бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи бесплатно рефераты

·          Наиболее интенсивно произошло развитие реализации воображения на практике

В результате проведенного исследования были изучены следующие вопросы:

1.       Роль воображения в общем психическом развитии детей с ОНР

2.       Роль творчества в развитии воображения

3.       Сравнительный анализ особенностей связи воображения и речи показал, что эта область знания мало изучена в отечественной психологии

4.       Развитие речи детей происходит в процессе изобразительной деятельности, происходит обогащение словаря школьников, осуществляется становление речи как средства общения, совершенствуется регулирующая функция речи

Основные цели и задачи были достигнуты:

1.       Мы рассмотрели связь творческой деятельности с формированием воображения

2.       Выявили особенности воображения у детей с ОНР

3.       Была разработана коррекционная программа по развитию воображения у младших школьников с ОНР 2 – 3 уровня и апробировалась на практике в эксперименте.

4.       Были накоплены знания, опыт о роли воображения и творчества в общем психическом развитии детей с ОНР.

5.       Был накоплен опыт, консолидирующийся в умениях, навыках, знаниях в постановке задач, в проработке всевозможных решений.


Список использованной литературы


1.       Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.

2.       Абрамова М.А.. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

3.       Бушуева Л. С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников // «Начальная школа». – 2003г. - № 8.

4.       Боровик О. Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2001г -№1

5.       Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М. –Политиздат. - 1968.

6.       Большая Советская энциклопедия. - Т.9. - М. - 1951

7.       Бадина Л.П. Учебное пособие, Психология познавательных процессов. - М. – 2005.

8.       1. Басова А.А. Воображение в образовании. Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб. - Санкт-Петербургское философское общество. - 2002.

9.       Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.

10.  Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В.Петровского. - М. 1973.

11.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М. – 1991.

12.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. - 1991.

13.  Выготский Л.С. Психология искусства. изд – 2-е М. - 1968.

14.  Выгодский Л.С. Собрание сочинений. - М. - 1982.

15.  Грошенко И.А.// Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.завед. –М. – Акадамия. – 2002.

16.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М. - 1968

17.  Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы психологии. – 1988 – № 6

18.  Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. - 1980. - №2.

19.  Дьяченко О.М “Воображение дошкольника. - М. - 1986.

20.  Ермолаева М.Е. Психология развития. - М. - МПСИ. - 2006.

21.  Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. Учебное пособие для вузов. - М. - Академический проект. - 2003.

22.  Зак А.З. Методы развития способностей у детей. – М. - 1994.

23.  Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. - М. - 1983.

24.  Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. - Ростов-на-Дону. - Феникс. - 2006.

25.  Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью. - Сб.- «Вопросы психологии и труда, трудового обучения и воспитания». - Ярославль.- 1966

26.  Игнатьев Е.И О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. – М. – Педагогика. – 1956.

27.  Калягин А.А Логопсихология. - М.- 2006.

28.  Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М. - 1979

29.  Кравцова Е.Е “Разбуди в ребенке волшебника. - М. - 1996.

30.  Кравцова Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития.// Вопросы психологии - № 2, - 2005.

31.  Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. - 2001, том 22, №4

32.  Креативный ребенок». Диагностика и развитие творческих способностей. Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов – на – Дону, «Феникс» - 2004.

33.  Кузнецов В.Б. Развитие творческого воображения младших школьников на основе применения базовых элементов ТРИЗ, Региональная научно-практическая конференция. - Челябинск. - 1998.

34.  Лук А.Н. Психология творчества. — М. - Наука. - 1988.

35.  Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – М. – 1977.

36.  Лазарева С.Ю., Фатеева Е.Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста // «Открытый урок» 2005-2006.

37.  Логопсихология. Е.В. Жулина, Трошина О.В. - М. - 2005.

38.  Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996.

39.  Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у дошкольников с задержкой психического развития //Дефектология. –1998. -№4.

40.  Максаков А.И.- Учите, играя. – М. - 1983.

41.  Методическое пособие. Под ред. Б.М.Неменского. – 3 – е издание. – М. – Просвещение. – 2008.

42.  Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 1994. Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у дошкольников с задержкой психического развития Дефектология. –1998. -№4.

43.  Мухина В.С. Изобразительная деятельность реденка как форма усвоения социального опыта. – М. – 1981.

44.  Немов Р.С. Психология: Учебник в 3-х книгах. Кн.1 Общие основы психологии.-М. – Просвещение. - ВЛАДОС - 1995.

