бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе бесплатно рефераты

Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. Беседа эвристического характера (частично поискового) нацелена  на исследовательскую деятельность учащихся, на решение проблемных ситуаций, в то время как беседа репродуктивного характера предполагает сознательное усвоение знаний учащимися (критерием усвоения является правильное воспроизведение знаний).

Успех беседы зависит от контакта с классом. И.П. Подласый отмечает, что «… беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства» (25; 340).

3)Урок-семинар

Работа на уроке представляет собой групповую или индивидуальную деятельность учащихся. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам, где  ученик должен не просто усвоить определенные сведения о рассматриваемом лирическом произведении, но и найти решение проблемы. Таким образом, особенностью данного типа является проблемная постановка вопроса.

Цель семинарского занятия – это формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои качества. Часто урок данного типа строится на сочетании фронтальной беседы с дискуссией.

Урок-семинар должен представлять собой сочетание следующих этапов:

-         организационный момент,

-         постановка цели,

-         выдвижение проблемы и ее обсуждение,

-         обобщение знаний и определение домашнего задания.

4)Урок-дискуссия

На уроке ставится острый проблемный вопрос, связанный с восприятием лирического произведения и его анализом, при ответе на который возможны различные точки зрения. На протяжении всего урока происходит обмен взглядами между участниками. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Одно из важных условий эффективности такой формы урока  – предварительная и основательная подготовка к нему учащихся как в содержательном (накопление необходимых знаний), так и в формальном (выбор формы изложения   знаний) отношении. Дискуссии помогают упорядочить содержание уже известного материала, закрепить его и привнести новое понимание данного вопроса.

Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью учитель может выявить особенности темперамента, памяти, мышления учащихся, их поведения.

В книге И.П. Подласого «Педагогика» (25; 343) предлагается памятка участнику дискуссии, которую можно использовать при проведении подобного рода занятий.

5)Урок-концерт

Структурная особенность урока – это программа концерта. В отборе и порядке следования стихов необходимо тематическое единство.

Большое значение при данной эмоционально-образной форме имеет музыка и живопись. Данный тип урока особенно эффективен при работе над произведениями современной русской поэзии, а также на этапе заключительной работы по творчеству поэта (см. 10).

6)Урок-композиция

Он строится как литературный монтаж, соединяющий смысловое  и  художественное целое стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. Цель композиции -  высветить личность художника, чтобы глубже понять его творчество. Такая форма рекомендуется  при изучении трепетных и эмоциональных тем в творчестве поэта. Данная эмоционально – образная форма урока рассматривается в книге Карсаловой  Е.В. «Стихи живые сами говорят»  

(см.10).


По содержанию мы выделяем следующие уроки:

1) Урок-«монолог»

Так иногда называют учебное занятие, когда в центре внимания учителя и класса – всего одно стихотворение. Это урок углубленного анализа лирического произведения.

2)Урок изучения основ теории литературы

На данных уроках даются основные литературоведческие понятия, которые связаны с анализом лирического произведения. Обработка последних может стать основой так называемых уроков-тренингов, уроков-практикумов.

3)Урок работы над критическим материалом

Учащимся предлагаются для обсуждения критические материалы разных исследований, посвященных различным аспектам анализа лирического произведения.


Предложенная классификация  дает возможность учителю, во-первых, найти форму, адекватную субъективным представлениям учителя об избранном материале; во-вторых, жанровое многообразие уроков соответствует задаче культуросообразности образовательного процесса: предполагает проведение урока об искусстве в формах самого искусства.

Проанализировав вышеизложенную классификацию уроков, мы пришли к выводу, что одним из уроков при разработке нашей темы должен стать урок-лекция.

 

1.3.Анализ методической литературы

В данной главе представлен обзор методических работ по изучению лирического произведения и изучению творчества акмеистов в старших классах.

 

Книги

1.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта работы. -  М.: Просвещение. -  1990.

 «Интерес к поэзии – это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную». Задача книги - поделиться с учителями конкретными наблюдениями, предложить свои варианты изучения.

