бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И) бесплатно рефераты

тепень свободы - df=N1+N2-2= 6+6-2=10

1,125 > 1,06

Полученное эмпирическое значение t-критерия превышает стандартное, значит, N0 гипотеза отклоняется и можно сделать вывод о статистически значимом различии средних арифметических значений конвенциальных характеристик образа инвалида в двух группах.

Проведя дальнейший статистический анализ, расчеты которого не приводятся, чтобы не занимать много места в работе, можно сказать, что также статистически различаются показатели личностно-волевых характеристик образа инвалида, показатели положительной и отрицательной модальности определений.

Окончательным этапом обработки данных является частотный анализ характеристик образа, позволя­ющий выявить типичный обобщенный образ инвалида.

Ниже приведен пример фрагмента частотного словаря характеристик образа инвалида, составленного на основании имеющихся протолок исследования по методике СОЧ(И).

Частотный словарь определений, использовавшихся различными респондентами, позволяет сделать выводы о глубинных (профессиональных: этнокультурных и т.д.) основаниях образа инвалида в со­знании женщин.

Аналогично приведенному примеру формируются частотные словари для обеих групп респондентов.

Частотные словари

Частотный словарь характеристик образа инвалида в сознании женщин

Таблица 9

 

№ пп

к

т

э

в

с

п

другие

1

Наиме-нование

Кол-во

Наиме-нование

Кол-во

Наимено-вание

Кол-во

Наимено-вание

Кол-во

Наимено-вание

Кол-во

Наимено-вание

Кол-во

Наименование

Кол-во

Чело-век

 

2

Нездо-ровый, боль-ной

 

6

Несча-стли-вый

4

Терпели-вый

4

Требу-ет заботы и внима-ния

8

Не может само-стоятельно пере-дви-гаться

3

Мужчина

3

 

 

2.2. Обработка и интерпретация полученных данных

 

Частичная обработка данных психологического исследования по методике СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая) В.Л. Ситникова была проведена в предыдущем разделе. Мною были составлены протоколы теста «20 определений» М. Куна, Т. Макпартленда и психогеометрического теста С. Делингера.

По полученным мною данным, таблиц, графиков и расчетов я могу сказать, что социальная модель инвалидности действительно подтверждается.

Социальная модель инвалидности предполагает, что трудности инвалидов создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности, в том числе и людей с различными.[13]

В представлении большинства женщин образ инвалида является негативным. В особенности, если они знакомы с инвалидами лишь поверхностно, не работали с ними и не имеют их в числе друзей и родственников. Но негативный оттенок имеют и результаты женщин медиков, сталкивающихся с людьми с ограниченными возможностями непосредственно.

Об этом свидетельствуют протоколы тесты «20 определений». Как мы можем видит, наивысшая негативная модальность наблюдается у медсестры Пантелеевой О.О., пенсионерки Михайловой П.П., продавца Александровой Л.Л. и секретаря Сидоровой Б.Б. В данном случае на такие результаты мог повлиять личный профессиональный образ Пантелеевой О.О., и низкое образование, недостаточность мировоззрения остальных женщин.

Наиболее позитивный образ инвалида сложился в сознании студентки художественного ВУЗа – Андреевой И.И., верующей медсестры Максимовой К.К., имеющей ребенка-инвалида и студентки-аспирантки медицинского ВУЗа Богдановой М.М. В данном случае профессиональный и творческий уровень женщин, а также их личный опыт сформировал положительный образ инвалида.

Среди других участниц, как врачей, так и женщин, занимающихся другим родом деятельности, преобладает амбивалентное, относительно нейтральное отношение к образу инвалида.

Инвалид в основном представлялся женщинам в образе мужчины (не зря само слово не имеет женского аналога), больного, слабого физически. Больше всего внимания женщины уделили социальным и общепринятым характеристикам инвалидов, что свидетельствует о социальной проблеме инвалидности. Чаще всего участницы подчеркивали те чувства, которые инвалиды вызывают у общества – жалость, сочувствие, презрение, брезгливость. А также потребность инвалидов в повышенном внимании, адекватном отношении и уважении. Значит, они осознают потребности и проблемы инвалидов.

