бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе бесплатно рефераты

1.Орг. момент.

2.Эмоц. слово учителя.


3.Изложение нового материала.


4.Сообщения учащихся.



5.Задание на дом.

слушают записывают



конспектируют



делают сообщения,

записывают


записывают

-          доска;

-          портреты Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама;

-          грамзапись стихов в исполнении Н.Гумилева, А.Ахматовой.

акмеизм

адамизм

кларизм

«Цех поэтов»

«Гиперборей»

«Аполлон»

К следующему уроку прочитать и приготовиться к анализу следующих стихотворений: «Она», «Жираф» Н.Гумилева,

«Я пришла к поэту в гости»,

«Песня последней встречи» А.Ахматовой; «Невыразимая печаль», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О.Мандельштама.

1.Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. – М.: Просвещение. - 1990.

2.Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.- Л. – 1977.

3.Мандельштам О.Э. Утро акмеизма // Мандельштам О. Слово и культура. – М. – 1987.

4.Русская литература XX века. 11 класс. В 2-х частях. Часть 1 / Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа. - 1998.



2 – 3 урок

Анализ стихов

1.Орг. момент.

2.Работа по анализу стихотворений по группам.



3.Анализ стихотворений.






4. Задание на дом

слушают

анализируют,

работают в группах по плану


выступают,

задают вопросы,

отвечают на вопросы,

рассуждают, делают выводы


записывают

тексты стихотворений,

примерный план анализа

лирический герой,

тема,

идея,

виды тропов,

стилистические фигуры.


Выучить понравившееся стихотворение любого из поэтов – акмеистов.

см. выше

4.4. План - конспект урока по литературе___________________________

тема: Акмеизм и акмеисты

цели урока:

1)     образовательная - дать представление о литературном течении акмеизм, познакомить учащихся с его основными представителями;

2)     воспитательная – вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через их стихотворения, воспитывать грамотного читателя;

3)     развивающая – развивать у учащихся навык конспектирования лекции, развитие эмоциональной отзывчивости.

тип урока: лекция с сообщениями учащихся.

методы:  - репродуктивный (лекция);

-         эвристическая беседа;

-         исследовательский (сообщения учащихся).

эпиграф к уроку: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре»    

    (О. Мандельштам).


4.4. План – конспект урока по теме «Акмеизм и акмеисты»



Этапы урока,

Время

Тип урока

    Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Домашнее задание

Заметки по ходу урока

Организационный  момент (1,5 мин)


Лекция с сообщениями учащихся


Учитель озвучивает  тему, цель, предлагает ход урока.

Слушают, записывают тему урока.

Прочитать в учебнике Агеносова в разделе «Модернизм» главу

об акмеизме. Трое учащихся готовят небольшие сообщения

(5 мин.) о жизни и творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама

Перед уроком необходимо посмотреть

сообщения учащихся

2.Слово учителя,

изложение нового материала

(15 – 20 мин.)







Вопрос классу































































































































Литературное течение акмеизм возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в начале ХХ века «Башню» Вячеслава Иванова.

1911 год – возникновение литературного объединения «Цех поэтов» в Петербурге.

 – Что можно сказать о названии объединения? Каковы ваши ассоциации со словом «цех»?

-          Литературная группа строилась по модели средневековых мастеровых цехов, синдиками (главами) избраны С. Городецкий и Н. Гумилев, секретарем –

-          А. Ахматова. Членами являлись: Георгий Адамович, Владимир Нарбут, Осип Мандельштам и другие.

-          На одном из собраний «Цеха поэтов» Гумилев и Городецкий провозгласили программу своего литературного направления, которое должно было сменить символизм.

-          Сущность нового течения сводилась к следующему – отказ от мистики символистов, безусловное принятие действительности.

-          Вспоминает Анна Ахматова: «Заговорили о необходимости отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя. Слова «расцвет», «цветение» были избраны новым поэтическим ориентиром. Тут же стали рыться в словарях и набрели на греческое слово «вершина» («acme»). Так родилось слово «акмеизм».

