бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Инновационные технологии, используемые на занятиях в дошкольном учреждении бесплатно рефераты

·                   Как и другие индивидуальные различия, стили познания не бывают хо-

рошими или плохими. Их определение имеет чисто информативную ценность и помогает увидеть различия.

·                   Тем не менее, некоторые учебные задания требуют от детей использования строго определенного стиля познания – так, орфография лучше всего дается людям, у которых приоритетными являются зрительный стиль познания.

Использование технологии «Шаг за Шагом» ставит перед педагогами ряд вопросов:

- какое содержание образования отобрать, как его преподнести, чтобы оно было близко и интересно детям;

- какие детские источники опыта использовать, каким образом это делать, какие новые найти и предложить, чтобы это содержание детям было интересно осваивать;

- как при этом учесть стремление детей, их склонности и интересы;

- как взрослым и детям научиться понимать друг друга, учитывая особый язык детей, особый характер проявления их чувств.

Для реализации поставленных вопросов команде взрослых (сотрудники детского сада, родители) необходимо сообща определить такие способы организации пространства, которые позволили бы создать единое сообщество детей и воспитывающих их взрослых (см. таблицу №2.1).

Таблица №2.1.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА РЕБЕНКА

должен…


Улучшать понимание детьми математических концепций и усиливать развитие у них математических навыков.

Развивать способность детей к сотрудничеству, чтобы они могли хорошо ладить с воспитателем и другими детьми.

Поощрять развитие у детей уверенности в своих силах и независимости.

Усиливать у детей самоконтроль, чтобы они могли лучше справляться с эмоциями и управлять своим поведением.

Развивать речь детей и навыки общения.

Усиливать физическое и двигательное развитие.

Позволять детям оставаться детьми, чтобы они могли чувствовать себя комфортно и вели себя естественно.

Усиливать любознательность детей, чтобы они стремились исследовать новые материалы.

Улучшать внимание детей, чтобы они могли слушать на занятиях в группе в течение более длительного периода.

Поощрять развитие соответствующих моральных качеств, чтобы дети начали отличать хорошее от плохого, добро от зла.

Способствовать развитию социальных исследований и научных концепций.

Поощрять эстетические выражение с помощью художественных средств, музыки, театра, танца.

Улучшать внимание детей, чтобы они могли слушать на занятиях в группе в течение более длительного периода.

Спонтанную игру детей как важный учебный опят.

Позволять детям питать хорошие чувства в отношении к себе и меть повышенную уверенность в себе.

Позволять детям принимать решения по поводу своего обучения.

Побуждать детей задавать вопросы.

Развивать перцептуальные способности детей, чтобы они могли опознавать размеры и формы предметов.

Кроме того, задача воспитателей детского сада состоит еще и в том, чтобы, войдя в контакт с родителями воспитанников, помочь им найти пути и формы, в которых эта работа может быть продолжена дома, в семье.

В результате работа должна быть найдена согласованная система работы с группой детей и с каждым ребенком в детском саду и семье, базирующаяся на целостном подходе.


2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РЕБЕНКА ГРУППЕ.


Образовательно-воспитательная работа с детьми должны сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы взрослых с детьми, самостоятельную работу дошкольников.

Наряду с общими требованиями, предъявляемыми ко всем детям, программа «Шаг за Шагом» предусматривает вариативность – учитывая индивидуальность каждого, давая возможность любому ребенку отыскивать собственные «модели учения», развиваться в оптимальном для него темпе (см. таблицу №2.2).

Таблица №2.2.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕБЕНКА ОБУЧЕНИЯ


Менее ориентированное на ребенка обучение

Наиболее ориентированное

на ребенка обучение

Воспитатели предписывают детям заниматься одним и тем же одновременно.

Воспитатели признают, что дети развиваются каждый по-своему. По своему собственному расписанию имеют индивидуальные потребности

Воспитатели полностью активны, направляя, говоря, наставляя. Дети большую часть времени работают над поставленными задачами.

Воспитатели  действуют прежде всего как помощниками, а затем обучение происходит главным образом в различных центрах.

Типу материалов, предоставляемых детям, придается мало значения.

