бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи бесплатно рефераты

Конструктивный ответ смогли показать только дети второго класса 8,3%, т.е самостоятельно реализовать свое воображение, превратить «нереальное» в «реальное». Их рисунки показали возможность отделить несоответствующий элемент от других, при этом смогли сохранить его в контексте заданной ситуации: окно.

Хотелось бы отметить, что при выполнении задания дети не сразу включались в работу, некоторые из них даже не сразу заметили «солнце в комнате», только после наводящего вопроса «Найдите то, что перепутал художник» - они смогли заметить несоответствие.

Как видно из таблицы 3, что в этих двух класса, распределение по формам устранения несоответствия неодинаково, несмотря на однородность детей по уровню развития речи, можно предположить, что это связанно с сопутствующим диагнозом, которое прописано, как ЗПР (органического или сложного генеза). Возможно, эти дети в период дошкольного развития не прошли все этапы формирования центрального психологического новообразования от предметной среды до надситуативной позиции, что очень важно в реализации воображения. Конструктивный ответ смогли показать дети только второго класса, и этот процент очень мал 8,3% причиной несоответствия возрастной норме уровня развития воображения может являться недостаточно полное включение детей в разнообразные виды деятельности (игровой, продуктивной, предметного экспериментирования), скудный опыт эмоционального сопереживания событиям и малосодержательное общение с окружающими.

Третья методика «Изучение воссоздающего воображения» позволяет определить уровень развития воображения. Результаты представлены в таблице 4.


Таблица 4 Распределение уровней при изучении воссоздающего воображения, приведенное в процентное соотношение

Уровни

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1»А» класс

-

25,0%

75,0%

2 «Б» класс

-

16,6%

83,4%


Как видно из таблицы 4 больший процент 75,0% в первом и 83,4% во втором классе принадлежит низкому уровню воссоздающего воображения. У этих детей воссозданные образы либо не соответствуют образам произведения, либо изображены отдельные предметы или персонажи без взаимосвязи между ними. Это связанно с тем, что скудный словарный запас обедняют воссоздание картин и особенно тормозит создание новых образов.

Средний уровень показали примерно в равной степени дети первого класса 25,0% и дети второй класса 16,6%. Эти дети воссоздали либо отдельный эпизод, либо неполную композицию с пропущенными звеньями. Пусть не в полной мере, но они смогли оторваться от предметного поля, наличной ситуации, и инициируют включение своего опыта в новую, созидаемую ситуацию деятельности. Дети рассматривали модифицированный вариант сказки или сочиняли, собственную сказку, но при этом картина не отражала существенного эпизода сказки, это мог быть отдельный герой, или даже их несколько, но рисунки небыли детализированы, дополнены окружающими элементами среды. Это связанно с бедность представлений об окружающей среде и явлениях, с неспособностью распределять свое внимание на сопутствующих элементах помимо главных героев.

Высокий уровень не показал ни один ребенок, ни в первом, ни во втором классе, так как при этом уровне дети должны уметь выполнять одновременно два действия рисовать и сочинять, рисунок и сказка должны быть структурно оформлены, детализированы и иметь выраженную композицию, что видимо, остается недоступным для этой категории детей.

Четвертая методика «Исследование индивидуальных особенностей творческого воображения» позволяет определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальности. Результаты представлены в таблице 5.


Таблица 5 Результаты исследования индивидуальных особенностей творческого воображения, приведенное в процентное соотношение


Уровень сложности воображения

Гибкость воображения и фиксированность образов и представлений

Стереотипичность воображения


 1ур

2ур

3ур

4ур

5ур

Сильная фиксированность представлений, не гибкое или ригидное воображение

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя

Воображение достаточно гибкое, фиксированность представлений низкая

Высокая степень стереотипности

Средняя степень стереотипности

Отсутствие стереотипности

1 «А» класс

8,3%

91,7%

-

-

-

58,3%

 41,7%

-

100%

-

-

2 «Б» класс

8,3%

83,4%

8,3%

-

-

58,8%

32,9%

8,3%

91,7%

-

8,3%


Из таблицы 5 видно, что по уровням сложности воображения дети распределились на 1,2,3 уровнях. Наибольший процент детей со вторым уровнем 91,7% в первом классе и 83,4% во втором классе. Эти дети использовали контур фигуры, как основную деталь и сам рисунок имеет дополнительные детали, но эти детали имеют своей ролью лишь дополнение к данной фигуре и не выполняют функции целостной картины, а только элементы центральной фигуры. У этой категории детей отмечалось низкая способность к перекомбинированию образов, низкая оригинальность образов.

