бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности бесплатно рефераты

И, наконец, еще один очень простой и одновременно сложный аспект: каждый профессионально подготовленный педагог, естественно, обладает известной эрудицией в своей сфере деятельности, знает свои инструменты - книги, приборы, оборудование - и умеет ими пользоваться. Если считать обучающие компьютерные программы частью такого арсенала, то неизбежно следует вывод: современный учитель обязан знать существующие программы по профилю своей работы, иметь к ним достаточный доступ, хорошо представлять назначение и возможности каждой из них и уметь ими пользоваться как самостоятельно (для себя), так и в рамках реально проводимого урока. Реальная ситуация в данном направлении представляет пока одно большое белое пятно, и исправлять ее можно только на государственном уровне. Во всяком случае, существующие методкабинеты и ИУУ просто обязаны иметь в своем штате соответствующих консультантов и максимально широкий фонд свободно распространяемого ПО, чтобы проводить действенную, эффективную пропаганду компьютерных технологий в образовании. Иначе отставание массовой педагогики с годами будет все более закрепляться.

Используя системы мультимедиа, позволяющие объединить возможности компьютера и знания учителя, стало возможным создание электронных учебников, которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации предстанут перед учениками. Содержание учебника включает в себя такие разделы как: теоретическая часть, контрольные задания, лабораторные работы, курсовые работы, вопросы для самопроверки, что присуще и традиционному учебнику, но электронный учебник более компактен (его объем позволяет полностью разместиться на одном диске), в содержании его могут использоваться видеофильмы и фрагменты звука, что придает ему большую привлекательность и оснащенность. В обращении он прост и позволяет ученику легко вернуться к той информации, которую он не понял. Нажать кнопки клавиатуры гораздо быстрее и проще, чем перелистывать страницы учебника назад. Такое новое школьное пособие проявляет у учеников большой интерес к учебе и желание изучать предмет в более углубленной форме, что, несомненно, сказывается на их уровне знаний. Способ ведения урока, когда учитель связан с каждым учеником класса единой компьютерной сетью, позволяет учителю более детально и персонально подойти к вопросу обучения ученика, проверить его уровень знаний и наверстать "пробелы" в его знаниях [15, с.279].

Таким образом, современные информационные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Внедрение современных информационных технологий в образование дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса. При выборе необходимо учитывать их соответствие индивидуальным качествам обучаемых и специфическим особенностям конкретных предметных областей [17, с.270].

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук, а также способствует повышению познавательного интереса учащихся в учебной деятельности.

Следующая глава будет посвящена использованию современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.


ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2.1 Диагностика уровня познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников


Для исследования эффективности использования современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ №5 города Ишима был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» класса в количестве 20 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап - первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников.

2 этап – формирующий этап - организована работа по повышению познавательного интереса учащихся к учебной деятельности с использованием современных информационных технологий.

3 этап – контрольный этап - повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности использовались следующие критерии и показатели:

1. Обращённость учащихся к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность познавательного интереса.

2. Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс (сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость).

3. Интеллектуальная активность (стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения, стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности).

При выборе критериев была использована методика исследования познавательного интереса, предложенная Кувалдиной Е.А.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательного интереса учащихся: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень – ребенок проявляет интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть; познавательный интерес школьника достаточно устойчив, внутренняя мотивация в учении преобладает; учащиеся активно ищут знания, извлекают их из различных источников и за пределами урока; учащиеся стремятся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения; учащиеся имеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью, несмотря на посторонние раздражители.

Средний уровень – учащиеся имеют интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке, такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией, он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений, в структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешними средствами, сам школьник остаётся к познанию нейтральным.

Низкий уровень – инертный, равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать, оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену.

С целью определения уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности мы использовали анкету. Учащимся была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов (см. Приложение 2).

Данные, полученные после обработки анкеты можно поместить в таблицу №1.


Таблица 1

Уровни развития познавательных интересов учащихся

Показатели познавательного интереса

Уровни познавательного интереса

Обращённость учащихся к объектам познания

Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс

Интеллектуальная активность

Низкий уровень.

46,5 %

Отсутствие самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем.

