бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение профессиональной направленности будущих специалистов-учителей "Технологии" бесплатно рефераты

В последнее время способности рассматриваются как особое психологическое свойство функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности, характеризующейся точностью, надежностью, скоростью функционирования[6].

Изучение и развитие профессиональных способностей представляет собой одну из целей профессиональной подготовки и одну из проблем высшей педагогики и психологии. Исследования Ю.М. Орлова (1984) показали, что если эмоциональное значение поощрения за успех сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу эмоционально более значимо, чем поощрение за успех, то постепенно формируется стремление избегать неудачи. Стремление же к самосовершенствованию - это естественное, присущее человеку от природы стремление.

В педагогической науке в настоящее время накоплено значительное количество информации о личности учителя, ее качествах и свойствах, выполняемых ею функций и направлениях развития (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Куликова, А.И. Щербаков и др.).

Кроме того, бытует вполне обоснованное мнение о том, что специалист педагогической сферы транслирует накопленный предшествующими поколениями асоциальный опыт молодому поколению, поэтому составлять полный перечень социально значимых качеств, которыми он должен обладать, дело бесперспективное и методологически несостоятельное.

В настоящее время существуют лишь общие представления об индивидуальном стиле деятельности учителя, и возникает насущная необходимость в дальнейшем научном анализе и изучении этого педагогического феномена.

Очевидно, что педагогическое образование в таком случае должно строиться на идеологии развития (саморазвития), а не просто воспроизводства функционирующей, устоявшейся системы образования.

Процесс профессиональной подготовки педагогов должен соответствовать требованиям времени и качественно изменяться как содержательно, так и технологически.

Технология - категория процессуальная, поэтому ее изменение означает изменение не только лежащих в ее основе процессов и деятельности, но и всей сопутствующей системы механизмов и средств такой деятельности. Происходит смена целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний.

Обращаясь к величине, характеризующей отношение времени жизни технологии и времени жизни специалиста, можно выделить несколько характерных подходов к самой подготовке будущих специалистов учителей «Технологии».

Ведущей формой учебной деятельности является лекция, которая подкрепляется практическими занятиями, а основным психологическим новообразованием - знание и умение его использовать. Адаптация к меняющимся условиям профессиональной деятельности осуществляется путем постоянного пополнения знаний через систему повышения квалификации учителя.

Индивидуальность профессионала характеризуют не только свойства и качества. Сам факт их присутствия в психике человека еще не все раскрывает в его индивидуальности. Важным ее критерием выступает индивидуальный стиль работы. Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех компонентах педагогической деятельности. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции учителя в педагогическую среду, сравнения себя с другими педагогами. Каждый учитель отличается от других выбором и комбинацией способов преподавания, отношением к детям, динамикой и траекторией движения, уровнем притязаний, характером ошибок и затруднений.

Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.

Рамки данной работы не позволяют полностью раскрыть индивидуально-личностный набор стиля педагогической деятельности специалистов – учителей «Технологии», но мы остановимся на анализе основных и специфических свойств их личности.

Складывающийся стиль педагогической деятельности — это психическое образование, являющееся целостной системой и удовлетворяющее всем системным требованиям областей педагогики и психологии.

В психологии индивидуальный стиль рассматривается как устойчивое сочетание мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования педагогической деятельности учителя.

Индивидуальность предполагает особый стиль деятельности, складывающийся в целом из известных теории и практике приемов; такая индивидуальность обусловлена синтезом индивидуальных особенностей развития человека и уровнем его профессионализма.

Наличие индивидуальных стилей педагогической деятельности характеризует влияние индивидуального проявления сфер человека на осуществление им профессиональной деятельности. В зависимости от того, каков уровень развития того или иного свойства психики, какое свойство оказывается в данный момент доминирующим, деятельность приобретает ту или иную направленность, ту или иную особенность (свойство). Иначе говоря, индивидуальный стиль педагогической деятельности отражает характерную черту индивидуальности самого педагога.

В современных условиях стиль деятельности учителя приобретает дополнительные критерии. Творчески и гуманистически ориентированная индивидуальность может опережать требования профессии и видеть перспективы ее развития, характеризоваться способностью к внутренней социальной ответственности, к индивидуальному самостоятельному выбору.

Творческая индивидуальность педагога характеризуется тем, что в силу индивидуальных особенностей его развития (научного склада мышления, творческого отношения к делу, стремления к самореализации и др.) профессиональная деятельность такого педагога отличается от работы его коллег поисками новых оригинальных подходов и средств.