45.  Немов. Р. С.Психология: Учебник. – М. - 2005.

46.  Общая психология. Хрестоматия - М.- МПСИ- 2008.

47.  Психология. Учебник для вузов. - М. - Д и К. – 2004.

48.  Педагогическая энциклопедия,- Т.1. - М. – 1964.

49.  Психологи отечества. Избранные психологические труды. - А.В.Брушинский. М-В. - 1996.

50.  Педагогическая энциклопедия. - Т. 3.

51.  Паустовский К. Собр. соч. В 6 т. — Т. 2.

52.  Программы средней образовательной школы. – М. – Просвещение. – 1988.

53.  Психолого-педагогическая диагностика в детском саду», Р. Р. Калинина. - Санкт-Петербург - «Речь» - 2003.

54.  Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. Психология младшего школьника. – М.- 1960

55.  Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М.- 1999

56.  Рубинштейн. Основы общей психологии. - С-П - 1998.

57.  Рибо.Т. Творческое воображение. - Спб. - 1902.

58.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. - 2001.

59.  Сборник задач по развитию творческого воображения учащихся. — ЧФИПО. - 1993.

60.  Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. - Академия развития. - 1996.

61.  Сметанина Н. В. Влияние учебной деятельности на развитие творческого воображения младших школьников // Педагогика как наука и как учебный предмет. - Тезисы докладов международной научно-практической конференции. - Борисоглебск. - 2000.

62.  Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари. - Ростов-на-Дону - 1992.

63.  Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.

64.  Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. – Л.- 1947

65.  Туник Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности.- СПб.: Иматон. - 1998.

66.  Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. Магнитогорск. - 1991.

67.  Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961.

68.  Филосовский словарь./под ред. М.М.Розенталя, П.Ф.Юдина/ изд.политическая литература. - М. – 1968.

69.  Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростка. М. – МПСИ - 2005.

70.  Шванцара И Диагностика психического развития – Прага. - 1978.

71.  Эльконин. Д.Б. Психология игры. - М. - 1978.

72.  Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. – М.- 1979.


Приложение 1


Список детей 1 «А» класса

ФИ ребенка

Речевое заключение

Сопутствующий диагноз

1

К. С

ОНР 3 ур, нарушение чтения и письма

ЗПР

2

Н. Г

ОНР 3 ур, смешанное заикание


3

Д. В

ОНР 3 ур.


4

А. Л

ОНР 2 – 3 ур.

ЗПР

5

И. Ш

ОНР 3 ур, заикание

ЗПР

6

Ж. Л

ОНР 3 ур.


7

С. Ф

Онр 3 ур при дизартрии, смешанное заикание

ЗПР

8

С.Ю

ОНР 3УР.


9

И. В

ОНР 3 ур при ринолалии


10

П. П

ОНР 2 – 3 ур.

ЗПР

11

Ж. С

ОНР 3УР.

ЗПР

12

С.В

ОНР 3 ур, нарушение чтения и письма



Приложение 2


Примеры дорисовывания фигур выполненные детьми 1 «А» класса

ФИ ребенка

КО

Фигуры для дорисовывания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С. И

1

подарок

Нет рисунка

девочка

домик

дерево

Нет рисунка

кристалл

зелье

Нет рисунка

нет рисунка

Г. К

2

домик

мальчик

Есть рисунок нет названия

домик

буква

медведь

песочница

нога

зайка

машина

У. В

1

подарок

лицо

мальчик

домик

буква

кошка

корабль

ваза

забор

кресло

К. О

2

подарок

рыбка

девочка

домик

дерево

птенец

корабль

бутылка

забор

собака

Х. Д

1

подарок

бетман

мальчик

кристалл

буква

медведь

корабль

чайник

буква

машина

М. С

2

подарок

Яблоко в миске

мальчик

избушка

буква

медведь

Арбуз на тарелке

зелье

гараж

стул

С. Л

2

подарок

девочка

девочка

домик

подарки

мышка

торт

зелье

конфеты

сапог

К. Л

1

подарок

мальчик

девочка

пирамидка

дерево

мышка

корабль

эликсир

горка

горка

К. Т

2

подарок

жук

девочка

рак

буква

лиса

Есть рисунок нет названия

носик

Есть рисунок нет названия

Есть рисунок нет названия

В. П

1

подарок

мальчик

девочка

домик

буква

кошка

корабль

зелье

пирожки

Нет рисунка

П.Д

0

подарок

мальчик

девочка

дом

буква

кошка

корабль

бутылка

Нет рисунка

Нет рисунка

Д. М

0

подарок

Нет рисунка

девочка

Дом

Нет рисунка

кошка

корабль

Нет рисунка

нет рисунка

Нет рисунка

Результат по группе

1,3












Примеры дорисовывания фигур выполненные детьми 2 «Б» класса

ФИ ребенка

КО

Фигуры для дорисовывания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С. К

