бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе бесплатно рефераты

Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе

Министерство общего и профессионального образования РФ

Вологодский государственный педагогический университет

факультет филологии










Изучение темы «Акмеизм» в 11 классе







Индивидуальный творческий проект

по литературе

выполнен студенткой V курса

Осининой О.В.

Научный руководитель:

канд. культурологии

Якушева Л.А.














Вологда, 2002



План


Глава 1. Введение…………………………………………………………..2

1.1.          Общая характеристика работы……………………………………...2

1.2.          Методическое обоснование работы………………………………...5

1.3.          Анализ методической литературы…………………………………14


Глава 2. Психолого-педагогическое обоснование……………………….18


Глава 3.Своеобразие лирики как рода литературы………………………22

3.1. Общие подходы к изучению лирического произведения…………...23

3.2. Приемы анализа лирического произведения в старших классах…...24

3.3. Трудности при изучении лирического произведения……………….27


Глава 4. Практическая часть……………………………………………….28

4.1. Примерный план анализа стихотворения…………………………….28

4.2. Примерный анализ стихотворения……………………………………29

4.3. Планирование уроков…………………………………………………..32

4.4. План-конспект урока…………………………………………………...35

  

Заключение…………………………………………………………………..44


Библиография………………………………………………………………….


Приложения…………………………………………………………………..





















Глава 1. Введение__________________________________


1.1. Общая характеристика  работы________________________

До недавнего времени  в связи с идейно-политической ситуацией в нашей стране литературный период конца XIX -  начала XX в.в. являлся закрытой темой  как для массового читателя, так и для изучения в школе. По этой причине исследовательской работы в плане методики преподавания данной темы долгое время почти не проводилось. Вплоть до начала 1960-х годов сколько-нибудь значительных работ об акмеизме, созданных историками литературы, также не появлялось.

После официального “открытия” культуры Серебряного века литература модернизма стала широко исследоваться культурологами, лингвистами, литературоведами, методистами. В это же время впервые в программу для общеобразовательных учреждений вводятся произведения ранее никогда не изучавшиеся в школе.

На сегодняшний день изучение культурного пласта, именующегося Серебряным веком, является неотъемлемой частью всех программ по литературе (см.1.2.). К сожалению, до сих пор мы не можем сказать, что создан единый труд, который был бы полным и с литературоведческой, и с методической точки зрения.


Таким образом, актуальность работы обусловлена  обращением к теме, недостаточно разработанной в методической литературе.

Трудности изучения лирического произведения  в школе предопределили  исследовательский интерес к  методам и приемами анализа стихотворения в старших классах. Вследствие чего мы не только изучили психолого-педагогические особенности возраста старшеклассников, но и попытались совместить их с целями и задачами образовательного процесса.    


Объектом работы явилось рассмотрение акмеизма как идейно – художественного направления XX века, а предметом - рассмотрение  изучения данной темы в старших классах.


Методологическая база работы

В соответствии с выбранной темой и поставленными задачами, методология данной работы базируется на следующих принципах:

1)     системного анализа, в основе которого лежит наблюдение над лирическим произведением с точки зрения специфики и функциональности его элементов;

2)     интерпретации как основополагающего принципа герменевтики, предполагающего расшифровку и перевод смыслов и символов художественного произведения на язык объективного знания;

3)     компаративного анализа, применяемого в данной работе как к собственно художественным высказываниям, так и к методическим разработкам;

4)     метод экстраполяции психологических исследований возраста           старшеклассников (работы И.С. Кона, Р.С. Немова, А.В. Петровского и др.) в сферу их практического применения.


Новизна работы  заключается в рассмотрении темы «Модернизм» сквозь призму одного идейно – художественного направления (акмеизм), в  конкретизации данного феномена и особенностях его применения

 теоретических знаний с точки зрения практикующего педагога.


 Практическая значимость заключается в описании механизма анализа лирического произведения, в моделировании темы, в возможности использования материалов    в практике преподавания курса в 11 классе общеобразовательной школы.

В работе представлены все необходимые материалы для проведения уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе: планирование уроков, конспект урока - лекции, тексты произведений для анализа, схема анализа,

примерный анализ стихотворения, указатель имен, словарь понятий по теме, библиография.

В связи с этим практическая часть может быть полезна  начинающим педагогам и интересна опытным преподавателям.


Апробация работы проводилась с 17.09.01 г. по 28.10.01 г. на базе 11 класса гимназии №2 г. Вологды.

