Инновационные технологии, используемые на занятиях в дошкольном учреждении
|
|
|
Схема №1.2.
Педагогические игры
Реализация
игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким
основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой
задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент
соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное
выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру
педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие,
тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б)
познавательные, воспитательные, развивающие;
в)
репродуктивные, продуктивные, творческие;
г)
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология
педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из
применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и
игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным
дисциплинам.
И, наконец,
специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на
местности, компьютерные и ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификационные
параметры игровых технологий
По уровню
применения: все уровни.
По философской
основе: приспосабливающаяся.
По основному
фактору развития: психогенные.
По концепции
усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По ориентации на
личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.
По характеру
содержания: все виды + приникающие.
По типу
управления: все виды – от системы консультаций до программной.
По
организационным формам: все формы.
По подходу к
ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему
методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению
модернизации: активизация.
По категории
обучаемых: массовая, все категории.
Спектр
целевых ориентаций
§
Дидактические:
Расширение
кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической
деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие
трудовых навыков.
§
Воспитывающие:
Воспитание
самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций,
нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание
сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
§
Развивающие:
Развитие
внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить
аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии,
умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
§
Социализирующие:
Приобщение к
нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль,
саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные
основы игровых технологий
·
Психологические
механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности
личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции,
самореализации.
·
Л.С.
Выготский считал [Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка,
средство усвоения социальных установок].
·
А.Н.
Леонтьев считал [Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация
нереализуемых интересов»].
·
Способность
включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра
имеет свои особенности.
·
Содержание
детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является
предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и,
наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам
общественного поведения и отношения между людьми.
·
Д.Б.
Эльконин отмечал [В возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей
деятельности, имеющий для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей
деятельности возникают и формируются соответствующие психические
новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста].
Особенности
игровых технологий
Все следующие за
дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший
школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная,
старший школьный возраст – учебно-проффесиональная деятельность) не вытесняют
игру, а продолжают включать ее в процесс.
Игровые
технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок
овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями,
начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя
наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка
формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему
переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных
чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку
включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате
освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к
общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
1.11.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Технология
проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в
советском и зарубежном саду. Проблемное обучение основывается на теоретических
положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952),
основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был
заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом
проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у детей
спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре
инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения,
исследовательский.
Для
удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников
познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети
вовлекались в игру и практическую деятельность – труд.
В 1923 г. в СССР
были «комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба
за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Классно-урочная
система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным
методом. Однако в 1923 г. постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены
методическим прожектерством и отменены.
Под проблемным
обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и
происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями
и развитие мыслительных способностей (см. схема №1.3.).
Классификационные
параметры технологии
По уровню
применения: общепедагогическая.
По философской
основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По основному
фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
По концепции
усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
По ориентации на
личностные структуры: 1)ЗУН + 2)СУД
По характеру
содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая +
технократическая, проникающая.
По типу
управления: система малых групп.
По
организационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к
ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему
методу: проблемная.
По направлению
модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.
По категории
обучаемых: массовая, все категории.
Целевые ориентации
§
Приобретение
ЗУН.
§
Усвоение
способов самостоятельной деятельности.
§
Развитие
познавательных и творческих способностей.
По содержанию неизвестного Х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х-условие выполнения деятельности
|
|
|
По уровню проблемности
По виду рассогласования информации
По типу управления познавательной деятельностью
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Игровые
проблемные ситуации
|
|
|
Проблемный фронтальный эксперимент
|
|
|
|
Мысленный
проблемный
эксперимент
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема №1.3.
Проблемная ситуация.
Концептуальные
положения (по Д. Дьюи)
·
Ребенок в
онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
·
Усвоение
знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
·
Ребенок
усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как
результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь
активным субъектом своего обучения.
·
Условиями
успешности обучения являются:
- проблематизация
учебного материала (знания – дети удивления и любопытства);
- активность
ребенка (знание должны усваиваться с аппетитом);
- связь обучения
с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Особенности
содержания
Проблемное
обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому
требуется адекватного конструирования дидактического содержания материала,
который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Сама логика
научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций, поэтому
часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из
истории науки. Однако такой путь познания был бы слишком неэкономичен;
оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного
изложения с включением проблемных ситуаций.
Проблемные
ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню
проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим
особенностями.
Особенности
методики
Проблемные методы
– это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной
познавательной деятельности детей, состоящей в поиске и решении сложных
вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умения видеть за отдельными
фактами явление, закон.
В современной
теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций:
психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности детей, вторая
представляет организацию учебного процесса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|