бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников бесплатно рефераты

Далее попытаемся дать краткий обзор организационных возможностей индивидуализации воспитательной работы. Для этого, как и в России, так и за рубежом на практике использовались многие варианты индивидуализации. Все они могут быть подведены под три основных:

1.        дифференциация воспитания, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для проведения воспитательной работы. Таким образом, создаются так называемые гомогенные группы. Их разделяют на два типа:

-                    созданные на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;

-                    сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья;

2.        внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация воспитательной работы;

3.        прохождение курса в индивидуально различном темпе: акселерация или ретардация.[29]



 Возрастные и индивидуальные различия школьников

Чрезвычайно актуален сложный вопрос о единстве, различие и взаимоотношениях возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков и юношей.

Учет возрастных особенностей чрезвычайно важен в воспитании вообще и в реализации индивидуализации в частности.

Во – первых, через определенные возрастные стадии неизбежно проходит развитие любого человека; особенности возрастного развития оставляют нередко заметный след на всю жизнь в индивидуальном обмене личности; более того, сама специфика возрастного развития частично обуславливается ее индивидуальными особенностями.

Во – вторых, в воспитании возрастная дифференциация учащихся является доминирующей, и учитель никак не может не учитывать возрастные особенности своих учеников.

Возрастные различия, так же как индивидуальные особенности, необходимо учитывать, не допуская их игнорирование. Возрастные особенности изменяются под влиянием воспитания и общественной среды. Возрастные особенности психики проявляются по–разному,  в зависимости от условий воспитания. Возрастные показатели психического развития, в отличие от показателей физического развития, чрезвычайно изменчивы, колеблются в очень широких пределах.

Возрастные особенности находятся в нерасторжимом единстве с индивидуальными особенностями. Вместе с тем возрастные и индивидуальные особенности не тождественны и не относятся друг к другу, как род и вид.

По – видимому, главных различий между этими особенностями два: различие по степени постоянства той или иной особенности и различие по степени распределения ее среди учащихся.

Во – первых, возрастные особенности переходящи, индивидуальные особенности более стабильны. Во – вторых, возрастная особенность обладает тенденцией к проявлению в поведении всех без исключения представителей того или иного возрастного этапа в развитие. Индивидуальная же особенность распределяется в гораздо меньшем круге представителей данного возраста. Как предлагают Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, «возрастные особенности всегда существуют в форме индивидуальных вариантов развития».[23]

Для того, чтобы полностью раскрыть тему работы, необходимо рассмотреть, как связаны индивидуальные особенности и особенности подросткового возраста, т.к. опытная работа проводилась в подростковых классах. Стало своеобразной модой считать подростковый возраст трудным.[9] Думается, что это не только неправильно, но и вредно. Считая трудности неизбежными, взрослые иной раз оправдывают неблаговидные поступки подростков и прощают там, где надо наказывать, заискивают перед учащимися, оправдывают свое педагогическое бессилие трудностями возраста, тем самым, облегчая свой труд, лавируя между подводными камнями воспитания. Конечно, есть серьезные трудности в воспитании подростков. Они достаточно серьезны, своеобразны, но и обусловлены во многом психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью и относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями организма, повышенными притязаниями к окружающему, переоценкой своих возможностей, своей самостоятельности, самоуверенностью. При неблагоприятных условиях воспитания возрастные особенности становятся своеобразными «катализаторами» существенных недостатков личности. Повышенная возбудимость нервной системы приводит к нервному заболеванию. Чрезмерные притязания, вовремя не скорректированные, перерастают в наглость. Самоуверенность лишает человека возможности правильно оценивать ситуацию и себя самого и т.д. Поэтому при анализе поведения учащегося надо серьезно разобраться в причинах его недостатков и не сводить их лишь к возрастным особенностям.

Но нужно отметить и достоинства этого возраста: острый и пытливый ум, интенсивно протекающую социализацию, повышенное внимание и интерес к социальным, нравственным, эстетическим проблемам, острый интерес к человеку, к его сущности, к смыслу жизни. Все эти качества исключительно благоприятствуют воспитанию. Если педагог знает особенности этого возраста, не стремится «давить» на подростка, подчинить его себе, видит в нем не только объект воспитания, но и личность, уважает ее, сотрудничает с ним, то для такого педагога этот возраст не является трудным.