0

дом

моряк

девочка

клоун

дуб

кот

кот

зелье

забор

стул

Г. Н

0

дом

моряк

девочка

мальчик

веточка

котенок

котенок

нога

забор

стул

В. Д

1

дом

мальчик

девочка

мама

елка

Солнце с тучей

корабль

коньки

Нет рисунка

Нет рисунка

Л. А

0

телевизор

милиционер

девочка

мальчик

дерево

лиса

корабль

кислота

забор

кресло

Ш. И

4

комната

факел

черт

король

дерево

лиса

корабль

флаг

забор

стул

Л. Ж

1

телевизор

моряк

девочка

дом

ветка

лиса

корабль

бутылка

Нет рисунка

червяк

Ф. Са

1

дом

человек

девочка

мальчик

клетка

Барсук или енот

корабль

шляпа

забор

кресло

Ю. С

0

дом

человек

девочка

девочка

калитка

кошка

корабль

ваза

забор

стул

В. И

0

телевизор

Нет рисунка

девочка

дом

ветка

бычок

корабль

сапог

Нет рисунка

Нет рисунка

П. П

2

конверт

девочка

девочка

знак

дерево

кошка

корабль

бутылка

забор

Нет рисунка

С. Ж

3

избушка

художник

полицейский

избушка

буква

камушки

корова

Дед мороз

ворота

водопровод

В. С

2

дом

моряк

девочка

пирамидка

буква

утка

корабль

бутылка

качели

водопровод

Результат по группе

1,2












Приложение 3


План – конспект урока в 1 «А» классе 1 четверть

Тема: «Рисовать можно пятном»

Пятно – одно из главных средства изображения. Более того, пятно лежит в основе любого изображения на плоскости. А линия лишь обводит иногда невидимое пятно или является средством создания пятна. Выразительное пятно похоже на тень от предмета, в нем достаточно только проявить некоторые детали, и предмет «оживет». Здесь мы снова учим ребенка видеть образ предмета в целом, т.е. целостному видению. Это является важнейшей задачей художественного развития, а также развития общих мысленных способностей ребенка.

Практическая работа: нарисовать произвольное одноцветное пятно на листе бумаги, затем увидеть, на кого оно похоже, какой зверь в нем как бы спрятался, и дорисовать ему лапы, уши, хвост, усы.

Практическая работа по этой теме может иметь разные варианты исполнения. Например, дети рисуют одноцветное пятно на листе бумаги, а потом не сами догадываются, кто прячется в нем, а меняются с соседом и завершают работу друг друга.

Материалы: одноцветная краска – гуашь или акварель, кисть. Цвета красок могут быть различными.

Задание на дом: присмотреться к любым пятнам, вглядываться в любые подтеки увидеть в них то, что напоминает изображение.


Приложение 4


План – конспект урока в 1 «А» классе 2 четверть

Тема: «Украшения людей»

На этом уроке мы обращаемся к сказкам. Ведь сказочным героям, так же как и нам, нужны украшения. Можно вспомнить, как Фея собирала на бал Золушку: нарядная карета, бальное платье, туфельки. А кот в сапогах украсил себя красными сапогами. Зачем? Чтобы выглядеть важной персоной, ведь это простые люди ходили босиком, в деревянных ботинках или лаптях. У Красной Шапочки главное украшение – шапочка – помогает нам отличать ее от других.

Практическая работа: нарисовать героев известных сказок так, чтобы стало понятно кто это (Золушка, Буратино, Мальвина и др.). Героя можно узнать по его главному украшению. Украшения нужны для того, чтобы рассказать окружающим, кто он такой.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Задание на дом: в иллюстрациях детских книг найти и рассмотреть различные украшения сказочных персонажей.