Структура работы

Индивидуальный творческий проект состоит из:

введения, где дается,      во-первых, общее представление о работе      (актуальность проблемы, объект и предмет работы, методологическая база, значимость исследования), а  во-вторых, -   методического обоснования выбора темы (анализ основных программ по литературе и методической литературы по вопросам изучения лирического произведения и, в частности, темы «Акмеизм»);

-         психолого-педагогического обоснования работы, где  выявлены особенности психического развития старшеклассников, сделана попытка выбрать педагогические приемы и методы с учетом этих особенностей;

-          главы о своеобразии лирики как рода литературы, в которой мы представили общие подходы к изучению лирического произведения, рассмотрели внутреннюю логику его анализа, определили трудности при изучении лирического произведения в старших классах;

- практической части, где нами предлагается примерный план анализа           стихотворения, возможный вариант анализа, планирование трех уроков по теме «Акмеизм» и план-конспект одного урока;

-         заключения, где  подводятся итоги проделанной работы, намечаются пути дальнейших исследований в области данной проблемы;

-         приложения, состоящего из  текстов стихотворений для анализа, словаря понятий, указателя имен, библиографии.


Объем работы: 55 страниц, список литературы содержит 32 наименования.

 
1.2.Методическое обоснование работы

Тема «Акмеизм» изучается в 11 классе обзорно и в  монографических темах. В программах для общеобразовательных учреждений данная тема представлена с небольшими вариациями в разделе «Серебряный век русской поэзии». Такие авторы, как Г.И. Беленький, Т.А. Калганова,

В.Я.Коровина предлагают изучение этой темы обзорно с разбором избранных стихотворений (на материале произведений Н. Гумилева).

В.Г. Маранцман в разделе «Литература 30-х годов» обзорно рассматривает жизнь и творчество Осипа Мандельштама, а в разделе «Литература 40-х годов» -  Анны Ахматовой.

В программе Т.Ф. Курдюмовой осуществляется принцип вариативности, т.е. учителю предлагается самому варьировать предложенную программу. Здесь же, в разделе «Серебряный век русской  поэзии» к рассмотрению

предлагается проблема традиций и новаторства в литературе начала века (на примере изучения стихотворений «Капитаны», «Мои читатели», «Дон Жуан», «Старый конквистадор», «Озеро Чад», «Отвечай мне, картонажный мастер» Н. Гумилева и стихотворений М. Цветаевой).

Довольно интересной, на наш взгляд, является программа              А.Г. Кутузова.  В разделе «Декадентство в русской литературе на рубеже XIX-XX в.в.» представлены  наиболее яркие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Акмеизм рассматривается как национальная форма неоромантизма. При изучении лирики Н. Гумилева предлагается сделать акцент на эстетическом совершенстве его поэзии, показать героический и жизнеутверждающий пафос его поэзии («Капитаны», «Сонет», «Дон Жуан», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай»). В ранней поэзии А. Ахматовой предлагаются к рассмотрению такие дефиниции как психологизм («Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью») и стихотворная форма («Сероглазый король»).

Программа С.Ю. Баранова  предполагает изучение данной темы в разделе «Литература русского модернизма» и предлагает рассмотреть более широкий круг авторов. Наряду с произведениями Н.Гумилева,  А.Ахматовой - стихи О. Мандельштама, С.Городецкого, М.Кузмина. Программа имеет определенные преимущества по сравнению с вышеуказанными: при работе с ней не возникает необходимости составлять указатель литературоведческих терминов, заниматься поиском необходимой литературы – все это представлено в программе.

Проанализировав данные программы по литературе для общеобразовательных школ, мы пришли к выводу, что все методисты предлагают изучение темы «Акмеизм» обзорно, отводя на это 1-2 академических часа (в одной из последних программ 2001 г. под ред.

В.Я. Коровиной дается 1 час). В конечном итоге количество уроков определяется спецификой школы, класса, интересом учителя и учащихся к теме, годовым планом самого учителя. 

Думается, что обзорное изучение данной темы вполне уместно. В обзорных темах дается характеристика литературной и культурной жизни страны в определенный исторический период; они расширяют кругозор учащихся, учат рассматривать взаимосвязь явлений.

Перед учителем при изучении подобных тем стоят следующие задачи:

 - образовательные:

1) воссоздание духовной атмосферы эпохи, обобщение сведений по истории литературы данного периода;

2) выявление традиций и новаторства в развитии литературы,

3)знакомство с творчеством и отдельными произведениями представителей данного периода;

4)формирование ассоциативного мышления учащихся в сфере художественной культуры;

 - воспитательные:

1) воспитание эстетического вкуса учащихся;

- дидактические:

1) создание установки на изучение или самостоятельное чтение произведений;

2)формирование читательских интересов учащихся, развитие умения самостоятельно ориентироваться в литературе определенного периода.

