Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе
- создание
условий для формирования внутренней потребности личности в
самосовершенствовании, в реализации своих творческих возможностей;
образовательные:
-
формирование
и развитие умений творческого, т.е. эстетического чтения;
-
формирование
ассоциативного, абстрактного мышления в сфере художественной литературы;
-
развитие
умения вести самостоятельный научный поиск (отбор материала, его
первоначального анализа);
-
формирование
представления о мировой литературе и мировом литературном процессе;
-
ориентировка
не на количественное накопление фактов, но на формирование целостного и
многогранного видения литературного процесса.
Глава 3. Своеобразие лирики как рода литературы_
Об особенностях лирического рода литературы написано много;
мы попытаемся все эти особенности свести к нескольким пунктам.
1)лирический образ – это образ – переживание,
непосредственное отражение мыслей и чувств;
2)особенности сюжетной организации
лирического произведения; лирический сюжет как развитие
переживания, мысли;
3) лирический герой как
специфический персонаж, особая связь между ним и автором;
«В лирике
аналогом повествователя (фигуры более или менее условной) может быть признан
лирический герой…Термин «лирический герой»…способствует различению
многообразных способов выражения в лирике авторского сознания» (2;43).
4)максимальная обобщенность идеи,
заложенной в тексте (по сравнению с прозой и ее осуществление на минимальном
словесном пространстве;
5)особая роль контекста в стихе,
меняющего значение использованного в поэтическом тексте слова по сравнению с
его значением в обычной речи; 6)неотделимость плана
выражения от плана содержания, значимость всех
элементов стиха для понимания общей идеи:
7)особенности поэтического языка, в котором даже звуки имеют смысл, определяющие музыкальность стиха.
«У музыки есть свой парадокс.
Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к
общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». (Л. Гинзбург) (8; 8).
3.1.Общие
подходы к изучению лирического произведения
Чтобы понять и сопережить
поэтичный смысл стихотворения, необходимо учитывать особые законы лирики,
отличные от законов эпоса и драмы. По сравнению с ними лирика менее
информативна, она сосредоточена на нюансах настроений, переживаний и этим
близка музыке. Как и музыкальное произведение, стихотворение невозможно
пересказать без потерь. Мешают недоговоренность и многозначность лирических
образов, лаконизм, отсутствие внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа
читателя, определенная культура чтения, помогающая открыть новые границы
произведения.
У поэзии свой язык, свои законы.
В стихах выражаются такие глубокие, такие сложные человеческие чувства, которые
не всегда можно «перевести» на язык прозы. В них есть слова и выражения,
несущие гораздо более широкий смысл, чем в обычной речи. Лирика требует
вдумчивости, вчитывания, только тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а
не просто указан.
Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из
контекста творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт,
рассказывая о себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами
собственным опытом, и главный интерес для нас – в постижении этого духовного
опыта.
Е.В.Карсалова видит цель изучения лирического произведения
следующей: «Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и
соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить
кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного
восприятия лирики:
эмоциональной
отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической реакции на
художественное слово» (10;17).
3.2.Приемы анализа лирического произведения_____________
На уроках
литературы в старших классах при анализе лирического произведения могут быть
использованы такие приемы:
-
по
вопросам, предлагаемым учителем;
-
по схеме
анализа для самостоятельного разбора;
-
с
привлечением критических и литературоведческих статей;
-
с
использованием межпредметных связей;
-
сопоставление
различных вариантов конкретного стихотворения одного автора;
-
компаративный
анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных авторов;
-
компаративный
анализ идеи стихотворения и живописного произведения;
-
«интертекстуальный
(сравнение данного стихотворения с предшествующей традицией)» (3; 4);
-
сопоставление
различных точек зрения авторов критических и литературоведческих статей по
поводу одного лирического произведения;
-
составление
словаря стихотворения и т.п.
Термин «приемы анализа» по отношению к лирике нуждается в
оговорке, поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой
представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш взгляд,
прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В этом смысле
текст является главным методическим пособием учителя.
«Традиционный анализ художественного произведения в
масштабах «темы», «проблемы», «идеи», «образов» не приближает школьников к его
осмыслению, а делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста.
Эти понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше «идти» к
ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений» (32;
15).
Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть
различными. Однако, «в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее
существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения» (31; 13).
Существуют определенные аспекты анализа лирики:
1) жанровый аспект;
2) композиционный аспект;
3) индивидуально-авторский
(«вслед за автором»).
А.В.Белова в
статье «Имманентный анализ поэтического текста» рассматривает имманентный
анализ в противопоставлении его контекстуальному. «Имманентный анализ – не
выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный
– учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам,
черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий…» (3; 3).
Имманентными в
большей мере являются формальный анализ, структурный и так называемое
«медленное чтение». « В школьном варианте имманентный анализ – это, прежде
всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Он
может быть реализован в условиях как формального, так и структурного анализа,
равно как и в условиях «медленного чтения». В основе «медленного» чтения –
статарный принцип, остановка: читатель делает остановку после каждой фразы
(строки, строфы) для того, чтобы понять, какую она дала ему новую информацию и
как перестроила старую».