Приложение 5


План – конспект урока в 1 «А» классе 3 четверть

Тема: «Строение дома снаружи и внутри»

Дом смотрит на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязано. По внешнему виду дома можно догадаться, как дом устроен внутри. Дома внутри очень разные: дома для уютной домашней жизни и дома – дворцы с залами для балов, дома – театры…

Практическая работа: нарисовать краской крупно, на весь лист первую букву своего имени и, представить себе, что это дом, населить его маленькими человечками. Что будет крышей? А где будет вход? Нарисовать окна, лестницы, балкон, представить расположение комнат.

Материал: карандаши, акварель, бумага.

Задание на дом: подумать и нарисовать, как устроен твой дом внутри.


Приложение 6


План – конспект урока в 1 «А» классе 4 четверть

Тема: «Красота наступающего лета»

Это занятие посвящено эстетическому восприятию природы. Важно разглядеть признаки наступающего лета. Вот цветок и совеем другой цветок и по окраске, и по форме. Вот шмель, вот бабочка…А как разнообразно устроены травинки, кора деревьев, ствол деревьев (сильный и кряжистый, стройный…) все разного цвета (светлые и темные). А на небе есть облака. А на кого они похожи?

Практическая работа: нарисовать красоту наступающего лета.

Материал: гуашь, кисти, бумага.

Задание на дом: внимательно рассмотреть, как наступает лето в вашем дворе.


Приложение 7


План – конспект - конспект урока во 2 «Б» класс е1 четверть

Тема: «Три основные краски, строящие многоцветье мира»

После беседы с детьми о красоте осенней природы, о многообразии ее цветовой гаммы школьники узнают о существовании трех основных, или главных, цветов. Учитель показывает приемы смешивания желтого, синего, красного цветов и волшебного их превращения в зеленый, оранжевый и фиолетовый. Вначале вест лист заполняется крупными пятнами основных цветов – красного, синего и желтого, а затем в некоторых местах они сверху перекрываются другим основным цветом.

Практическая работа: изображение поляны цветов как бы сверху тремя основными и тремя составными цветами (без предварительного рисунка), по памяти (весь лист заполняется крупными изображениями).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Домашнее задание: понаблюдать красоту окружающего мира и постараться увидеть основные и составные цвета, а также их оттенки.


Приложение 8


План – конспект урока во 2 «Б» классе 2 четверть

Тема: «Изображение и фантазия»

На этом уроке надо рассказать о том, что изображать можно не только реальную действительность, но и то, чего нет в реальной жизни, свои фантазии. Объектом изображения могут быть фантастические существа, они могут объединять в себе элементы людей, зверей, насекомых, деревьев, трав, цветов. Например, у фантастического зверя может быть голова тигра, вместо шерсти цветы и травы, тело может напоминать туловище рыбы…..

Практическая работа: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц. Соединение воедино элементов разных животных и даже растений.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Домашнее задание: придумать истории об изображенном фантастическом образе.


Приложение 9


План - конспект урока во 2 «Б» классе 3 четверть

Тема: « Изображение природы в разных состояниях»

Начинается урок с обмена впечатлениями о различных настроениях человека. Как настроение отражается на его внешности, поведении? Затем переходим к обмену впечатлениями о различных состояниях природы и о своих чувствах, испытываемых в это время. Какие чувства испытывает человек, когда мягко светит солнце, или светит луна, или дует резкий ветер, идет снег, метет пурга и т.д.? Демонстрируем репродукции контрастных состояний природы.

Практическая работа: изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое; море бурное, тревожное…).

Материалы: гуашь, кости, бумага.

Домашнее задание: посмотреть в иллюстрациях к детским книгам, в альбомах по искусству, как изображены разные состояния природы.


Приложение 10


План – конспект урока во 2 «Б» классе 4 четверть

Тема: «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного»

На занятии развивается представления детей о теплых и холодных цветах, подчеркивается значение их контраста в создании художественного образа, обогащается опыт создания цветового пятна путем насыщения теплым или холодным. Для лучшего осмысления эмоциональной выразительности теплых и холодных цветов детям можно рассказать сказку, что живут на свете две девочки – подружки – девочка Весна и девочка Снегурочка. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная весна. На память о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковер. У каждой из них есть своя любимая краска. У Весны – желтая, теплый солнечный луч, а у Снегурочки – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в теплый, согреть.

Практическая работа: изображение угасающего костра или изображение пера Жар - птицы.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Домашнее задание: подумать, где еще в природе, встречается борьба теплых и холодных цветов, какая цветовая гамма преобладает в каждом времени года, в каком времени больше выражен контраст теплых и холодный цветов.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8