Исследование образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И)
По данным теста «20 определений» можно построить график спектров образа инвалида в сознании тестируемых женщин. Для этого строится шкала характеристик и шкала баллов. Спектры вербального составляющей анализа составляются в форме кривых. Каждая кривая, помеченная определенным цветом, соответствует словесному портрету одной женщине, образованному теми баллами, которые были получены в результате обработки первой части ее протокола. Как мы можем заметить на рисунке 2, чаще всего участницы исследования давали понятию «инвалид» определения, касающиеся конвенциональных, общепринятых характеристик, социальных и физических признаков инвалидов. Дальше следуют характеристики личностного, эмоционального и волевого плана. И на последнем месте стоят интеллектуально-творческие и поведенческие особенности инвалидов, не связанные с взаимодействием.Структура вербальной составляющей образа инвалидаТаблица 5
Респонденты |
Характеристики |
Модальность |
к |
т |
э |
в |
и |
с |
д |
п |
м |
прочие |
+ |
- |
* |
Иванова А.А. |
1 |
3 |
4 |
6 |
0 |
8 |
0 |
1 |
0 |
1 |
6 |
9 |
5 |
Сидорова Б.Б. |
0 |
2 |
6 |
2 |
1 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
8 |
9 |
Семенова В.В. |
9 |
3 |
2 |
1 |
1 |
5 |
0 |
2 |
0 |
3 |
4 |
6 |
10 |
Петрова Г.Г. |
4 |
5 |
2 |
1 |
1 |
4 |
0 |
2 |
0 |
3 |
1 |
12 |
7 |
Сергеева Д.Д. |
2 |
1 |
4 |
2 |
0 |
6 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
9 |
8 |
Андреева И.И. |
2 |
2 |
1 |
5 |
3 |
7 |
1 |
1 |
0 |
2 |
11 |
3 |
6 |
Максимова К.К. |
7 |
1 |
2 |
4 |
2 |
4 |
0 |
0 |
1 |
5 |
11 |
0 |
9 |
Алескандрова Л.Л. |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
9 |
2 |
4 |
2 |
0 |
3 |
11 |
6 |
Богданова М.М. |
4 |
1 |
1 |
4 |
1 |
6 |
2 |
2 |
0 |
3 |
8 |
6 |
6 |
Николаева Н.Н. |
1 |
3 |
6 |
1 |
2 |
6 |
1 |
2 |
1 |
0 |
4 |
8 |
8 |
Пантелеева О.О. |
2 |
3 |
6 |
3 |
0 |
7 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
16 |
3 |
Михайлова П.П. |
8 |
7 |
5 |
1 |
0 |
7 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
15 |
4 |
Так, на примере Ивановой А.А. на рисунке 2, мы видим, что в числе ее определений главенствующее место занимают социальные характеристики инвалида – 8 определений. Далее следует личностно-волевые характеристики – 6 определений. На третей позиции эмоционально-личностные показатели – 4 определения. Затем по убывающей сменяются физические, телесные характеристики – 3 определения, конвенциальные, поведенческие и другие (маловажные, не включенные в график) – по одному определению.Несколько схож ее спектр образа инвалида со спектром образов инвалида Сидоровой Б.Б., Андреевой И.И., Максимовой К.К.Отличными являются графики Михайловой П.П., Александровой Л.Л. и др.
График спектров образа инвалида в сознании женщин Рисунок 2 Похожим образом анализируются и данные психогеометрического теста С Делингера, как составляющей методики СОЧ(И). Данные второй части протолок тестируемых женщин обрабатываются в сводной таблице (табл. 6) и по их результатам строится спектральный график психогеометрического образа инвалида.Затем на основании исследований составляются сводные таблицы "сырых" данных по методике "20 определений" (группа женщин медиков об образе инвалида и группа женщин немедиков об образе инвалида) (табл. 7) и сводная таблица по психогеометрическому тесту (аналогично).Средний балл, характеризующий интенсивность проявления того или иного компонента структуры образа инвалида в исследуемой группе, вычисляется как частное от деления суммы баллов на количество женщин, сформировавших эту группу. Индивидуальные психогеометрические образы инвалидовТаблица 6
Респондент |
Квадрат |
Треугольник |
Прямоугольник |
Круг |
Зигзаг |
Иванова А.А. |