-          Сергей Городецкий  акцентировал внимание на другом значении этого слова – «острие». Он говорил, что «акмеизм, как стрела проходит сквозь туман к чистому воздуху грядущей поэзии».

-          Было предложено и еще одно название – « адамизм». Поэты считали, что современный человек должен уступить место «новому Адаму», с его первобытно-звериными ощущениями,    незамутненными культурой, со свежим взглядом на мир.

-          Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты – символисты: Михаил Кузмин, Иннокентий Анненский, Александр Блок. Об этом нужно знать, чтобы не думать, что между акмеистами и их предшественниками была большая острота расхождений.

-          Акмеисты наследовали достижения символистов, минуя их крайности.

-          1912 год – выход в свет первого номера журнала «Гиперборей», среди авторов – Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Городецкий.

-           Знаете ли вы, кто такие «гипербореи»?

-          Гипербореи – в греческой мифологии – народ, живущий на крайнем севере, «за Бореем», любимый Аполлоном. Гипербореи художественно одарены, их жизнь сопровождается песнями, танцами и музыкой.

-          Таким названием журнала акмеисты подчеркивали свою независимость, индивидуальность.

-          1913 год – выход статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» в журнале «Аполлон», которая стала манифестом новой школы.

-          Отношение к поэзии: с самого начала к поэзии был взят подход, как к ремеслу. Н. Гумилев, например, считал, что любой знающий культурный человек может стать поэтом.

-          Детально разработанной  эстетической программы акмеизм так и не выдвинул.  «Преодоление» символизма происходило в основном на уровне поэтики, нежели на идейном:

-          очищение слова от наносных смыслов,

-          отказ от эффектных рифм,

-          точность поэтического образа,

-          четкость композиции.

Для акмеистов роза, лилия – это цветы, и только.

-          Такая реалистичность вовсе не означала, что акмеизм отказывался от духовных поисков. Напротив, высшей духовной ценностью объявляется культура (возвращение к эпиграфу).

-          Акмеизм опирался на самые разные культурные традиции. Это и мифологические сюжеты, образы живописи, графики, архитектуры. Ориентирами были культуры:  Древности (Греция, Рим), Средневековья, Раннего Возрождения, а также русская классика «золотого века».

 - Но уже к началу  Первой мировой войны (1914 г.) рамки единой поэтической школы становятся для акмеистов тесны, а их творческие устремления перерастают теоретические установки.

Существует мнение, что акмеизм был не столько литературным течением, сколько группой талантливых и разных поэтов, которых объединяла личная дружба.












Отвечают на вопрос





Записывают в тетради













Записывают









Записывают






























Записывают

















Записывают

















Записывают в тетради
















Записывают
















































































1911 год

Название «Цех поэтов» вынесено на доску





Имена акмеистов и годы жизни вынесены на доску







Черты акмеизма вынесены на доску








На доске записаны значения слова «acme»




























На доске – дата, название журнала














На доске – название статьи, год


3.Сообщения учеников

(15 мин.)


А теперь послушаем  сообщения о творчестве поэтов – акмеистов. Первое сообщение о Николае Гумилеве. Но сначала я хочу, чтобы вы посмотрели на его портрет (показывается портрет) и послушали в его исполнении стихотворение «Словно ветер страны счастливой» (включается запись).

-сообщение ученика о Н. Гумилеве.

Следующий портрет – Анны Ахматовой и запись с ее голосом.

 - сообщение ученика об А. Ахматовой – Портрет О. Мандельштама и сообщение о нем.

Учащиеся записывают этапы жизни и творчества поэтов



4.Выводы по уроку, домашнее задание

(5 мин.)


А теперь попрошу вас подвести итог уроку, обозначить главные черты нового литературного течения.

Ученики отвечают (можно с конспектом).

