бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи бесплатно рефераты

«Украшения рыб»

Цель: продолжаем знакомство с выразительными возможностями фактуры, с неброской и неожиданной красотой в природе. Развитие творческого воображения.

«Украшения людей»

Цель: уточняем, как украшают себя люди, какие украшения бывают, когда и зачем украшают себя люди? Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Узоры, которые создают люди»

Цель: познакомить детей с различными орнаментами: из чего они состоят, как они устроены. Развитие воссоздающего воображения.

«Рисуем украшения для праздника»

Цель: рассмотреть различные виды украшений для елки: гирлянды, шары, мишура; нарисовать новогодний плакат. Развитие творческого воображения.

«Урок обобщения» - самостоятельная творческая работа

3 четверть. «Учимся строить» - эта четверть посвящена конструированию, это важный момент в понимании нашего предметного мира (архитектура, дизайн). Развитие творческого и воссоздающего воображения.

Темы уроков:

«Строения - которые нас окружают»

Цель: познакомить с основами конструктивной художественной деятельности. Развитие воссоздающего воображения.

«Дома бывают разными»

Цель: помочь осознать детям, что различные дома служат для различных целей: дома, в которых живут, в которых работают, школы, магазины…. Рассмотреть основные части, из которых, состоит дом: фундамент, стены, крыша, окна, двери… Развитие воссоздающего воображения.

«Домики, которые построила природа»

Цель: показать детям, что дома бывают не только построенные людьми, но и бывают, дома, которыми пользуются животные: нора, дупло, гнездо, ракушка, панцирь черепахи, муравейник. Помочь детям увидеть домик там, где его нет: из гриба, из огурца, из….. Развитие творческого воображения.

«Строение дома снаружи и внутри»

Цель: научить детей воображать (активное воображение) как будет выглядеть дом из нутрии, если на него посмотреть снаружи, представить себе и нарисовать, как будет выглядеть уютный дом, театр, музей, кафе, магазин… Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Придумываем сказочный город»

Цель: научить детей конструированию для создания сказочного города. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Рисуем различные предметы быта из знакомых фигур»

Цель: показать детям, что все предметы быта состоят из различных знакомых для них фигур, научить создавать новые предметы, используя различные фигуры. Развитие воссоздающего воображения.

«Рисуем свой город»

Цель: обобщить имеющиеся знания, полученные в этой четверти, нарисовать свой город с различными постройками (свой микрорайон, свой двор). Развитие воссоздающего воображения.

4 четверть. «Изображаем, украшаем, строим» - эта четверть является итоговой, происходит обобщение пройденного материала и в то же время ребенок переходит на новый уровень знаний. Изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и в том или ином соотношении присутствуют в любой его работе. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

Темы уроков:

«Сказочные животные»

Цель: научить детей пользоваться воображением, на основе имеющегося опыта, нарисовать животное, которое может жить в той или иной сказке. Развитие творческого воображения.

«Сказочный город»

Цель: создать сказочный город, пользуясь приемами изображения, украшения, постройки. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Красота наступающего лета»

Цель: обучит детей художественно – образному вглядыванию в окружающий мир как способу развития творческого и воссоздающего воображения.

«Выставка детских работ»

Цель: обобщить материал четверти, сделать выставку детских работ.

Тематическое планирование по четвертям для 2 класс представлено в таблице 7


Таблица 7 Тематическое планирование занятий для 2 класса

Дата

Название темы

Количество часов

1 четверть

Изучаем многообразие материалов для рисования

8

2 четверть

Реальность и воображение

8

3 четверть

Учимся передавать чувства через рисунок

8

4 четверть

Средства выражения чувств в рисунке

8

Итого:


32


1 четверть. Изучаем многообразие материалов для рисования – учебный акцент ставится на развитие умений в работе с разнообразными художественными материалами.

Темы уроков:

«Три основные краски, строящие многоцветье мира»

Цель: познакомить детей с многообразие цветовой гаммы и рассказать о существовании трех основных цветов (синяя, красная, желтая).

«Пять красок – все богатство цвета и тона»

Цель: продолжать овладение детьми приемами смешивания цвета, работа цветовым пятном, знакомство еще с двумя красками (черная и белая). Развитие творческого воображения.

«Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности»

Цель: познакомить детей с другими материалами художника (краска акварельная, краска масляная, мелки восковые, пастель).

«Выразительные возможности графических материалов»

Цель: познакомить детей с графическим материалом, выяснить отличия живописи от графики, рассказать о самых распространенных графических материалах (тушь, гуашь, чернила, уголь).

