Изучение профессиональной направленности будущих специалистов-учителей "Технологии"
Изучение профессиональной направленности будущих специалистов-учителей "Технологии"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЛУЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
КАЛУЖСКИЙ
ФИЛИАЛ
МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
ИМ.
Н.Э. БАУМАНА
Межвузовский
инженерно-педагогический факультет
Кафедра
психологии профессиональной деятельности и
управления
непрерывным педагогическим образованием
«Изучение профессиональной направленности будущих специалистов -
учителей «Технологии»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологический аспект профессиональной подготовки
будущих специалистов – учителей «Технологии»
1.1 Анализ профессиональной подготовки будущего
специалиста- педагога
1.2 Проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогических
вузах
1.3
Профессиональная направленность будущих специалистов –
учителей «Технологии»
Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональной
направленности будущих специалистов – учителей «Технологии»
2.1 Выбор и обоснование методик исследования
2.2 Обработка результатов и их интерпретация
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современные
социально-экономические, политические и социокультурные процессы, происходящие
в современном обществе, затронули и Россию, заставляют отечественную систему
образования заново ставить вопрос о целях и результатах своей деятельности.
Изменения в
современном обществе все больше принимают динамический характер: внедряются
новые технологии (как в сфере производства, так и в бытовой сфере), изменяются
политические и государственные доктрины, появляются альтернативные источники
общественного мнения, меняются представления об "истинном" и
"должном", происходит неуклонный рост научного знания, стремительно
расширяется объем информации.
Однако, именно
сегодня, перед системой образования встает принципиально новая задача - поиск
условий для формирования профессиональной позиции специалиста, способного в
изменяющихся обстоятельствах найти свою жизненную и профессиональную
траекторию, преодолеть принципиальную фрагментарность знания, обрести
собственную интеллектуальную и нравственную целостность и самобытность.
Это означает, что
проблема профессиональной подготовки не является прерогативой какого-либо
одного или нескольких образовательных учреждений в городе (регионе); сегодня
она встает перед любым образовательным учреждением в той мере, в которой каждый
специалист начинает самоопределяться по отношению к динамическому характеру
современного общества.
Вместе с тем,
комплексный характер проблемы формирования адекватной профессиональной
направленности как складывающейся профессиональной позиции будущих специалистов
в процессе профессиональной подготовки определяется сложностью постановки самой
проблемы.
Проблема изучения
профессиональной направленности актуальна, поскольку ее практическое решение
представляет собой одну из перспективных линий развития профессионала и как
показывает опыт и практики работы, в этой области уделяется в настоящее время в
вузах еще крайне мало внимания.
Объектом
исследования: процесс профессиональной подготовки будущих специалистов
педагогического ВУЗа.
Предмет исследования:
профессиональная направленность будущих специалистов - учителей «Технологии».
Цель исследования:
изучить индивидуально-психологические особенности профессиональной направленности
личности будущих специалистов - учителей «Технологии» как складывающуюся
систему профессиональных предпочтений и индивидуального стиля педагогической
деятельности.
Для достижения
поставленной цели решаются следующие задачи:
1.
Выполнить анализ литературы по данной проблеме.
2.
Подобрать методики, позволяющие выявить специфику
профессиональной направленности и стиля педагогической деятельности
3.
Выявить индивидуально-психологические особенности личности
будущих специалистов – учителей «Технологии», характеризующие профессиональную
направленность и проявляющиеся в технологической подготовке.
Постановка задач
исследования определяет следующий состав методов:
1.
Анализ научно-методической литературы по проблемам
исследования.
2.
Наблюдение в процессе прохождения педагогической практики.
3.
Психодиагностическое исследование по методикам
«Ориентационная Анкета» В. Смекала и М. Кучера; Дж. Холланда «Изучение типа
личности с учетом профессиональной направленности»; Е.А. Климова «Диагностика
изучения профессиональных предпочтений.
4.
Методы статистической обработки, полученных данных.
В качестве испытуемых
были обследованы студенты инженерно-педагогического факультета, обучающиеся по
специальности «Учитель технологии и предпринимательства» 4 курсов, в количестве
45 человек.
Эксперимент
осуществлялся в течение всего академического года обучения, с учетом
прохождения педагогической практики.
Глава I. Теоретико-методологический аспект профессиональной подготовки будущих
специалистов – учителей «Технологии»
1.1 Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога
Педагогическая
деятельность предполагает наличие определенных групп характеристик личности,
способствующих ее успешному выполнению. Уровень развития психических процессов
и свойств личности проявляется в результатах деятельности. Влияние деятельности
на человека теоретически доказано и практически обосновано Б.Г.Ананьевым,
А.Н.Леонтьевым, Б.Ф.Ломовым, Б.М.Тепловым, С.Л.Рубинштейном и др.