К следующему уроку прочитать и приготовиться к анализу следующих стихотворений: «Она», «Жираф» Н.Гумилева,

«Я пришла к поэту в гости»,

«Песня последней встречи» А.Ахматовой; «Невыразимая печаль», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О.Мандельштама

Названия стихотворений – на доске.

Заключение_____________________________________________

В данном индивидуальном творческом проекте мы рассмотрели тему «Акмеизм» в следующих содержательных и дидактических аспектах.

Мы убеждены, что в акмеизме как идейно – художественном направлении наиболее полно представлены качественные характеристики модернизма.

Кроме того, историко – культурный подход, предложенный при отборе материала, способствует формированию целостного и многогранного видения истории художественной культуры XX века.

Не вызывает сомнения факт присутствия подобной темы в школьном курсе. Однако, подбор как самих произведений, авторов, так и формы проведения урока остаются за субъективным выбором учителя. По нашему мнению, наиболее приемлемой формой урока является обзорная лекция с элементами беседы.

 На уроке мы использовали следующие виды деятельности: конспектирование лекции ,составление ее плана, сообщения учащихся, работы с литературоведческими терминами, работа над эпиграфом. Приемы: образцовое чтение, рассказ учителя, ответы на вопросы с привлечением материала учебника, анализа произведения с учетом специфических особенностей лирики.

Таким образом, мы попытались найти форму урока, имманентную  духовному миру избранных авторов, соотнеся ее с необходимостью проведения анализа произведения.


Библиография__________________________________________

1.Активные формы преподавания литературы. -  М.,1991.

2.Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.

3.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в школе / Анализ литературного произведения.- Вологда: Русь. -  2001.

4.Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. – М.: Просвещение. – 1987.

5.Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение. – 1973.

6.Галюк Е. Символика розы у Николая Гумилева / Литература. Приложение к газете «1 сентября».-2000. –  №45.- с.8-9.

7.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы в XI классе. // Русская словесность. – 2001. - №6. – с.20-29.

8.Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание -  М., 1974.

9.Илина Р.У. Лекция на уроках в старших классах // Литература в школе.

–       1986. - №3. – с.36-41.

10.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта работы. -  М.: Просвещение. - 1990.

11.Кон И.С. Психология юношеского возраста: Учебное пособие для

пединститутов. -  М., 1979.

12.Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс. Серебряный век русской поэзии: в 2-х частях / Под ред. Максидоновой Л.Г. – М.: Владос. – 2000.

13.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение. - 1981.

14.Лекманов О. Концепция Серебряного века и акмеизма в записных книжках А. Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. –

с. 216-230.

15.Лирическое произведение на уроках литературы. -  Вологда: Русь. -   1989.

16.Литературное произведение – предмет анализа // Мелешко Т.А. Пламенно творящий подвиг своей жизни. – Вологда. – 1993. – с. 66-76.

17.Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е. -  М.: Флинта. Наука. - 1998.

18.Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1996.

19. Маймин Е.А. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М.: Просвещение. – 1984.

20.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения // Литература в школе. – 1999. - №6. – с. 80-88.

21.Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного

произведения в школе: Пособие для учителей. -  М.: Просвещение. -  1977.

22.Медведев В.П. Изучение лирики в школе. -  М.: Просвещение. -  1985.

23.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988.

24.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР

Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. -  1989.

25.Подласый И.П. Педагогика. -  М.: Просвещение. Владос. -  1996.

26.Рез З.Я. Анализ лирического стихотворения в старших классах. А.С. Пушкин. Пророк / Искусство анализа  художественного произведения. – М.: Просвещение. – 1971. – с. 106-123.

27.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. -  Л.: Просвещение. -  1968.

28.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. -  1988. 29.Страшнов С.Л. Русская поэзия XX в. в выпускном классе: Книга для учителя  / Страшнов С.Л. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2001.

30.Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. -  Ярославль. - 2001.

31.Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме определения./ Анализ литературного произведения. -  Вологда: Русь. - 2001.