«Для художника любой материал может стать выразительным» - (обобщение тем четверти).

Цель: показать детям, что в руках художника любой материал может стать средством художественной выразительности. Развитие творческого воображения.

2 четверть. Реальность и воображение – учебный акцент ставится на формирование художественных представлений. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

Темы уроков:

«Изображение и реальность»

Цель: научить детей изображать реально существующих зверей на листе. Научить выделять главные особенности того или иного животного (пропорциональность, соотношение головы и тела). Изобразить реального зверя. Развитие воссоздающего воображения.

«Изображение и фантазия»

Цель: показать детям, что художники изображают не только реальность, но и то, чего нет в реальной жизни, свои фантазии. Однако о чем бы художник ни фантазировал, он отталкивается от жизни, которая его окружает. Развитие воссоздающего воображения.

«Украшение и реальность»

Цель: рассмотреть вместе с детьми как природа украшает сама себя (капельки россы на листиках, заснеженные деревья, паутина между травинками). Развитие воссоздающего воображения.

«Украшение и фантазия»

Цель: показать детям, как учась у природы, зарисовывая с натуры понравившиеся формы, а потом, если это необходимо, переработать природные формы, немного изменить их и использовать их в украшении. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Постройка и реальность»

Цель: постараться увидеть в окружающем мире объемные конструкции и найти в них природные аналоги(соты пчел – многоэтажный дом…). Нарисовать домик который создала сама природа (улитка, хлопковые коробочки, муравейник, гнездо). Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Постройка и фантазия»

Цель: рассказать детям о великом учителе Природе, о том, что взяв за основу природную форму, можно переработать ее, дополнить, уточнить и создать конструкцию, необходимую для жизни, в которой могут присутствовать элементы фантазии. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Изображение, украшение и постройка всегда существуют вместе»

Цель: обобщить знания всей четверти, устроить выставку детских работ.

3 четверть. Учимся передавать чувства через рисунок – довести до сознания детей основной смысл существования искусства, которое заключается в том, что, изображая, украшая или строя, художник всегда передает свои чувства, отношения. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

Темы уроков:

«Выражение характера изображаемого животного»

Цель: вспомнить о животных, которые, как и люди, чувствуют боль и обиду, понимают добро и ласку, все живое имеет свой характер, образ, настроение. Развитие творческого воображения.

«Выражение характера человека в изображении: мужской образ»

Цель: рассмотреть, что помогает художнику нарисовать тот или иной мужской образ, создать образ доброго и злого сказочного мужчины. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Выражение характера человека в изображении: женский образ»

Цель: рассмотреть, что помогает нарисовать художнику тот или иной женский образ, создать по своим представлениям образ нежный и добрый, злой и коварный, веселый и приветливый. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Изображение природы в разных состояниях»

Цель: рассказать о том, что любое настроение природы может выражаться различными красками (сделать рисунок природы: осень, лето, шторм на море, гроза, штиль на море, тревожное море…). Развитие творческого воображения.

«Выражение характера человека через украшение»

Цель: рассказать детям о том, что декор и украшения показывают намерения человека(свадебное платье – не надевают в будний день, новогодний наряд – для празднования нового года…). Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Выражение намерений человека через украшение»

Цель: показать детям на то, что украшения характеризуют своего хозяина, раскрывают его характер и намерения. Развитие воссоздающего воображения.

«В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру»

Цель: создать сказочный мир при помощи постройки, но при этом украсить его и изобразить элементы среды: деревья, травы, цветы, небо и т.д. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Выставка детских работ»

Цель: обобщить знания четверти, провести выставку детских работ.

4 четверть. Средства выражения чувств в рисунке – основной задачей этой четверти является прочное усвоение и осознание детьми основных выразительных чувств и мыслей в рисунке. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

Темы уроков:

«Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного»

Цель: развить представления детей о теплых и холодных цветах, подчеркнуть значение их контраста в создании художественного образа, насыщение цвета теплым или холодным оттенками. Развитие творческого воображения.

«Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета»

Цель: научить детей выразить цветом такие состояния, как печаль, грусть, тревога, нежность (путем смешения цветов). Развитие творческого воображения.

«Линия как средство выражения: характер линий»

Цель: показать детям что настроение, чувство и характер в рисунке можно выразить линиями. Развитие творческого воображения.

«Пятно как средство выражения: чередование пятен»

Цель: показать детям что настроение, чувство и характер в рисунке можно выразить пятном. Развитие творческого воображения.

« Пропорции выражают характер»

Цель: познакомить детей с пропорциями в изображении, рассказать о том, что от пропорций зависит образ предмета. Развитие воссоздающего воображения.

