Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности
4.
Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства
мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими
средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит
ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того,
средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки
игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».
5.
Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительной
мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и
развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко
многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает
даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
6.
Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках
широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно
закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес
к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное
восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.
Перечисленные
принципы организации уроков в начальной школе позволяют уже на ранних этапах
обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия
учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация
учебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом, а с
использованием современных информационных технологий. Широкое использование
компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования
образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере
реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь
равные с информатикой шансы стать любимым детьми.
Для
проверки эффективности реализованных мероприятий по повышению познавательного
интереса младших школьников через использование современных информационных
технологий нами был проведен контрольный этап эксперимента, о котором пойдет
речь в следующем параграфе.
2.3 Анализ
реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших
школьников через использование современных информационных технологий
Для проверки
эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено
контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика
контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования
уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников. Данные
контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальной
и контрольной группах испытуемых приведены в таблице 2. Результаты
анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня
сформированности познавательного интереса.
Таблица 2
Показатели уровня познавательного интереса в экспериментальной группе на контрольном этапе
эксперимента
Уровень познавательного интереса
|
Количество
наблюдений
|
%
|
Низкий
|
0
|
0
|
Средний
|
7
|
70
|
Высокий
|
3
|
30
|
Для наглядности показатели уровня сформированности
познавательного интереса в экспериментальной
группе на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 1.
Рис.1. Уровень сформированности
познавательного интереса в экспериментальной группе на
контрольном этапе
Таблица 3 Показатели
уровня сформированности
познавательного интереса в контрольной группе на контрольном
этапе эксперимента
Уровень познавательного интереса
|
Количество
наблюдений
|
%
|
Низкий
|
2
|
20
|
Средний
|
5
|
50
|
Высокий
|
3
|
30
|
Для наглядности показатели уровня сформированности
познавательного интереса в контрольной группе на
контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 2.
Оценка динамики
изменения уровня сформированности познавательного
интереса в экспериментальной группе на констатирующем и
контрольном этапах эксперимента представлена в таблице 4.
Таблица 4. Показатели уровня сформированности познавательного
интереса в экспериментальной группе на
констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровень познавательного интереса
|
Констатирующий этап (%)
|
Контрольный этап
(%)
|
Низкий
|
20
|
0
|
Средний
|
60
|
70
|
Высокий
|
20
|
30
|
Для наглядности представим сравнительный анализ уровня
сформированности познавательного интереса в
экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе на рисунке 3.
Рис.3. Сравнительный анализ уровня сформированности
познавательного интереса в экспериментальной
группе на констатирующем и контрольном этапе
Сравнение данных констатирующего этапа с данными,
полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей с низким
уровнем сформированности познавательного интереса уменьшилось до 0, на 10 % увеличилось количество
детей, имевших средний уровень сформированности познавательного интереса. За счет уменьшения количества низкого уровня сформированности
познавательного интереса на 10% увеличилось
количество детей, показавших высокий уровень сформированности познавательного
интереса. В целом, это доказывает, что
содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и
оказались эффективными для повышения уровня сформированности познавательного
интереса у детей.
Таким образом, наше исследование способствовало развитию
познавательного интереса у младшего школьника – как целенаправленного процесса
формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих
потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости
творческого познания реальной действительности, способность формулирования
познавательных задач и поиска их решения.
Таким образом, занятия, которые мы проводили в ходе нашего
экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить уровень сформированности познавательного
интереса к учебной
деятельности детей младшего школьного возраста.
Заключение
Одно из важнейших
условий эффективности учебного процесса— воспитание познавательного интереса у
школьников.
Познавательный интерес
- это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень
сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников
протекает более продуктивно.
Познавательный интерес
при правильной педагогической организации деятельности учащихся и
систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен
стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его
развитие.
Многие
специалисты полагают, что для современного этапа развития образования
характерен переход от традиционных массовых средств информации (книги,
кинофильмы, телевидение) к так называемым новым информационным технологиям -
компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи,
микроэлектронным устройствам и т.д. Современные информационные технологии могут
способствовать повышению познавательного интереса к учебной деятельности
младших школьников.
В результате нашего
исследования мы рассмотрели понятие «познавательный интерес» в
психолого-педагогической литературе, выявили психолого-педагогические аспекты
использования современных информационных технологий с целью повышения
познавательного интереса к учебной деятельности у детей младшего школьного
возраста.
Для проверки гипотезы
мы провели экспериментальное исследование. Констатирующий этап эксперимента
показал, что большинство младших школьников имеют низкий уровень
познавательного интереса.
Эти дети инертны,
равнодушны к учению, не задают вопросов, их интеллект не тревожат нерешённые
вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать, оставляют
неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену.
На формирующем этапе эксперимента мы провели занятия с экспериментальной
группой учащихся, применяя на занятиях современные информационные технологии.
Уже в ходе этих занятий мы начали отмечать большую активность учащихся, их
положительный эмоциональный настрой. Для анализа и проверки эффективности
занятий мы провели контрольный этап эксперимента, который показал, что у
большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается устойчивый
познавательный интерес к учебной деятельности.
Таким образом, задачи,
поставленные в начале эксперимента, нами были решены, цель исследования
достигнута, гипотеза подтверждена.
Библиография
1.
Алексеев,
О.Г. Организация и проведение занятий с применением моделированных на ЭВМ
учебных заданий [Текст]/ О.Г. Алексеев, И.Ф.Володость, А.А. Бабаев.- Л: ВИАЛКА,
1977. - 13 с.