Яркими представителями творческих индивидуальностей среди педагогов являются учителя-новаторы. Творческая индивидуальность учителя была предметом специального изучения в ряде исследований. Данное явление определяется как форма и результат целостного проявления индивидуальных особенностей человека, которое формируется субъектом педагогической деятельности, как интегративное личностное образование, включающее совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств.

Педагоги значительно отличаются друг от друга личными чертами и особенностями, что отражается на характере их профессиональной деятельности, которая для каждого из них является сугубо индивидуальной. Процесс формирования и становления социально-педагогической позиции педагога детерминируется его индивидуально-личностной сферой и профессионально-педагогической базой.

Профессионально-педагогическая база каждого конкретного специалиста складывается из следующих компонентов: информационного массива, методологии, типа познания и системы познания, степени социализации. Целостная совокупность этих взаимосвязанных компонентов обеспечивает профессиональную составляющую индивидуального стиля деятельности.

Включенность личности педагога в систему общественных связей и отношений, в социальную реальность порождает социальные чувства, ориентированные на преподавательскую профессию, которые проявляют себя в комплексе с духовно-нравственными переживаниями.

К таким чувствам относят морально-нравственную ответственность за результаты своего педагогического труда, готовность посвятить себя подготовке молодого поколения к жизни и труду в конкретных социальных условиях, чувства неопределенности и тревоги за результаты своего труда, дискомфорт и сомнение в правильности своих отношений и действий, стремление к духовному творчеству и осознание достоинств своей профессии и другие. Наследственные и врожденные особенности личности педагога, индивидуальный социальный опыт оказывают значительное влияние на его социализацию, которая носит ярко выраженный субъективный характер.

Условием успешной профессиональной деятельности становится умение ее перестраивать с учетом резкого изменения общественно-экономических отношений, ценностных ориентации, житейской философии.

Если по-прежнему учитель будет ориентирован лишь на передачу знаний, умений, навыков, усвоенных им самим, то молодое поколение неизбежно окажется не подготовленным к новым ситуациям, которые нельзя предусмотреть в ходе любого обучения.

Поэтому цель подготовки педагога должна быть связана не только с формированием навыков академической и профессиональной деятельности, но и, что принципиально важно, личностных характеристик будущих профессионалов. При такой подготовке основными являются активные формы обучения, но сохраняются и традиционные.

Обращает на себя внимание то, что этот процесс сопровождается переходом от цели обучения в виде знаний - умений - навыков в их классическом понимании к личностным характеристикам будущего профессионала, которые в большей мере выступают в роли непосредственных показателей профессиональной зрелости человека, профессионального развития учителя.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что характерно для модели профессионального развития учителя.

Таким образом, мы можем сделать вывод: в процессе профессионального развития учитель характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Это дает учителю возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свой потенциал. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул для своего творческого развития. Перспективы личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора.

Технология профессиональной подготовки педагога позволяет решать вопросы, связанные с диагностикой, прогнозом, коррекцией профессионального развития педагога, а также строить инновационные проекты и программы непрерывного педагогического образования на качественно новом уровне, системно и технологично.

Об адекватности профессиональной подготовки можно говорить, на наш взгляд, лишь в тех случаях, когда учитель осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его учениками, и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели профессиональной деятельности.


1.2 Проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогических Вузах


Современная педагогическая и психологическая наука предполагает различные системы профессиональной подготовки студентов в зависимости от их индивидуальных возможностей и различий, и с учетом ряда других факторов. Сделать такое количество учебных программ, которое бы учитывало большинство из них, - невозможно, однако предложить два-три варианта с базовым компонентом, предусматривающим данный подход, вполне возможно.

Именно такой основой являются введенные в педагогическом университете в настоящее время новые учебные планы, учитывающие Государственные образовательные стандарты, предусматривающие своими спецкурсами, дисциплинами по выбору, специализациями и дополнительными специальностями возможности для варьирования, пополнения знаний, учета запросов и интересов группы или отдельных студентов.

Реализация стандартов позволит сформировать у будущих специалистов важные профессиональные качества, в т. ч. индивидуально-ориентированные, без которых невозможно выполнение общепедагогических функций.

В педагогическом вузе используются различные формы индивидуализированной учебно-воспитательной работы. Прежде всего, это традиционные вузовские формы работы: - фронтальная (лекции, семинары); - групповая (практические и лабораторные работы); - индивидуально-ориентированная (индивидуальная работа, собеседования, консультации и т. п.).

