Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе
Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе
Министерство
общего и профессионального образования РФ
Вологодский
государственный педагогический университет
факультет
филологии
Изучение темы «Акмеизм» в 11 классе
Индивидуальный творческий
проект
по литературе
выполнен студенткой V курса
Осининой О.В.
Научный руководитель:
канд. культурологии
Якушева Л.А.
Вологда, 2002
План
Глава 1.
Введение…………………………………………………………..2
1.1.
Общая характеристика работы……………………………………...2
1.2.
Методическое обоснование
работы………………………………...5
1.3.
Анализ методической
литературы…………………………………14
Глава 2. Психолого-педагогическое обоснование……………………….18
Глава 3.Своеобразие лирики как рода литературы………………………22
3.1. Общие подходы к изучению лирического произведения…………...23
3.2. Приемы анализа лирического произведения в старших классах…...24
3.3. Трудности при изучении лирического произведения……………….27
Глава 4. Практическая часть……………………………………………….28
4.1. Примерный план анализа стихотворения…………………………….28
4.2. Примерный анализ стихотворения……………………………………29
4.3. Планирование уроков…………………………………………………..32
4.4. План-конспект урока…………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..44
Библиография………………………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………..
Глава 1. Введение__________________________________
1.1. Общая характеристика работы________________________
До недавнего
времени в связи с идейно-политической ситуацией в нашей стране литературный
период конца XIX - начала XX в.в.
являлся закрытой темой как для массового читателя, так и для изучения в школе.
По этой причине исследовательской работы в плане методики преподавания данной
темы долгое время почти не проводилось. Вплоть до начала 1960-х годов
сколько-нибудь значительных работ об акмеизме, созданных историками литературы,
также не появлялось.
После
официального “открытия” культуры Серебряного века литература модернизма стала
широко исследоваться культурологами, лингвистами, литературоведами,
методистами. В это же время впервые в программу для общеобразовательных учреждений
вводятся произведения ранее никогда не изучавшиеся в школе.
На сегодняшний день изучение культурного пласта, именующегося
Серебряным веком, является неотъемлемой частью всех программ по литературе
(см.1.2.). К сожалению, до сих пор мы не можем сказать, что создан единый труд,
который был бы полным и с литературоведческой, и с методической точки зрения.
Таким образом, актуальность работы обусловлена обращением к
теме, недостаточно разработанной в методической литературе.
Трудности изучения лирического произведения в школе предопределили
исследовательский интерес к методам и приемами анализа стихотворения в старших
классах. Вследствие чего мы не только изучили психолого-педагогические
особенности возраста старшеклассников, но и попытались совместить их с целями и
задачами образовательного процесса.
Объектом работы явилось рассмотрение акмеизма как идейно –
художественного направления XX века, а предметом - рассмотрение
изучения данной темы в старших классах.
Методологическая база работы
В соответствии с
выбранной темой и поставленными задачами, методология данной работы базируется на
следующих принципах:
1)
системного анализа, в основе которого лежит
наблюдение над лирическим произведением с точки зрения специфики и
функциональности его элементов;
2)
интерпретации как основополагающего принципа
герменевтики, предполагающего расшифровку и перевод смыслов и символов
художественного произведения на язык объективного знания;
3)
компаративного анализа, применяемого в данной
работе как к собственно художественным высказываниям, так и к методическим
разработкам;
4)
метод экстраполяции
психологических исследований возраста старшеклассников (работы И.С.
Кона, Р.С. Немова, А.В. Петровского и др.) в сферу их практического применения.
Новизна работы заключается в рассмотрении темы «Модернизм» сквозь
призму одного идейно – художественного направления (акмеизм), в конкретизации
данного феномена и особенностях его применения
теоретических знаний с точки зрения практикующего педагога.
Практическая значимость
заключается в описании механизма анализа лирического произведения, в
моделировании темы, в возможности использования материалов в практике
преподавания курса в 11 классе общеобразовательной школы.
В работе представлены все необходимые материалы для
проведения уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе: планирование уроков, конспект
урока - лекции, тексты произведений для анализа, схема анализа,
примерный анализ стихотворения, указатель имен, словарь понятий по
теме, библиография.
В связи с этим практическая часть может быть полезна
начинающим педагогам и интересна опытным преподавателям.
Апробация работы проводилась с 17.09.01 г. по 28.10.01 г. на
базе 11 класса гимназии №2 г. Вологды.
