Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Исследования показывают,
что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного
воспитания детей с ОНР: в разных видах деятельности успешно формируется
некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и
самостоятельность, интерес к общественному окружению. Правильное воспитание
предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию
нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно
сказываться на формировании его нравственных качеств.
Основные задачи
нравственного воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи заключается в
формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек
поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов
поведения.
В воспитании ребенка с
первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств.
Чувства – особая форма отношения человека к явлениям действительности,
обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
Чувства, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и
сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности
данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто – ни
слово, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и
наше отношение к миру, как наше чувствования: в них слышен характер не
отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее
строя», – говорил К.Д. Ушинский.
Те высокие нравственные
чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны
вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в
готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под
влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Воспитанию нравственных
чувств в истории русской, казахской и зарубежной педагогики всегда уделялось
большое внимание. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского отмечается, что дети
рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых и чутко
реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
Задача воспитания у детей
нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем
добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые завоевывают любовь детей
и своим отношением к труду, своей идейной убежденностью, преданностью Родине.
Дети начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожим на того,
кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Кроме этого педагог заботиться о том,
чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное
содержание своих и чужих поступков.
Сформированные
нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые
побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков
позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или
иного поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия. Одним из таких
способов воздействия является народность в воспитании. Под народностью
понимается своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим
развитием, географическими, природными условиями.
Система воспитания,
построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях
ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и
национальную гордость. Народное воспитание призвано развивать у детей чувство
национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам. Оно
воспитывает у детей чувство долга перед Родиной, приучает их всегда ставить
общие интересы выше личных.
Однако не следует
преувеличивать прочность чувств, сформированных в дошкольном возрасте, но
вместе с тем нужно помнить, что именно в этом возрасте происходит интенсивное
развитие личности человека.
В условиях глобализации
современной цивилизации и развития электронных технологий важнейшим фактором
мирового влияния становится культура, которая рассматривается сверхдержавами в
качестве важнейшего механизма включения тех или иных регионов в сферу своего
влияния.
Мировое сообщество
вступает в новую фазу, в которой доминирующим фактором глобальной политики и
фундаментальным источником конфликтов будут не политические и экономические
разногласия, а, прежде всего, культурно-этнические различия и противоречия.
Объективное или субъективное неравенство партнеров по культурному диалогу
является предпосылкой геополитических влияний.
В этой связи в настоящее
время усиливается борьба за духовное влияние и раздел мирового пространства.
Сегодня стратегическая цель геополитической экспансии мировых лидеров в
отношении развивающихся стран – сделать их себе подобными по политической и
экономической системе, социальному строю, идеологии, психологии, культуре. Все
это породило понятие духовной безопасности как системы условий, позволяющей
культуре и обществу сохранить свои жизненно важные параметры в пределах
исторически сложившейся нормы, ибо выход за рамки нормы под воздействием
различного рода факторов (и, прежде всего, культурного, ценностно-нормативного
характера) ведет к дезорганизации и, в конечном счете, – к национальной
катастрофе, то есть распаду общества как целостной системы в связи с
разрушением структурирующих его духовных оснований.
В связи с вышеизложенным
можно сделать вывод, что одним из действенных механизмов реализации геополитических
задач, и, прежде всего, в плоскости духовной безопасности, является
нравственно-духовное воспитание.
Нравственно-духовное
воспитание – важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных
ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание, которого
детерминированы спецификой «национально-культурного мира», образуемого
историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией.
Реализация задач
нравственно-духовного воспитания рассматривается в качестве важнейшего условия
сохранения отечественной культуры как целостного явления и главной предпосылки
духовной безопасности общества, ибо лишь «культурное самостояние» есть залог
величия народа и независимости.
Казахский народ – один из
тех народов, который ценит и дорожит родственными отношениями. У этого народа
каждое отношение имеет свое негласное обоснование, заложенное в определенных
нормах взаимоотношений (обычаях, традициях), предполагает определенную
последовательность тех или иных действий, их внешнее проявление через обряд,
ритуал.
Таким образом, в аспекте
этнического воспитания развитие личности как субъекта этноса есть ее
формирование в процессе жизнедеятельности и динамического освоения системы
этносоциальных ролей в течение жизни. Показателем гармоничности развития
личности как субъекта этноса является степень освоения ею системы
этносоциальных ролей в соответствии с возрастом и полом, в диалектическом
единстве с системой социальных ролей в обществе, в трудовом коллективе, как
гражданина, семьянина, труженика.
В послании Президента
страны народу «Казахстан – 2030» в разделе «Миссия Казахстана» изложены
основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со
стремление к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет
Центральноазиатским Барсом… Это будет Казахстанский Барс с присущими ему
элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью
и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым… Но если под угрозой
окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой…
Он будет мудр в воспитании потомства… заботясь о его здоровье, образовании и
мировоззрении… Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и
английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей,
быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире».
Поэтому в целях
приоритетного развития системы образования Президентом подписан Указ, которым
1999 год объявлен Годом образования и здоровья детей. Были приняты
Государственные программы «Дети Казахстана», «Ауыл мектебі мен балабакшасы»,
направленные на социальную защиту детей.
Эти задачи находят свое
отражение в Законе «Об образовании». В разделе II «Система образования» статьи
8 «Задачи системы образования» отмечено: воспитание гражданственности и
патриотизма, любви к своей Родине – Республике Казахстан, понимание сущности и
значения государственных символов, уважение к народным традициям, … воспитание
в духе дружбы между народами, осознание прав и обязанностей личности перед
семьей, народом…; создание условий для изучения истории, культуры, обычаев и
традиций казахского и других народов Республики».
