Использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
·
Наиболее
интенсивно произошло развитие реализации воображения на практике
В результате
проведенного исследования были изучены следующие вопросы:
1. Роль
воображения в общем психическом развитии детей с ОНР
2. Роль
творчества в развитии воображения
3. Сравнительный
анализ особенностей связи воображения и речи показал, что эта область знания
мало изучена в отечественной психологии
4. Развитие
речи детей происходит в процессе изобразительной деятельности, происходит
обогащение словаря школьников, осуществляется становление речи как средства
общения, совершенствуется регулирующая функция речи
Основные цели и задачи
были достигнуты:
1. Мы
рассмотрели связь творческой деятельности с формированием воображения
2. Выявили
особенности воображения у детей с ОНР
3. Была
разработана коррекционная программа по развитию воображения у младших
школьников с ОНР 2 – 3 уровня и апробировалась на практике в эксперименте.
4. Были
накоплены знания, опыт о роли воображения и творчества в общем психическом
развитии детей с ОНР.
5. Был
накоплен опыт, консолидирующийся в умениях, навыках, знаниях в постановке
задач, в проработке всевозможных решений.
Список
использованной литературы
1. Азарова
Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная
школа.- 1998 г.-№4.
2.
Абрамова
М.А.. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4
кл. – М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
3. Бушуева
Л. С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников
// «Начальная школа». – 2003г. - № 8.
4. Боровик
О. Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2001г -№1
5.
Беркинблит
М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М. –Политиздат. - 1968.
6.
Большая
Советская энциклопедия. - Т.9. - М. - 1951
7.
Бадина
Л.П. Учебное пособие, Психология познавательных процессов. - М. – 2005.
8.
1.
Басова А.А. Воображение в образовании. Диалог в образовании. Сборник материалов
конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб. - Санкт-Петербургское
философское общество. - 2002.
9. Бермус
А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ //
Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.
10.
Возрастная
и педагогическая психология/Под ред. А.В.Петровского. - М. 1973.
11.
Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М. – 1991.
12.
Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. - 1991.
13.
Выготский
Л.С. Психология искусства. изд – 2-е М. - 1968.
14. Выгодский
Л.С. Собрание сочинений. - М. - 1982.
15. Грошенко
И.А.// Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.завед. –М. – Акадамия. – 2002.
16.
Давыдов
В.В. Проблемы развивающего обучения. – М. - 1968
17.
Дьяченко
О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы
психологии. – 1988 – № 6
18. Дьяченко
О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы
психологии. - 1980. - №2.
19. Дьяченко
О.М “Воображение дошкольника. - М. - 1986.
20.
Ермолаева
М.Е. Психология развития. - М. - МПСИ. - 2006.
21. Ермолаева-Томина
Л.Б. Психология художественного творчества. Учебное пособие для вузов. - М. - Академический
проект. - 2003.
22. Зак
А.З. Методы развития способностей у детей. – М. - 1994.
23.
Ильичев
Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. - М. - 1983.
24. Истратова
О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. - Ростов-на-Дону. - Феникс. - 2006.
25.
Игнатьев
Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью. -
Сб.- «Вопросы психологии и труда, трудового обучения и воспитания». - Ярославль.-
1966
26.
Игнатьев
Е.И О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. – М. –
Педагогика. – 1956.
27.
Калягин
А.А Логопсихология. - М.- 2006.
28. Коршунова
Л.С. Воображение и его роль в познании. — М. - 1979
29. Кравцова
Е.Е “Разбуди в ребенке волшебника. - М. - 1996.
30. Кравцова
Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной
психологии развития.// Вопросы психологии - № 2, - 2005.
31. Кравцова
Е.Е.
Культурно-исторические
основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. - 2001, том 22, №4
32. Креативный
ребенок». Диагностика и развитие творческих способностей. Серия «Мир вашего
ребенка». - Ростов – на – Дону, «Феникс» - 2004.
33. Кузнецов
В.Б. Развитие творческого воображения младших школьников на основе применения
базовых элементов ТРИЗ, Региональная научно-практическая конференция. - Челябинск.
- 1998.
34.
Лук
А.Н. Психология творчества. — М. - Наука. - 1988.
35.
Лук
А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – М. – 1977.