Важным условием
для реализации задач имманентного анализа является осознание особенностей
поэтического текста в отличие от прозаического.
В ходе такого
анализа обнаруживается тема и основная мысль поэтического текста. Обычно
учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком случае учителю важно объяснить,
что в поэтическом тексте существуют понятия: «про что» и «о чем» в отношении
темы. Идея же – это определенный ракурс рассмотрения темы.
К имманентному
анализу поэтического текста приходятся обращаться на уроках литературы и в
средних, и в старших классах.
Независимо от
выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю логику.
-
Началом
работы над лирическим произведением может быть повторение изученного ранее.
Цель этого этапа – проверить знания учащихся, систематизировать и закрепить их.
-
Следующим
этапом может стать расширение и углубление знаний учащихся и в области
историко-литературного процесса, и в области теории литературы.
-
В итоге
проведенной работы предполагается усвоение учащимися алгоритма (схемы) анализа,
а также понимания того, что схема не является универсальной и подлежит
пересмотру в каждом отдельном случае.
Характерной
особенностью изучения лирического произведения в старших классах является
необходимое рассмотрение стихотворения или группы стихотворений в контексте
творчества автора или в контексте определенной эпохи (литературного
направления).
3.3.Трудности при изучении
лирического произведения
Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет
определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений
педагога и на основе знаний психологических особенностей школьников. В основе
изучения литературы в 11 классе лежит рассмотрение художественного
произведения на историко-литературной основе.
При анализе
лирического произведения в школе следует помнить о некоторых трудностях,
которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне социологический подход к
стихотворению, с одной стороны, и слишком формального разбора – с другой;
упрощения поэтической мысли и в то же время неопределенность в терминологии и
выводах.
В.П. Медведев в
книге «Изучение лирики в школе » говорит и о том, что многие стихи без
соответствующих комментариев поняты не будут, многие же рассчитаны на
мгновенный эмоциональный отклик читателя. ()
Об этом, несомненно, следует помнить
при подготовке к уроку по лирике.
Несмотря на определенные трудности
анализ лирического произведения в школе возможен и даже нужен. Ведь малый объем
материала позволяет сказать читателю гораздо больше, чем кажется на первый
взгляд. При анализе учитель может продемонстрировать структурное единство
произведения, нераздельность в нем формы и содержания.
«Анализировать
стихи – значит открывать гармонию звуков, чувств и дум, видеть, что глубину
мысли и силу чувства в лирическом произведении можно понять только вдумываясь в
слово» (10; 34).
В каждом возрасте
свои специфические черты восприятия лирики. В старших классах происходит сдвиг
в эстетической подготовке учеников. Под влиянием нестандартных методов
школьного анализа критерии оценки лирических произведений становятся глубже и
многограннее.
Глава 4. Практическая
часть_______________________
Практическая часть содержит материал, использованный при проведении
уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе.
4.1. Примерный план анализа
лирического произведения____________
1. Автор, название, время
появления, история создания.
2. Тема и идея произведения.
Система художественных образов, черты лирического героя.
3. Особенности поэтического
языка:
-
тропы
(метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)
-
звукопись
(аллитерация, ассонанс)
-
стилистические
фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность художественного
слова): антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос.
4. Стихотворный размер, рифма.
5. Связь стихотворения с
литературным направлением.
6. Мое восприятие произведения.
4.2.Примерный
анализ стихотворения_____________________________
1. Стихотворение «Она» впервые
опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это
книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому
мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему
акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь
идет о ней.
2. В стихотворении основная тема – тема
любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине
всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического
героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В
стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она
предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает
образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь
медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический
герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду».
Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее
красивой,/ Но в ней все счастие мое».
Композиционно
стихотворение состоит из трех частей:
1) 1-3 строфы,
2) 4 строфа,
3) 5 строфа.
Мы считаем, что именно так можно
тематически расчленить текст.
3. Ключевыми словами в стихотворении
являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость»,
«томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».
3.1.Так как текст поэтический, в нем
представлены средства художественной выразительности:
-
эпитеты
(«таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);
-
сравнения
(«четки сны ее, как тени»);
-
гиперболы
(«держит молнии в руке»);
-
метафоры
(«горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).
Попробуем
разобрать метафору «душа открыта жадно»:
душа – 1)внутренний мир человека;
2)свойства характера;
открыта – 1)поднять что-либо;
2)сделать доступным;
3)обнажить;
жадно – 1)стремление
удовлетворить какое-либо желание;
2)скупость, корысть.
Разбор метафор позволяет нам глубже
понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть
глубину образа героини.
3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3
(т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном
употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной
природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась,
выражают земные радости.
Ассонанс.
Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что
доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой,
искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных
акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в
тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].
3.3. При помощи одного и того же слова
(форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом
уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину»,
«счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает
на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.
4.Стихотворение написано четырехстопным
ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм;
рифмовка перекрестная.
5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных
художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев
достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению
акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.
6.Ответ на данный вопрос зависит от
духовного опыта ученика, от того, знакомо ли ему чувство любви, от его
эмоционального состояния.
4.3.Планирование уроков по теме
«Акмеизм»
|