу социально-нравственного воспитания.

Опытно-экспериментальная работа показывает, что традиционная игра с успехом может обогатить современное пространство школьного образования. Результаты анкетирования, беседы с учащимися, учителями и родителями экспериментальных и контрольных классов также подтвердили эффективность использованных педагогических условий. В ходе проведенного нами формирующего эксперимента школьники приобрели опыт игрового взаимодействия в школе и вне ее, стали выдержанными, вежливыми, тактичными, улучшилось эмоциональное состояние классных коллективов.

Нельзя не отметить того факта, что в современных условиях полное воспроизведение опыта прошлого невозможно. Однако необходимо при адаптации народных игр к реалиям настоящего времени сохранить главную идейную и функциональную стороны игровой практики, т.е. есть необходимость не простого воспроизведения отдельных игр, а создания целого ряда социально-педагогических условий по погружению в культурно-историческую среду, отмеченных выше. Кроме того, необходимо создание атмосферы доверия и положительного эмоционального фона игры для раскрепощения и самораскрытия личностных качеств ребенка, включение в игру предметов старины или их копий. Это ценнейшее пространство обеспечивает всестороннее воспитание, наличие зоны ближайшего и перспективного психического, в том числе личностного, развития.

В процессе формирующего эксперимента рабочая гипотеза исследования получила свое полное подтверждение: народные игры являются эффективным средством развития социально-нравственных качеств, если они органично включены в воспитательный процесс не в качестве уединенного средства, а как один из системных компонентов возрождаемых и развиваемых школой народных традиций; если учитываются определенные нами педагогические условия, способствующие социально-нравственному воспитанию детей; если оптимально используется творческий потенциал каждого педагога и воспитательного коллектива.

Заключение


В соответствии с поставленными задачами в работе подобрана, изучена и проанализирована научная литература по данной теме. Имеется достаточно обширный материал, посвященный проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста, но в то же время недостаточно литературы, раскрывающей особенности и возможности народной игры для формирования данных навыков.

Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддерживать и развить установившийся контакт, не приобретают опыт сотрудничества, не умеют согласовывать свои действия с партнерами, адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. А ведь этому можно научиться.

Автор работы обращает внимание на то, что умения и навыки, в том числе и коммуникативные, не приходят к человеку сами собой, они приобретаются ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте и применяя верные методы.

В работе перечислены основные навыки общения, которые представляется возможным освоить детям дошкольного возраста. Сделан акцент на том, что в системе дошкольного образования для обучения, воспитания и развития детей активно используется наследие народной педагогики, в том числе народные игры. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного возраста.

Народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения детей дошкольного возраста.

Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей навыкам общения.

Задачи развития речи и формирования навыков общения реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по окончанию датского сада. Автором были проанализированы такие программы как «Детство», «Истоки», «Радуга». Во всех проанализированных программах есть свои особенности, но в каждой речь идёт лишь о речевом развитии ребёнка, которое отчасти включает в себя формирование на базе имеющихся знаний навыков общения.

Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, изучены возможности народной игры как средства формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста, цель работы достигнута, задачи реализованы.

Работа будет иметь как теоретическую, так и практическую значимость.

Список литературы

народный игра общение педагогический

1.   Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6 – С.86 – 89.

2.   Афонькина, ЮА., Урунтаева, ГА. Практикум по детской психологии / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - М.,1995.

3.   Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. — М., 1997.

4.   Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.,1994.

5.   Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.,1999.

6.   Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М., 1997.

7.   Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., 1982.

8.   Детская психология: учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн.,1988.

9.   Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.

10.   Дошкольная педагогика / под ред. В.И Ядэшко, Ф.А Сохина. - М., 1996.

11.   Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.

12.   Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. запорожец. - М., 1997.

13.   Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей / под ред. О.М Дьяченко, Н.С Денисенко. - М, 2002.

14.   Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

15.   Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников / М.В. Корепанова. - М., 2005.

16.   Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина. - М.,1970.

17.   Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.

18.   Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990.

19.   Развитие общения дошкольников со сверстниками / под. ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.

20.   Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М.Дьяченко. - М., 2002.

21.   Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ под ред. М.А Васильевой. - М., 1990.

22.   Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М., 2000.

23.   Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. - М, 1999.

24.   Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7.

25.   Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - С-Пб., 1998.

26.   Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1999.

Размещено на


[1] Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - С-Пб., 1998.

[2] Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., 1982.

[3] Развитие общения дошкольников со сверстниками / под. ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.

[4] Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990.

[5] Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М., 2000.

[6] Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.

[7] Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина. - М.,1970.

[8] Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

[9] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.

[10] Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1999.

[11] Воронова, В.Я.Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М., 1997.

[12] Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. — М., 1997.

[13] Детская психология: учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн.,1988.

[14] Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ под ред. М.А Васильевой. - М., 1990.

[15] Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7.

[16] Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.,1999.

[17] Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логвиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.

[18] Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.

[19] Дошкольная педагогика / под ред. В.И Ядэшко, Ф.А Сохина. - М., 1996.

[20] Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М.Дьяченко. - М., 2002.

[21] Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. - М, 1999.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6