Все эти задачи должны решаться при изучении темы «Акмеизм» в 11 классе.

Классификация уроков

Существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки и стороны урока берутся за основу, выделяют различные типы занятий.

1.      Н.И. Кудряшев в работе «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» выделяет три типа уроков:

-         уроки изучения художественных произведений;

-         уроки изучения основ теории и истории литературы;

-         уроки развития речи.

2.      Уроки могут быть классифицированы по основной дидактической цели, реализуемой на уроке (классификация М.А. Данилова,  И.Т Огородникова). Они выделяют следующие типы:

-     уроки первоначального усвоения нового материала;

-         уроки комбинированные;

-         уроки закрепления изученного материала;

-         уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

-         уроки проверки и оценки знаний.

В нашей работе мы использовали практически все типы уроков.


В преподавании литературы нашла свое применение типология форм уроков, принятая в дидактике.

 И.К. Казанцев подразделяет уроки по признаку основного способа их проведения и выделяет семь типов:

-         уроки в виде лекций;

-         уроки в виде беседы;

-         уроки-экскурсии;

-         киноуроки;

-         уроки самостоятельной работы учащихся;

-         уроки с разнообразными видами лекций;

-         лабораторные занятия.

Мы предлагаем использование урока-лекции с сообщениями учащихся и  урока самостоятельной работы.


Уроки изучения лирики

Уроки по изучению лирики можно рассмотреть в связи с их формой и содержанием.

По форме уроки можно классифицировать следующим образом:

1)Урок-лекция

В современной педагогике понятие «лекция» означает не просто чтение заранее подготовленного конспекта, а устное изложение значительного по объему материала с использованием приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Иногда на уроках учитель ограничивается анализом одного, указанного в программе стихотворения. Отсюда – скудность вызываемых ассоциаций, неумение    видеть за поэтическим произведением поэзию в целом. Нередко работа над поэтической речью, над словесным образом сводится лишь к перечислению эпитетов, метафор или сравнений.

Вообще, уроки о поэзии нуждаются в определенной атмосфере праздничности. Создать подобную атмосферу помогают живопись и музыка (см. 22; гл.8).

Предлагаемая нами методическая часть содержит три урока по теме «Акмеизм», одним из которых является лекция с сообщениями учащихся.


Лекция помогает ученикам вырабатывать самостоятельность мышления, развивает умение отбирать и интерпретировать изложенный материал, выстраивать систему знаний. Образцовая речь учителя способствует формированию навыка логического изложения и литературного строя речи. Лекция предусматривает строгий детальный план изложения; она экономит учебное время и поэтому является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации.

Р.У. Илина в своей статье «Лекция на уроке в старших классах» (9;37) предлагает свою классификацию вариантов лекций:

-         вводные лекции, предваряющие изучение курса;

-         лекции обзорные, предшествующие анализу литературного произведения;

-         обобщающие лекции, подводящие итог изучению произведения или монографической темы;

-         лекции, связанные с вопросами теории литературы.

Лекция в широком смысле слова представляет собой сочетание следующих этапов:

-         организационного момента,

-         постановки цели,

-         актуализации знаний,

-         сообщения знаний и усвоения их учащимися,

-         обобщения и систематизации знаний,

-         определения домашнего задания.

а) собственно лекция

На этом уроке учитель рассказывает о жизненном и творческом пути автора, истории создания; дается образец анализа.

б) урок-новелла

Урок строится по принципу повествования о писателе и произведении. Материалом для урока может служить только произведение, небольшое по объему и имеющее интересную и важную для анализа произведения историю создания. Урок-новелла – это монолог учителя, но от обычной лекции он отличается сюжетностью, особой интонацией, а главное – образностью рассказа, напоминающего художественное произведение.

в) урок-путешествие в мир поэта

На данном уроке учитель пробует совершить с учениками такое путешествие, которое от событий и впечатлений жизни поведет к личности поэта, а через нее – к самому творчеству (см. 10).

г) урок - лекция с сообщениями учащихся

На этих занятиях лекция учителя чередуется с заранее приготовленными сообщениями учащихся. Подобный тип урока рассматривается в практической части данной работы.

2)Урок-беседа

Анализ лирического произведения проходит в форме беседы учителя с учениками; в ее основе – хорошо продуманная система вопросов, которая предполагает их логическую связь, способствует усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся, т.к. легкие вопросы не стимулируют активную познавательную деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4