Имеются смешанные виды этих работ - так называемая адаптивная система обучения, которая не затрагивает содержания обучения: большая часть учебного времени при этом отдается индивидуальной работе.

К положительным моментам данной системы можно отнести следующее:

·        естественное (оправданное и мотивированное) увеличение доли самостоятельной работы в аудитории;

·        уменьшение доли домашних заданий;

·        парная работа студентов (статические и динамические пары, пары смешанного состава);

·        индивидуальная работа со студентами;

·        сетевое планирование;

·        график оперативного личного учета.

К недостаткам данной системы можно отнести то, что, не изменяя содержание, не влияя на него, студенты больше внимания обращают не на развивающие мотивы изучаемого материала, а на факт выполнения того или иного задания.

Кроме того, они, независимо от своих способностей и подготовленности, выполняют одни и те же виды работ, что также является не совсем правильным с точки зрения педагогической технологии. Часто порядок их выполнения определяется самим студентом, что нередко ведет к нарушениям логики освоения и изложения материала.

Выполнивший раньше других заданный объем работы студент освобождается от дальнейших занятий, хотя это время можно использовать для более глубокой разнообразной работы. Само- и взаимоконтроль в данном случае не могут постоянно использоваться ввиду лимита времени и сжатости учебных программ предметов. С помощью же тестов можно проверять лишь некоторые виды работ, направленных на "тренировку" отдельных навыков.

Сведение к минимуму групповой работы, если ставить такую самоцель, вообще приводит к “вымыванию” коллективных форм обучения, являющихся одним из важных видов учебной работы в вузе.

Еще одним из существующих в вузе вариантов профессиональной подготовки является модель позиционного обучения. Учитывая данную модель обучения, педагоги дифференцируют студентов по следующим позициям:

·        наличию необходимого минимума информационного обеспечения;

·        овладению основными смысловыми понятиями;

·        демонстрационно-дискуссионным способностям.

Недостатки данной системы заключаются в том, что она не охватывает в полной мере весь объем изучаемого материала, не учитывает до конца условия и возможности его реализации, не выделяет особо индивидуально-личностные проявления обучаемых и пр. [7]

Вышеперечисленные системы, действуют в учебно-воспитательном процессе одновременно как бы в разных плоскостях и уровнях. Жизнедеятельность их опосредована, мотивирована, необходима.

Таким образом, по нашему мнению, в педагогических вузах, где значительное время уделяется выработке навыков общения с аудиторией, применение данных систем и моделей в чистом виде, к сожалению, не дает тех результатов, которые могли бы быть действенными в других условиях, например, технических вузах, колледжах и пр.

Современные концептуальные подходы к подготовке специалистов сопровождаются поиском новых принципов построения учебного процесса как в содержательном, так и методическом аспектах. Этот поиск требует значительных изменений в организации учебного процесса. Также активно можно использовать на заочном отделении такие формы обучения, как экстернат, "перескакивание" с курса на более высокий. Для студентов дневного отделения дается возможность получить дополнительное образование, выбрав специализацию. 8

Как известно, в современных условиях цель образования ориентирована на формирование высокого уровня общей культуры, удовлетворение образовательных запросов личности, создание условий для ее саморазвития и самоопределения. В таком случае задача преподавателя уже не сводится к сообщению суммы знаний; он непосредственно формирует установки и направленность действий обучаемых в самостоятельной индивидуальной работе. Если внеаудиторные занятия рассматривались ранее как второстепенные, вспомогательные, то в новых условиях к ним необходимо подходить как к основным формам учебного процесса, в которых формируются умения и навыки творческой деятельности и самообразования обучаемых.

В этой связи, естественно, возникает вопрос о характере межсессионного контроля за качеством учебной работы студентов. Известно, что значение контроля состоит прежде всего в том, что он дисциплинирует обучаемого, формирует у него чувство долга, настойчивости и ответственности в достижении цели, приучает к систематическому учебному труду. С одной стороны, контроль определяет уровень обученности студента, с другой - оценивает качество учебно-воспитательного процесса.

Анализ достигнутого позволяет вносить коррективы в дальнейшую деятельность преподавателя и студентов. Определяя успехи и неудачи, а также их причины, можно получить возможность достаточно быстро адаптировать педагогическую систему.

Многое в организации индивидуальной работы является общим для всех вузов. Это следующие виды деятельности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5