Использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
«Украшения рыб»
Цель: продолжаем
знакомство с выразительными возможностями фактуры, с неброской и неожиданной
красотой в природе. Развитие творческого воображения.
«Украшения людей»
Цель: уточняем, как
украшают себя люди, какие украшения бывают, когда и зачем украшают себя люди?
Развитие творческого и воссоздающего воображения.
«Узоры, которые создают
люди»
Цель: познакомить детей
с различными орнаментами: из чего они состоят, как они устроены. Развитие
воссоздающего воображения.
«Рисуем украшения для
праздника»
Цель: рассмотреть
различные виды украшений для елки: гирлянды, шары, мишура; нарисовать
новогодний плакат. Развитие творческого воображения.
«Урок обобщения» -
самостоятельная творческая работа
3 четверть. «Учимся
строить» - эта четверть посвящена конструированию, это важный момент в
понимании нашего предметного мира (архитектура, дизайн). Развитие творческого и
воссоздающего воображения.
Темы уроков:
«Строения - которые нас
окружают»
Цель: познакомить с
основами конструктивной художественной деятельности. Развитие воссоздающего
воображения.
«Дома бывают разными»
Цель: помочь осознать
детям, что различные дома служат для различных целей: дома, в которых живут, в
которых работают, школы, магазины…. Рассмотреть основные части, из которых,
состоит дом: фундамент, стены, крыша, окна, двери… Развитие воссоздающего
воображения.
«Домики, которые
построила природа»
Цель: показать детям,
что дома бывают не только построенные людьми, но и бывают, дома, которыми
пользуются животные: нора, дупло, гнездо, ракушка, панцирь черепахи,
муравейник. Помочь детям увидеть домик там, где его нет: из гриба, из огурца,
из….. Развитие творческого воображения.
«Строение дома снаружи
и внутри»
Цель: научить детей
воображать (активное воображение) как будет выглядеть дом из нутрии, если на
него посмотреть снаружи, представить себе и нарисовать, как будет выглядеть
уютный дом, театр, музей, кафе, магазин… Развитие творческого и воссоздающего
воображения.
«Придумываем сказочный
город»
Цель: научить детей
конструированию для создания сказочного города. Развитие творческого и
воссоздающего воображения.
«Рисуем различные
предметы быта из знакомых фигур»
Цель: показать детям,
что все предметы быта состоят из различных знакомых для них фигур, научить
создавать новые предметы, используя различные фигуры. Развитие воссоздающего
воображения.
«Рисуем свой город»
Цель: обобщить
имеющиеся знания, полученные в этой четверти, нарисовать свой город с
различными постройками (свой микрорайон, свой двор). Развитие воссоздающего
воображения.
4 четверть.
«Изображаем, украшаем, строим» - эта четверть является итоговой, происходит
обобщение пройденного материала и в то же время ребенок переходит на новый
уровень знаний. Изображение, украшение и постройка составляют разные стороны
работы художника и в том или ином соотношении присутствуют в любой его работе.
Развитие творческого и воссоздающего воображения.
Темы уроков:
«Сказочные животные»
Цель: научить детей
пользоваться воображением, на основе имеющегося опыта, нарисовать животное,
которое может жить в той или иной сказке. Развитие творческого воображения.
«Сказочный город»
Цель: создать сказочный
город, пользуясь приемами изображения, украшения, постройки. Развитие
творческого и воссоздающего воображения.
«Красота наступающего
лета»
Цель: обучит детей
художественно – образному вглядыванию в окружающий мир как способу развития
творческого и воссоздающего воображения.
«Выставка детских
работ»
Цель: обобщить материал
четверти, сделать выставку детских работ.
Тематическое
планирование по четвертям для 2 класс представлено в таблице 7
Таблица 7 Тематическое
планирование занятий для 2 класса
Дата
|
Название темы
|
Количество часов
|
1 четверть
|
Изучаем многообразие материалов для
рисования
|
8
|
2 четверть
|
Реальность и воображение
|
8
|
3 четверть
|
Учимся передавать чувства через
рисунок
|
8
|
4 четверть
|
Средства выражения чувств в рисунке
|
8
|
Итого:
|
|
32
|
1 четверть. Изучаем
многообразие материалов для рисования – учебный акцент ставится на развитие
умений в работе с разнообразными художественными материалами.
Темы уроков:
«Три основные краски,
строящие многоцветье мира»
Цель: познакомить детей
с многообразие цветовой гаммы и рассказать о существовании трех основных цветов
(синяя, красная, желтая).
«Пять красок – все
богатство цвета и тона»
Цель: продолжать
овладение детьми приемами смешивания цвета, работа цветовым пятном, знакомство
еще с двумя красками (черная и белая). Развитие творческого воображения.
«Пастель, цветные
мелки, акварель; их выразительные возможности»
Цель: познакомить детей
с другими материалами художника (краска акварельная, краска масляная, мелки
восковые, пастель).
«Выразительные
возможности графических материалов»
Цель: познакомить детей
с графическим материалом, выяснить отличия живописи от графики, рассказать о
самых распространенных графических материалах (тушь, гуашь, чернила, уголь).
