бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня бесплатно рефераты

Сравнивая это графики, мы пришли к выводу о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР без предварительного обучения не всегда могут дать правильную оценку поступкам героев.

Методика №2. Первая серия методики состояла из шести вопросов, ответы на которые позволили нам определить уровень сформированности у детей с ОНР таких нравственных представлений, как дружба, доброжелательность, справедливость, правдивость, сочувствие.

Анализ и сравнение ответов показал, что большинство детей группы №1 и №2 имеют средний и низкий уровень развития нравственных представлений, то есть имеющиеся нравственные представления у детей неправильные либо правильные, но недостаточно четкие. Это видно из таблицы 2.

Эмоциональная оценка моральных норм (до обучения)


Таблица 2. Уровень развития нравственных представлений (дружба, доброжелательность, справедливость, правдивость), выраженный в процентном соотношении

группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

№1

20%

50%

30%

№2

20%

55%

25%


При анализе ответов детей мы обращали внимание на правильность ответа и на его мотивацию.

Ответы детей на некоторые вопросы были недостаточно аргументированы или аргументация носила личную выгоду. Так на вопрос: «Нужно ли делиться игрушками? Почему?». Никита, Карина, Максим ответили: «Чтобы потом они поделились со мной». А на вопрос: «Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты сломал? Почему?» большинство детей сказали, что признаться надо, но не объяснили почему. Другие сказали, что признаться не надо, потому что будут ругать. На вопрос: «Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?» Оксана ответила: «Мама не купит куклу», Яна: «Дети потом не будут играть», Артур: «Это плохо». На вопрос: «Можно ли обижать животных?» Антон ответил: «Нет, могут укусить».

Таким образом, мы установили, что представления детей группы №1 и группы №2 о таких нравственных качествах, как доброжелательность, справедливость, дружба, правдивость незначительно отличаются друг от друга и находятся на одном уровне. Это видно из графика №2.


Представление детей о социальных эмоциях и чувствах (до обучения)


Анализируя вторую серию методики – «Закончи ситуацию», целью которой было определение наличия у детей таких нравственных представлений как уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, сочувствие, мы пришли к выводу о том, что большинство детей имеют средний и низкий уровень развития этих представлений (таблица 3).

Таблица 3. Уровень развития нравственных представлений (уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, сочувствие), выраженный в процентном соотношении

группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

№1

25%

45%

30%

№2

20%

45%

35%


При анализе ответов детей мы обращали внимание на правильность ответа. Так, заканчивая ситуацию №1, 15 детей из группы №2 ответили: «Я пойду играть», и лишь 5 детей – «Я помогу Свете». В ситуации №2 13 детей ответили: «Отдай мою машину», 2 ответили: «Заберу сам», 5 ответили: «Пусть поиграет!». Ситуация №3 вызвала сострадание лишь у 9 детей. Они ответили: «Не плачь!». Другие ответили: «Не надо было быстро бегать» или «Не будем больше играть в эту игру». В ситуации №4, оценивая заботу о младших, 16 детей ответили: «Не уходи, пойдем играть». А 4 ребенка сказали: «Иди, поиграй в другую игру». Ситуация №5 вызвала у детей некоторое раздумье. 8 детей ответили: «Хорошо, я буду играть тихо», а 12 детей сказали: «Идите спать в спальню» или «Идите на улицу». Ситуация №6 вызвала у детей сильные переживания. Всем детям было очень жалко котенка. Все захотели взять его домой, погреть и накормить. Однако 5 детей добавили: «А потом отнесу тебя домой к маме».

Результаты второй серии методики в группе №1 схожи с результатами анализа группы №2. Дети также заканчивают ситуации, ориентируясь на личные побуждения. В ситуации №1 такие ответы: «Пойду, поиграю в другую игру» (14 детей), «Помогу Свете» – 6 детей. В ситуации №2 12 детей ответили: «Это моя машина, отдай!», 3 ответили: «Ну ладно, поиграй», а 5 сказали: «Все хотят играть». Ситуация №3 вызвала в этой группе массу эмоций. Ответы были следующие: «Не надо бегать быстро», «Тебе больно?», «Это плохая игра!». В ситуации №4 были такие ответы: «Ну ладно, пойдем!» или «Иди, поиграй с другими». В ситуации №5 2 ребенка ответили: «Я буду хороший!», 10 детей: «Пусть быстрее засыпает!», а 8 сказали: «Хорошо!». По 6 ситуации были следующие ответы: «Пойдем, я тебя согрею», «Не плачь, где твоя мама?».

Таким образом, анализ результатов позволил нам составить график №3.


Уровень развития нравственных представлений (уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, сочувствие) до обучения (слева) и после обучения (справа)

Контрольная группа №1. Экспериментальная группа №1 и №2.

Проанализируем методику №3 «Моделирование жизненных ситуаций».