«Линии и пятна, цвет, пропорции – средство выражения в рисунке»

Цель: обобщить темы четверти, объединить все полученные знания о линии, пятне и пропорции в коллективном создании общего панно на весеннюю тему. Развитие творческого и воссоздающего воображения.

«Обобщающий урок года»

Цель: обобщить знания, полученные за весь год по теме: «Средства выражения чувств в рисунке» - предложить раскрыть детям название темы года. Затем называть ведущую идею каждой четверти, а дети раскрывают ее понятии в своих работах.


2.4           Оценка эффективности коррекционной работы


После применения разработанной нами программы для развития воображения у детей младшего школьного возраста с ОНР 2 – 3уровня, была проведена итоговая диагностика в конце учебного года результаты, которой отражены в рисунках 1 - 12.

Первая методика «Дорисовывания фигур» позволяет определить уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы, т.е. исследовать творческое воображение. Результаты диагностики представлены в таблицах 9 и 10. Сравнительный анализ первоначальной диагностики и итоговой в конце проведенной работы по развитию воображения представлен в рисунках 1 - 4.


Таблица 9 Показатели КО – коэффициента оригинальности в среднем по группам, приведенные в процентное соотношение

Уровни

Низкий уровень (КО)

Средний уровень (КО)

Высокий уровень (КО)

Время проведения диагностики

До начала корр. прог.

После провед. корр. прог.

До начала корр. прог

После провед. корр. прог.

До начала корр. прог

После провед. корр. прог.

1 «А» класс

25,0%

8,3%

66,7%

75,1%

-

8,3%

2 «Б» класс

33,3%

16,6%

58,4%

66,8%

8,3%

16,6%


Из таблицы 9 видно, что значительно изменился процент детей по уровню определения КО – коэффициента оригинальности, среди своей группы. Заметно снизились показатели низкого КО в обоих классах (8,3%) и 16,6%, повысился средний уровень 75,1% и 66,8% и увеличился показатель высокого уровня КО во втором класса с 8,3% до 16,6%, появились дети с высоким уровнем КО и в первом классе 8,3%, что не отмечалось в первоначальной диагностики. Сравнительные результаты двух диагностик представлены в рисунках 1 – 2.

Сравнительные результаты первоначальной и итоговой диагностик в 1 «А» классе, представлены в рисунке 1.


Рисунок 1


Из рисунка 1 видно, что показатели низкого уровня заметно уменьшились, в конце года, возросли показатели среднего уровня и появились показатели высокого уровня, чего не было при первоначальной диагностике, в начале года обучения.

Сравнительные результаты первоначальной и итоговой диагностик во 2 «Б» классе, представлены в рисунке 2.


Рисунок 2

Из рисунка 2 заметно возросшее увеличение показателей среднего КО, в конце учебного года, увеличение высокого и значительное уменьшение низкого КО.

Мы также провели качественную оценку уровня развития творческого воображения, которая представлена в таблице 10.


Таблица 10 Результаты и определение уровней развития воображения, приведенные в процентное соотношение

Уровни

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Время проведения диагностики

До начала корр. прог

После провед. корр. прог.

До начала корр. прог

После провед. корр. прог.

До начала корр. прог

После провед. корр. прог.

1 «А» класс

66,6%

8,3%

33,3%

83,4%

-

83,4%

2 «Б» класс

83,3%

16,6%

16,7%

75,1%

-

8,3%


Здесь мы также отмечаем изменения, которые произошли в перераспределении по уровням развития творческого воображения больший процент детей в обоих класса находится на среднем уровне 83,4% в первом классе и 75,1% во втором, уменьшился показатель низкого уровня и появился процент детей, которые смогли перейти на высокий уровень 8,3% и 8,3% в обоих классах. Сравнительные результаты представлены в диаграммах.

Сравнительные результаты первоначальной и итоговой диагностик в 1 «А» классе, представлены на рисунке 3.


Рисунок 3

В рисунке 3 мы также отмечаем увеличение до 83,4% показателя среднего уровня творческого воображения, появляется, не имевшей место до этого, показатель высокого уровня и заметное снижение до 8,3% показателя низкого уровня творческого воображения.

Сравнительные результаты первоначальной и итоговой диагностик во 2 «Б» классе, представлены на рисунке 4.


Рисунок 4


Дети второго класса также смогли показать более заметно возросшее, в процентном соотношении, увеличение показателей среднего уровня творческого воображения и намечается возрастание высокого уровня, с приемущественным снижением низкого уровня до 16,6%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8