бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня бесплатно рефераты

Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать. Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. Большинство колыбельных песен раскрывают огромную силу, прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, то есть так или иначе стимулируют воспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще не понятны, но нежность, вложенная в мелодию, и слова пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для предыдущих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь – величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

Песни – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывают к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п.

В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания. Песня, при всем многообразии средств народной педагогики, занимает особое место. Ее поют все то мала до велика. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смерти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение.


1.5.2 Игра, традиции, искусство как факторы нравственного воспитания

Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры – уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра – это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это – драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человека.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. Многие передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Г.А. Виноградов, Е.А. Покровский) призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственного и интернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Балапандар», «Ақ қасқыр – байланган қасқыр»). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, что требует от детей активной умственной деятельности.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «балапандар», коршуны должны ловить лишь отставших цыплят. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий.

Особой группой в казахских народных играх выделяются конные игры. С незапамятных времен на различных праздниках и торжествах проводились игры именно с участием лошадей: «Байга», «Көкпар». В этих играх испытывались сила, смелость, удаль участников, воспитывались нравственные основы личности.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем разнообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия.

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество – это единый космический этнос, вселенская личность, народ – это историческая личность, индивид – целостный образ человека, человеческая личность.

Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, то есть с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. У казахского народа существует более 150 обычаев и традиций. Многие из них пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных обрядов. Существует система обрядности, в которой тонкой линией прослеживается единство воспитательных задач: уважение к старшим, почитание родных, уважение к женщине, стремление к достойному, честному образу жизни, гостеприимство.

Искусство как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Искусство – от словесного творчества до самой ничтожной бытовой мелочи, – обогащая народную жизнь, пронизывая все поры народного существования, способствует укреплению народных традиций.

В процессе воспитания и обучения дошкольников народная педагогика всегда большое значение придавала использованию различных видов искусства. Изделия казахских народных мастеров очень красочны и нарядны. Они через века пронесли умение создавать разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, передавая свое мастерство из поколения в поколение, щедро внося в них узорное решение, удивительную красочность, нарядность.

Украшая свой быт, труд или игру ребенка, в художественной деятельности человек старался привить ему любовь к прекрасному, развить у него художественный вкус.

Знания и представления о казахском прикладном искусстве – это народная память сохранения духовного наследия, связывающая настоящее, прошлое и будущее.


2. Экспериментальное изучение особенностей усвоения детьми с ОНР нравственных представлений


2.1 Методики и результаты констатирующего эксперимента

Опытно-экспериментальная работа проводилась в специализированном детском саду №6 «Алданыш». В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи.

Целью констатирующего эксперимента было изучение и выявление уровня сформированности нравственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также умение применять знания моральных норм в реальной жизни.

Основными задачами констатирующего эксперимента были:

-          Изучение особенностей выполнения нравственных норм в различных видах деятельности.

-          Установление уровня сформированности нравственных чувств и представлений у старших дошкольников с ОНР.

В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методы:

-          Изучение психолого-педагогических характеристик детей данной группы.

-          Наблюдения в различных видах деятельности.

-          Беседы с детьми и педагогами.

В эмоциях и чувствах отражаются непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Но постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Поэтому целью методики №1 «Что такое хорошо и что такое плохо» было изучение эмоционального отношения ребенка к моральным нормам.

Методика проводилась с каждым ребенком индивидуально.

Экспериментатор показывает ребенку последовательно 10 сюжетных картинок с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке:

1.          Мальчик несет сумки, мама идет рядом, улыбается.

2.          Мама несет сумки, а мальчик ест мороженое.

3.          Мальчик сломал куклу, девочка плачет.

4.          Мальчик дарит девочке цветы.

5.          Девочка рвет книгу.

6.          Девочки подклеивают книги.

7.          Мальчик сидит в автобусе, бабушка стоит рядом.

8.          Мальчик уступает бабушке место в автобусе.

9.          Девочки, ссорясь, тянут куклу.

10.     Девочки играют.