36. Лазарева
С.Ю., Фатеева Е.Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного
возраста // «Открытый урок» 2005-2006.
37.
Логопсихология.
Е.В. Жулина, Трошина О.В. - М. - 2005.
38. Мерлин
З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996.
39. Медведева
Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у дошкольников с
задержкой психического развития //Дефектология. –1998. -№4.
40. Максаков
А.И.- Учите, играя. – М. - 1983.
41. Методическое
пособие. Под ред. Б.М.Неменского. – 3 – е издание. – М. – Просвещение. – 2008.
42. Мусийчук
М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 1994. Медведева Е.А.
К вопросу о диагностике воображения и творчества у дошкольников с задержкой
психического развития Дефектология. –1998. -№4.
43. Мухина
В.С. Изобразительная деятельность реденка как форма усвоения социального опыта.
– М. – 1981.
44. Немов
Р.С. Психология: Учебник в 3-х книгах. Кн.1 Общие основы психологии.-М. –
Просвещение. - ВЛАДОС - 1995.
45.
Немов.
Р. С.Психология: Учебник. – М. - 2005.
46.
Общая
психология. Хрестоматия - М.- МПСИ- 2008.
47.
Психология.
Учебник для вузов. - М. - Д и К. – 2004.
48.
Педагогическая
энциклопедия,- Т.1. - М. – 1964.
49.
Психологи
отечества. Избранные психологические труды. - А.В.Брушинский. М-В. - 1996.
50.
Педагогическая
энциклопедия. - Т. 3.
51.
Паустовский
К. Собр. соч. В 6 т. — Т. 2.
52.
Программы
средней образовательной школы. – М. – Просвещение. – 1988.
53. Психолого-педагогическая
диагностика в детском саду», Р. Р. Калинина. - Санкт-Петербург - «Речь» - 2003.
54.
Рузская
А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. Психология младшего
школьника. – М.- 1960
55.
Речицкая
Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М.- 1999
56.
Рубинштейн.
Основы общей психологии. - С-П - 1998.
57.
Рибо.Т.
Творческое воображение. - Спб. - 1902.
58.
Столяренко
Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. - 2001.
59. Сборник
задач по развитию творческого воображения учащихся. — ЧФИПО. - 1993.
60.
Субботина
Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и
педагогов. - Ярославль. - Академия развития. - 1996.
61. Сметанина
Н. В. Влияние учебной деятельности на развитие творческого воображения младших
школьников // Педагогика как наука и как учебный предмет. - Тезисы докладов
международной научно-практической конференции. - Борисоглебск. - 2000.
62.
Страунинг
А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари.
- Ростов-на-Дону - 1992.
63. Страхова
Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной
школы.- 2003 г. - № 3.
64. Самарин
Ю.А. Воспитание воображения школьника. – Л.- 1947
65.
Туник
Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности.- СПб.: Иматон. - 1998.
66.
Ушачев
В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. Магнитогорск. - 1991.
67. Флерина
Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961.
68.
Филосовский
словарь./под ред. М.М.Розенталя, П.Ф.Юдина/ изд.политическая литература. - М. –
1968.
69.
Хрестоматия
по детской психологии. От младенца до подростка. М. – МПСИ - 2005.
70. Шванцара
И Диагностика психического развития – Прага. - 1978.
71.
Эльконин.
Д.Б. Психология игры. - М. - 1978.
72.
Эльконин
Д.Б.Психология обучения младшего школьника. – М.- 1979.
Приложение 1
Список детей 1 «А»
класса
№
|
ФИ ребенка
|
Речевое заключение
|
Сопутствующий диагноз
|
1
|
К. С
|
ОНР 3 ур, нарушение чтения и письма
|
ЗПР
|
2
|
Н. Г
|
ОНР 3 ур, смешанное заикание
|
|
3
|
Д. В
|
ОНР 3 ур.
|
|
4
|
А. Л
|
ОНР 2 – 3 ур.
|
ЗПР
|
5
|
И. Ш
|
ОНР 3 ур, заикание
|
ЗПР
|
6
|
Ж. Л
|
ОНР 3 ур.
|
|
7
|
С. Ф
|
Онр 3 ур при дизартрии, смешанное
заикание
|
ЗПР
|
8
|
С.Ю
|
ОНР 3УР.