«Для художника любой материал
может стать выразительным» - (обобщение тем четверти).
Цель: показать детям,
что в руках художника любой материал может стать средством художественной
выразительности. Развитие творческого воображения.
2 четверть. Реальность
и воображение – учебный акцент ставится на формирование художественных
представлений. Развитие творческого и воссоздающего воображения.
Темы уроков:
«Изображение и
реальность»
Цель: научить детей
изображать реально существующих зверей на листе. Научить выделять главные
особенности того или иного животного (пропорциональность, соотношение головы и
тела). Изобразить реального зверя. Развитие воссоздающего воображения.
«Изображение и
фантазия»
Цель: показать детям,
что художники изображают не только реальность, но и то, чего нет в реальной
жизни, свои фантазии. Однако о чем бы художник ни фантазировал, он
отталкивается от жизни, которая его окружает. Развитие воссоздающего
воображения.
«Украшение и
реальность»
Цель: рассмотреть
вместе с детьми как природа украшает сама себя (капельки россы на листиках,
заснеженные деревья, паутина между травинками). Развитие воссоздающего
воображения.
«Украшение и фантазия»
Цель: показать детям,
как учась у природы, зарисовывая с натуры понравившиеся формы, а потом, если
это необходимо, переработать природные формы, немного изменить их и
использовать их в украшении. Развитие творческого и воссоздающего воображения.
«Постройка и
реальность»
Цель: постараться
увидеть в окружающем мире объемные конструкции и найти в них природные
аналоги(соты пчел – многоэтажный дом…). Нарисовать домик который создала сама
природа (улитка, хлопковые коробочки, муравейник, гнездо). Развитие творческого
и воссоздающего воображения.
«Постройка и фантазия»
Цель: рассказать детям
о великом учителе Природе, о том, что взяв за основу природную форму, можно
переработать ее, дополнить, уточнить и создать конструкцию, необходимую для
жизни, в которой могут присутствовать элементы фантазии. Развитие творческого и
воссоздающего воображения.
«Изображение, украшение
и постройка всегда существуют вместе»
Цель: обобщить знания
всей четверти, устроить выставку детских работ.
3 четверть. Учимся
передавать чувства через рисунок – довести до сознания детей основной смысл
существования искусства, которое заключается в том, что, изображая, украшая или
строя, художник всегда передает свои чувства, отношения. Развитие творческого и
воссоздающего воображения.
Темы уроков:
«Выражение характера
изображаемого животного»
Цель: вспомнить о
животных, которые, как и люди, чувствуют боль и обиду, понимают добро и ласку,
все живое имеет свой характер, образ, настроение. Развитие творческого
воображения.
«Выражение характера
человека в изображении: мужской образ»
Цель: рассмотреть, что
помогает художнику нарисовать тот или иной мужской образ, создать образ доброго
и злого сказочного мужчины. Развитие творческого и воссоздающего воображения.
«Выражение характера
человека в изображении: женский образ»
Цель: рассмотреть, что
помогает нарисовать художнику тот или иной женский образ, создать по своим
представлениям образ нежный и добрый, злой и коварный, веселый и приветливый.
Развитие творческого и воссоздающего воображения.
«Изображение природы в
разных состояниях»
Цель: рассказать о том,
что любое настроение природы может выражаться различными красками (сделать рисунок
природы: осень, лето, шторм на море, гроза, штиль на море, тревожное море…).
Развитие творческого воображения.
«Выражение характера
человека через украшение»
Цель: рассказать детям
о том, что декор и украшения показывают намерения человека(свадебное платье –
не надевают в будний день, новогодний наряд – для празднования нового года…).
Развитие творческого и воссоздающего воображения.
«Выражение намерений
человека через украшение»
Цель: показать детям на
то, что украшения характеризуют своего хозяина, раскрывают его характер и
намерения. Развитие воссоздающего воображения.
«В изображении,
украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое
отношение к миру»
Цель: создать сказочный
мир при помощи постройки, но при этом украсить его и изобразить элементы среды:
деревья, травы, цветы, небо и т.д. Развитие творческого и воссоздающего
воображения.
«Выставка детских
работ»
Цель: обобщить знания
четверти, провести выставку детских работ.
4 четверть. Средства
выражения чувств в рисунке – основной задачей этой четверти является прочное
усвоение и осознание детьми основных выразительных чувств и мыслей в рисунке.
Развитие творческого и воссоздающего воображения.
Темы уроков:
«Цвет как средство
выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного»
Цель: развить
представления детей о теплых и холодных цветах, подчеркнуть значение их
контраста в создании художественного образа, насыщение цвета теплым или
холодным оттенками. Развитие творческого воображения.
«Цвет как средство
выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета»
Цель: научить детей
выразить цветом такие состояния, как печаль, грусть, тревога, нежность (путем
смешения цветов). Развитие творческого воображения.
«Линия как средство
выражения: характер линий»
Цель: показать детям
что настроение, чувство и характер в рисунке можно выразить линиями. Развитие
творческого воображения.
«Пятно как средство
выражения: чередование пятен»
Цель: показать детям
что настроение, чувство и характер в рисунке можно выразить пятном. Развитие
творческого воображения.
