бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников бесплатно рефераты

-       Наблюдение за детьми, выполняющими индивидуальные занятия,

-       Конкурсы, в которых они проявили бы свои индивидуальные особенности. Такие конкурсы, где учащимся приходилось отдавать предпочтение тому или иному виду деятельности, соответственно имелась возможность наблюдать за изменением мотивов, ориентирующих деятельность учащихся.

По итогам данных исследований была составлена таблица, в которой отражается, как в количественном отношении изменился уровень воспитанности у учащихся класса.

Уровень воспитанности

До опытной работы по индивидуализации воспитания

После опытной работы по индивидуализации воспитания

Высокий

9

10

Средний

14

13

Низкий

3

3


Заключение

 

Каждый школьник воспитывается в коллективе. Педагог должен заниматься воспитанием каждой личности. Это очень сложно сделать, не зная того какие индивидуальные особенности имеет каждый учащийся. Воздействую на коллектив педагог формирует, прежде всего, общее и создает тем самым основу для перерастания общего в индивидуальное. Поэтому очень важным является осуществление индивидуального подхода к учащимся. Чтобы осуществить принцип индивидуального подхода в воспитании необходимо совершать какие–то действия, т.е. находиться в педагогической деятельности, которая обеспечивает процессы индивидуализации человека.

Индивидуализация – есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, особого, своеобразного, того, что заложено в данном  индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.

При использовании нами понятия «индивидуализация» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются  индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения воспитания (например, свойства характера или темперамента); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж и необходим (например, общие умственные способности); 3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всем объеме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде воспитательной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.

Очень важной является связь между возрастными и индивидуальными различиями школьников. Их необходимо учитывать, не допуская игнорирования. Возрастные особенности изменяются под влиянием воспитания и общественной среды. Возрастные особенности психики проявляются по–разному,  в зависимости от условий воспитания. Возрастные показатели психического развития, в отличие от показателей физического развития, чрезвычайно изменчивы, колеблются в очень широких пределах.

Далее естественно задать вопрос как осуществить индивидуализацию в процессе воспитания школьников? Для этого необходимо знать способы диагностики индивидуальных особенностей, а затем уже в соответствии с результатами диагностирования проводить индивидуализацию воспитания. А для этого необходимо грамотно составить индивидуальную программу воспитания.

Нами была проведена экспериментальная работа по диагностированию старшеклассников и на основании выводов этой работы совершена попытка индивидуализации процесса воспитания старшеклассников. Можно сказать, что задачи, поставленные в данной выпускной квалификационной работе, были выполнены, и роль индивидуализации в воспитании личности школьников была отражена. Исследование подтвердило, что повышение эффективности формирования личности каждого школьника возможно, если будет реально осуществляться индивидуализация в процессе воспитательной работы.

П.П. Блонский говорил: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого - одинаковые».


Библиографический список

 

1.              Алимова, М.К., Козлова, В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.

2.                            Артюхова, И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Первое сентября, 2003.

3.                            Байбородова, Л.В., Рожков, М.И. Воспитательный процесс в современной школе. -  Ярославль, 1998.

4.              Беберханова, В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка// Классный руководитель №3, 2000 год, стр. 39 – 48.

5.                            Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

6.                            Болдырев, Н.И. методика воспитательной работы в школе. – М.: Просвещение, 1981.

7.                            Верцинская, Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Минск «Народная асвета», 1983.

8.                            Газман, О.С., Иванов, А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). - М., 1982.

9.                            Зюбин, Л.М. Психология воспитания. - М.: Высшая школа, 1991.

10.                       Изучение личности школьника учителем/ Под ред. Васильевой, З.И., Ахаян, Т.В. – М.: Педагогика, 1991.

11.                       Корчак, Я. Воспитание личности. – М.: Просвещение, 1992.

12.                       Корягина, О.П. Изучение личности учащихся// Классный руководитель № 6, 2003 год, стр.138-143.

13.                       Корягина, О.П. Проблемы подросткового возраста// Классный руководитель № 1, 2003 год, стр.89-93.

14.                       Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка. - М., 1972.

15.                       Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976.

16.                       Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формированию к развитию. – М.: Ростов-на-Дону: Учитель, 2000.

17.                       Личность в воспитательной системе школы/Под ред. А.В. Гаврилина и Л.И. Новиковой. - Владимир, 1993.

18.                       Макаренко, А.С. О воспитании: Сб. – М.: Политиздат, 1990.

19.                       Методика воспитательной работы/Под ред. Сластениной. - М.: Издательский центр Академия, 2002.

20.                       Методика воспитательной работы: Учебное пособие/ Байкова, Л.А., Гребенкина, Л.К., Еремкина, О.В., Известнова, Е.В., Кирьянов, А.И. – Рязань, 1993.

21.                       Новосельцева, М.М. Программа и организация воспитательной работы// Классный руководитель №4, 2001 год, стр. 90 – 98.