Структура работы
Индивидуальный
творческий проект состоит из:
- введения, где
дается, во-первых, общее представление о работе (актуальность
проблемы, объект и предмет работы, методологическая база, значимость
исследования), а во-вторых, - методического обоснования выбора темы (анализ
основных программ по литературе и методической литературы по вопросам изучения
лирического произведения и, в частности, темы «Акмеизм»);
-
психолого-педагогического обоснования работы, где выявлены особенности психического развития
старшеклассников, сделана попытка выбрать педагогические приемы и методы с
учетом этих особенностей;
-
главы о своеобразии лирики как рода литературы, в которой мы представили общие подходы к изучению лирического
произведения, рассмотрели внутреннюю логику его анализа, определили трудности
при изучении лирического произведения в старших классах;
- практической части, где нами предлагается примерный план анализа
стихотворения, возможный вариант анализа, планирование трех уроков по теме
«Акмеизм» и план-конспект одного урока;
-
заключения, где подводятся
итоги проделанной работы, намечаются пути дальнейших исследований в области
данной проблемы;
-
приложения, состоящего
из текстов стихотворений для анализа, словаря понятий, указателя имен,
библиографии.
Объем работы: 55 страниц, список литературы содержит 32 наименования.
1.2.Методическое обоснование
работы
Тема «Акмеизм»
изучается в 11 классе обзорно и в монографических темах. В программах для
общеобразовательных учреждений данная тема представлена с небольшими вариациями
в разделе «Серебряный век русской поэзии». Такие авторы, как Г.И. Беленький,
Т.А. Калганова,
В.Я.Коровина
предлагают изучение этой темы обзорно с разбором избранных стихотворений (на
материале произведений Н. Гумилева).
В.Г. Маранцман в разделе «Литература
30-х годов» обзорно рассматривает жизнь и творчество Осипа Мандельштама, а в
разделе «Литература 40-х годов» - Анны Ахматовой.
В программе Т.Ф.
Курдюмовой осуществляется принцип вариативности, т.е. учителю предлагается
самому варьировать предложенную программу. Здесь же, в разделе «Серебряный век
русской поэзии» к рассмотрению
предлагается проблема традиций и
новаторства в литературе начала века (на примере изучения стихотворений
«Капитаны», «Мои читатели», «Дон Жуан», «Старый конквистадор», «Озеро Чад»,
«Отвечай мне, картонажный мастер» Н. Гумилева и стихотворений М. Цветаевой).
Довольно
интересной, на наш взгляд, является программа А.Г. Кутузова. В
разделе «Декадентство в русской литературе на рубеже XIX-XX в.в.» представлены наиболее яркие литературные течения: символизм,
акмеизм, футуризм. Акмеизм рассматривается как национальная форма
неоромантизма. При изучении лирики Н. Гумилева предлагается сделать акцент на
эстетическом совершенстве его поэзии, показать героический и жизнеутверждающий
пафос его поэзии («Капитаны», «Сонет», «Дон Жуан», «Шестое чувство»,
«Заблудившийся трамвай»). В ранней поэзии А. Ахматовой предлагаются к
рассмотрению такие дефиниции как психологизм («Песня последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью») и стихотворная форма («Сероглазый король»).
Программа С.Ю. Баранова предполагает
изучение данной темы в разделе «Литература русского модернизма» и предлагает
рассмотреть более широкий круг авторов. Наряду с произведениями Н.Гумилева,
А.Ахматовой - стихи О. Мандельштама, С.Городецкого, М.Кузмина. Программа имеет
определенные преимущества по сравнению с вышеуказанными: при работе с ней не
возникает необходимости составлять указатель литературоведческих терминов,
заниматься поиском необходимой литературы – все это представлено в программе.
Проанализировав
данные программы по литературе для общеобразовательных школ, мы пришли к
выводу, что все методисты предлагают изучение темы «Акмеизм» обзорно, отводя на
это 1-2 академических часа (в одной из последних программ 2001 г. под ред.
В.Я. Коровиной дается 1 час). В
конечном итоге количество уроков определяется спецификой школы, класса,
интересом учителя и учащихся к теме, годовым планом самого учителя.
Думается, что
обзорное изучение данной темы вполне уместно. В обзорных темах дается характеристика
литературной и культурной жизни страны в определенный исторический период; они
расширяют кругозор учащихся, учат рассматривать взаимосвязь явлений.
Перед учителем
при изучении подобных тем стоят следующие задачи:
- образовательные:
1) воссоздание духовной атмосферы
эпохи, обобщение сведений по истории литературы данного периода;
2) выявление традиций и новаторства в
развитии литературы,
3)знакомство с творчеством и
отдельными произведениями представителей данного периода;
4)формирование
ассоциативного мышления учащихся в сфере художественной культуры;
- воспитательные:
1) воспитание эстетического вкуса
учащихся;
- дидактические:
1) создание установки на изучение или
самостоятельное чтение произведений;
2)формирование читательских интересов
учащихся, развитие умения самостоятельно ориентироваться в литературе
определенного периода.
