Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе
Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. Беседа
эвристического характера (частично поискового) нацелена на исследовательскую
деятельность учащихся, на решение проблемных ситуаций, в то время как беседа
репродуктивного характера предполагает сознательное усвоение знаний учащимися
(критерием усвоения является правильное воспроизведение знаний).
Успех беседы зависит от контакта с классом. И.П. Подласый отмечает, что
«… беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени,
напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня
педагогического мастерства» (25; 340).
3)Урок-семинар
Работа на уроке представляет собой групповую или индивидуальную
деятельность учащихся. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам,
где ученик должен не просто усвоить определенные сведения о рассматриваемом
лирическом произведении, но и найти решение проблемы. Таким образом,
особенностью данного типа является проблемная постановка вопроса.
Цель семинарского занятия – это формирование умения самостоятельно
трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои качества. Часто
урок данного типа строится на сочетании фронтальной беседы с дискуссией.
Урок-семинар должен представлять собой сочетание следующих этапов:
-
организационный
момент,
-
постановка
цели,
-
выдвижение
проблемы и ее обсуждение,
-
обобщение
знаний и определение домашнего задания.
4)Урок-дискуссия
На уроке ставится
острый проблемный вопрос, связанный с восприятием лирического произведения и
его анализом, при ответе на который возможны различные точки зрения. На
протяжении всего урока происходит обмен взглядами между участниками. С помощью
дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное
мнение. Одно из важных условий эффективности такой формы урока –
предварительная и основательная подготовка к нему учащихся как в содержательном
(накопление необходимых знаний), так и в формальном (выбор формы изложения
знаний) отношении. Дискуссии помогают упорядочить содержание уже известного материала,
закрепить его и привнести новое понимание данного вопроса.
Весьма полезны
дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью учитель может выявить
особенности темперамента, памяти, мышления учащихся, их поведения.
В книге И.П.
Подласого «Педагогика» (25; 343) предлагается памятка участнику дискуссии,
которую можно использовать при проведении подобного рода занятий.
5)Урок-концерт
Структурная
особенность урока – это программа концерта. В отборе и порядке следования
стихов необходимо тематическое единство.
Большое значение при данной
эмоционально-образной форме имеет музыка и живопись. Данный тип урока особенно
эффективен при работе над произведениями современной русской поэзии, а также на
этапе заключительной работы по творчеству поэта (см. 10).
6)Урок-композиция
Он строится как
литературный монтаж, соединяющий смысловое и художественное целое
стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания
современников. Цель композиции - высветить личность художника, чтобы глубже
понять его творчество. Такая форма рекомендуется при изучении трепетных и
эмоциональных тем в творчестве поэта. Данная эмоционально – образная форма
урока рассматривается в книге Карсаловой Е.В. «Стихи живые сами говорят»
(см.10).
По содержанию мы выделяем следующие уроки:
1) Урок-«монолог»
Так иногда
называют учебное занятие, когда в центре внимания учителя и класса – всего одно
стихотворение. Это урок углубленного анализа лирического произведения.
2)Урок изучения основ теории
литературы
На данных уроках
даются основные литературоведческие понятия, которые связаны с анализом
лирического произведения. Обработка последних может стать основой так
называемых уроков-тренингов, уроков-практикумов.
3)Урок работы над критическим
материалом
Учащимся
предлагаются для обсуждения критические материалы разных исследований,
посвященных различным аспектам анализа лирического произведения.
Предложенная
классификация дает возможность учителю, во-первых, найти форму, адекватную
субъективным представлениям учителя об избранном материале; во-вторых, жанровое
многообразие уроков соответствует задаче культуросообразности образовательного
процесса: предполагает проведение урока об искусстве в формах самого искусства.
Проанализировав
вышеизложенную классификацию уроков, мы пришли к выводу, что одним из уроков
при разработке нашей темы должен стать урок-лекция.
1.3.Анализ
методической литературы
В данной главе представлен обзор методических работ по изучению
лирического произведения и изучению творчества акмеистов в старших классах.
Книги
1.Карсалова Е.В. Стихи живые
сами говорят. Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение. - 1990.
«Интерес к поэзии – это показатель духовности, эмоциональной
отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную».
Задача книги - поделиться с учителями конкретными наблюдениями, предложить свои
варианты изучения.
В книге
излагаются принципы, на основе которых можно создавать живую ткань
урока, а именно:
-
«максимально
приблизиться к состоянию, пережитому поэтом»
(Л.И.
Поливанов);
-
первичное
чтение должно быть ярким, эмоциональным (при первичном чтении не стоит давать
вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостность восприятия);
-
переход к
анализу стихотворения не должен быть резким;
- основой
работы при анализе является постижение поэтического слова и образа;
-
обращение
к идее стихотворения как выражению душевного опыта, чувств и переживаний поэта;
-
в
процессе анализа необходима работа над его выразительным чтением.