22.                       Организация индивидуальной работы с трудновоспитуемыми подростками. – Киров, 1982.

23.          Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Педагогика, 1975.

24.                       Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека. - М., 1995.

25.                       Словарь – справочник по педагогике. - К.: ВГПУ, 2000.

26.                       Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Пед.поиск, 2000.

27.                       Степаненко, Л.Н. Методика определения уровня воспитанности учащихся гимназии №1 г. Белгорода// Классный руководитель №6, 2003 год, стр.87-97.

28.                       Титова, Е.В. Если знать как действовать. - М., 1993.

29.                       Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.

30.                       Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

31.                       Шахмаев, Н.И. Учителю о дифференцированном обучении. - М., 1989.

32.                       Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М., 1997.

33.                       Щуркова, Н.Е., Питюков, В.Ю., Савченко, А.П., Осипова, Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.

34.                       Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа с родителями о возрастных особенностях подростков

Каждый возраст имеет свои особенности, также и данный. В чем же они?

Во-первых, в данном возрасте изменяется интеллектуальная сфера жизни школьника. Его умственное своеобразие заключается не в объеме и не в качестве усвоения знаний, умений и навыков, а в творческом характере мышления, который обеспечивает раскрытие способностей.

Во-вторых, в этом возрасте они являются индивидуально своеобразными. Существует три вида положительного своеобразия школьников в данном возрасте и три отрицательного.

Положительное своеобразие:

•        Учащиеся   с   глубоким   развитием   многих   способностей,   они
формируются    в    результате    требовательности    к    себе    быть
ответственным;

•        С нормальным общим развитием, высоким уровнем способностей
в каком-то одном направлении.

Эти 2 вида наиболее распространены. Реже встречаются школьники инертные, пассивные в различных видах деятельности, но причина, чаще всего низкие физические возможности, пробелы в знаниях и умениях.

Например, в течение нескольких лет девочка с тяжелой формой сердечной недостаточности была прикована к постели, обучалась на дому. После операции она стала посещать уроки. Часто она признавалась, что устает. Постоянное напряженное внимание усиливало эмоциональную чувствительность, обостряло интерес к поэзии, музыке. У нее не было выдающихся музыкальных способностей, но она постоянно совершенствовала себя в игре на фортепиано.

Главная особенность таких учащихся - компенсация своих слабостей и недостатков за счет использования односторонне развитой способности. Т.о. эти все 3 вида положительного своеобразия характеризуются успехами ученика в одной или нескольких видах деятельности, т.е. способствует выработке самостоятельности, уверенности в себе и высокой работоспособности.

Отрицательное своеобразие школьников - следствие искажений и отклонений в направленности личности.

В этом возрасте негативный опыт поведения связан с видом направленности:

1.  направленность подчинена поискам выгодной деятельности;

2.            направленность на удовольствия;

3.            ярко     выраженная     эгоистическая     направленность,     которая свойственна человеку, стремящемуся утвердить свое «я» любым путем.

Условия для подобных отклонений, прежде всего, создает семья.

Школьники с отрицательной индивидуальным своеобразием характеризуются быстрой утомляемостью, неуверенностью в себе или излишней     самоуверенностью.     Основной     причиной     отрицательного своеобразия в этом возрасте являются неудачи в деятельности. Становление индивидуальности в этих условиях происходит в острых противоречиях между способностями и возможностями их применения. Это бывает либо из-за умственной пассивности, наступающей вследствие низкого общего развития (нежелание учиться, напрягать умственные силы, совершенствовать способности), либо из-за скачкообразного развития (периодические спады и подъемы активности учащихся). В обоих случаях отрицательное в школьнике укрепляется, вытесняя положительное, ослабляя способности.

Индивидуальное своеобразие, связанное с жизненными планами личности, также может быть положительным, либо отрицательным в зависимости от духовных ценностей личности, ее нравственных качеств. Их формирование - главное условие развития индивидуальных особенностей ученика на протяжении всех лет учебы.

Также этот возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверия к ним, ожидание их одобрения и оценок.

Важнейший фактор развития в этом возрасте - общение со сверстниками, которые являются ведущим видом деятельности этого периода.

Для понимания этого возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо знать, что данный возраст относится к критическим периодам жизни человека. Подросток провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к их наложению, чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов. Именно в ходе этого столкновения подросток узнает себя, свои возможности. Если же этого не происходит, то в дальнейшем может проявиться либо запоздалый и бурно протекающий кризис 17-18 лет, либо затяжная инфантильная позиция «ребенка», в молодости или даже в зрелости.

Т.о. позитивный смысл кризиса заключается в том, что благодаря ему, благодаря борьбе за независимость, проходящей в относительно безопасных условиях, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него формируются способы поведения, которые позволяют ему справиться с жизненными трудностями в дальнейшем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7