В книге  излагаются принципы, на основе которых можно создавать живую ткань урока, а именно:

-         «максимально приблизиться к состоянию, пережитому поэтом»

 (Л.И. Поливанов);

-         первичное чтение должно быть ярким, эмоциональным (при первичном чтении не стоит давать вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостность восприятия);

-         переход к анализу стихотворения не должен быть резким;

-   основой работы при анализе является постижение поэтического слова и           образа;

-         обращение к идее стихотворения как выражению душевного опыта, чувств и переживаний поэта;

-         в процессе анализа необходима работа над его выразительным чтением.

В книге даются тщательно проведенные анализы стихотворений «Анчар» А.С. Пушкина, «Ходоки» А.Н. Заболоцкого; система уроков внеклассного чтения. Также можно найти варианты проведения обзорных уроков в 11 классе (формы уроков по изучению лирики: урок – концерт, урок – композиция, урок – новелла, урок – путешествие в мир поэта).

В главе «Искусство изучения поэтического произведения» предлагается памятка для учащихся «Как учить стихи».

Автор отмечает, что «обязательное условие приобщения к лирике – постоянное обращение к ней».

 

2.Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение. -  1985.

В  книге рассказывается о методах и формах изучения лирики, даются образцы анализа (с 4 по 10 класс) уроков лирики любви и дружбы, лирики философской, поэтической, пейзажной и т.д. (лирика М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.)    Литературоведческие  понятия: художественный образ в лирике, художественный метод, целостный анализ стихотворения, стиль писателя и др. рассматриваются в связи с анализом лирических произведений.

 Делается попытка применить к  школьный практике тот богатый опыт анализа лирики, который накоплен литературоведами и методистами.


3.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. – Л.: Просвещение. - 1968.

В книге представлены формы и приемы анализа поэтических произведений  в IV – VII классах. Интересными и полезными при подготовке к урокам могут оказаться принципы изучения и формирования теоретико-литературных понятий. Виды самостоятельной работы учащихся (анализ стихов, их сопоставление, написание сочинения – описания) даны на основе практических результатов опыта, проводимого в одной из школ Ленинграда.


4.Русская литература XX века. 11 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. Ч.1 / Под. ред.

В.В. Агеносова. - М.: Дрофа. - 1999.

Данное учебное пособие использовалось нами как теоретическая база при изучении темы «Акмеизм» в школе, и как практическая - при подготовке к урокам. Учебник, на наш взгляд, интересный, современный и довольно удобный. Материал, представленный в учебном пособии, его стиль, слог может показаться сложным для понимания учащихся. В таком случае учителю следует самому отбирать материал для самостоятельного изучения и для совместного разбора отдельных глав в классе.

Учебник состоит из обзорных глав (например: «Русский исторический роман 20-х – 30-х годов»), где дается информация о литературном процессе того или иного периода и монографических разделов (Александр Блок; Анна Ахматова и др.), в которых рассматривается творчество наиболее ярких писателей XX века. Каждая глава снабжена вопросами для самостоятельного повторения по теме, примерными темами сочинений и списком рекомендуемой литературы (мемуарные и биографические источники, критические статьи и литературоведческие работы, хрестоматии и антологии русской поэзии, справочники).

В комплекте с учебником может быть использована двухтомная хрестоматия, составленная из программных произведений.


5.Черников А.П. Поэзия и проза Серебряного века. - Калуга: Институт усовершенствования учителей. - 1993.

Книга представляет собой сочетание обзорного принципа изложения материала с принципом монографическим. Примером обзорных тем могут стать: «Художественное своеобразие русской литературы начала XX века», «Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века» и др. В главах, посвященных отдельным персоналиям (А.Ахматова, И.Бунин, И.Куприн) дается их творческий путь, не ограничиваясь временными рамками  эпохи Серебряного века. Таким образом, у читателя создается целостный облик того или иного писателя. Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в средней школе.

Статьи_

1.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы. XI класс // Русская словесность. -  2001.-№6.- с.20 – 29.

В статье предлагается система уроков по творчеству А.Ахматовой:

1)     Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. А. Ахматова и Пушкин.

2)     Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в поэме «Реквием».

3)     Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. «Поэма без героя».

Из данной статьи при изучении обзорной темы «Акмеизм» мы рекомендуем использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи».

2.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения. // Литература в школе. – 1997. - №6. – с. 80-88.

В статье сделана попытка анализа сборников А.Ахматовой «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922). Материал может быть использован в качестве примера при подготовке к урокам как при изучении обзорной темы «Акмеизм» (ранние сборники), так и на уроках по творчеству поэтессы.