Для детей с 1 уровем сложности воображения, которое в процентном отношении равно в первом классе 8,3% и во втором 8,3% , характерно использование контура геометрической фигуры как основной детали рисунка, без дополнений и представлял собой одну фигуру. Отмечалась очень низкая стойкость к интересу деятельности, не возможности принятия решения самому, не смотря на то, что примерно подобное задание выполнялось ранее.

Дети со 2 уровнем сложности воображения 91,7% в первом классе и 83,4% во втором использовали контур геометрической фигуры как основную деталь, но сам рисунок имеет дополнительные детали, относящиеся к центральной фигуре, без дополнений вокруг основного рисунка.

Третий уровень воображения показали дети только второго класса 8,3%, где контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом присутствуют дополнения, не относящиеся к главной фигуре.

При определении гибкости воображения и фиксированности образов и представлений больший процент детей 58,3% одинаков для обоих классов показывает сильную фиксированность образов и представлений, негибкое или ригидное воображение т.к. все рисунки на один и тот же сюжет. И если даже эти дети смогли получить, например 2 уровень сложности воображения это считается ригидным воображением.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя у 41,7% в первом случае и 32,9% во втором, т.к. у этих детей имеются два рисунка на один и тот же сюжет.

Достаточно гибкое воображение с низкой фиксированностью представлений смог показать только второй класс 8,3%. Это те, кто нарисовал рисунки на разные сюжеты и дополнения к фигуре охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части фигуры. Хотелось бы отметить, что и 3 уровень сложности воображения показал только второй класс с тем же самым процентом 8,3%.

Стереотипность воображения мы определяли по содержанию рисунков. Высокую степень стереотипности как видно из таблицы 5 показали дети в одинаковой степени обоих классов 100% в первом и 91,7% во втором соответственно. Это рисунки с типичным содержанием, которое определенно самой методикой (см. методику). Отсутствие стереотипности как показано в таблице 5 отмечается у детей второго класса 8,3%. Это дети рисунки, которых имеют не типичное (определенное методикой), оригинальное содержание, это те дети, воображение которых можно назвать «поправу» творческим.

Мы рассмотрели качественно и количественно все четыре методики и можно отметить, что в трех из них мы отмечали нетипичное, достаточно развитое творческое и воссоздающее воображение у детей второго класса, которое в процентном соотношении выглядит как 8,3%. Этот процент нам давал один единственный ребенок, который занимается в изобразительном кружке, в школе в которой проходил наш эксперимент. Рисунки этого ребенка учувствуют в выставках и на конкурсах. Несмотря на это, можно заметить, что там, где мы изучали уровень воссоздающего воображения на примере прочтения сказки и развернутой ее зарисовки с изображением протекания сюжета, этот ребенок не смог выйти на высокий уровень, так как у него присутствует бедность представления об окружающем мире и видимо имеются трудности с одновременным выполнением операции: слушаю, сочиняю и рисую.

Исходя из данных всех проведенных нами методик, можно сделать следующие выводы:

1.   Дети испытывали затруднения в понимании инструкции.

2.  Отмечалось наличие низкой стойкости и интереса к деятельности, если возникали трудности при выполнении задания.

3.  Неспособность использовать образы восприятия и памяти

4.  Не владение способами творческой деятельности, отсутствие способности к перекомбинированию образов

5.  Низкая продуктивность и вариативность созданных образов, из–за бедности запасов об окружающем мире

6.  Отсутствие оригинальных образов с элементами творчества

7.  Отсутствие эмоциональной насыщенности образов

Все это помогает нам сделать вывод о том, что у детей данных классов имеется явное отставание в развитии процесса воображения для детей данного возраста.


2.3            Организация и содержание коррекционной программы по развитию воображения


По итогам диагностики проведенной нами в начале учебного года, мы составили программу для развития творческого и воссоздающего воображения. В связи с этим нами были поставлены следующие цели:

·                   развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения;

·                   обучение целенаправленному использованию воображения для выполнения творческих заданий.

В соответствии с целями программы, мы решали следующие задачи:

1.                Создать условия для развития воображения учащихся с ОНР 2 – 3 уровня средствами изобразительной деятельности.