32.Черобай Е.Н. Моделирование урока «Анализ художественного текста» // Русская словесность. - 2001.- №1.- с.15-21.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения____________________________________

Н.С. Гумилев

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.


Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелиться только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.


Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

 

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.


И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

                                                                                 1907 г.

Н. Гумилев

Она

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов

Живет в таинственном мерцаньи

Ее расширенных зрачков.


Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью дольней и отрадной

Высокомерна и глуха.


Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.


Когда я жажду своеволий,

И смел и горд – я к ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.


Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.


                                                  1912 г.

А. Ахматова

Песня последней встречи

Так беспомощно  грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.


Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!


Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»


Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно – желтым огнем.


                                             1911 г.







А. Ахматова

« Я пришла к поэту в гости…»

Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз

 

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом…

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня!


У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен.

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.


Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.


                                         1914 г.







О. Мандельштам

«Невыразимая печаль…»

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза, -

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.


Вся комната напоена

Истомой – сладкое лекарство!

Такое маленькое царство

Так много поглотило сна.


Немного красного вина,

Немного солнечного мая –

И, тоненький бисквит ломая,

Тончайших пальцев белизна.


                                         1909 г.












О. Мандельштам

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.


Как журавлиный клин в чужие рубежи, -

На головах царей божественная пена, -

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?


И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.


                                                                    1915 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь основных понятий при изучении_темы «Акмеизм»

Адамизм – одно из названий акмеизма, означает «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь».

Акмеизм – модернистское течение в литературе начала XX века. Термин был образован от греч. слова «acme», что в переводе означает «высшая степень развития чего-либо, расцвет».

«Гиперборей» – журнал и издательство акмеистов. Гипербореями древние греки называли легендарный народ, живший на дальнем севере, которым покровительствовал Аполлон.

Декадентство – от лат. decadentia – упадок. Тенденция в культуре конца XIX – начала XX века, связанная с кризисом идеалов предшествующего периода, отмеченная настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

Кларизм – от франц. clarie – ясность, одно из названий акмеизма. Термин ввел в обиход М.А. Кузмин, требовавший от художника строгости и точности поэтического образа, ясности и логичности в передаче смысла.

Модернизм – от франц. modern – новейший, современный. Это направление художественной жизни конца XIX – начала XX века, ориентированное на современные тенденции духовной жизни общества, объединяющее различные литературные течения.




 

 

 

 

 

Указатель имен_________________________________________

1.     Ахматова Анна (наст.фамилия Горенко). Годы жизни: 1889 – 1966. Поэтесса, переводчик, автор серий лирических портретов, мемуарных эссе; значителен ее вклад в отечественное пушкиноведение. Входила в кружок акмеистов «Цех поэтов».

2.     Городецкий Сергей (1884 -  1967 г.г.), один из создателей кружка «Цеха поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, прозаик, переводчик.

3.     Гумилев Николай (1886 – 1921 г.г.), один из создателей кружка «Цеха поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, литературный критик, прозаик, путешественник.

4.     Иванов Вячеслав (1886 – 1949 г.г.), поэт – символист, прозаик, публицист, философ, ученый – историк. Его квартира в Петербурге – «башня» на Таврической улице стала местом встреч писателей, философов, ученых, одним из самых ярких литратурно-общественных кружков.

5.     Иванов Георгий (1894 – 1958 г.г.), поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, сотрудник журналов «Аполлон», «Современник».

6.     Кузмин Михаил (1872 – 1936 г.г.), поэт, прозаик, критик, музыкант, композитор, переводчик, теоретик акмеизма.

7.     Маковский Сергей (1877 – 1962 г.г.), поэт, историк искусства, редактор журнала «Аполлон», мемуарист.

8.     Мандельштам Осип (1891 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, переводчик, примыкал одно время к акмеистам, сотрудничал в журналах «Аполлон», «Гиперборей».

9.     Нарбут Владимир (1888 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, входил в кружок акмеистов «Цех поэтов», издатель.



Страницы: 1, 2, 3, 4


 © 2010 Все права защищены.