Поэтому сегодня уже перед
дошкольными учреждениями стоит сложнейшая задача – воспитать культурную,
творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся
действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития
подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка
опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и
понятна каждому казаху.
Казахстан во все времена
и эпохи был «перекрестком миров», где встречались разные народы и культуры.
Наша земля хранит и помнит историю всех, кто жил здесь когда-то. В Казахстане
приоритет отдается человеку как личности. Обеспечиваются права и свободы
граждан независимо от национальной принадлежности. Главным богатством страны
являются люди – их знания, профессионализм и трудолюбие. Все эти качества
понадобятся малышу в будущем. А будущее начинается сегодня и так важно в жизни,
чтобы внутренний мир маленького человека был красивым и богатым.
Мудрость веков: «Самая
святая птица – хлеб, самое святое имя – человек».
Дети, потомство всегда
были в центре внимания кочевников, семьи и каждого отдельного человека. Дети –
суть и смысл будущей жизни, и семья без наследников, грубо говоря – семья без
будущего. Человек, передавая через детей цепочку жизни, живет «тысячи лет».
«Дом, в котором есть дети – это праздничный базар, шумный и веселый, а дом без
детей – все равно, что молчащая могила – мазар», – говорили наши далекие
предки. Всю свою историческую жизнь проведения на конях в постоянном кочевье,
тысячи раз умирая, и тысячи раз возрождаясь, кочевники с особым вниманием
относились к своему потомству. Все делали для того, чтобы воспитать сильных,
умных, красивых, добропорядочных детей.
Национальное воспитание
придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим
менталитетом, духовностью. Поэтому начинать надо с национального – пословиц,
сказок, песен.
Пословицы – один из древнейших жанров народной
поэзии. Это краткое поэтическое изречение. Красочность и точность языка
пословиц, умение остроумно вставить их в разговорную речь высоко ценятся в
казахском народе. В любой пословице всегда присутствует «педагогический
момент». Пословицы любого народы – это нравственный кодекс. Они обобщают нормы
народной морали, говорят о том, что, прежде всего, ценится в человеке.
Пословицы – не старина,
не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что
ему необходимо сегодня и требуется завтра. Когда в пословице говорится о
прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или
одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме,
соответствует народным идеалам.
Народные пословицы имеют
форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как
этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание
облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма
искусной.
Конечной целью пословиц
всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические
средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой –
оказывают воспитательное влияние, исполняют образовательные функции: повествуют
о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям
народа, дают характерологические оценки личности – положительные или
отрицательные.
В пословицах главное –
этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословица –
выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка им
всех случаев жизни. И педагогические мысли народа несут на себе печать народной
нравственности.
Объясняя детям с ОНР
нравственный идеал пословиц, мы даем представление о настоящем человеке,
связываем его образ с образом героя, храбреца. Каким же должен быть герой?
Пословицы ясно отвечают на этот вопрос. «Ермер» – храбрецы – они мужественны,
благородны, верны своему слову. Честь для них дороже жизни. Любовь к Родине и
народу горит в их сердцах. Они, вместе с тем, щедры и великодушны, скромны и
сдержаны. «Честь героя – честь народа».
Много народных пословиц и
о том, каким должен быть хороший человек. Он должен быть трудолюбив, отзывчив,
гостеприимен, чистосердечен, честен, деловит, прост и строг к себе. Плохой
человек – праздный гуляка, лентяй, болтун, лгун, клеветник, не помнит добра.
«От хорошего – доброе слово, от плохого – сор». «Хороший идет за делом, дурной
– за угощеньем».
По содержанию пословицы
мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, умело, уместно. Основное же
назначение их в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным
и нравственным, контролируется ими.
Тысячелетние достижения
человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища
любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее
время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают
как дети человечества.
Сказки – наиболее популярный жанр устного
народного творчества любого народа. Существенной особенностью этого жанра
является то, что это повествовательный, сюжетный художественный рассказ, в
котором происходит много удивительного и зачастую невероятного. Но при всей
своей фантастичности и диковинности событий и ситуаций все сказки теснейшим
образом связаны в своей основе с подлинной действительностью, с бытом и
хозяйством, с историей. Мир, раскрывающийся в сказках, необычайно пестр,
многолик и многообразен.
Сказки являются важным
воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным
народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали
педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг
для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно
входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Сказки в зависимости от
темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления.
Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос:
«А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на
этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный
материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение
сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и
традиций и даже на бытовые мелочи.
Материалом для народных
сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и
окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа:
трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность
народу и Родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало
сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.
Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют
в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших
характеристик сказок.
Многие народные сказки
внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Во всех
сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими,
временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат
борьбы, результат совместных усилий.
Оптимизм сказок особенно нравится детям и
усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета,
образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим
средством.
Образность – важная особенность сказок, которая
облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В
герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера,
которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие,
остроумие и т.п.
Образность дополняется забавностью
сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были
интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые
образы, но и тонкий и веселый юмор.
Дидактизм является одной из важнейших
особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и
назидательны.
Таким образом, сказки –
сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического
гения.
Песни. В песнях отражаются вековые
ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна,
пожалуй, ни с чем не сравнима. Красота и добро в песне выступают в единстве.
Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни
впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро,
на счастье человека.
Главное назначение песен
– привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.
Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою
очередь, учило прекрасному и доброму. Песней сопровождались все события
народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т.п. Жизнь людей проходила в
песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность
личности. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его,
успокаивают, доставляют радость.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|