В книге даются тщательно проведенные анализы стихотворений «Анчар» А.С.
Пушкина, «Ходоки» А.Н. Заболоцкого; система уроков внеклассного чтения. Также
можно найти варианты проведения обзорных уроков в 11 классе (формы уроков по
изучению лирики: урок – концерт, урок – композиция, урок – новелла, урок –
путешествие в мир поэта).
В главе
«Искусство изучения поэтического произведения» предлагается памятка для
учащихся «Как учить стихи».
Автор отмечает,
что «обязательное условие приобщения к лирике – постоянное обращение к ней».
2.Медведев В.П. Изучение
лирики в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение. - 1985.
В книге
рассказывается о методах и формах изучения лирики, даются образцы анализа (с 4
по 10 класс) уроков лирики любви и дружбы, лирики философской, поэтической,
пейзажной и т.д. (лирика М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А.
Есенина, В.В. Маяковского и др.) Литературоведческие понятия:
художественный образ в лирике, художественный метод, целостный анализ
стихотворения, стиль писателя и др. рассматриваются в связи с анализом
лирических произведений.
Делается попытка
применить к школьный практике тот богатый опыт анализа лирики, который
накоплен литературоведами и методистами.
3.Рез З.Я. Изучение лирики в
школе. – Л.: Просвещение. - 1968.
В книге
представлены формы и приемы анализа поэтических произведений в IV – VII классах. Интересными и полезными при подготовке к урокам
могут оказаться принципы изучения и формирования теоретико-литературных
понятий. Виды самостоятельной работы учащихся (анализ стихов, их сопоставление,
написание сочинения – описания) даны на основе практических результатов опыта,
проводимого в одной из школ Ленинграда.
4.Русская литература XX века. 11 класс.: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. Ч.1 / Под. ред.
В.В. Агеносова. - М.: Дрофа.
- 1999.
Данное учебное пособие использовалось нами как теоретическая база при
изучении темы «Акмеизм» в школе, и как практическая - при подготовке к урокам.
Учебник, на наш взгляд, интересный, современный и довольно удобный. Материал,
представленный в учебном пособии, его стиль, слог может показаться сложным для
понимания учащихся. В таком случае учителю следует самому отбирать материал для
самостоятельного изучения и для совместного разбора отдельных глав в классе.
Учебник состоит из обзорных глав (например: «Русский исторический роман
20-х – 30-х годов»), где дается информация о литературном процессе того или
иного периода и монографических разделов (Александр Блок; Анна Ахматова и др.),
в которых рассматривается творчество наиболее ярких писателей XX века. Каждая глава снабжена вопросами для самостоятельного повторения
по теме, примерными темами сочинений и списком рекомендуемой литературы
(мемуарные и биографические источники, критические статьи и литературоведческие
работы, хрестоматии и антологии русской поэзии, справочники).
В комплекте с учебником может быть использована двухтомная хрестоматия,
составленная из программных произведений.
5.Черников А.П. Поэзия и
проза Серебряного века. - Калуга: Институт усовершенствования учителей. - 1993.
Книга
представляет собой сочетание обзорного принципа изложения материала с принципом
монографическим. Примером обзорных тем могут стать: «Художественное своеобразие
русской литературы начала XX века»,
«Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века» и
др. В главах, посвященных отдельным персоналиям (А.Ахматова, И.Бунин, И.Куприн)
дается их творческий путь, не ограничиваясь временными рамками эпохи
Серебряного века. Таким образом, у читателя создается целостный облик того или
иного писателя. Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в средней
школе.
Статьи_
1.Герцик А.В.
Лирика А.Ахматовой на уроках литературы. XI класс
// Русская словесность. - 2001.-№6.- с.20 – 29.
В статье предлагается система уроков по творчеству А.Ахматовой:
1)
Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество
поэтессы. А. Ахматова и Пушкин.
2)
Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и
народа и ее отражение в поэме «Реквием».
3)
Война и послевоенные годы. Итоги жизни и
творчества. «Поэма без героя».
Из данной статьи при изучении обзорной темы «Акмеизм» мы рекомендуем
использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения
Ахматовой «Песня последней встречи».
2.Маранцман
В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт
прочтения. // Литература в школе. – 1997. - №6. – с. 80-88.
В статье сделана попытка анализа сборников А.Ахматовой «Вечер» (1912),
«Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922). Материал может быть использован в качестве примера при
подготовке к урокам как при изучении обзорной темы «Акмеизм» (ранние сборники),
так и на уроках по творчеству поэтессы.
3.Лекманов О.
Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках А.Ахматовой // Новое
литературное обозрение. – 2000. - №6. – с. 216-230.
Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма
как идейно – эстетической школы. Автор пытается на материале записных книжек
Анны Ахматовой разобраться в следующих вопросах:
-
«…почему теория акмеистов была столь беспомощно и
неуклюже сформулированной?»;
-
«…как эта теория соотносится с замечательными
произведениями поэтов – акмеистов?»;
-
«…стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о
поэтической школе?»
Глава
2.Психолого-педагогическое обоснование темы______
Старший школьный
возраст, или возраст ранней юности, - период жизни человека от 15 до 17 лет,
который приходится на 10 – 11 классы средней школы.
Проблемами
психологии юношеского возраста занималось и занимается сейчас большое
количество психологов (И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др.). Приведем
результаты исследований некоторых из них.
И.С. Кон считает, что «психология юношеского возраста –
одна из самых сложных разделов возрастной психологии. Юность – период
завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания,
формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления в новую жизнь»
(11;3).
В старших классах развитие познавательных процессов
достигает высокого уровня. Выпускники могут мыслить логически, заниматься
теоретическими рассуждениями. Старшеклассники способны усваивать научные
понятия на лекциях и использовать их в процессе выполнения определенных заданий
на уроках, так как у них сформировалось теоретическое и словесно-логическое
мышление. Поэтому можно говорить, что учащиеся юношеского возраста готовы
освоить довольно сложные теоретические понятия на уроках литературы по изучению
темы «Акмеизм», для осмысления которых особенно важны способности школьников к
обобщению частных явлений и умение мыслить абстрактно. Восприятие
старшеклассников характеризуется целенаправленностью, внимание –
произвольностью и устойчивостью; активно развивается логическая память.
Учащиеся юношеского возраста шире, чем подростки пользуются
приемами запоминания, составлением планов и схем текстов, конспектов,
выделением основных мыслей. У школьников совершенствуется способность к
переключению внимания.
Психологи отмечают, что у старшеклассников формируется
умение одновременно и слушать объяснение учителя, и вести запись лекции,
следить и за содержанием, и за формой своего ответа. Поэтому на уроках
литературы учащиеся готовы воспринимать материал в форме лекции.
Для
активного восприятия излагаемые материалы большое значение имеет умение учителя
придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и
интересным.
Изучение лирических произведений способствует развитию
личности.
«Самое большое, что может лирика, - это обогатить душу и
усложнить переживание», - писал А.Блок. Нам кажется, что новому поколению
сейчас это крайне необходимо. В юношеском возрасте наблюдается стремление
школьников к самосовершенствованию, поиску и приобретению знаний, чему
способствует желание стать интересным, образованным человеком.
Главное психологическое приобретение ранней юности –
открытие своего внутреннего мира. В это время пробуждается интерес и к
внутреннему миру других людей, привлекают «вечные» проблемы: смысла жизни,
счастья, любви, долга, свободы личности. Поэтому старшеклассников интересуют
произведения, помогающие выстроить свою систему взглядов.
Изучение темы «Акмеизм» в разделе «Серебряный век русской
поэзии» воздействует на формирование личности старшеклассников, так как
школьникам данного возраста близко внимание художников этого периода к
внутреннему миру человека, к состоянию его души.
В учебнике Р.С.
Немова обращается внимание на то, что «…к одиннадцатому классу познавательные
процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными
и гибкими. Юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими
рассуждениями, самоанализом, активно развивается чтение, монологическая и
письменная речь, формируются общие интеллектуальные способности, особенно
понятийное теоретическое мышление. Учащиеся могут формировать гипотезы,
исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и
тех же задач, развивается стремление к самоанализу».
В соответствии с
этими особенностями развития в юношеском возрасте изучение литературы в старших
классах предлагается строить на историко – литературной основе. С одной
стороны, у учащихся формируется понятие об историко – литературном процессе, с
другой – высокий уровень мыслительных операций. Так, умение сравнивать
совершенствуется при сопоставлении различных эпох и мировоззрений писателей и
поэтов, их судеб, а так же при попытке отыскать сходство и различие в трактовке
образов, в темах и проблематике произведений.
В этом возрасте восстанавливаются и
развиваются естественные отношения читателя и писателя. Школьникам раннего
юношеского возраста мы не просто даем справку энциклопедического характера, а пытаемся
вызвать в их сознании воспоминания о прочитанных произведениях и связанных с
ними эмоциях.
Правильное и
систематическое изучение лирических произведений способствует развитию у
старшеклассников смысловой, образной и ассоциативной памяти. Это, в свою
очередь, формирует самостоятельность мышления, а также помогает учащемуся
осознать себя как личность социальную, почувствовать свою связь с историей.
Основными целями
изучения художественного произведения в школе мы видим
следующие:
воспитательные:
-
становление
духовного мира учащихся;
-
воспитание
эстетического вкуса учащихся;
-
воспитание
гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|