Следует согласиться с
А.Н.Леонтьевым, утверждающим, что "деятельность – это не реакция и не
совокупность реакций, а система, имеющая свое строение, свои внутренние
переходы и превращения, свое развитие".[1]
Предоставляемая студентам возможность вбирать разные знания, учиться думать,
анализировать нацелена на новую педагогическую философию: с позиции глубокой
интеллектуальной компетенции быть готовыми принимать деятельностно-личностное
участие в решении профессиональных задач.
Проблема
профессиональной подготовки требует уточнения понятийного аппарата, и связано с
введением понятия «профессионализма».
В последние годы
выполнен ряд исследований, в которых предпринята попытка раскрыть сущность и
выявить структуру профессионализма педагогической деятельности: в одном случае
ставится знак равенства между понятиями "профессионализм" и
"мастерство"; в другом – уровень сформированности мастерства называют
профессионализмом; это понятие ставят в один ряд с "самовоспитанием"
и "самообразованием"; рассматривают как самостоятельную категорию,
выражающую результат творческой педагогической деятельности.
Как отмечает А.К.
Маркова, профессионализм человека – это не только достижение им высоких
профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно
и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду,
состояние его психических качеств.[2]
При анализе профессиональной
деятельности педагога, профессионализм, по нашему мнению, следует рассматривать
не только как способность к овладению, прежде всего, новыми образовательными
технологиями, средствами, различными педагогическими нововведениями, но и
учитывать то, что движет им в данной профессии, из каких ценностных ориентаций
он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие внутренние ресурсы
добровольно, и по внутреннему побуждению, вкладывает в свой труд.
Под педагогическим
профессионализмом понимается комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий
уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности и
включающих такие элементы, как гуманистическая направленность, профессиональные
знания и умения, педагогические способности и педагогическая техника
Дидактические,
организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы
предъявления требований, управления педагогическим общением, организации
коллективных творческих дел и др. — составляют вторую группу компонентов
педагогического профессионализма. [3]
Профессионализм является
показателем меры овладения общей и профессиональной культурой. Это не
константный показатель, динамика его определяется спецификой труда учителя,
творческой направленностью, осознанием значимости непрерывного пополнения
арсенала педагогической и научно-исследовательской культуры. Относительно
педагогической деятельности следует говорить о педагогическом профессионализме
как о степени овладения общей и педагогической культурой за годы обучения в
вузе.
Профессиональная
деятельность многогранна. Высокие показатели по отдельным качествам,
считающимся необходимыми для педагогической профессии, не обеспечивают успеха в
целом. Учителя, имеющие одинаковые желательные качества для профессии, дают
разный результат в работе. Успешность и неуспешность связаны не только со
сформированностью профессионально важных качеств, но и со структурными
характеристиками, прежде всего с системой взглядов на учебный процесс, на свою
роль в нем, со степенью удовлетворенности и самореализации.
Педагог в конкретный
исторический период должен обладать определенными качествами личности и владеть
функциями, реализация которых позволяет ему удовлетворять ожидания общества. Однако,
получив общую для всех учителей данного профиля профессиональную подготовку в
учебном заведении и соответствующую квалификацию, он имеет, кроме всего
прочего, свою индивидуальность, которая отражает его собственный мир, его
особый жизненный путь, данную единичность в ее качественном своеобразии и в
отличие от себя подобных, в противопоставлении типичному.
Индивидуальность
педагога как профессионала предполагает особый стиль деятельности,
складывающейся в целом из известных теории и практике приемов, - такая
индивидуальность обусловлена синтезом индивидуальных особенностей развития
человека и уровня его профессиональной компетентности. Процесс индивидуализации
учителя в педагогическом труде может иметь разные выражения:
- индивидуальные
различия как фрагментарные или эпизодические проявления непохожести в
профессиональном поведении и деятельности;
- индивидуальный
стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в
профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач
профессиональной деятельности;
- индивидуальность
как выражение неповторимости, самобытности личности учителя в труде,
индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант
профессионального типа личности в труде.
Индивидуальный стиль
деятельности учителя - это вся система гармонизации личностью своей
индивидуальности с условиями жизнедеятельности, система средств самореализации
личности в жизнедеятельности, определяющее начало творчества и результат
творческой деятельности (Н.А. Половникова).
В числе основных
функций индивидуального стиля деятельности выделяют системообразующую,
опосредующую, компенсаторную, регуляторную, синтезирующую и эвристическую.