Ситуация №1«На прогулке».

Дети группы №2, не обращая внимания на малыша, берут мячик и начинают играть в футбол. Малыш требует мяч, дети убегают дальше. Малыш плачет.

Дети группы №1 – увидели закатившийся мячик на участок, взяли его и принесли воспитателю. Когда подошел малыш, они не обратили на него внимания, продолжали играть в игры.

Ситуация №2 «Помощники».

Реакция детей группы №1 и №2 была одинакова: одни дети побежали жаловаться воспитателю, другие стали смеяться.

Ситуация №3 «Скорая помощь».

В группе №2: несколько детей побежали в спальню за няней, остальные зашумели. У них возник вопрос: «Кто помоет посуду?». Ответ не заставил себя ждать: «Вы, Ольга Валерьевна».

В группе №1: Дети услышали состояние помощника воспитателя и стали рассказывать о своих болезнях и ранках. Некоторые дети даже показали свои раны.

Таким образом, мы определили, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеются определенные нравственные представления, однако они недостаточно четкие. В реальных жизненных ситуациях дети не используют имеющиеся у них знания и умения. Они не способны эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать.

Общие выводы. Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют знания и представления о нравственных нормах. Но имеющиеся представления не достаточно дифференцированы и не всегда содержат вербальные обозначения тех или иных понятий. Вследствие чего дети не способны самостоятельно выделить сферу человеческих отношений, регулируемую нравственными принципами.

Ориентация на самого себя, на собственные силы, недостаточность жизненного опыта не позволяют дошкольникам адекватно реагировать на ситуацию, требующую проявления сочувствия, доброжелательности, отзывчивости, внимательности. Это проявляется в том, что старшие дошкольники с ОНР осознавая потребность какого-либо действия (помочь, пожалеть), оказываются не в состоянии выполнить.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы видим необходимость в наиболее целенаправленной и последовательной организации усвоения детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста нравственных представлений, базирующихся на знаниях, содержащих в себе гуманистические идеи и требования. В связи с этим мы обращаемся к народной педагогики. Использование элементов народной педагогики в воспитательно-образовательном процессе будет способствовать формированию нравственных качеств личности: доброжелательности и отзывчивости, заботливости и сочувствия, гостеприимстве, заботе о младших и уважении к старшим и др. С целью проверки данной гипотезы нами были разработаны и проведены занятия по знакомству дошкольников с обычаями и традициями казахского народа, организованы игры, направленные на формирование у детей нравственных представлений.

2.2 Методики и результаты формирующего эксперимента


Правильность гипотезы необходимо было подтвердить на практике. С этой целью был проведен формирующий эксперимент. Эксперимент проводился на базе КГКП я/с №6 «Алданыш» г. Караганды. Здесь была отобрана группа детей с диагнозом общее недоразвитие речи, за которыми осуществлялось наблюдение.

Необходимо отметить, что во время эксперимента параллельно с педагогическим воздействием, осуществляемым со стороны экспериментатора, продолжалась воспитательная и коррекционная работе, а так же обучение педагогами данной группы.

В формирующем эксперименте ставилась цель:

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР нравственные чувства и представления под средством использования элементов этнопедагогики.

Задачи формирующего эксперимента:

1.      Установить средства и факторы этнопедагогики, способствующие успешному процессу формирования нравственных представлений.

2.      Учить детей понимать и применять знания моральных норм в реальной жизни.

При разработке методики формирующего эксперимента мы установили, что найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в народных истоках. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому в формирующем эксперименте основное педагогическое воздействие было направлено на знакомство дошкольников с национальными обычаями и традициями, с народными играми, со сказками, пословицами, поговорками.

При организации деятельности (игры, занятия) в условиях формирующего эксперимента учитывалось следующее:

-          Психофизические особенности детей с ОНР.

-          Социальные условия жизни детей.

-          Особенности формирования игровой и учебной деятельности детей с ОНР.

Остановимся на методики формирующего эксперимента.

Для формирования у дошкольников с ОНР нравственных представлений мы, прежде всего, изучили природные, культурные, социальные и экономические особенности нашего края, познакомились с обычаями и традициями казахского народа, подобрали ряд иллюстраций, макетов, подготовили атрибуты для игр: дастархан, сундук, бейсик; одежду для ряженья: камзолы, платья, тюбетейки и др. Атрибуты старались изготовить яркие, чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их.

Так как основными факторами нравственного воспитания являются игра, обычаи, искусство, то свою работу мы начали со знакомства детей с ОНР с обычаями и традициями казахского народа. Ведь именно на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем разнообразнее традиции, тем духовно богаче народ. У казахского народа существует более 150 обрядов. Но в работе с детьми с патологией речи мы использовали семейные обряды, связанные с рождением ребенка, а также бытовые обряды, включающие игровые и обряды праздников.