В личностной, эмоциональной и волевой сфере среди позитивных качества тестируемые выделили силу воли инвалидов, их спокойствие, уравновешенность, оптимизм, надежду. Но, наряду с этим, другая часть участниц, главным образом с негативной модальностью, выделили эмоциональную неустойчивость, раздражительность и завистливость инвалидов в их представлении.

Поведенческие особенности инвалидов в сознании женщин главным образом зафиксировались в их уединенности, неспособности самостоятельно передвигаться, любви к чтению, просмотра телевизора. Интеллектуально-творческой сферы женщина коснулись мало, но почти все определения характеризовали инвалидов как людей умных и способных.

В психогеометрическом портрете инвалида преобладают круги и квадраты, что характеризует инвалидов, как личности чувствительных, искренних, усердных и упорных. В меньшей степени образ инвалидов ассоциировался у женщин с треугольником, прямоугольником и зигзагом. То есть они не считают, что инвалиды в основной своей массе энергичны, непредсказуемы и гармоничны.

Заключение

 

В ходе проведенный работы мною был исследован образ инвалида в сознании женщин, на примере группы, разделенной на две подгруппы, из шести женщин медиков и шести женщин других специальностей, разного возраста и с различным психологическим опытом.

В теоретической части были рассмотрены понятия сознания и образа инвалида. Гипотетически предполагалось, что в сознании людей в том числе женщин преобладает негативный образ инвалида, определяющий социальную модель инвалидности. Исследование по методике СОЧ(И) - структура образа человека (иерархическая) В.Л. Ситникова, показало, что 41 % респондентов имеет негативную преобладающую модальность социоперцептивного образа инвалида, 33 % участниц нейтрально относятся к инвалидам, и лишь в сознании 25 % женщин образ инвалида имеет позитивную окраску.

При этом среди женщин немедиков и женщин с низкой квалификацией старшего возраста неактивного образа жизни преобладают негативные оценки образа. В то время как представительницы медицинской профессии и женщины творческие, более молодого возраста, с активными жизненными позициями, с развитой духовностью воспринимают инвалидов позитивно.

При этом в обеих подгруппах оценки определений по основным характеристикам приблизительно совпадают, отличаются лишь в показателях модальности.

Но, также нельзя не отметить и позитивных тенденции формирования образа инвалида в сознании женщин – понимания их проблем, среди которых общественное игнорирование, материальная бедность, положительная оценка их волевых и интеллектуальных качеств.

Результаты исследования можно использовать при проведении работы по улучшению положительного образа инвалида в сознании людей.

Исходя из вышесказанного, цель выполнения курсовой работы достигнута.

Список источников литературы

 

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров – М.: Знание, 1991. - 163 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. - 4-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с.

3. Дельгадо Х. Мозг и сознание.- М.: Мир, 1971. - 264 с.

4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. Спб., 2001. - 554 с.

5. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.- М. Наука, 1986. – 176 с.

6. Куликов Л.В. Психология сознания. – Спб.: Питер, 2001. - 480 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2004. – 352 с.

8. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностям: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестник МГУ, №14.

9. Любимов В.В. Психология восприятия. Учебник. – М.: Эксмо-Пресс, 2007.- 472 с.

10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. – М.: Речь, 2004. – 392 с.

11. Райгордский Д. Психология самосознания. – М.: Бахрах-М, 2003. – 672 с.

12. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.

13. Романов П, Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности. Социальное гражданство инвалидов в современной Росси. – М.: Научная книга, 2006. – 260 с.

14. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых, Ленинградский педагогический университет, Спб. Химииздат, 2001.