3.Лекманов О. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках А.Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. – с. 216-230.

Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма как идейно – эстетической школы. Автор пытается на материале записных книжек Анны Ахматовой  разобраться в следующих вопросах:

-         «…почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже сформулированной?»;

-         «…как эта теория соотносится с замечательными произведениями поэтов – акмеистов?»;

-         «…стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе?»

 

 

Глава 2.Психолого-педагогическое обоснование темы______

Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, - период жизни человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10 – 11 классы средней школы.

Проблемами психологии юношеского возраста занималось и занимается сейчас большое количество психологов (И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др.). Приведем результаты исследований некоторых из них.

И.С. Кон считает, что «психология  юношеского возраста – одна из самых сложных разделов возрастной психологии. Юность – период завершения физического созревания человека, бурного роста   его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления в новую жизнь» (11;3).

В старших классах развитие познавательных процессов достигает высокого уровня. Выпускники могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями. Старшеклассники способны усваивать научные понятия на лекциях и использовать их в процессе выполнения определенных заданий на уроках, так как у них сформировалось теоретическое и словесно-логическое мышление. Поэтому можно говорить, что учащиеся юношеского возраста готовы освоить довольно сложные теоретические понятия на уроках литературы по изучению темы «Акмеизм», для осмысления которых особенно важны способности школьников к обобщению частных явлений и умение мыслить абстрактно. Восприятие старшеклассников характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью; активно развивается логическая память.

Учащиеся юношеского возраста шире, чем подростки пользуются приемами запоминания, составлением планов и схем текстов, конспектов, выделением основных мыслей. У школьников совершенствуется способность к переключению внимания.

Психологи отмечают, что у старшеклассников формируется умение одновременно и слушать объяснение учителя, и вести запись лекции, следить и за содержанием, и за формой своего ответа. Поэтому на уроках литературы учащиеся готовы воспринимать материал в форме лекции.

Для активного восприятия излагаемые материалы большое значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным.

Изучение лирических произведений способствует развитию личности.

«Самое большое, что может лирика, -  это обогатить душу и усложнить переживание», - писал А.Блок. Нам кажется, что новому поколению сейчас это крайне необходимо. В юношеском возрасте наблюдается стремление школьников к самосовершенствованию, поиску и приобретению знаний, чему способствует желание стать интересным, образованным человеком.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. В это время пробуждается интерес и к внутреннему миру других людей, привлекают «вечные» проблемы: смысла жизни, счастья, любви, долга, свободы личности. Поэтому старшеклассников интересуют произведения, помогающие выстроить свою систему взглядов.

Изучение темы «Акмеизм» в разделе «Серебряный век русской поэзии» воздействует на формирование личности старшеклассников, так как школьникам данного возраста близко  внимание художников этого периода к внутреннему миру человека, к состоянию его души.

В учебнике Р.С. Немова обращается внимание на то, что «…к одиннадцатому классу познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими. Юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, активно развивается чтение, монологическая и письменная речь, формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Учащиеся могут формировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач, развивается стремление к самоанализу».

 

В соответствии с этими особенностями развития в юношеском возрасте изучение литературы в старших классах предлагается строить  на историко – литературной основе. С одной стороны, у учащихся формируется понятие об историко – литературном процессе, с другой – высокий уровень мыслительных операций. Так, умение сравнивать совершенствуется при сопоставлении различных эпох и мировоззрений писателей и поэтов, их судеб, а так же при попытке отыскать сходство и различие в трактовке образов, в темах и проблематике произведений.

В этом возрасте восстанавливаются и развиваются естественные отношения читателя и писателя. Школьникам раннего юношеского возраста мы не просто даем справку энциклопедического характера, а пытаемся вызвать в их сознании воспоминания о прочитанных произведениях и связанных с ними эмоциях.

Правильное и систематическое изучение лирических произведений способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и ассоциативной памяти. Это, в свою очередь, формирует самостоятельность мышления, а также помогает учащемуся осознать себя как личность социальную, почувствовать свою связь с историей.


Основными целями изучения художественного произведения  в школе мы видим следующие:

воспитательные:

-         становление духовного мира учащихся;

-         воспитание эстетического вкуса учащихся;

-         воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;

Страницы: 1, 2, 3, 4