В начале учебного года нами был разработан перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с общим недоразвитием речи с обычаями и традициями казахского народа. В течение учебного года мы ежемесячно знакомили дошкольников с одной традицией, после чего обыгрывали эту традицию в сюжетно-ролевых играх для уточнения и обогащения представлений о быте казахского народа, а также о нравственных нормах проведения.


Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с ОНР с обычаями и традициями казахского народа

Название обряда

Месяц

Задачи нравственного воспитания

1

Укладывание в колыбель

октябрь

Воспитывать заботливое отношение к ребенку, его здоровью и жизни, доброжелательность к окружающим. Побуждать принимать участие в обряде, знать последовательность действий, их смысл и значение.

2

Суинши – радостная весть

ноябрь

Воспитывать желание доставить радость окружающим, отзывчивость. Учить понимать смысл обряда и выполнять его.

3

Перерезывание пут

декабрь

Воспитывать уважение к национальной культуре, к людям, старшим по возрасту. Разъяснить смысл обряда, научить последовательно действовать, выполняя его.

4

Наречение имени

январь

Воспитывать уважение к старшим, имени и личности каждого человека. Побуждать использовать элементы обряда в сюжетно-ролевых играх.

5

Посвящение в наездники

февраль

Познакомить с содержанием и смыслом обычая. Воспитывать уважение к мальчикам и людям старшего возраста, мужественность, ответственность, Воспитывать интерес и уважение к национальным казахским обычаям.

6

Празднование Наурыза

март

Познакомить с обрядом. Воспитывать желание быть гостеприимными и внимательными, сохранять традиции казахского народа.

7

Шашу

апрель

Познакомить с обычаем. Воспитывать интерес к национальным традициям казахского народа, доброжелательность.


«Ребенок – это цветок души, зеница ока», – говорится в народе. Поэтому в семейных обрядах «Бесік», «Наречение», «Перерезывание пут» воспитывается заботливое отношение к ребенку, его здоровью и жизни.

Обряд «Бесік» проводился всеми почитаемой бабушкой, родоначальницей семьи, сопровождался традиционной песней «Бесік жыры». Этот обряд воспитывает уважение к старшим, почитание родных. В напутственных словах звучат пожелания увидеть в ребенке сына народа, богатыря, защитника. Для знакомства с обрядом мы изготовили колыбель – «Бесік», пригласили әже, чтобы она показала нам обряд. Дети наблюдали за каждым движением бабушки, следили за ее речью. Задавали вопросы: зачем дырка на кроватке? Почему надо привязывать ребенка? И другие. Поучительными были напутствующие слова:

-          Нельзя пинать бесік – это равно тому, что пинать свое счастье.

-          Нельзя качать пустой бесік – этот бесік может остаться пустым без ребенка.

-          Нельзя качать бесік обеими руками, чтобы ребенок не попадал в ссоры.

-          Нельзя оставлять бесік у порога – это означает, что ребенок не сможет достигнуть высот.

-          Когда ребенок уже не будет ложиться в бесік, его нужно повесить высоко к шаныраку – это говорит о том, что в этом доме есть ребенок и они его любят.

После этого был проведен праздничный той в честь новорожденного. Во время тоя была проведена беседа: Кто должен укладывать младенца в колыбель? Почему? Для чего свечкой водят над колыбелью? Какие напутствующие слова вы запомнили? Дети довольные вернулись в группу.

Обряд «Наречение имени» также очень интересен и содержателен. Для знакомства детей с этим обрядом мы приглашали уважаемого человека. Для него подбираются красивые имена знаменитых людей, чтобы ребенок хотя бы немного был похож на того человека, чьи именем его называют. Ведь наречение новорожденных именами наиболее уважаемых членов семьи и рода выражает заботу о сохранении и развитии потомками добрых черт предшественников, о передаче из поколения в поколение всего самого лучшего, чего достигли люди и духовной и в нравственной сферах. Занятие по знакомству детей с этим обычаем прошло в очень интересной форме: детей пригласили в казахскую юрту в гости. Встретили детей дедушка-ата и бабушка-эже и сообщили радостную весть: «У нас в юрте большая радость, родился долгожданный внук». Дедушка с бабушкой называли различные имена, объясняли их перевод на русский язык, показывали портреты великих людей, названных этими именами. Дети с интересом слушали рассказы взрослых. Необычной была игра «Знакомство». Дети передают друг другу тюбетейку и называют свое имя: «Меңің атым...». Возвратившись в детский сад мы провели беседу, которая позволила нам выяснить как хорошо дети поняли этот обряд. Были заданы следующие вопросы: Где мы с вами побывали? Какое радостное событие произошло? Как по обычаю в казахской семье называют новорожденного? Как назвали малыша? Что означает это имя?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6