Все эти задачи
должны решаться при изучении темы «Акмеизм» в 11 классе.
Классификация уроков
Существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от
того, какие признаки и стороны урока берутся за основу, выделяют различные типы
занятий.
1.
Н.И.
Кудряшев в работе «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» выделяет три
типа уроков:
-
уроки
изучения художественных произведений;
-
уроки
изучения основ теории и истории литературы;
-
уроки
развития речи.
2.
Уроки
могут быть классифицированы по основной дидактической цели, реализуемой на
уроке (классификация М.А. Данилова, И.Т Огородникова).
Они выделяют следующие типы:
- уроки первоначального усвоения
нового материала;
-
уроки
комбинированные;
-
уроки
закрепления изученного материала;
-
уроки
повторения, систематизации и обобщения изученного материала;
-
уроки
проверки и оценки знаний.
В нашей работе мы использовали практически все типы уроков.
В преподавании литературы нашла свое применение типология форм уроков,
принятая в дидактике.
И.К. Казанцев подразделяет уроки по
признаку основного способа их проведения и выделяет семь типов:
-
уроки в
виде лекций;
-
уроки в
виде беседы;
-
уроки-экскурсии;
-
киноуроки;
-
уроки
самостоятельной работы учащихся;
-
уроки с
разнообразными видами лекций;
-
лабораторные
занятия.
Мы предлагаем
использование урока-лекции с сообщениями учащихся и урока самостоятельной
работы.
Уроки изучения лирики
Уроки по изучению лирики можно рассмотреть в связи с их формой и
содержанием.
По форме уроки можно классифицировать
следующим образом:
1)Урок-лекция
В современной
педагогике понятие «лекция» означает не просто чтение заранее подготовленного
конспекта, а устное изложение значительного по объему материала с использованием
приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Иногда на уроках
учитель ограничивается анализом одного, указанного в программе стихотворения.
Отсюда – скудность вызываемых ассоциаций, неумение видеть за поэтическим
произведением поэзию в целом. Нередко работа над поэтической речью, над
словесным образом сводится лишь к перечислению эпитетов, метафор или сравнений.
Вообще, уроки о поэзии нуждаются в определенной атмосфере
праздничности. Создать подобную атмосферу помогают живопись и музыка (см. 22;
гл.8).
Предлагаемая нами
методическая часть содержит три урока по теме «Акмеизм», одним из которых
является лекция с сообщениями учащихся.
Лекция помогает ученикам вырабатывать самостоятельность мышления,
развивает умение отбирать и интерпретировать изложенный материал, выстраивать
систему знаний. Образцовая речь учителя способствует формированию навыка
логического изложения и литературного строя речи. Лекция предусматривает
строгий детальный план изложения; она экономит учебное время и поэтому является
одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания
информации.
Р.У. Илина в своей статье «Лекция на уроке в старших классах» (9;37)
предлагает свою классификацию вариантов лекций:
-
вводные
лекции, предваряющие изучение курса;
-
лекции
обзорные, предшествующие анализу литературного произведения;
-
обобщающие
лекции, подводящие итог изучению произведения или монографической темы;
-
лекции,
связанные с вопросами теории литературы.
Лекция в широком смысле слова представляет собой сочетание следующих
этапов:
-
организационного
момента,
-
постановки
цели,
-
актуализации
знаний,
-
сообщения
знаний и усвоения их учащимися,
-
обобщения
и систематизации знаний,
-
определения
домашнего задания.
а)
собственно лекция
На этом уроке учитель рассказывает о жизненном и творческом пути автора,
истории создания; дается образец анализа.
б)
урок-новелла
Урок строится по принципу повествования о писателе и произведении.
Материалом для урока может служить только произведение, небольшое по объему и
имеющее интересную и важную для анализа произведения историю создания.
Урок-новелла – это монолог учителя, но от обычной лекции он отличается
сюжетностью, особой интонацией, а главное – образностью рассказа, напоминающего
художественное произведение.
в)
урок-путешествие в мир поэта
На данном уроке учитель пробует совершить с учениками такое путешествие,
которое от событий и впечатлений жизни поведет к личности поэта, а через нее –
к самому творчеству (см. 10).
г) урок -
лекция с сообщениями учащихся
На этих занятиях лекция учителя чередуется с заранее приготовленными
сообщениями учащихся. Подобный тип урока рассматривается в практической части
данной работы.
2)Урок-беседа
Анализ лирического произведения проходит в форме беседы учителя с
учениками; в ее основе – хорошо продуманная система вопросов, которая
предполагает их логическую связь, способствует усвоению знаний в системе. По
содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся,
т.к. легкие вопросы не стимулируют активную познавательную деятельность.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|