|
|
9
|
И. В
|
ОНР 3 ур при ринолалии
|
|
10
|
П. П
|
ОНР 2 – 3 ур.
|
ЗПР
|
11
|
Ж. С
|
ОНР 3УР.
|
ЗПР
|
12
|
С.В
|
ОНР 3 ур, нарушение чтения и письма
|
|
Приложение 2
Примеры дорисовывания
фигур выполненные детьми 1 «А» класса
ФИ ребенка
|
КО
|
Фигуры для дорисовывания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
С. И
|
1
|
подарок
|
Нет рисунка
|
девочка
|
домик
|
дерево
|
Нет рисунка
|
кристалл
|
зелье
|
Нет рисунка
|
нет рисунка
|
Г. К
|
2
|
домик
|
мальчик
|
Есть рисунок нет названия
|
домик
|
буква
|
медведь
|
песочница
|
нога
|
зайка
|
машина
|
У. В
|
1
|
подарок
|
лицо
|
мальчик
|
домик
|
буква
|
кошка
|
корабль
|
ваза
|
забор
|
кресло
|
К. О
|
2
|
подарок
|
рыбка
|
девочка
|
домик
|
дерево
|
птенец
|
корабль
|
бутылка
|
забор
|
собака
|
Х. Д
|
1
|
подарок
|
бетман
|
мальчик
|
кристалл
|
буква
|
медведь
|
корабль
|
чайник
|
буква
|
машина
|
М. С
|
2
|
подарок
|
Яблоко в миске
|
мальчик
|
избушка
|
буква
|
медведь
|
Арбуз на тарелке
|
зелье
|
гараж
|
стул
|
С. Л
|
2
|
подарок
|
девочка
|
девочка
|
домик
|
подарки
|
мышка
|
торт
|
зелье
|
конфеты
|
сапог
|
К. Л
|
1
|
подарок
|
мальчик
|
девочка
|
пирамидка
|
дерево
|
мышка
|
корабль
|
эликсир
|
горка
|
горка
|
К. Т
|
2
|
подарок
|
жук
|
девочка
|
рак
|
буква
|
лиса
|
Есть рисунок нет названия
|
носик
|
Есть рисунок нет названия
|
Есть рисунок нет названия
|
В. П
|
1
|
подарок
|
мальчик
|
девочка
|
домик
|
буква
|
кошка
|
корабль
|
зелье
|
пирожки
|
Нет рисунка
|
П.Д
|
0
|
подарок
|
мальчик
|
девочка
|
дом
|
буква
|
кошка
|
корабль
|
бутылка
|
Нет рисунка
|
Нет рисунка
|
Д. М
|
0
|
подарок
|
Нет рисунка
|
девочка
|
Дом
|
Нет рисунка
|
кошка
|
корабль
|
Нет рисунка
|
нет рисунка
|
Нет рисунка
|
Результат по группе
|
1,3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примеры дорисовывания
фигур выполненные детьми 2 «Б» класса
ФИ ребенка
|
КО
|
Фигуры для дорисовывания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
С. К
|
0
|
дом
|
моряк
|
девочка
|
клоун
|
дуб
|
кот
|
кот
|
зелье
|
забор
|
стул
|
Г. Н
|
0
|
дом
|
моряк
|
девочка
|
мальчик
|
веточка
|
котенок
|
котенок
|
нога
|
забор
|
стул
|
В. Д
|
1
|
дом
|
мальчик
|
девочка
|
мама
|
елка
|
Солнце с тучей
|
корабль
|
коньки
|
Нет рисунка
|
Нет рисунка
|
Л. А
|
0
|
телевизор
|
милиционер
|
девочка
|
мальчик
|
дерево
|
лиса
|
корабль
|
кислота
|
забор
|
кресло
|
Ш. И
|
4
|
комната
|
факел
|
черт
|
король
|
дерево
|
лиса
|
корабль
|
флаг
|
забор
|
стул
|
Л. Ж
|
1
|
телевизор
|
моряк
|
девочка
|
дом
|
ветка
|
лиса
|
корабль
|
бутылка
|
Нет рисунка
|
червяк
|
Ф. Са
|
1
|
дом
|
человек
|
девочка
|
мальчик
|
клетка
|
Барсук или енот
|
корабль
|
шляпа
|
забор
|
кресло
|
Ю. С
|
0
|
дом
|
человек
|
девочка
|
девочка
|
калитка
|
кошка
|
корабль
|
ваза
|
забор
|
стул
|
В. И
|
0
|
телевизор
|
Нет рисунка
|
девочка
|
дом
|
ветка
|
бычок
|
корабль
|
сапог
|
Нет рисунка
|
Нет рисунка
|
П. П
|
2
|
конверт
|
девочка
|
девочка
|
знак
|
дерево
|
кошка
|
корабль
|
бутылка
|
забор
|
Нет рисунка
|
С. Ж
|
3
|
избушка
|
художник
|
полицейский
|
избушка
|
буква
|
камушки
|
корова
|
Дед мороз
|
ворота
