бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи бесплатно рефераты

Общая выборка детей составила 24 человека (младшего школьного возраста, с ОНР 2 – 3 уровня). 12 человек это дети 7-8 лет 1 «А» класса и 12 человек это дети 8-9 лет 2 «Б» класса ( см. Приложение 1).

Для изучения структуры воображения были использованы методики:

·                   Методика «Дорисовывания фигур» - модифицированный тест креативности Торренса

Цель: определение уровня развития воображения, способность создавать оригинальные образы.

Материал: 10 карточек размером вполовину стандартного листа (а5), на каждом из которых нарисована небольшая фигурка неопределенной формы, набор карандашей (простой карандаш).

Инструкция к проведению: говорим ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая – нибудь картинка – любая, какую ты захочешь». После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашиваем: «Как называется картина? Что это?» ответ записываем и даем следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Оценка результатов

Для оценки уровня выполнения задания ребенком подсчитываю коэффициент оригинальности (КО) – количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигурка для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым ребенком из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы. КО – это количество не зачеркнутых ответов. Затем выводят средний КО по группе.

Низкий уровень – выполнения задания (КО) меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – (КО) равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – (КО) выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигурой что – то свое, или делают беспредметное изображение (узор), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные. Иногда детализированные. Но, как правило. Оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

·                   Методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 8-9 лет авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев

«Солнце в комнате»

Основание: Реализация воображения.

Цель: Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал: Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению:

Показываем ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) даеся следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Обработка данных.

В ходе обследовании оцениваем попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") - 3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) - 5 баллов.

·                   Изучение воссоздающего воображения (Боровик. О)

Цель: изучение уровня воссоздающего воображения

Материал: лист бумаги и карандаш.

Проведение: Сейчас я вам прочитаю интересную сказку или рассказ. Она называется «__________». Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке. Сказку читаем два раза с интонацией выделением значимых частей. После этого вместе с детьми уточняются последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.

Обработка данных: При анализе не отмечаем качество самого рисунка и изложения, а обращаем внимание только на уровень воображения и относим к одному из 3-х уровней.

Высокий уровень:

Сюжет рисунка и сказки совпадает. Рисуют и сочиняют одновременно. В рисунке представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены, / имеют выраженную композицию и детализированы/. Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность, есть элементы творчества.

Средний уровень:

Ребенок рассматривает модифицированный вариант сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Дети рисуют отдельного героя сказки или один из эпизодов, пропущены звенья. Воссоздан отдельный эпизод сказки.

Низкий уровень:

Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку, даже после повторения инструкции, воссозданные образы не соответствуют образам произведения, изображены отдельные предметы или персонажи.

·                   Исследование индивидуальных особенностей творческого воображения (Боровик. О)      

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования: Данное исследование проводим с группой Нужно, следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому даем листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе э определяется по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

Обработка результатов: обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения: сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои. без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений - гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения.

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо. Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.


2.2           Анализ и интерпретация результатов диагностики


Специфика развития воображения у детей с ОНР 2 – 3 уровня младшего школьного возраста.

Качественные особенности воображения мы изучали с помощью четырех методик: «Дорисовывания фигур», «Солнце в комнате», «Изучение воссоздающего воображения», «Исследование индивидуальных особенностей воображения».

Первая методика «Дорисовывания фигур» позволяет определить уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы, т.е. исследовать творческое воображение. Примеры дорисовывания фигур детьми представлены в Приложении 2. Результаты диагностики представлены в таблице 1 и 2


Таблица 1 Показатели КО – коэффициента оригинальности в среднем по группам, приведенные в процентное соотношение

Уровни

Низкий уровень (КО)

Средний уровень (КО)

Высокий уровень (КО)