В основе проявления
индивидуальности учителя лежит механизм самоактуализации потенциальных
индивидуальных возможностей человека. Причиной самоактуализации выступает,
прежде всего, наличие природных дарований, способностей; затем - появление
потребности в самоактуализации, порожденной системой целеполагания, личностных
смыслов и соответствующей мотивацией.[4]
Ученые стремятся
установить связи между особенностями педагогической деятельности и
особенностями развития индивидуальности учителя. Однако пока еще не удалось
выявить все многообразие этих связей (да это и невозможно сделать - связей
бесконечное множество).
В индивидуальности
педагога можно выделить две стороны - психическую и личностную. Психическая
сторона индивидуальности включает семь сфер человека. Их проявление в
педагогической деятельности характеризуется уровнем развития общих и
профессиональных способностей, а также профессиональной мотивации. Чем более
широк спектр достаточно развитых способностей, целей, потребностей, тем более
высок уровень развития индивидуальности педагога.
Личностная сторона
включает такие свойства, которые проявляются в педагогической деятельности
благодаря социальным требованиям к педагогу (любовь к детям, уважение и
требовательность к ним, доброта и др.).
Чем более развитыми
являются сферы психики учителя, тем большую яркость приобретают его личностные
свойства, так как только свободный человек, способный к самоактуализации и
саморазвитию, сможет определить свою собственную социальную позицию.
В профессиональной
деятельности учителя основным противоречием, обеспечивающим развитие (при
наличии надлежащей мотивации), является противоречие между способностями,
одаренностью человека и требованиями педагогической деятельности, поведения.
Разрешение возникающих в педагогическом процессе противоречий осуществляется
каждым учителем своеобразно, в соответствии со своими способностями,
компетентностью. Тем самым обеспечивается индивидуальный стиль деятельности.
В последние годы возрос
интерес к проблеме профессионально значимых свойств и качеств учителя. В
педагогике и психологии имеется немало представлений о них, сложившихся на
основе концепций личности педагога (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Н.В.
Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.).
Состав
профессионально значимых характеристик личности (практически все ученые
разрабатывают данный вопрос применительно к личности учителя) довольно обширен
- он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько
десятков психологических.
Среди последних
общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия,
педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая
самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование,
толерантность, эмпатия и др.[5]
Актуальность названных
свойств обусловлена тем, что высокий уровень речевого и интеллектуального
развития позволяет педагогу уловить и адекватно передать первоосновы научной
теории. Эмоциональная зрелость, богатая экспрессия, эмпатия - позволяют увлечь
научной идеей, убедить в ее практической целесообразности, побудить к
экспериментированию.
Поэтому развитие
педагогического мышления будущего учителя представляет собой особую задачу
высшей школы. Мышление педагога должно быть конвергентным,
последовательно-логичным, гибким и оригинальным. Достаточно развитое
педагогическое мышление гарантирует развитие педагогического прогнозирования,
педагогического самоанализа и других профессионально значимых качеств.
В ряде специальных
научных работ рассматривается сущность отдельных качеств: педагогического
мышления (Ю.Н. Кулюткин), педагогической наблюдательности (Л.А. Регуш),
педагогического прогнозирования (В.И. Загвязинский), педагогической рефлексии
(Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин). Исследователи не только рассматривают сущность
важных для педагога психических качеств, но и разрабатывают подходы к их
формированию и развитию.
Установлено, что педагог
достигает профессионализма, если у него развиты: способность к самоуправлению,
смелость, решительность, умение рисковать; самоуважение и расположение к
окружающим; уверенность в себе через осознание своих слабостей; реалистичность,
адекватность самооценки; общение с людьми, которые в него верят и будят
энтузиазм; сильная воля, умение концентрировать энергию на главном направлении;
умение сконцентрироваться на деятельности и на цели; высокий уровень
саморегуляции как исполнение того, что намечено; умственная активность и
пластичность как умение перестраивать свое поведение в изменяющихся условиях;
самолюбие как движущая сила личности и способ соотнесения себя с социальным
миром.
Кроме того, для высокого
профессионала характерны: наличие конкретной и высокой цели, что генерирует
дополнительную энергию; готовность к жертвам; организованность и точность,
рациональная самодисциплина; установка на успех, умение выложиться до конца и
бить в одну точку; воодушевленность; переход на более высокий уровень сравнения
- сравнения себя с самим собой, по принципу "Я" и "Я" .
Профессионализм
предполагает наличие комплекса потенциально высоких способностей:
академических, исследовательских, творческих, познавательных, социальных
(управленческих) и эмоциональных (Н.Ф. Горчакова).
Во многих разделах психологии
способности рассматриваются как сложное явление: - это и
индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие легкость и быстроту
приобретения знаний, умений и навыков, и такие индивидуально-психологические
особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения соответствующей
деятельности, и особая чувствительность человека к восприятию окружающего мира
с соответствующей адекватной реакцией на него (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и
др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|