2 |
4 |
1 |
5 |
3 |
Сидорова Б.Б. |
2 |
3 |
4 |
1 |
5 |
Семенова В.В. |
2 |
5 |
4 |
1 |
3 |
Петрова Г.Г. |
4 |
3 |
1 |
5 |
2 |
Сергеева Д.Д. |
2 |
5 |
4 |
1 |
3 |
Андреева И.И. |
4 |
3 |
5 |
1 |
2 |
Максимова К.К. |
2 |
3 |
4 |
1 |
5 |
Александрова Л.Л. |
1 |
3 |
2 |
5 |
4 |
Богданова М.М. |
3 |
1 |
4 |
2 |
5 |
Николаева Н.Н. |
3 |
5 |
2 |
1 |
4 |
Пантелеева О.О. |
1 |
5 |
2 |
4 |
3 |
Михайлова П.П. |
1 |
5 |
4 |
2 |
3 |
Кроме среднего балла определить и нужно также определить его среднее квадратическое отклонение (СКО) - параметр устойчивости оценки среднего балла.Психогеометрические образы инвалидаРисунок 3 Структура вербальной составляющей образа инвалида в сознании женщин медиков
Таблица 7
Медики |
к |
т |
э |
в |
и |
с |
д |
п |
м |
+ |
- |
* |
Иванова А.А. |
1 |
3 |
4 |
6 |
0 |
8 |
0 |
1 |
0 |
6 |
9 |
5 |
Семенова В.В. |
9 |
3 |
2 |
1 |
1 |
5 |
0 |
2 |
0 |
4 |
6 |
10 |
Сергеева Д.Д. |
2 |
1 |
4 |
2 |
0 |
6 |
2 |
3 |
2 |
3 |
9 |
8 |
Максимова К.К. |
7 |
1 |
2 |
4 |
2 |
4 |
0 |
0 |
1 |
11 |
0 |
9 |
Богданова М.М. |
4 |
1 |
1 |
4 |
1 |
6 |
2 |
2 |
0 |
8 |
6 |
6 |
Пантелеева О.О. |
2 |
3 |
6 |
3 |
0 |
7 |
1 |
1 |
0 |
1 |
16 |
3 |
Сумма баллов |
25 |
12 |
19 |
20 |
4 |
36 |
5 |
9 |
3 |
33 |
46 |
41 |
Средний бал |
4,17 |
2 |
3,17 |
3,34 |
0,7 |
6 |
0,83 |
1,5 |
0,5 |
5,5 |
7,67 |
6,84 |
СКО |
-0,004 |
0 |
-0,004 |
0,128 |
-0,04 |
0 |
0,004 |
0 |
0 |
0 |
-0,004 |
-0,008 |
Его определяют по формуле 1: (1)где N – количество участниц в группе,i – номер женщины в списке,Х1 – балл первой женщины,Хˉ - средний бал в группе,Σ – символ сложения означающий результат сложения:Рассчитаем среднеквадратическое отклонение для конвенциальных характеристик в группе женщин-медиков:Подобным образом рассчитываются показатели среднеквадратического отклонения и других характеристик. Аналогично оформляется и рассчитывается таблица для группы женщин немедиков (табл 8).Последнее позволит провести сравнение результатов проявления того или иного качества в различных группах с использованием математико-статистических методов (например, критерия Стьюдента).t-критерий Стьюдента - общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнении с распределением Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках. Предположим, мы поочередно сравниваем показатели характеристик образа инвалида в имеющихся двух группах женщин. Есть две гипотезы:Структура вербальной составляющей образа инвалида в сознании женщин немедиковТаблица 8
Немедики |
к |
т |
э |
в |
и |
с |
д |
п |
м |
+ |
- |
* |
Сидорова |
0 |
2 |
6 |
2 |
1 |
4 |
3 |
3 |
1 |
3 |
8 |
9 |
Петрова |
4 |
5 |
2 |
1 |
1 |
4 |
0 |
2 |
0 |
1 |
12 |
7 |
Андреева |
2 |
2 |
1 |
5 |
3 |
7 |
1 |
1 |
0 |
11 |
3 |
6 |
Александрова |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
9 |
2 |
4 |
2 |
3 |
11 |
6 |
Николаева |
1 |
3 |
6 |
1 |
2 |
6 |
1 |
2 |
1 |
4 |
8 |
8 |
Михайлова |
8 |
7 |
5 |
1 |
0 |
7 |
1 |
1 |
0 |
1 |
15 |
4 |
Сумма баллов |
16 |
20 |
23 |
11 |
7 |
37 |
8 |
13 |
4 |
23 |
57 |
40 |
Средний балл |
2,67 |
3,34 |
3,83 |
1,83 |
1, 17 |
6,17 |
1,33 |
2.16 |
-,67 |
3,83 |
9,5 |
6,67 |
СКО |
-0,004 |
-0,008 |
0,004 |
0,004 |
-0,004 |
-0,004 |
0,004 |
0,008 |
-0,004 |
0,33 |
0,6 |
-0,004 |
N0: средние значения уровня интеллекта в обеих выборках не различаются,N1: средние значения уровня интеллекта в обеих выборках статистически различаются.[18]В данном случае для получения эмпирического значения t-критерия используется следующая формула (2) :где М1, М2 – средние арифметические характеристик,b1, b2 – стандартные отклонения,N1, N2 – размеры выборок.Мы берем величину р равную 0,95, тогда согласно таблицам расчета критерия Стьюдента, стандартное отклонение составляет 1,06
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|