бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе бесплатно рефераты

-   создание условий для формирования внутренней потребности личности в самосовершенствовании, в реализации своих творческих возможностей; образовательные:

-         формирование и развитие умений творческого, т.е. эстетического чтения;

-         формирование ассоциативного, абстрактного мышления в сфере художественной литературы;

-         развитие умения вести самостоятельный научный поиск (отбор материала, его первоначального анализа);

-         формирование представления о мировой литературе и мировом литературном процессе;

-         ориентировка не на количественное накопление фактов, но на формирование целостного и многогранного видения литературного процесса.




Глава 3. Своеобразие лирики как рода литературы_


Об особенностях лирического рода литературы написано много; мы попытаемся все эти особенности свести к нескольким пунктам.

1)лирический образэто образпереживание, непосредственное отражение мыслей и чувств;

2)особенности сюжетной организации лирического произведения; лирический сюжет как развитие переживания, мысли;

3) лирический герой как специфический персонаж, особая связь между ним и автором;

«В лирике аналогом повествователя (фигуры более или менее условной) может быть признан лирический герой…Термин «лирический герой»…способствует различению многообразных способов выражения в лирике авторского сознания» (2;43).

4)максимальная обобщенность идеи, заложенной в тексте (по сравнению с прозой и ее осуществление на минимальном словесном пространстве;

5)особая роль контекста в стихе, меняющего значение использованного в поэтическом тексте слова по сравнению с его значением в обычной речи; 6)неотделимость плана выражения от плана содержания, значимость всех элементов стиха для понимания общей идеи:

7)особенности поэтического языка, в котором даже звуки имеют смысл, определяющие музыкальность стиха.

«У музыки есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». (Л. Гинзбург) (8; 8).


3.1.Общие подходы к изучению лирического произведения

Чтобы понять и сопережить поэтичный смысл  стихотворения, необходимо учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы. По сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах настроений, переживаний и этим близка музыке. Как и музыкальное произведение, стихотворение невозможно пересказать без потерь. Мешают недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения.

У поэзии свой язык, свои законы. В стихах выражаются такие глубокие, такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий смысл, чем в обычной речи.  Лирика требует вдумчивости, вчитывания, только тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а не просто указан.

Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из контекста творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт, рассказывая о себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами собственным опытом, и главный интерес для нас – в постижении этого духовного опыта.

Е.В.Карсалова видит цель изучения лирического произведения следующей: «Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики:

эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической реакции на художественное слово» (10;17).


3.2.Приемы анализа лирического произведения_____________

На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения могут быть использованы такие приемы:

-         по вопросам, предлагаемым учителем;

-         по схеме анализа для самостоятельного разбора;

-         с привлечением критических и литературоведческих статей;

-         с использованием межпредметных связей;

-         сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного автора;

-         компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных авторов;

-         компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения;

-         «интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей традицией)» (3; 4);

-         сопоставление различных точек зрения авторов критических и литературоведческих статей   по поводу одного лирического произведения;

-         составление  словаря стихотворения и т.п.

Термин «приемы анализа» по отношению к лирике нуждается в оговорке, поскольку анализ лирического произведения  индивидуален, и порой представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В этом смысле текст является главным методическим пособием учителя.

«Традиционный анализ художественного произведения в масштабах «темы», «проблемы», «идеи», «образов» не приближает школьников к его осмыслению, а делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше «идти» к ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений» (32; 15).

Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными. Однако, «в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения» (31; 13).

Существуют определенные аспекты анализа лирики:

1)     жанровый аспект;

2)     композиционный аспект;

3)     индивидуально-авторский («вслед за автором»).

А.В.Белова в статье «Имманентный анализ поэтического текста» рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному. «Имманентный анализ – не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный – учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий…» (3; 3).

Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и так называемое «медленное чтение». « В школьном варианте имманентный анализ – это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Он может быть реализован в условиях как формального, так и структурного анализа, равно как и в условиях «медленного чтения». В основе «медленного» чтения – статарный принцип, остановка: читатель делает остановку после каждой фразы (строки, строфы) для того, чтобы понять, какую  она дала ему новую информацию и как перестроила старую».

Важным условием для реализации задач имманентного анализа является осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического.

В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют понятия: «про что» и «о чем» в отношении темы. Идея же – это определенный ракурс рассмотрения темы.

К имманентному анализу поэтического текста приходятся обращаться на уроках литературы и в средних, и в старших классах.


Независимо от выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю логику.

-         Началом работы над лирическим произведением может быть повторение изученного ранее. Цель этого этапа – проверить знания учащихся, систематизировать и закрепить их.

-         Следующим этапом может стать  расширение и углубление  знаний учащихся и в области историко-литературного процесса, и в области теории литературы.

-         В итоге проведенной работы предполагается усвоение учащимися  алгоритма (схемы) анализа, а также понимания того, что схема не является универсальной и подлежит пересмотру в каждом отдельном случае.

Характерной особенностью изучения лирического произведения в старших классах является необходимое рассмотрение стихотворения или группы стихотворений  в контексте творчества автора или в контексте определенной эпохи (литературного направления).


3.3.Трудности при изучении лирического произведения

Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений педагога  и на основе знаний психологических особенностей школьников. В основе изучения литературы в 11 классе  лежит рассмотрение художественного произведения  на историко-литературной основе.

При анализе лирического произведения в школе следует помнить о некоторых трудностях, которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне социологический подход к стихотворению, с одной стороны, и слишком формального разбора – с  другой; упрощения поэтической мысли и в то же время неопределенность  в терминологии и выводах.

В.П. Медведев в книге «Изучение лирики в школе » говорит и о том, что многие стихи без соответствующих комментариев поняты не будут, многие же рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик читателя. ()

Об этом, несомненно, следует помнить при подготовке к уроку по лирике.

Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность в нем формы и содержания.

«Анализировать стихи – значит открывать гармонию звуков, чувств и дум, видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно понять только вдумываясь в слово» (10; 34).


В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических произведений становятся глубже и многограннее.

 

Глава 4. Практическая часть_______________________  

Практическая часть  содержит материал, использованный при проведении уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе.

 

4.1. Примерный план анализа лирического произведения____________

1.     Автор, название, время появления, история создания.

2.     Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя.

3.     Особенности поэтического языка:

-         тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)

-         звукопись (аллитерация, ассонанс)

-         стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон,  анафора, инверсия, риторический вопрос.

4.     Стихотворный размер, рифма.

5.     Связь стихотворения с литературным направлением.

6.     Мое восприятие  произведения.


4.2.Примерный анализ стихотворения_____________________________

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.


2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине  всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

1)     1-3 строфы,

2)     4 строфа,

3)     5 строфа.

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.


3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».


3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

-         эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

-         сравнения («четки сны ее, как тени»);

-         гиперболы («держит молнии в руке»);

-         метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа –  1)внутренний мир человека;

              2)свойства характера;

открыта – 1)поднять что-либо;

                   2)сделать доступным;

                   3)обнажить;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

               2)скупость, корысть.

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

 

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении  придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].


3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.


4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная,  чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.


5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая,  по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того, знакомо ли ему  чувство любви, от его эмоционального состояния.

 

 

4.3.Планирование уроков по теме «Акмеизм»

 

 

 

Номер урока

Тема

Основные этапы урока

Деятельность

учащихся

ТСО и оборудование

Работа с литературоведческими терминами

Домашнее задание

Использованная литература

1 урок

Акмеизм и акмеисты

Страницы: 1, 2, 3, 4