Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьн...
3) формирование картины мира,
адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
Следует подчеркнуть, что ориентация на
развивающее обучение вовсе не означает отказ от формирования знаний, умений
и навыков, без которых невозможно самоопределение личности, ее
самореализация.
Именно поэтому дидактическая система
Я.А. Коменского, впитавшая в себя вековые традиции системы передачи
ученикам знаний о мире, и сегодня составляет методологическую основу так
называемой “традиционной” школы:
· Дидактические принципы — наглядность, доступность,
научность, систематичность, сознательность усвоения учебного материала.
· Метод обучения — объяснительно-иллюстративный.
· Форма обучения — классно-урочная.
Однако для всех очевидно, что существующая
дидактическая система, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет
эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В последние годы в
работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и многих
других педагогов-ученых и практиков сформировались новые дидактические
требования, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов
будущего. Основные из них:
1. Принцип деятельности
Основной вывод психолого-педагогических
исследований последних лет заключается в том, что формирование личности
ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает
готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на
“открытие” им нового знания.
Таким образом, основным механизмом реализации
целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную
деятельность. В этом и заключается принцип деятельности, Обучение,
реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире
Еще Я.А. Коменский отмечал, что явления нужно
изучать во взаимной связи, а не разрозненно (не как “кучу дров”). В наше время
этот тезис приобретает еще большую значимость. Он означает, что у ребенка
должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе —
обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
Естественно, что при этом знания, формируемые у учащихся, должны отражать язык
и структуру научного знания.
Принцип единой картины мира в деятельностном
подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе,
но гораздо глубже его. Здесь речь идет не просто о формировании научной
картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а
также об умении применять их в своей практической деятельности.
Например, если речь идет об экологических знаниях, то учащийся должен не
просто знать, что нехорошо срывать те или иные цветы, оставлять после себя
мусор в лесу и т.д., а принять свое собственное решение так не делать.
3. Принцип непрерывности
Принцип непрерывности означает
преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания
и методики.
Идея преемственности также не является новой
для педагогики, однако до сих пор она чаще всего ограничивается так называемой
“пропедевтикой”, а не решается системно. Особую актуальность приобрела
проблема преемственности в связи с появлением вариативных программ.
Реализация непрерывности в содержании
математического образования связана с именами Н.Я. Виленкина,
Г.В. Дорофеева и др. Управленческие аспекты в модели “дошкольная
подготовка — школа — ВУЗ” в последние годы разработаны В.Н. Просвиркиным.
4. Принцип минимакса
Все дети разные, и каждый из них развивается
своим темпом. Вместе с тем обучение в массовой школе сориентировано на некий
средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для
более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых.
Чтобы учесть индивидуальные особенности
учащихся, часто выделяют 2, 4 и т.д. уровня. Однако реальных уровней в классе
ровно столько, сколько детей! Возможно ли их точно определить? Не говоря уже о
том, что практически трудно учесть даже четыре — ведь для учителя это означает
20 подготовок в день!
Выход прост: выделить всего лишь два уровня — максимум,
определяемый зоной ближайшего развития детей, и необходимый минимум.
Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику
содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это
содержание по минимальному уровню (см. приложение 1).
Система минимакса является, видимо,
оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся
система. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный — возьмет все и
пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя
уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями — они сами
выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
Работа ведется на высоком уровне трудности, но
оценивается лишь обязательный результат, и успех. Это позволит
сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от
“двойки”, что гораздо важнее для развития мотивационной сферы.
5. Принцип психологической комфортности
Принцип психологической комфортности
предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного
процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает
детей и в которой они чувствуют себя “как дома”.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы,
если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Однако психологическая комфортность необходима
не только для усвоения знаний — от этого зависит физиологическое состояние
детей. Адаптация к конкретным условиям, создание атмосферы доброжелательности
позволит снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
6. Принцип вариативности
Современная жизнь требует от человека умения осуществлять
выбор — от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного
пути. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления,
то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения
осуществлять систематический перебор вариантов.