И дает следующую инструкцию: «Я сейчас тебе буду показывать картинки, а ты внимательно посмотри и скажи хорошо это или плохо». В протоколе фиксируются имена детей и правильность ответа (правильно – плюс, неправильно – минус).

Целью методики №2 было изучение социальных эмоций и чувств, т.е. представлений детей о дружбе, доброжелательности, заботливости, уважении к старшим, сочувствии, отзывчивости.

Методика №2 поводилась индивидуально в две серии в две серии.

Первая серия: Экспериментатор задает ребенку вопросы:

1.          Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2.          Можно ли обижать животных? Почему?

3.          Нужно ли делиться игрушками? Почему?

4.          Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты сломал? Почему?

5.          Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6.          Можно ли драться? А если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Для анализа были выделены следующие уровни:

Высокий уровень – полное и четкое представление о моральных нормах.

Средний уровень – правильное, но недостаточно четкое представление о моральных нормах.

Низкий уровень – неправильное представление о моральных нормах.

Вторая серия: Экспериментатор предлагает ребенку закончить ситуацию:

1.          Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитательница ей сказала: «Маша, ты сделала свою работу. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила…Что ответила Маша?

2.          Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя сказал … Что сказал Петя?

3.          Катя и Гуля играли в игру «Ястребы и ласточки». Катя убегала, а Гуля догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Гуля сказала … Что сказала Гуля?

4.          Оля и Айнур играли в игру «Юрта». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть!». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – сказала Оля. А Айнур сказала …Что сказала Айнур?

5.          Алмаз играл дома в «байгу». Он бегал и кричал: «Но! Но!» В другой комнате мама укладывала его младшую сестренку Алию. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Алмазу и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Алия никак не может заснуть». Алмаз ей ответил…Что ответил Алмаз?

6.          Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сказал Саша?

Для анализа были выделены следующие моменты: а) правильность ответа ребенка; б) мотивация ответа.

Оценивалась эта серия методики по тем же уровням:

Высокий уровень – полное и четкое представление.

Средний уровень – правильное, но не достаточно четкое.

Низкий уровень – неправильное представление о моральных нормах.

Целью методики №3 «Моделирование жизненных ситуаций» было определение умения применять знание о моральных нормах в реальных жизненных ситуациях.

Было разыграно несколько ситуаций, которые бы позволили нам судить о нравственных представлениях детей, умении применять знания моральных норм в реальной жизни.

Ситуация №1. «На прогулке».

Участки для малышей и старших детей расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним.

Ситуация №2. «Помощники».

Мальчик, выполняя поручения воспитателя, подклеивал книгу. Вдруг клей нечаянно падает и разливается.

Ситуация №3. «Скорая помощь».

Воспитатель ведет занятие. Помощник воспитателя жалуется на плохое самочувствие и ложится на кровать. Посуда немыта, столы неубраны. Что делать?

Нас интересовало, как дети поведут себя в этих ситуациях.

Анализ результатов эксперимента. Как указывалось выше, в обследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: группа №2 – экспериментальная и группа №1 – контрольная. Анализ данных по каждой группе проводился в сравнении.

Методика №1. Материалом для анализа послужили ответы детей при оценки ситуаций, изображенных на картинках.

Было установлено, что у детей как группы №1, так и группы №2 недостаточно сформирована оценка моральных норм. Представления о моральных нормах находятся примерно на одном уровне. Это видно из таблицы 1.


Таблица 1. Эмоциональная оценка моральных норм

группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№1

75%

65%

70%

90%

70%

75%

65%

90%

80%

90%

№2

75%

70%

75%

90%

75%

80%

70%

90%

85%

90%


Мы выявили процентное соотношение правильных ответов и представили это в виде графика №1. Например, рассматривая картинку №2, на которой мама несет сумки, а мальчик ест мороженное, 13 детей из группы №1 оценили ситуацию как «хорошо», что составило 65% от общего количества, а в группе №2 – 70%. Рассматривая картинку №5, на которой девочка рвет книгу, 14 детей из группы №1 оценили ее как «плохо», что составило 70%, а в группе №2 – 75%. Анализ данных позволил составить график №1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6