1 «А» класс

25%

66,7%

-

2 «Б» класс

33,3%

58,4%

8,3


При определении КО- коэффициента оригинальности у детей первого и второго класса из таблицы 1 видно, что больший процент детей по отношению к свой группе находится на среднем уровне КО 66,7% в первой группе и 58,4% во второй, эти дети показали результат который равен среднему по группе или на один бал выше или ниже среднего. Эти дети проявили более стойкий интерес к деятельности в отношении детей с низким уровнем КО. Низкий уровень КО показали примерно в равной степени дети обоих классов он равен 25% в первом классе и 33,3% во втором соответственно, это те, кто выполнил задание меньше среднего по группе на два балла. Высокий уровень КО 8,3% присутствует только во втором классе, это дети, которые смогли получить на два бала больше среднего по группе. Так, как КО определяется у детей относительно своей группы, то судить в целом о высоком уровне развития воображения нельзя, это связанно с тем, что это дети которые смогли показать лучший результат по отношении к другим детям своей группы, этот процент будет значительно ниже, или вообще может отсутствовать если - бы мы сравнивали с детьми, не имеющими то, или иное речевое недоразвитие, о чем свидетельствуют выводы Овчинниковой Т.С, где она сравнивала воображение детей с ОНР и детей, не имеющих отклонений в речевом развитии.


Таблица №2 Результаты и определение уровней развития воображения, приведенные в процентное соотношение

Уровни

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1 «А» класс

66,6%

33,4%

-

2 «Б» класс

83,3%

16,7%

-


Наряду с количественной обработкой результатов, мы провели качественную оценку уровней выполнения задания (таблица 2), где наибольший процент детей находится на низком уровне выполнения задания, в первом классе он составил 66,6% и 83,3% во втором классе. Эта категория детей, которые не смогли оторваться от предметного поля деятельности и включить свое творческое воображение, что, видимо, свидетельствует о бедности представлений об окружающем мире, не способности к перекомбинированию предлагаемых образов в оригинальные. Средний уровень при выполнении задания как видно из таблицы 2 выглядит в соотношении 33,4% в первом классе и 16,7% во втором. Эти дети смогли дорисовать половину из предлагаемых фигур, но изображение схематичное, без деталей. Если обратиться к таблице 1 там мы обнаруживали высокий КО при выполнении задания, то в таблице 2 такой показатель как высокий уровень выполнения задания отсутствует, это связанно с тем, что там мы сравнивали детей между собой, и могли проявиться более высокие творческие способности в дорисовывании по сравнению с другими детьми. А при качественной оценке видно, что, несмотря на то, что несколько большее количество фигур дорисованных детьми и присутствовало, то качество выполнения самого рисунка является схематичным и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Вторая методика «Солнце в комнате» позволяет выявить способность ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» т.е. позволяет организовать реализацию творческого воображения. Результаты диагностики представлены в таблице 3

Таблица 3 Результаты определения реализации творческого воображения, умение преобразовывать «нереальное» в «реальное», приведенные в процентное соотношение

Варианты устранения

Отсутствие ответа

Формальное устранение несоответствия

Содержательное устранение несоответствия

Конструктивный ответ

1 «А» класс

16,6%

66,6%

16,8%

-

2 «Б» класс

25,0%

58,4%

8,3%

8,3%


Из таблицы № 3 видно, что детей затруднявшихся с устранением несоответствия составило 16,6% в 1 «А» и 25,0% во 2 «Б» классе. Попытки этих детей остались без результата, они не смогли найти выход из этой ситуации и просто сидели и ждали окончания задания. Некоторые из них пытались подсмотреть у соседа по парте или получить помощь у педагога. Формальное устранение несоответствия показали 66,6% детей в первом классе и 58,4% во втором. Эти дети вышли из сложившегося положения, найдя самое простое решение, стереть, закрасить или просто поставить стену между солнышком и комнатой. Они также пытались найти помощь в лице педагога или сверстников. Содержательное устранение несоответствия показали в первом классе несколько больший процент детей 16,8% и меньший во втором 8,3% классе. Эти дети попытались воспользоваться своим творческим воображением и смогли переделать солнце либо в лампу, либо в узор находящийся на обоях этой комнаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8