15. Соловьева С.Л. Медицинская психология. Курс лекций. – М.: АСТ, 2004. – 392 с.

16. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. – М.: Форум, 2008. – 334 с.

17. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология, 2003. – М.: Инити-Дана, 2003. – 383 с.

18. Титкова Л.С. Математические методы в психологии. Владивосток. Издательство дальневосточного университета, 2002.

19. Фрейд З. Психология бессознательного, пер. А.М. Боковикова. - М.: Фирма СТД, 2006 – 335 с.

20. Хорни К. Психология женщины. Академический проект, 2006. – 240 с.

21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики. – 2005, - 349 с.

22. Щвецов А.Е., Швецова Е.В. Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие– Тамбов.: Издательство ТГТУ, 2003. – 80 с.

23. Юнг К. Г. Психологические типы. – М.: АСТ; 2008 г. - 761 с.

Приложение 1

Протокол №2

Ф.И.О. – Сидорова Б.Б.

Дата тестирования – 11 июня 2008 года.

Профессия – секретарь. Другие данные – 22 года, не замужем, детей нет.

 

№ п/п

Определения

Группа характеристик

Модальность

1

2

3

4

1

Угнетенный

с, э

-

2

Слабый

т, в

-

3

Забытый

с

-

4

Пассивный

п

-

5

Проситель

с

*

6

Одинокий

п

-

7

Тонко чувствующий

э

+

8

Инвалидная коляска

м

*

9

Материально беден, без денег

материальные

-

10

Несчастный

э

-

11

Спокойный

п

*

12

Верующий

д

*

13

Завистник

с

-

14

Читающий

д

*

15

Задумчивый

и

*

16

Хрупкий

т, э

*

17

Ранимый

э

*

18

Ожидает выздоровления

д

*

19

Имеет надежду

э

+

20

Обладает стойкостью

в

+

 

Приложение 2

 

Протокол №3

Ф.И.О. – Семенова В.В.

Дата тестирования – 11 июня 2008 года.

Профессия – врач-офтальмолог. Другие данные – 27 лет, замужем, детей нет, мать – инвалид II группы.

 

№ п/п

Определения

Группа характеристик

Модальность

1

2

3

4

1

Мать

к, феминная

+

2

Человек, требующий заботы

к,с

*

3

Ветеран

к

*

4

Пациент

к, мускулинная

*

5

Незрячий

к, т

-

6

Его возможности ограниченны

п

-

7

Имеет необходимость в лечении

п

*

8

Нетерпеливый

э

-

9

Страдающий

э

-

10

Финансово необеспеченный

материальная

-

11

Параолмипиец

к

*

12

Пожилой человек

к

*

13

Мудрый

и

+

14

Умеет ценить жизнь

в

+

15

Хороший собеседник

к, с

+

16

Тихий

т

*

17

Незаметный

с

*

18

Искалеченный

т

-

19

Окружен вниманием

с

*

20

Герой публикаций

к, с

*

 

Приложение 3

 

Протокол №4

Ф.И.О. – Петрова Г.Г.

Дата тестирования – 11 июня 2008 года.

Профессия – продавец продтоваров. Другие данные – 48 лет, разведена, двое детей.

 

№ п/п

Определения

Группа характеристик

Модальность

1

2

3

4

1

Несчастный

э

-

2

Тот, кто не может ходить

т

-

3

Старик

к, мускулинная

*

4

Ворчливый

с

-

5

Сосед

к, мускулинная

*

6

Бедный денежно

материальная

-

7

Недовольный жизнью

в

-

8

Маленький

т

*

9

Худой

т

*

10

Хромой, без ног

т

-

11

Участник боевых действий

к

*

12

Получивший травму на работе

т

-

13

Грустный

э

-

14

Сирота

к

-

15

Требует ухода

с

*

16

Одинок

п

-

17

Мало общается

с

-

18

Много смотрит телевизор

п

*

19

Умный

и

+

20

Вызывает жалость

с

-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5