Материалы, используемые для обучения, являются жизненно важной частью обучения.

Упор делается на результат конкретного обучения.

Обучение – это постоянный процесс.

Внимание сосредоточено на узко познавательных навыках и на конкретных, фрагментарных разделах содержания.

Разделы содержания группируются по возможности вокруг главных идей. Обучение навыкам происходит в значащем контексте.

Обучение сосредоточено на абстрактно построенных материалах и идеях.

Детям предлагаются конкретные учебные занятия с Известным багажом опыта.

Решения по учебному плану принимаются воспитателем, который пользуется руководством к учебному плану.

Решения по учебному плану основываются не только на руководстве  к учебному плану, но и на наблюдениях воспитателя за детьми и их оценке.

Все решения принимаются воспитателем.

Дети подключаются к принятию решений о том, с кем они хотят работать и что они хотят изучать.


Так, если для ребенка самоценна, например, такая деятельность, как рисование, то такие средства познания, как сенсорные и измерительные эталоны, наблюдение, экспериментирование, моделирование, можно ввести в процесс этой деятельности.

Успех образовательного процесса возможен:

- при создании таких развивающих заданий, лежащих в русле самоценных форм активности ребенка, которые позволяют ему самостоятельно приобрести

новый опыт, совершить открытие, проявить себя творчески;

- при создании социальных условий, необходимы для поддержки разных видов самоценной активности детей;

- при условии непрерывности ориентированного на ребенка обучения.

Сочетание самостоятельного учения ребенка и обучение его взрослым в процессе доброжелательного продуктивного общения как раз и представляет суть личностно-ориентированной дидактики.

Развивающие задания для дошкольников, должны быть направлены на расширение их субъективного опыта и систематизированы вокруг категорий разного характера (таких, как «живое», «неживое», «движение», «качество», «количеств», «причина», «следствие», потребности», «ресурсы» и др.

Задания должны быть составлены так, чтобы у детей была возможность получать образные представления об окружающем мире, расширять составляющие субъективного опыта каждого ребенка.

Успешность выполнения этой цели зависит от:

- диагностирования детей с целью определения психологических особенностей каждого ребенка, подготовки рекомендаций для обучающихся взрослых;

- составления проектов (тем) программ работы с детьми по каждому виду деятельности (игра, спорт, литературно-художественная, художественно-изо- бразительная, музыкально- театрализованная, речевое общение, труд.


2.6. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ «STEP by STEP»


Миссия Фонда Сороса (Нью-Йорк) состоит в том, чтобы оказать посильное содействие демократическим силам в странах центральной и восточной Европы. Одним из путей реализации данной миссии является помощь в образовании молодого поколения. Педагоги 28 стран мира (в т.ч. Белоруссия, Болгария, Молдова, Россия, Румыния, Украина, Эстония) выразили согласие поддержать эту инициативу. Эту инициативу поддержали и педагоги Казахстана. Мы являемся 23 страной принявшей данную программу. Наш учебно-воспитательный центр принял эту программу в 1998 году.

Данный проект характеризуется следующими моментами:

1)                Разработка программы на основе сотрудничества между американскими и европейскими специалистами в области дошкольного образования.

2)                Реализация программы во многих странах.

3)                Техническая помощь (как программная, так и методическая).

4)                Исследования результатов проводимое всеми странами участницами.

Что из себя представляет данный документ?

Это «рабочая программа», которая развивается и зреет по мере реализации проекта. Этот документ не догма. Он называется «рабочей» поскольку подлежит дальнейшему совершенствованию в процессе работы. По мере доработки и адаптации программы должна объединить все лучшее, что накоплено в практике. Программа должна быть адаптирована к особенностям национальных традиций и практики той страны, в которой она опробируется.

Рабочая программа будет изменяться и развиваться за счет выявления и заполнения пробелов, обогащение содержания.

Включение в программу материалов, игр, режимных моментов, торжественных событий помогут развитию программы. 

Что даёт данная программа детям?

Нашим детям в течение всей их жизни придется сталкиваться с различными изменениями в окружающей среде, науке, технике.

