Изучение возможностей народной игры как средства формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста
Таблица 1. Уровни социально-нравственной воспитанности
младших школьников и младших подростков в экспериментальной и контрольной
группах
Уровни социально-нравственной воспитанности
|
Высокий уровень:
|
Средний уровень:
|
Низкий уровень:
|
Э
|
К
|
Э
|
К
|
Э
|
К
|
До
|
Пос-ле
|
До
|
Пос-ле
|
До
|
Пос-ле
|
До
|
Пос-ле
|
До
|
Пос-ле
|
До
|
Пос-ле
|
Поведенческий
|
34,8
|
47,1
|
30,3
|
30,8
|
50,7
|
44,1
|
51,7
|
51,5
|
14,5
|
8,8
|
18
|
17,7
|
Знаниевый (когнитивный)
|
72,3
|
81,1
|
76,1
|
76,4
|
18,2
|
12
|
19
|
17,3
|
9,5
|
6,9
|
4,9
|
6,3
|
Мотивационный
|
70,9
|
81,1
|
69,1
|
61,9
|
14,8
|
12,8
|
16,7
|
22,1
|
14,3
|
6,1
|
14,2
|
16
|
В целом
|
59,3
|
69,8
|
58,5
|
56,4
|
27,9
|
23,0
|
29,1
|
30,3
|
12,8
|
7,3
|
12,4
|
13,3
|
«Э» - экспериментальная группа; «К» - контрольная группа;
«До» - констатирующий этап эксперимента; «После» - при завершении формирующего
этапа эксперимента.
Рассматриваемые изменения социально-нравственной
воспитанности в целом и её компонентов (когнитивного, мотивационного,
поведенческого) – результат влияния игровой деятельности. Кроме того, процесс
формирования социально-нравственных качеств представляет собой отношение
человека к социальному и культурно-историческому наследию, способность к его
сохранению и трансляции подрастающим поколениям, а вместе с тем демонстрирует
стремление личности к познанию социокультурных традиций этноса, освоению форм и
способов человеческого бытия. Без проникновения в чувственную сферу, без
«погружения» на эмоциональном уровне в этнокультурную среду ни одна
воспитательная деятельность не будет иметь результата. В этом плане игровая
деятельность, с одной стороны – дает возможность освоения социокультурных
традиций, создает условия для трансляции накопленного опыта последующим
поколениям, а с другой – являясь высоко эмоциональной, способствует
преобразованию эмпирического опыта в чувственный, единение которых и составляет
основу социально-нравственного воспитания.
Опытно-экспериментальная работа показывает, что традиционная
игра с успехом может обогатить современное пространство школьного образования.
Результаты анкетирования, беседы с учащимися, учителями и родителями
экспериментальных и контрольных классов также подтвердили эффективность использованных
педагогических условий. В ходе проведенного нами формирующего эксперимента
школьники приобрели опыт игрового взаимодействия в школе и вне ее, стали выдержанными,
вежливыми, тактичными, улучшилось эмоциональное состояние классных коллективов.
Нельзя не отметить того факта, что в современных условиях
полное воспроизведение опыта прошлого невозможно. Однако необходимо при
адаптации народных игр к реалиям настоящего времени сохранить главную идейную и
функциональную стороны игровой практики, т.е. есть необходимость не простого
воспроизведения отдельных игр, а создания целого ряда социально-педагогических
условий по погружению в культурно-историческую среду, отмеченных выше. Кроме
того, необходимо создание атмосферы доверия и положительного эмоционального
фона игры для раскрепощения и самораскрытия личностных качеств ребенка,
включение в игру предметов старины или их копий. Это ценнейшее пространство
обеспечивает всестороннее воспитание, наличие зоны ближайшего и перспективного
психического, в том числе личностного, развития.
В процессе формирующего эксперимента рабочая гипотеза
исследования получила свое полное подтверждение: народные игры являются
эффективным средством развития социально-нравственных качеств, если они
органично включены в воспитательный процесс не в качестве уединенного средства,
а как один из системных компонентов возрождаемых и развиваемых школой народных
традиций; если учитываются определенные нами педагогические условия,
способствующие социально-нравственному воспитанию детей; если оптимально
используется творческий потенциал каждого педагога и воспитательного
коллектива.
Заключение
В соответствии с поставленными задачами в работе подобрана,
изучена и проанализирована научная литература по данной теме. Имеется
достаточно обширный материал, посвященный проблеме формирования навыков общения
детей дошкольного возраста, но в то же время недостаточно литературы, раскрывающей
особенности и возможности народной игры для формирования данных навыков.
Сегодня педагоги,
психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают
серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не
умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут
поддерживать и развить установившийся контакт, не приобретают опыт
сотрудничества, не умеют согласовывать свои действия с партнерами, адекватно
выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или
замыкаются в одиночестве. А ведь этому можно научиться.