2.                Способствовать воспитанию эстетического чувства, восприимчивости

ребенка к миру, и оценке прекрасного.

3.                Развитие активного словаря учащихся с ОНР 2 – 3 уровня.

4.                Развитие пространственных представлений у детей.

Основные методы работы:

Групповые, коллективные.

Занятия построены таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип от сложного к более простому, в ходе каждого задания, проводятся динамические паузы. Очень многие младшие школьники нуждаются в развитии сенсорики и моторики, поэтому в занятия включены упражнения на развитие графических навыков, мелкой моторики руки.

Рефлексия в конце занятия включает в себя обсуждение с детьми того, что нового они узнали на занятии и того что понравилось больше всего.

Данная программа, рассчитана на 32 учебных часов начиная с первого класса четырехлетней начальной школы.

Деятельность по реализации системы творческих заданий мы представили четырьмя направлениями, ориентированными на:

·                   познание объектов, ситуаций, явлений;

·                   создание новых объектов, ситуаций, явлений;

·                   преобразование объектов, ситуаций, явлений;

·                   использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве.

Структура и содержание программы:

Название программы “Мастерская художника ” - не случайно. Весь курс обучения представляет собой систему взаимосвязанных тем раскрывающих многообразные связи предметной практической деятельности в природе с миром творчества и искусства.

Идея программы индивидуальный, групповой, коллективный подход, после каждого занятия происходит рефлексия, каждый учащийся анализирует свое отношение к занятиям, получилось ли у него творческая работа.

Программа развития младших школьников позволяет благоприятно воздействовать на формирование личности растущего человека через систему занятий, проследить динамику изменений в развитии воображения, получить основания для прогноза дальнейшего хода психического развития ребенка.

Приемы и способы работы с детьми соответствуют возрастным и индивидуально- психологическим особенностям младших школьников.

Тематическое планирование занятий, по четвертям для 1 класса, представлено в таблице 6.


Таблица 6 Тематическое планирование занятий для 1 класса

Дата

Название темы

Количество часов

1 четверть

Учимся изображать

8

2 четверть

Учимся украшать

8

3 четверть

Учимся стоить

8

4 четверть

Изображаем, украшаем, строим

8

Итого:


32


1 четверть. «Учимся изображать» - эта четверть посвящена знакомству с изображением, является во многом основополагающей при изучении художественного языка. Задача на этом этапе научить первоклассника видеть все богатство форм, разнообразие красок, чтобы на основе этого создавать художественные образы. Это развивает у детей воображение и творчество, будит разнообразные ассоциации.

Темы уроков:

«Знакомство с формой»

Цель: познакомить детей с различными формами предметов, их изображением на листе. Развитие воссоздающего воображения.

«Знакомство с размером»

Цель: познакомить детей с размером, как рисуются предметы в дали, вблизи.

«Учимся видеть то - что нас окружает»

Цель: развитие наблюдательности, умение видеть «необычное», в «привычном».

«Рисовать можно пятнами»

Цель: учим детей тому, как простое пятно может стать чем – то знакомым: зверем, кляксой, тучкой….

«Рисовать можно линиями»

Цель: вводим понятия линия и плоскость. Когда мы рисуем, мы рисуем на плоскости. А рисуем мы линиями.

«Разнообразие красок»

Цель: это урок знакомства с гуашевыми красками.

«Учимся изображать настроение красками»

Цель: научить детей изображать настроение различным цветом (плохое темные тона, хорошее – светлые).

«Урок обобщения» - самостоятельная творческая работа

Цель: обобщить пройденный материал, выбрать самостоятельно тему своего рисунка.

2 четверть. «Учимся украшать» - эта четверть посвящена, знакомству с украшением, т.е. началам декоративной художественной деятельности. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

Темы уроков:

«Учимся замечать красоту вокруг нас»

Цель: обратить внимание детей на то – что все, что окружает нас, так или иначе окрашено, украшено, имеет свой цвет, нет вещей безликих.

«Цветы»

Цель: обратить внимание на все многообразие цветов: расцветку, форму, запах. Напомнить детям о том – что цветы окружают нашу жизнь везде: окна, праздники, клумбы, все события нашей жизни. Развитие творческого воображения.

«Узоры на крыльях»

Цель: развитие наблюдательности, рассмотреть окраску крыльев различных насекомых, птиц, обсуждаем с ребенком поэзию орнамента крыльев. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8