Исследование эмоционального выгорания педагогов и медработников, работающих с детьми
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.
Текст методики ШРЛТ
Инструкция к
первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный
момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» - нет, это совсем не
так; «2» - пожалуй, так; «3» - верно; «4» -совершенно верно.
1. Вы спокойны 1
2 3 4
2. Вам ничто не
угрожает 1 2 3 4
3. Вы находитесь
в напряжении 1 2 3 4
4. Вы испытываете
сожаление 1 2 3 4
5. Вы чувствуете
себя свободно 1 2 3 4
6. Вы расстроены
1 2 3 4
7. Вас волнуют
возможные неудачи 1 2 3 4
8. Вы чувствуете
себя отдохнувшим человеком 1 2 3 4
9. Вы встревожены
1 2 3 4
10. Вы
испытываете чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11. Вы уверены в
себе 1 2 3 4
12. Вы
нервничаете 1 2 3 4
13. Вы не
находите себе места 1 2 3 4
14. Вы взвинчены
1 2 3 4
15. Вы не
чувствуете скованности и напряжения 1 2 3 4
16. Вы довольны 1
2 3 4
17. Вы озабочены
1 2 3 4
18. Вы слишком
возбуждены и вам не по себе 1 2 3 4
19. Вам радостно
1 2 3 4
20. Вам приятно 1
2 3 4
Ситуативная
тревожность (СТ1) определяется по ключу:
(СТ1) = (3, 4, 6,
7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) - (1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20) + 50 = _
Инструкция ко второй
группе суждений о самочувствии. Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из
приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру
справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа
означают: «1» - почти никогда; «2» - иногда; «3» - часто; «4» -почти всегда.
1. Вы испытываете
удовольствие 1 2 3 4
2. Вы быстро
устаете 1 2 3 4
3. Вы легко
можете заплакать 1 2 3 4
4. Вы хотели бы
быть таким же счастливым человеком, как и другие 1 2 3 4
5. Бывает, что вы
проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения 1 2 3 4
6. Вы чувствуете
себя бодрым человеком 1 2 3 4
7. Вы спокойны,
хладнокровны и собраны 1 2 3 4
8. Ожидание
трудностей очень тревожит вас 1 2 3 4
9. Вы слишком
переживаете из-за пустяков 1 2 3 4
10. Вы бываете
вполне счастливы 1 2 3 4
11. Вы принимаете
все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
12. Вам не
хватает уверенности в себе 1 2 3 4
13. Вы чувствуете
себя в безопасности 1 2 3 4
14. Вы стараетесь
избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
15. У вас бывает
хандра, тоска 1 2 3 4
16. Вы бываете
довольны 1 2 3 4
17. всякие
пустяки отвлекают вас 1 2 3 4
18. Вы так сильно
переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть 1 2 3 4
19. Вы
уравновешенный человек 1 2 3 4
20. Вас
охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах 1 2 3
4
Личностная
тревожность (ЛТ1) определяется по ключу:
(ЛТ1) = (2, 3, 4,
5, 8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20) - (1, 6, 7, 10, 13, 16, 19) + 35 = _
Результаты
оцениваются обычно в градациях:
До 30 баллов -
низкая;
31 - 45 баллов -
средняя;
46 баллов и более
- высокая тревожность.
2.
Методика В.В. Бойко на выявление эмоционального выгорания.
1.
Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать,
напрягаться.
2. Сегодня я
доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в
выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит
то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота
взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или
плохого.
6. От меня как
профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я
прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине,
чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я
чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы
партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется,
что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный
долг.
10. Моя работа
притупляет эмоции.
11. Я откровенно
устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я
плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13.
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с
людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил
место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто
расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру
профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда
удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень
огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .
19. Я настолько
устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за
нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру
меньше, чем положено.
21. Иногда самые
обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно
воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с
партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При
воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится
настроение.
25. Конфликты или
разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.Мне все
труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на
работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто
возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы
не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер
мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему
внимания.
30. В общении на
работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно
рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни,
когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы
(меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я
чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень
переживаю за свою работу.
35.Партнерам по
работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36.При мысли о
работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца,
повышается давление, появляется головная боль.
37.У меня хорошие
(вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто
радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее
время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40.Некоторые
стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в
уныние.
41. Бывают дни,
когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю
деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43.Усталость от
работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и
знакомыми.
44. Я обычно
проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45.Обычно я
прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда
ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.
47. По работе
встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь
плохого.
48.После общения
с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического
самочувствия.
49. На работе я
испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в
работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на
работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял
покой из-за работы.
53. На протяжении
последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается
беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не
принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с
работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю
через силу.
57. Прежде я был
более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с
людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на
работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После
напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент
партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне
кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне
повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии
из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я
поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю
партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего
после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я
тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния,
просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70.Работая с
людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и
отрицательных эмоций.
71. Работа с
людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы
восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило,
мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74.Мои требования
к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера
сложилась удачно.
76. Я очень
нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из
своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78.Я одобряю
коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о
собственных интересах.
79. Моя усталость
на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними
и друзьями.
80. Если
предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он
этого не заметил.
81. Меня часто
подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему
(почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с
людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала
нервным, притупила эмоции.
84. Работа с
людьми явно подрывает мое здоровье.
Ключи.
«Напряжение»
Переживание
психотравмирующих обстоятельств:
+1(2), +13(3),
+25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
Неудовлетворенность
собой:
-2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5),
+74(3)
«Загнанность в
клетку»:
+3(10), +15(5),
+27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
Тревога и
депрессия:
+4(2), +16(3),
+28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
«Резистенция»
Неадекватное
эмоциональное избирательное реагирование:
+5(5), -17(3),
+29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
Эмоционально-нравственная
дезориентация:
+6(10), -18(3),
+30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
Расширение сферы
экономии эмоций:
+7(2), +19(10),
-31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
[b]Редукция
профессиональных обязанностей:[/b]
+8(5), +20(5),
+32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
«Истощение»
Эмоциональный
дефицит:
+9(3),
+21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
Эмоциональная
отстраненность:
+10(2), +22(3),
-34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
Личностная
отстраненность (деперсонализация):
+11(5), +23(3),
+35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
Психосоматические
и психовегетативные нарушения:
+12(3), +24(2),
+36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация
результатов.
Предложенная
методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде
всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель
выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
•9 и
менее баллов - не сложившийся симптом,
•10-15
баллов - складывающийся симптом,
•16 -20
баллов - сложившийся симптом.
•20 и
более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе
или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в
интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса
- «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в
пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз,
не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в
синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция
на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние
нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том,
насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или
меньшей степени:
•36 и
менее баллов - фаза не сформировалась;
•37-60
баллов - фаза в стадии формирования;
•61 и
более баллов - сформировавшаяся фаза.
1 группа
Таблица №1.
Результаты эмоционального выгорания и тревожности педагогов, согласно методике
Бойко и опроснику Спилбергера.
|