Инновационные технологии, используемые на занятиях в дошкольном учреждении
·
Способ,
метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:
догматические, репродуктивные, объяснительно-иллю-стративные,
программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения,
саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие
и др.
·
По
категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:
- массовая
(традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
- технологии
продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического,
лицейного, специального образования и др.);
- технологии компенсирующего
обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
- различные
виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
- технологии
работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
1.6.
ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Описание
технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что делает
возможным ее воспроизведение.
Описание (и
анализ) педагогической технологии можно представить в следующей структуре.
1. Идентификация
данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией
(классификационной системой).
2. Название
технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо
применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации
учебно-воспитательного процесса.
3. Концептуальная
часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии,
способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):
·
целевые
установки и ориентации;
·
основные
идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция
усвоения);
·
позиция
ребёнка в образовательном процессе.
4.
Особенности
содержания образования:
·
ориентация
на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);
·
объем и характер
содержания образования;
·
дидактическая
структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.
5.
Процессуальная
характеристика:
·
особенности
методики, применения методов и средств обучения;
·
мотивационная
характеристика;
·
организационные
формы образовательного процесса;
·
управление
образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
·
категория
учащихся, на которых рассчитана технология.
6.
Программно-методическое
обеспечение:
·
учебные
планы и программы;
·
учебные и
методические пособия;
·
дидактические
материалы;
·
наглядные
и технические средства обучения;
·
диагностический
инструментарий.
Экспертиза
педагогической технологии является многоаспектной.
Концептуальная
часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности,
гуманизма и демократизма, современности.
Содержание
образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий
общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения
и социального заказа.
В процессуальной характеристики,
прежде всего, определяется целесообразность и оптимальность отдельных
элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность
содержанию образования и контингенту обучаемых.
Программно-методическое
обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности,
достаточной полноты и реальности осуществления.
Главным критерием
оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность.
Выполнение этих требований рассматривается в приложении к воспитателю, ребенку
и общественно-родительскому контингенту лиц.
1.7.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
Личностно-ориентированные
технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии
и педагогики.
В центре внимания
личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации),
открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный
выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижения личностью таких
качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной
передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Своеобразие
парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации
на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в
соответствии с природными способностями.
Содержание
образования представляет собой среду, в которой происходит становление и
развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность,
обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Технологии
личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания,
соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на
вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию
деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том
числе компьютер), перестраивают содержание образования.
Личностно-ориентированные
технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному
подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы,
сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
1.8.
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
Педагогика
сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических
обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в
образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в
обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.
Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской
(К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я.
Корчак, К. Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.
Педагогику
сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технология,
являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником
прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные
педагогические технологии как их часть.
Классификационные
характеристики технологии
«Педагогика
сотрудничества»
По уровню
применения: общепедагогическая.
По философской
основе: гуманистическая.
По основному фактору
развития: комплексная: био-, социо- и психогенная.
По концепции
усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.
По ориентации на
личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру
содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая,
общеобразовательная, проникающая.
По типу
управления: система малых групп.
По
организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая,
дифференцированная.
По подходу к
ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему
методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории
обучаемых: массовая (все категории).
Целевые
ориентации
§
Переход
от педагогики требований к педагогике отношений.
§
Гуманно-личностный
подход к ребенку.
§
Единство
обучения и воспитания.
Концепция
сотрудничества
Технология
сотрудничества трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых
и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг
друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Как система
отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают
отношения «воспитатель – ребенок». Традиционное обучение основано на положении
воспитателя в качестве субъекта, а ребенка - объекта педагогического процесса.
В концепции сотрудничества это положение заменяется представлениям об учение
как о субъекте своей учебной деятельности.
Поэтому два
субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами,
партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но
обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над
другим.
Сотрудничество в
отношениях «воспитатель-ребенок» реализуется в общей жизнедеятельности школьных
коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания,
сотворчества, соуправления).
Особенности
содержания и методики
В педагогике
сотрудничества выделяют четыре направления:
·
Гуманно-личностный
подход к ребенку.
·
Дидактический
активизирующий и развивающий комплекс.
·
Концепция
воспитания.
·
Педагогизация
окружающей среды.
Гуманно-личностный
подход
Гуманно-личностный
подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной
совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным
результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя,
воспитательного учреждения в целом.
Такой подход
обращает учебное заведение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где
таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы
и справедливости, добра и счастья. Цель детского сада – разбудить, вызвать к
жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и
свободного развития личности.
Гуманно-личностный
подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено,
коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он
объединяет следующие идеи:
·
новый
взгляд на личность как цель образования, личностную направленность
учебно-воспитательного процесса;
·
гуманизацию
и демократизацию педагогических отношений;
·
отказ от
прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
·
новую
трактовку индивидуального подхода;
·
формирование
положительной Я - концепции.
Новый взгляд на
личность представляют собой следующие позиции:
·
личность
проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная
человеческая личность;
·
личность
является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
·
личность
– цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних
целей;
·
каждый
ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
·
приоритетными
качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь,
трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманизация и
демократизация педагогических отношений.
Личностные
отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты
учебно-воспитательного процесса.
Гуманное
отношение к детям включает:
·
педагогическую
любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
·
оптимистическую
веру в ребенка;
·
сотрудничество,
мастерство общения;
·
отсутствие
прямого принуждения;
·
приоритет
положительного стимулирования;
·
терпимость
к детским недостаткам.
Демократизация
отношений утверждает:
·
уравнивание
воспитателя и ребенка в правах;
·
право
ребенка на свободный выбор;
·
право на
ошибку;
·
право на
собственную точку зрения;
·
соблюдение
Конвенции о правах ребенка;
·
стиль
отношений воспитателя и ребенка: не запрещать, а направлять; не управлять, а
соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не
ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Ученье
без принужденья.
Основным
содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не
дающего результата средства. Проблема – не в абсолютизации принципа, а в
определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это
есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает,
замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких
рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|