« Пропорции выражают
характер»
Цель: познакомить детей
с пропорциями в изображении, рассказать о том, что от пропорций зависит образ
предмета. Развитие воссоздающего воображения.
«Линии и пятна, цвет,
пропорции – средство выражения в рисунке»
Цель: обобщить темы
четверти, объединить все полученные знания о линии, пятне и пропорции в
коллективном создании общего панно на весеннюю тему. Развитие творческого и
воссоздающего воображения.
«Обобщающий урок года»
Цель: обобщить знания,
полученные за весь год по теме: «Средства выражения чувств в рисунке» -
предложить раскрыть детям название темы года. Затем называть ведущую идею каждой
четверти, а дети раскрывают ее понятии в своих работах.
2.4
Оценка
эффективности коррекционной работы
После применения
разработанной нами программы для развития воображения у детей младшего
школьного возраста с ОНР 2 – 3уровня, была проведена итоговая диагностика в конце
учебного года результаты, которой отражены в рисунках 1 - 12.
Первая методика
«Дорисовывания фигур» позволяет определить уровень развития воображения,
способность создавать оригинальные образы, т.е. исследовать творческое
воображение. Результаты диагностики представлены в таблицах 9 и 10.
Сравнительный анализ первоначальной диагностики и итоговой в конце проведенной
работы по развитию воображения представлен в рисунках 1 - 4.
Таблица 9 Показатели КО
– коэффициента оригинальности в среднем по группам, приведенные в процентное
соотношение
Уровни
|
Низкий уровень (КО)
|
Средний уровень (КО)
|
Высокий уровень (КО)
|
Время проведения диагностики
|
До начала корр. прог.
|
После провед. корр. прог.
|
До начала корр. прог
|
После провед. корр. прог.
|
До начала корр. прог
|
После провед. корр. прог.
|
1 «А» класс
|
25,0%
|
8,3%
|
66,7%
|
75,1%
|
-
|
8,3%
|
2 «Б» класс
|
33,3%
|
16,6%
|
58,4%
|
66,8%
|
8,3%
|
16,6%
|
Из таблицы 9 видно, что
значительно изменился процент детей по уровню определения КО – коэффициента
оригинальности, среди своей группы. Заметно снизились показатели низкого КО в
обоих классах (8,3%) и 16,6%, повысился средний уровень 75,1% и 66,8% и
увеличился показатель высокого уровня КО во втором класса с 8,3% до 16,6%,
появились дети с высоким уровнем КО и в первом классе 8,3%, что не отмечалось в
первоначальной диагностики. Сравнительные результаты двух диагностик
представлены в рисунках 1 – 2.
Сравнительные
результаты первоначальной и итоговой диагностик в 1 «А» классе, представлены в рисунке
1.
Рисунок 1
Из рисунка 1 видно, что
показатели низкого уровня заметно уменьшились, в конце года, возросли
показатели среднего уровня и появились показатели высокого уровня, чего не было
при первоначальной диагностике, в начале года обучения.
Сравнительные
результаты первоначальной и итоговой диагностик во 2 «Б» классе, представлены в
рисунке 2.
Рисунок 2
Из рисунка 2 заметно
возросшее увеличение показателей среднего КО, в конце учебного года, увеличение
высокого и значительное уменьшение низкого КО.
Мы также провели
качественную оценку уровня развития творческого воображения, которая
представлена в таблице 10.
Таблица 10 Результаты и
определение уровней развития воображения, приведенные в процентное соотношение
Уровни
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Время проведения диагностики
|
До начала корр. прог
|
После провед. корр. прог.
|
До начала корр. прог
|
После провед. корр. прог.
|
До начала корр. прог
|
После провед. корр. прог.
|
1 «А» класс
|
66,6%
|
8,3%
|
33,3%
|
83,4%
|
-
|
83,4%
|
2 «Б» класс
|
83,3%
|
16,6%
|
16,7%
|
75,1%
|
-
|
8,3%
|
Здесь мы также отмечаем
изменения, которые произошли в перераспределении по уровням развития
творческого воображения больший процент детей в обоих класса находится на
среднем уровне 83,4% в первом классе и 75,1% во втором, уменьшился показатель
низкого уровня и появился процент детей, которые смогли перейти на высокий
уровень 8,3% и 8,3% в обоих классах. Сравнительные результаты представлены в
диаграммах.
Сравнительные
результаты первоначальной и итоговой диагностик в 1 «А» классе, представлены на
рисунке 3.
Рисунок 3
В рисунке 3 мы также
отмечаем увеличение до 83,4% показателя среднего уровня творческого
воображения, появляется, не имевшей место до этого, показатель высокого уровня
и заметное снижение до 8,3% показателя низкого уровня творческого воображения.
Сравнительные
результаты первоначальной и итоговой диагностик во 2 «Б» классе, представлены на
рисунке 4.
Рисунок 4
Дети второго класса
также смогли показать более заметно возросшее, в процентном соотношении,
увеличение показателей среднего уровня творческого воображения и намечается
возрастание высокого уровня, с приемущественным снижением низкого уровня до 16,6%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|