Быстрые перемены происходящие в сегодняшнем мире, делают воспитание у детей желания постоянно учиться. Другими славами наши дети должны не получать готовые знания, а добывать их самостоятельно.

Чтобы подготовить ребёнка к самостоятельности в области учебы, необходимо заложить базовые элементы установок, знаний, умений, жизненно важных для решения сегодняшних проблем.

В программе признается, ценится, стимулируется развитие тех способностей, которые необходимы в современном мире.

К ним относятся следующие способности:

- принимать перемены и порождать их.

- критично мыслить, осуществлять выбор.

- ставить и решать проблемы.

- быть творческим, находчивым, обладать воображением.

- заботиться о обществе, окружающей среде.

Чтобы добиться от детей этих способностей, прежде всего нужно начинать с себя, сломать свою авторитарность.

Программа рассчитана для детей от 3 до 6 лет и их семей.

Неизменным атрибутом программы является следующее:

1)                Индивидуализация для каждого ребёнка.

2)                Помощь детям в отсутствии выбора посредством планирования деятельности и их организации центров активности.

3)                Участие семьи.

Индивидуализация.

Из опыта работы мы знаем, что каждый ребёнок растёт и развивается в собственном темпе. Мы воспитатели выступаем в роли организатора данного процесса, организации пространства, видов деятельности в соответствии с уровнем развития каждого ребёнка.

Мы должны предусмотреть работу ребёнка в малых группах над индивидуальными заданиями под руководством воспитателя и совместную самостоятельную деятельность.

Ребёнку должно быть дано время для выбора занятия, Это помогает ребёнку реализовать свои интересы и возможности.

Философия программы.

1.                 Ребёнок должен быть вовлечен в процесс учения, тогда только его развитие идет лучше.

2.                 Создание условий стимулирующие исследование, инициативу, творчество.

3.                 Педагог должен обладать знаниями о закономерностях развития ребёнка и обеспечивать всем необходимым процесс учения.

4.                 Подготовка цели перед ребёнком или группой в целом.

5.                 Учитывать интересы детей.

6.                 Учитывать индивидуальные возможности детей.

7.                 Поддерживать совместную познавательную активность.

Существует несколько подходов в процессе обучения:

I) Педагог сообщает ребёнку информацию, которая проанализирована и разбита на отдельные задания и подается в определенной последовательности. Ребёнок переходит от ступеньки к ступеньки, после тщательного оценивания уровня ребёнка.

II)               Программа Сороса основывается на теориях Жанна Пиаже, Эрика Эриксона, Льва Семеновича Выготского. Программа основывается на трёх основных направлениях:

1)                Конструкционизм.

2)                Соответствие практики воспитания развитию ребёнка.

3)                Прогрессивное обучение.

Ребёнок обучается через осмысление окружающего мира. При этом обучение выступает как процесс взаимодействия между ребенком и взрослым, ребёнком и другими детьми, а так же через взаимодействие с окружающей средой.

Дети должны сами сформировать сое собственное миропонимание. Взрослые должны обеспечить ребёнка различными средствами, оказать помощь, руководить его действиями и поддерживать интерес для эффективности обучения.


Программы помогает детям:

I)  Выстроить собственное понимание:

а) физического мира.

б) социальной и культурной деятельности.

в) логики и математике

г) устного и письменного слова.

II)  Стимулирует:

а)  физическое развитие.

б)  социальное и эмоциональное.

III)            Предоставляет детям:

а)  много время для исследования окружающей среды.

б)  обучаться самыми различными путями и способами.

в) предоставляет место для того, чтобы разобраться в своих чувствах, ощущениях.

г)  возможность выбора занятия.

д)  место для демонстрации своих работ.

IV)  Программа предполагает что педагог:

1)                Понимает, как развивается ребёнок.

2)                Уделяет время для наблюдения за детьми в процессе игры и занятий.

3)                Тщательно планирует групповые и индивидуальные задачи

4)                Обеспечивает среду.

5)                Проявляет уважение к детям, ценит их идеи.

6)                Стимулирует детей к разрешению собственных проблем, поощряет уважительное отношение друг к другу.

7)                Ставит исследовательские вопросы, которые заставляют детей искать ответы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8