|
водопровод
|
В. С
|
2
|
дом
|
моряк
|
девочка
|
пирамидка
|
буква
|
утка
|
корабль
|
бутылка
|
качели
|
водопровод
|
Результат по группе
|
1,2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
План – конспект урока в
1 «А» классе 1 четверть
Тема: «Рисовать можно
пятном»
Пятно – одно из главных
средства изображения. Более того, пятно лежит в основе любого изображения на
плоскости. А линия лишь обводит иногда невидимое пятно или является средством
создания пятна. Выразительное пятно похоже на тень от предмета, в нем
достаточно только проявить некоторые детали, и предмет «оживет». Здесь мы снова
учим ребенка видеть образ предмета в целом, т.е. целостному видению. Это
является важнейшей задачей художественного развития, а также развития общих
мысленных способностей ребенка.
Практическая работа:
нарисовать произвольное одноцветное пятно на листе бумаги, затем увидеть, на
кого оно похоже, какой зверь в нем как бы спрятался, и дорисовать ему лапы,
уши, хвост, усы.
Практическая работа по
этой теме может иметь разные варианты исполнения. Например, дети рисуют
одноцветное пятно на листе бумаги, а потом не сами догадываются, кто прячется в
нем, а меняются с соседом и завершают работу друг друга.
Материалы: одноцветная
краска – гуашь или акварель, кисть. Цвета красок могут быть различными.
Задание на дом:
присмотреться к любым пятнам, вглядываться в любые подтеки увидеть в них то,
что напоминает изображение.
Приложение 4
План – конспект урока в
1 «А» классе 2 четверть
Тема: «Украшения людей»
На этом уроке мы
обращаемся к сказкам. Ведь сказочным героям, так же как и нам, нужны украшения.
Можно вспомнить, как Фея собирала на бал Золушку: нарядная карета, бальное
платье, туфельки. А кот в сапогах украсил себя красными сапогами. Зачем? Чтобы
выглядеть важной персоной, ведь это простые люди ходили босиком, в деревянных
ботинках или лаптях. У Красной Шапочки главное украшение – шапочка – помогает
нам отличать ее от других.
Практическая работа:
нарисовать героев известных сказок так, чтобы стало понятно кто это (Золушка,
Буратино, Мальвина и др.). Героя можно узнать по его главному украшению.
Украшения нужны для того, чтобы рассказать окружающим, кто он такой.
Материалы: гуашь,
кисти, бумага.
Задание на дом: в
иллюстрациях детских книг найти и рассмотреть различные украшения сказочных
персонажей.
Приложение 5
План – конспект урока в
1 «А» классе 3 четверть
Тема: «Строение дома
снаружи и внутри»
Дом смотрит на улицу,
но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязано. По внешнему
виду дома можно догадаться, как дом устроен внутри. Дома внутри очень разные:
дома для уютной домашней жизни и дома – дворцы с залами для балов, дома –
театры…
Практическая работа:
нарисовать краской крупно, на весь лист первую букву своего имени и,
представить себе, что это дом, населить его маленькими человечками. Что будет
крышей? А где будет вход? Нарисовать окна, лестницы, балкон, представить
расположение комнат.
Материал: карандаши,
акварель, бумага.
Задание на дом:
подумать и нарисовать, как устроен твой дом внутри.