Обучение, в котором реализуется принцип
вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать
неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению
проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи
не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
С другой стороны, принцип вариативности
обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы,
форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако это
право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей
деятельности — качество обучения.
7. Принцип творчества (креативности)
Принцип творчества предполагает
максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников,
приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Речь здесь идет не о простом “придумывании” заданий
по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь
прежде всего имеется в виду формирование у учащихся способности самостоятельно
находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное “открытие” ими
новых способов действия.
Умение создавать новое, находить нестандартное
решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью
реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих
способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.
Изложенные выше принципы обучения, развивая
идеи традиционной дидактики, интегрируют полезные и не конфликтующие между
собой идеи из новых концепций образования с позиций преемственности научных
взглядов. Они не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику
в направлении решения современных образовательных задач.
В самом деле, очевидно, что знание, которое ребенок сам “открыл”,
наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено. Однако включение ребенка
в деятельность, в отличие от традиционного наглядного обучения, активизирует
его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию (В. В. Давыдов).
Обучение, реализующее принцип целостности
картины мира, отвечает требованию научности, но вместе с тем реализует и новые
подходы, такие, как гуманизация и гуманитаризация образования (Г.В. Дорофеев,
А.А. Леонтьев, Л.В. Тарасов).
Система минимакса эффективно способствует
развитию личностных качеств, формирует мотивационную сферу. Здесь же решается
проблема разноуровневого преподавания, которое позволяет продвигать в развитии
всех детей-и сильных, и слабых (Л.В. Занков).
Требования психологической
комфортности обеспечивает учет психофизиологического состояния ребенка,
способствует развитию познавательных интересов и сохранению здоровья детей
(Л.В. Занков, А.А. Леонтьев, Ш.А. Амонашвили).
Принцип непрерывности придает решению вопросов
преемственности системный характер (Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорорфеев,
В.Н. Просвиркин, В.Ф. Пуркина).
Принцип вариативности и принцип творчества
отражают необходимые условия успешной интеграции личности в современную
общественную жизнь.
Таким образом, перечисленные дидактические
принципы образовательной технологии “Школа 2100” в определенной мере необходимы
и достаточны для реализации современных целей образования и уже сегодня
могут осуществляться в общеобразовательной школе.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что
формирование системы дидактических принципов не может быть завершено, ибо сама
жизнь расставляет акценты значимости, и каждый акцент оправдан конкретной
исторической, культурной и социальной заявкой.
Практическая адаптация новой дидактической
системы требует обновления традиционных форм и методов обучения, разработки нового
содержания образования.
Действительно, включение учащихся в
деятельность — основной вид освоения знаний в деятельностном подходе — не
заложено в технологию объяснительно-иллюстративного метода, на котором
строится сегодня обучение в “традиционной” школе. Основные этапы этого метода,
а именно: сообщение темы и цели урока, актуализация знаний, объяснение,
закрепление, контроль — не обеспечивают системного прохождения необходимых
этапов учебной деятельности, которыми являются:
· постановка учебной задачи;
· учебные действия;
· действия самоконтроля и самооценки.
Так, сообщение темы и цели урока не
обеспечивает постановку проблемы. Объяснение учителя не может заменить учебных
действий детей, в результате которых они самостоятельно “открывают” новое
знание. Принципиальными являются также различия между контролем и самоконтролем
знаний. Следовательно, объяснительно-иллюстративный метод не может полноценно
осуществлять цели развивающего обучения. Необходима
новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности,
а с другой — обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний, а
именно:
· мотивация;
· создание ориентировочной
основы действия (ООД):
· материальное или материализованное действие;
· внешняя речь;
· внутренняя речь;
· автоматизированное умственное действие (П.Я. Гальперин).