2.
Андреев,
Г.П. Компьютеризация процесса обучения в ввузе: проблемы, тенденции,
перспективы [Текст]/ Г.П. Андреев. – М.: ВПА, 1990. - 48 с.
3.
Андриевская,
В.В. Некоторые предпосылки психологического обеспечения диалога при решении
учебных задач [Текст]/В.В.Андриевская// Психологические проблемы создания и
использования ЭВМ. - М., 1985. - С. 13-19.
4.
Бабанский,
Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы
[Текст]/Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
5.
Битянова,
М.Р. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля
познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя
[Текст]/М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. – М.; Генезис, 2000. — 110 с.
6.
Божович,
Л.И. О мотивации учения /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии,
сост. И.В.Дубровина[Текст]/Л..Божович. – М.; Изд. Центр «Академия», 1999.-
320с.
7.
Вопросы
развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К.
Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. - 142 с.
8.
Вишневская, С.О. Использование ИКТ в образовательной
деятельности на уроках [Текст]/С.О.Вишневская // Интернет-журнал
"Эйдос". – 2009.
9.
Владимирова,
Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах [Текст]/Л.П.Владимирова//
Информатика и образование. - №6. – 2006. – 25 с.
10.
Гаммершмидт,
И.И. Информационные технологии в сельской школе [Текст]/И.И.Гаммершмидт,
Д.А.Гаммершмидт// Информатика и образование.- №7.-
2005.
11.
Гершунский,
Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы
[Текст]/Б.С.Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 265 с.
12.
Горемычкин,
А.И. О стратегии компьютеризации [Текст]/А.И.Горемычкин // Информационные
технологии. - 2009. - № 2. - C.10-16.
13.
Гурьев,
С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса [Текст]/С.В.Гурьев.
– М.:Просвещение, 2002. – 234 с.
14.
Гусев,
В.В. Информационные технологии в образовательном процессе [Текст]/В.В.Гусев,
П.И.Образцов, В.М.Щекотихин. - Орел: ВИПС, 1997. - 126 с.
15.
Домрачев,
В.Г. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий
[Текст]/В.Г.Домрачев, И.В.Ретинская // Информационные технологии. - 1996. - №
2. - C.10-13.
16.
Дусавицкий,
А.К. Познавательные мотивы /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии,
сост. И.В.Дубровина [Текст]/А.К.Дусавицкий. – М.; Изд. Центр «Академия», 1999.-
320с.
17.
Зайцева, Л.А. Использование информационных компьютерных
технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения [Текст]/Л.А.Зайцева.
– М.: Просвещение, 2003. – с.253.
18.
Зубрилин,
А.А. Виды и средства контроля знаний, умений и навыков обучаемых, применяемых
на элективных курсах по информатике [Текст]/А.А.Зубрилин,
Е.М.Юртанова // Информатика и образование.- №10.- 2006.
19.
Каргинцева,
Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной
деятельности [Текст]/Е.И.Каргинцева // Начальная школа.- № 11-12.- 1992.- с.
29-31.
20.
Компьютерная
технология обучения. Словарь-справочник /Под ред. В.И.Гриценко, А.М.Довгяло,
А.Я.Савельева. - Киев: Наукова думка, 1992. - 652 с.
21.
Краткий
психологический словарь /Сост.Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.- С.21.
22.
Машбиц,
Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1986. - 80
с.
23.
Машбиц,
Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения
[Текст]/Е.И.Машбиц. - М.: Педагогика, 1988. - 191 с.
24.
Морозова,
Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г.Морозова. - М.: Знание,
1979.-47 с.
25.
Муранов,
А.А. Начальная школа учебно-воспитательного комплекса “Измайлово” №1811 г.
Москвы [Текст]/А.А.Муранов
// Информатика.- №23.- 2005.-23 с.
26.
Новые
информационные технологии образования: экспериментальная проверка
педагогической эффективности / Под ред. В.Г.Разумовского, И.М.Бобко. -
Новосибирск: НИИИВТ, 1991. - 69 с.
27.
Роберт,
И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические
проблемы; перспективы использования [Текст]/И.В.Роберт. — М.: Школа—Пресс,
1994. — 205 с.
28.
Сергеева,
Т. Новые информационные технологии и содержание обучения [Текст]/Т.Сергеева
//Информатика и образование. – 1991. -№ 1. - С. 3-10.
29.
Соколова,
Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых
информационных технологий [Текст]/Т.Е.Соколова // Начальная школа.- № 3.-2004.-
с. 21-23.
30.
Талызина,
Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса /
Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения
[Текст]/Н.Ф.Талызина// Сб.научн.тр. - М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985. - С.
15-26.
31.
Талызина
Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для
учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 172 с.
32.
Уваров,
А.Ю. На пути к общественной коллекции цифровых образовательных ресурсов [Текст]/А.Ю.Уваров
// Информатика и образование. - №7. – 2005.
33.
Управление
познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина и
Н.Ф.Талызиной. - М.: МГУ, 1972. - С.260-273.
34.
Фалина,
И.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики [Текст]/И.Н.Фалина,
М.Н.Мохова // Информатика. - №9. - 2006.
35.
Черных,
В.В. Использование компьютерных технологий в образовании [Текст]/В.В.Черных //
Российское образование. - 2009. - № 11. – 24 с.
36.
Щукина,
Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся
[Текст]/Г.И.Щукина. - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. - 170 с.
37.
Щукина,Г.И.
Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся
[Текст]/Г.И.Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 203 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|