бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня бесплатно рефераты

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный университет им. Е.А. Букетова


Социальный факультет

Кафедра социальной адаптации и педагогической коррекции










Дипломная работа

на тему: «Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»




Выполнила:

студентка гр. ДФ-332

Деньгина Ольга Валерьевна

Научный руководитель:

декан социального факультета, к.м.н., доцент

Ахметова Н.Ш.



Караганда 2008
Содержание


Введение

1. Роль этнопедагогики в развитии личности дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Особенности понятий нормы и нарушений речи

1.2 Характеристика детей с ОНР

1.3 Нравственность как основа формирования гармонически развитой личности дошкольников с ОНР

1.4 Проблема нравственного воспитания в Казахстане

1.5 Основные пути и условия формирования нравственных представлений у дошкольников с ОНР

1.5.1 Пословицы, сказки, песни как средства нравственного воспитания

1.5.2 Игра, традиции, искусство как факторы нравственного воспитания

2. Экспериментальное изучение особенностей усвоения детьми с ОНР нравственных представлений

2.1 Методики и результаты констатирующего эксперимента

2.2 Методики и результаты формирующего эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

нравственность нарушение речь этнопедагогика

Введение


Нравственность – это приобретение личности, ее осознаваемая свобода и ответственность.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого важного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

То все – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, к радости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, тотальное отношение к людям разных национальностей. Справедливости ради следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А. Казаева), краеведения как средство патриотического воспитания (Л.А. Кондрыкинская) и некоторые другие.

Великий мыслитель казахского народа Абай Кунанбаев говорил: «Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным, и не будет жить позорно».

В послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030» в разделе «Миссия Казахстана» изложены основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центрально-азиатским Барсом… Это будет Казахстанский Барс с присущим ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым… Но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой… Он будет мудр в воспитании потомства… заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении…Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире».

Поэтому уже сегодня перед дошкольными учреждениями стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому Казахстанцу.

Время быстротечно. Наши сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И поэтому необходимо уже сегодня заботиться о воспитании маленьких граждан Республики Казахстан. Одним из важнейших факторов воспитания гражданственности и патриотизма в любом обществе являются уважение к своему народу и своей земле.

Поэтому вышеуказанное и позволяет считать выбранную тему актуальной.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи III уровня КГКП я/с №6 «Алданыш» в количестве 20 человек.

Предмет исследования: усвоение детьми нравственных норм и представление посредством использования элементов этнопедагогики.

Цель исследования: выявить уровень формирования нравственных чувств и представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:

-          Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.

-          Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством народной педагогики.

-          Выявление уровня нравственных чувств и представлений у дошкольников с ОНР.

-          Выявление наиболее эффективных форм и методов воспитательно-образовательной работы.

Методы исследования:

-          Анализ литературы поданной теме.

-          Констатирующий эксперимент.

-          Формирующий эксперимент.

Рабочая гипотеза: Мы предполагаем, что использование элементов этнопедагогики в воспитательно-образовательном процессе будет способствовать формированию нравственных черт и качеств личности у дошкольников с ОНР III уровня, таких как доброжелательность и отзывчивость, гостеприимство и уважение к старшим, сочувствие и забота о младших.

Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, методических рекомендаций и приложения.

Первая глава отражает теорию проблемы, а также раскрывает основные пути и условия формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня нравственных представлений. Здесь также раскрыта проблема нравственного воспитания в Казахстане.

Вторая глава дает представления о практической части исследования и содержит материалы по изучению особенностей нравственного воспитания дошкольников с ОНР III уровня в КГКП я/с №6 «Алданыш». В этой же главе представлены методики исследования, которые способствовали выявлению уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников с ОНР III уровня. Кроме этого представлены практические разработки по данной теме: занятия, игры, беседы с использованием элементов этнопедагогики, которые позволили сформировать у дошкольников нравственные представления. Эта работа позволила получить эффективные результаты.

В заключении представлено обобщение по формированию у дошкольников с ОНР III уровня нравственных представлений через элементы этнопедагогики в виде выводов и методических рекомендаций.

 

1. Роль этнопедагогики в развитии личности дошкольников с общим недоразвитием речи

 

1.1 Особенности понятий нормы и нарушений речи


Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.

При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

1.      Они не соответствуют возрасту говорящего;

2.      Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3.      Связаны с отклонениями функционировании психофизиологических механизмов речи;

4.      Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

5.      Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

6.      Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально – диалектными и социокультурными факторами.

1.2 Характеристика детей с ОНР

Общее недоразвитие речи – различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнение и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания.

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень речевого развития. Возрастает речевая активность ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, союзами, предлогами. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов. Словарный запас отстает от возрастной нормы. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями.

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм, дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качество, признаки, состояния предметов и действий.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

1.3 Нравственность как основа формирования гармонически развитой личности дошкольников с ОНР

В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Формирование основ моральных качеств человека начинается уже в дошкольном возрасте. О т того, на сколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей с ОНР. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или недоброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношение к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6