Указанным требованиям удовлетворяет деятельностный метод, основные этапы
которого представлены на следующей схеме:
(этапы, включенные в урок введения нового
понятия, отмечены пунктирной линией).
Опишем более подробно основные этапы работы
над понятием в этой технологии.
Любой процесс познания начинается с импульса,
побуждающего к действию. Необходимо удивление, идущее от невозможности сиюминутного
обеспечения того или иного явления. Необходим восторг, эмоциональный всплеск,
идущий от сопричастности к этому явлению. Одним словом, необходима мотивация,
побуждающая ученика к вступлению в деятельность.
Этап постановки учебной задачи — это этап
мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания,
актуализирующие их знания. В список заданий включается вопрос, создающий
“коллизию”, то есть проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и
формирующую у него потребность освоения того или иного понятия (Не знаю,
что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать — мне это интересно!).
Четко формулируется познавательная цель.
Следующий этап работы над понятием — решение
проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии,
обсуждения на основе предметных действий с материальными или
материализованными объектами. Учитель организует подводящий или побуждающий
диалог. В завершение он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией.
Данный этап включает учеников в активную
работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог учителя с классом — это
диалог учителя с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения
искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут
обеспечить решение проблемы. Диалогическая форма поиска истины — важнейший
аспект деятельностного метода.
Первичное закрепление осуществляется через
комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание в громкой речи установленных
алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно
получиться).
На этом этапе происходит усиление эффекта
усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и
озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его
сознании. Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления
существенных признаков, варьирования несущественных и многократности
проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.
Задача четвертого этапа — самоконтроль и
самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к
выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.
В процессе самоконтроля действие не
сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик
проговаривает алгоритм действия “про себя”, как бы ведя диалог с
предполагаемым оппонентом. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была
создана ситуация успеха (я могу, у меня получается).
Перечисленные выше четыре этапа работы над
понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на
это уходит около 20—25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной
стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их
интеграции с новым материалом, а с другой — опережающей подготовке к следующим
темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме,
которые могли возникнуть на этапе самоконтроля: положительная самооценка
важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы откорректировать
ситуацию на том же уроке.
Следует обратить внимание и на организационные
моменты, постановку общих целей и задач в начале урока и подведение итога
деятельности в конце урока.
Таким образом, уроки введения нового знания
в деятельностном подходе имеют следующую структуру:
1) Организационный момент, общий план
урока.
2) Постановка учебной задачи.
3) “Открытие” детьми нового знания.
4) Первичное закрепление.
5) Самостоятельная работа с проверкой в
классе.
6) Повторение и закрепление ранее
изученного материала.
7) Итог урока.
(См. приложение 2.)
Принцип творчества определяет характер
закрепления нового материала в домашних заданиях. Не репродуктивная, а
продуктивная деятельность являются залогом прочного усвоения. Поэтому возможно
чаще на дом следует предлагать задания, в которых требуется соотносить частное
и общее, вычленять устойчивые связи и закономерности. Только в этом случае
знание становится мышлением, обретает последовательность и динамику.
На последующих уроках происходит отработка и
закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного
умственного действия. Знания претерпевают качественное изменение: происходит
виток в процессе познания.
По мнению Л.В. Занкова, закрепление
материала в системе развивающего обучения не должно носить только лишь воспроизводящий
характер, а должно вестись параллельно с исследованием новых идей — углублять
изученные свойства и отношения, расширять кругозор детей.
Поэтому деятельностный метод, как правило, не
предусматривает уроков “чистого” закрепления. Даже в уроки, главной целью которых
является именно отработка изученного материала, включаются некоторые новые
элементы — это может быть расширение и углубление изучаемого материала,
опережающая подготовка к изучению следующих тем и т.д. Такой “слоеный пирог”
позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом: дети с
невысоким уровнем подготовки имеют достаточно времени, чтобы “не спеша”
усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают “пищу для
ума”, что делает уроки привлекательными для всех детей — и сильных, и слабых.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|