Приложение 6
План – конспект урока в
1 «А» классе 4 четверть
Тема: «Красота
наступающего лета»
Это занятие посвящено
эстетическому восприятию природы. Важно разглядеть признаки наступающего лета.
Вот цветок и совеем другой цветок и по окраске, и по форме. Вот шмель, вот
бабочка…А как разнообразно устроены травинки, кора деревьев, ствол деревьев
(сильный и кряжистый, стройный…) все разного цвета (светлые и темные). А на
небе есть облака. А на кого они похожи?
Практическая работа:
нарисовать красоту наступающего лета.
Материал: гуашь, кисти,
бумага.
Задание на дом:
внимательно рассмотреть, как наступает лето в вашем дворе.
Приложение 7
План – конспект -
конспект урока во 2 «Б» класс е1 четверть
Тема: «Три основные
краски, строящие многоцветье мира»
После беседы с детьми о
красоте осенней природы, о многообразии ее цветовой гаммы школьники узнают о
существовании трех основных, или главных, цветов. Учитель показывает приемы
смешивания желтого, синего, красного цветов и волшебного их превращения в
зеленый, оранжевый и фиолетовый. Вначале вест лист заполняется крупными пятнами
основных цветов – красного, синего и желтого, а затем в некоторых местах они
сверху перекрываются другим основным цветом.
Практическая работа:
изображение поляны цветов как бы сверху тремя основными и тремя составными
цветами (без предварительного рисунка), по памяти (весь лист заполняется
крупными изображениями).
Материалы: гуашь,
кисти, бумага.
Домашнее задание:
понаблюдать красоту окружающего мира и постараться увидеть основные и составные
цвета, а также их оттенки.
Приложение 8
План – конспект урока
во 2 «Б» классе 2 четверть
Тема: «Изображение и
фантазия»
На этом уроке надо
рассказать о том, что изображать можно не только реальную действительность, но
и то, чего нет в реальной жизни, свои фантазии. Объектом изображения могут быть
фантастические существа, они могут объединять в себе элементы людей, зверей,
насекомых, деревьев, трав, цветов. Например, у фантастического зверя может быть
голова тигра, вместо шерсти цветы и травы, тело может напоминать туловище
рыбы…..
Практическая работа:
изображение сказочных, несуществующих животных и птиц. Соединение воедино
элементов разных животных и даже растений.
Материалы: гуашь,
кисти, бумага.
Домашнее задание:
придумать истории об изображенном фантастическом образе.
Приложение 9
План - конспект урока
во 2 «Б» классе 3 четверть
Тема: « Изображение
природы в разных состояниях»
Начинается урок с обмена
впечатлениями о различных настроениях человека. Как настроение отражается на
его внешности, поведении? Затем переходим к обмену впечатлениями о различных
состояниях природы и о своих чувствах, испытываемых в это время. Какие чувства
испытывает человек, когда мягко светит солнце, или светит луна, или дует резкий
ветер, идет снег, метет пурга и т.д.? Демонстрируем репродукции контрастных
состояний природы.
Практическая работа:
изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое; море бурное,
тревожное…).
Материалы: гуашь,
кости, бумага.
Домашнее задание:
посмотреть в иллюстрациях к детским книгам, в альбомах по искусству, как
изображены разные состояния природы.
Приложение 10
План – конспект урока
во 2 «Б» классе 4 четверть
Тема: «Цвет как средство
выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного»
На занятии развивается
представления детей о теплых и холодных цветах, подчеркивается значение их
контраста в создании художественного образа, обогащается опыт создания
цветового пятна путем насыщения теплым или холодным. Для лучшего осмысления
эмоциональной выразительности теплых и холодных цветов детям можно рассказать
сказку, что живут на свете две девочки – подружки – девочка Весна и девочка
Снегурочка. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит
нежная весна. На память о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковер. У
каждой из них есть своя любимая краска. У Весны – желтая, теплый солнечный луч,
а у Снегурочки – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут
каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в теплый, согреть.
Практическая работа:
изображение угасающего костра или изображение пера Жар - птицы.
Материалы: гуашь,
кисти, бумага.
Домашнее задание:
подумать, где еще в природе, встречается борьба теплых и холодных цветов, какая
цветовая гамма преобладает в каждом времени года, в каком времени больше
выражен контраст теплых и холодный цветов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|