47,8 %

Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения.

 

37,7 %

Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания.

33,4 %

Средний уровень.

33,5 %

Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т. д.).

36,1 %

Неустойчивая мотивация к внешним сторонам деятельности. Эпизодическая познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования.

31,9 %

Ситуативная самостоятельность в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии внешних побудителей.

 40,4 %

Высокий уровень.

17,4 %

Активность, стимулируемая не только внешними, но и внутренними побудителями.

 30,5 %

Устойчивая потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив.

24,1 %

Интенсивный процесс самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь.

 10,3 %


Из данной таблицы видно, что почти у половины класса (46,5 %) низкие уровни развития познавательных интересов; у трети класса (33,5 %) – средние уровни; у шестой части класса (17,4 %) высокие уровни развития познавательных интересов; очень небольшому числу учеников (1,4 %) преемственны очень высокие уровни. Следовательно, уровни развития познавательных интересов детей в целом по классу малы, они требуют повышения, причем с использованием современных информационных технологий.


2.2 Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников


Для использования современных информационных технологий в учебном процессе мы:

1.  Обеспечили учебный процесс ноутбуками и мультимедиа-проекторами,

2.  Пополнили школьную медиатеку.

3.  Создали компьютерный методический кабинет для учителей и индивидуальной научно-исследовательской деятельности участников образовательного процесса.

4.  Подключили школу к сети.

5.  Провели анкетирование учащихся, родителей, учителей на предмет использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.

6.  Эпизодически включали информационные технологии в преподавание ряда учебных дисциплин.

7.  Провели первичный (вводный) контроль качества знаний и общеучебных компетентностей учащихся.

Ожидаемые результаты формирующего этапа эксперимента:

1.  Достижение новых образовательных результатов.

2.  Снижение затрат (времени, сил) на достижение существующих образовательных результатов.

3.  Развитие новых и совершенствование существующих форм и методов организации образовательного процесса.

Для решения поставленных задач было организовано 2 группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа составляла 10 учеников и занималась по традиционной методике и экспериментальная группа, в которой занималось 10 учеников с использованием разработанной компьютерной ИДС. В начале эксперимента уровень подготовленности у учеников обеих групп по результатам тестирования существенно не отличались.

Исследованию были подвержены показатели и тесты, входящие в общую оценку знаний учащихся.

Внедрение и пропаганда результатов:

-          Обобщение опыта работы по данной проблеме.

-          Проведение семинаров для учителей.

Ожидаемые результаты:

-          повысить качество образовательного процесса;

-          повысить мотивацию к изучению предмета;

-          развить исследовательские и творческие навыки;

-          развить навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде.

Направления работы с использованием современных информационных технологий:

- введение нового материала с помощью мультимедийных презентаций; (Применение компьютерных презентаций позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала).

Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы. Компьютерные презентации позволяют адаптировать учебный материал под особенности учащихся).

- отработка лексических и грамматических структур с помощью компьютерных программ;

Существуют разнообразные программы для тренировки лексических и грамматических навыков, которые позволяют учащимся выбрать приемлемый уровень заданий.

 Применение компьютерных технологий в проектной деятельности активизирует процесс обучения, формирует и далее развивает мотивацию обучения. Данную технологию можно с успехом использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

При подготовке к уроку с использованием компьютерных технологий мы продумали, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, разрабатывали подробный план учебного занятия. Особое внимание уделяли формулировке вопросов и заданий, которые использовались на данном уроке.

Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств компьютерных технологий.

На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.

На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.

Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.

В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией урока.

На формирующем этапе нами проводился ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся.

В приложении 3 представлен конспект занятия по развитию познавательного интереса учащихся через использование графического редактора. Тема занятия: Создание движущихся изображений. Анимация рисунков. Цели занятия:

1.                Закрепление понятий графический редактор, инструменты графического редактора.

2.                Закрепление и проверка навыков работы в графическом редакторе Paint.

3.                Развитие познавательного интереса и творческой активности.

Мы применили несколько основных принципов организации урока для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.

1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения. Для детей 9 лет игра преобладает над другими видами деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны.

2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.

3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером - основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5