Автор работы обращает внимание на то,
что умения и навыки, в том числе и коммуникативные, не приходят к человеку сами
собой, они приобретаются ценой усилий, затраченных на обучение. Однако
родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка,
могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки
общения уже в самом раннем возрасте и применяя верные методы.
В работе перечислены основные навыки
общения, которые представляется возможным освоить детям дошкольного возраста.
Сделан акцент на том, что в системе дошкольного образования для обучения, воспитания и развития
детей активно используется наследие народной педагогики, в том числе народные
игры. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного
возраста.
Народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные
воспитательные функции, может служить средством приобщения детей к народной
культуре и является одним из средств формирования навыков общения детей
дошкольного возраста.
Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный
процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной
культуры, обучая детей навыкам общения.
Задачи развития речи и
формирования навыков общения реализуются в программах, которые определяют объем
речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах,
а главное уровень речевого развития по окончанию датского сада. Автором были проанализированы
такие программы как «Детство», «Истоки», «Радуга». Во всех проанализированных
программах есть свои особенности, но в каждой речь идёт лишь о речевом развитии
ребёнка, которое отчасти включает в себя формирование на базе имеющихся знаний
навыков общения.
Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует
уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей
старшего дошкольного возраста.
Таким образом, изучены
возможности народной игры как средства формирования навыков общения детей
старшего дошкольного возраста, цель работы достигнута, задачи реализованы.
Работа будет иметь как
теоретическую, так и практическую значимость.
Список литературы
народный игра общение педагогический
1. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы
и перспективы / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6 – С.86 –
89.
2. Афонькина, ЮА., Урунтаева, ГА. Практикум по детской психологии /
Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - М.,1995.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.
Болотина. — М., 1997.
4. Введение в практическую социальную
психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.,1994.
5. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. -
М.,1999.
6. Воронова, В.Я. Творческие игры старших
дошкольников / В.Я. Воронова. - М., 1997.
7. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет
/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., 1982.
8. Детская психология: учебное пособие /
под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн.,1988.
9. Дневник воспитателя: развитие детей
дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.
10. Дошкольная педагогика / под ред. В.И
Ядэшко, Ф.А Сохина. - М., 1996.
11. Дошкольная педагогика / под ред. В.И.
Логиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.
12. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы
детской игры / А.В. запорожец. - М., 1997.
13. Знакомимся с программой «Развитие».
Пособие для воспитателей и родителей / под ред. О.М Дьяченко, Н.С Денисенко. -
М, 2002.
14. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника
/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск, 1997.
15. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания
дошкольников / М.В. Корепанова. - М., 2005.
16. Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов
у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина. - М.,1970.
17. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга
для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.
18. Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б.
Стеркиной. – М., 1990.
19. Развитие общения дошкольников со
сверстниками / под. ред.
А.Г. Рузской. - М., 1989.
20. Развитие: Программа нового поколения
для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М.Дьяченко. - М., 2002.
21. Руководство играми детей в дошкольных
учреждениях ./ под ред. М.А Васильевой. - М., 1990.
22. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М.,
2000.
23. Современные образовательные программы
для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. - М, 1999.
24. Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и
деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7.
25. Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. Развитие личности
ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В.
Защиринская. - С-Пб., 1998.
26. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. -
М., 1999.
Размещено на
[1] Шипицына,
Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - С-Пб.,
1998.
[2]
Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н.
Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., 1982.
[3] Развитие общения дошкольников со сверстниками / под. ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.
[4] Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990.
[5] Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М.,
2000.
[6] Дошкольная
педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.
[7] Лисина,
М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И.
Лисина. - М.,1970.
[8] Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция
психологического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск,
1997.
[9] Дневник
воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева
Т.В. - М., 2000.
[10] Эльконин,
Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1999.
[11] Воронова,
В.Я.Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М., 1997.
[12] Болотина,
Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. — М., 1997.
[13] Детская
психология: учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. —
Мн.,1988.
[14] Руководство
играми детей в дошкольных учреждениях ./ под ред. М.А Васильевой. - М., 1990.
[15] Усова,
А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова //
Дошкольное воспитание. – 1999. - № 7.
[16] Волков,
Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.,1999.
[17] Дошкольная
педагогика / под ред. В.И. Логвиновой, П.Т. Саморуковой. – М., 1983.
[18] Лыкова,
И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного
возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.
[19]
Дошкольная педагогика / под ред. В.И Ядэшко, Ф.А
Сохина. - М., 1996.
[20] Развитие:
Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред.
О.М.Дьяченко. - М., 2002.
[21] Современные
образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. - М, 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|