Инновационные технологии, используемые на занятиях в дошкольном учреждении
Ученье без
отторженья характеризует:
·
требовательность
без принуждения, основанная на доверии;
·
увлеченность,
рожденная интересным преподаванием;
·
замена
принуждение желанием, которое порождает успех;
·
ставка на
самостоятельность и самодеятельность детей;
·
применение
косвенных требований через коллектив.
Новая
трактовка индивидуального подхода.
Суть нового
индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного
предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей,
которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка
индивидуального подхода включает:
·
отказ от
ориентировки на среднего ученика;
·
поиск
лучших качеств личности;
·
применение
психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности,
направленность, Я – концепция, качества характера, особенности мыслительных
процессов);
·
учет
особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
·
прогнозирование
развития личности;
·
конструирование
индивидуальных программ развития, его коррекция.
Формирование
положительной Я-концепции личности.
Я-концепция – это
система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе
которых она строит свое поведение.
В детсадовские
годы Я-концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности.
Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, я значу)
способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлен6ием
личности. Отрицательная Я-концепция (я не нравлюсь, не способен, не нужен)
мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в
отрицательную сторону.
Личностный подход
включает как одну из важнейших задач формирование у ребёнка положительной
Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:
·
видеть в
каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в
нее («Все дети талантливы» - вот убеждение воспитателя);
·
создавать
личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы
жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;
·
исключить
прямое принуждение, а также акценты на отстаивание и другие недостатки ребенка;
понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не
нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его
поступок»);
·
представлять
возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В
каждом ребенке – чудо; ожидай его!».
Дидактический
активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический
активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает
принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить
сегодня детей:
·
содержание
обучения рассматривается как средство развития личности, Ане как самодовлеющая
цель школы;
·
обучение
ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
·
идет
объединение, интеграция дисциплин;
·
вариативность
и дифференциация обучения;
·
используется
положительная стимуляция ученья.
Совершенствование
методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей,
используемых в авторских системах педагогов-новато- ров: опорных сигналах В.Ф.
Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в
идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А.
Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и
исполнительских И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в
игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях
гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М. Неменского и др.
Концепция
воспитания
Концептуальные
положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым
развивается воспитание в современном детском саде:
- превращение
сада Знания в сад Воспитания;
- постановка
личности ребенка в центр всей воспитательной системы;
- гуманистическая
ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие
творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
- возрождение
национальных и культурных тенденций;
- сочетание
индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка
трудной цели.
Идеология и
технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы
методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание
образования.
1.9.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ.
Принцип
активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в
дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности,
которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в
усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам.
Такого рода
активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием
целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации
педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология
обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в
некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу
эффективности результатов.
К таким
технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные
технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева,
Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.
1.10.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Игровая
деятельность
Игра на ряду с
трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный
феномен нашего существования.
По определению,
игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссозданием и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
В человеческой практике
игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную
(это основная функция игры – развлекать, доставить удо- вольствие, воодушевить,
пробудить интерес);
-
коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации
в игре как полигоне человеческой практики;
-
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других
видах жизнедеятельности;
-
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознания в
процессе игры;
- функцию
коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная
коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализация:
включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого
общежития.
С.А.Шмаков
выделяет четыре главные черты присущие большинству играм:
·
свободная
развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради
удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата
(процедурное удовольствие);
·
творческий,
в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности
(«поле творчества»);
·
эмоциональная
приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция,
аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
·
наличие
прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную
последовательность ее развития.
В структуре игры
как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели,
а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как
субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью,
возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения
потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры
как процесса входят:
а) роли, взятые
на себя играющими;
б) игровые
действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое
употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные
отношения между играющими;
д) сюжет (содержание)
– область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры
невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреак - тивными возможностями.
В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна
перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих
отношений и проявлений в труде.
Игру как метод
обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с
древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных
и других учреждениях. В современном детском саду, делающий ставку на
активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность
используется в следующих случаях:
- в качестве
самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного
процесса;
- как элементы
(иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве
занятия или его части (введении, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля);
- как технология
культурно-досуговой работы (игры типа «Поле чудес», «Звездный час», «Умники и
Умницы» и др.).
Понятие «игровые
педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических
игр (см. схема № 1.2.).
Педагогическая
игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма
занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как
средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
По области деятельности
По характеру педагогического
процесса
По игровой методике
По предметной области
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Математические.
Химические, Биологические,
Физические, Экологические
|
|
|
|
|
|
|
Обществоведческие,
Управленческие,
Экономические,
Коммерческие
|
|
|
|
|
|
По игровой среде
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настольные,
Комнатные,
Уличные,
На местности
|
|
|
|
|
|
Технические,
Со средствами передвижения
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|
|