К шестнадцати-семнадцати годам умственные способности человека получают значительное развитие. Закладывается основа активной самостоятельной умственной деятельности. Поэтому идет ли речь о разработке какого-то технологического процесса, или о математической задаче, или об образе литературного героя – надо дать учащемуся возможность самостоятельно провести необходимый анализ и обобщения, сравнения и сопоставления, сделать выводы. Крайне опасны попытки некоторых преподавателей втискивать мысль учащегося в привычное стандартное русло («так считают старшие, более опытные люди, так написано в учебнике»), тянуть его на поводу логики педагога. Старшим подросткам присущи импульсивность, излишняя запальчивость, самоуверенность. Игнорирование этого педагогами, отсутствие должной коррекции поведения учащихся может привести к формированию самоуверенности как качества личности, своеволию, породить анархический подход к жизненным явлениям, наконец, к порочным установкам. Окрик, запрет, авторитарность – не выход из положения. Более того, как известно, они вызывают негативизм подростка, отрицательное отношение к людям, пытающимся оказывать на него давление, приводят к конфликтам. В чем же выход? Думается, разрешение указанного противоречия возможно при реальном сотрудничестве педагога (воспитателя) с подростком, которое проявляется в следующем:

§                       безусловное уважение к личности подростка, его праву на самостоятельное мышление и действие (конечно, в рамках установленных обществом правил и законов, что подросток должен хорошо понимать), соблюдение должного такта;

§                       терпимость к мнению подростка, умение выслушать человека до конца;

§                       апелляция к коллективу, сопоставление мнения подростка с мнением его товарищей;

§                       умение в споре с подростками признать свою ошибку, если она допущена, или аргументировано, логично, убедительно доказать свою правоту;

§                       наконец, обращение к авторитетам.

На последнем надо остановиться особо. Обращение к авторитетам – это не авторитарность. Авторитетным может быть мнение уважаемого людьми человека, высококвалифицированного специалиста. Авторитарным оно становится, если его навязывают, если запрещают критический подход к нему, если его считают вечно истинным и неизменным.


1.2. Пути и средства реализации индивидуализации воспитательного процесса


Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации в воспитании. В аристократической системе домашнего обучения и воспитания (классический пример – воспитание Эмиля у Ж.-Ж. Руссо), где воспитание было индивидуальным, эта проблема могла возникнуть только в том смысле, способен ли учитель понимать индивидуальные особенности своего ученика. Среди учителей распространено мнение о том, что уменьшение коллектива учащихся в классе улучшает возможности индивидуализации. Однако и относительно малое количество учащихся само по себе автоматически не обеспечивает учета индивидуальных особенностей учащихся. В повседневной практике довольно часто встречаются случаи, когда в классе с относительно малым числом учащихся возможности индивидуализации не используются. Вместе с тем имеются учителя, которые и в условиях больших классов сумели весьма успешно осуществить индивидуализацию в процессе воспитания учащихся, в особенности, когда они находят поддержку в виде организационных и материальных средств. Разумеется, и у этих учителей открылись бы более благоприятные условия, если количество учащихся в классе было бы меньше.[29]

На первом этапе индивидуализации необходима диагностика изучения учащихся, их индивидуальных особенностей. Для этого используются специальные психолого-педагогические методы. Самые распространенные в практике – наблюдение, анкетирование, беседа и изучение продуктов деятельности учащихся.

Наблюдение – планомерное целенаправленное восприятие педагогических процессов, явлений и фактов с целью их изучения.[25] Педагоги чаще всего используют так называемое включенное наблюдение, когда они изучают учащегося в процессе его воспитания, взаимодействую с ним.

Беседа – метод исследования, при котором педагог, опираясь на жизненный опыт и отношения школьников, с помощью вопросов и анализа ответов узнает индивидуальные качества и особенности каждого ученика, мысленно их группирует, и на этой основе индивидуализирует процесс обучения и воспитания.[25] Беседуя с учащимися, педагог может отметить особенности их интереса к обсуждаемому вопросу, эмоциональные реакции, осведомленность в тех или иных вопросах. Проведение беседы с учащимися требует соблюдения ряда условий. Во-первых, надо очень четко представлять цель беседы, продумать форму и место проведения. Во-вторых, беседу должен проводить человек, пользующийся у ученика уважением и доверием, или опытный специалист, хорошо знающий психологию учащихся и владеющий искусством общения с ними. В-третьих, абсолютно недопустим назидательный тон, подчеркивание возраста, жизненного опыта человека, проводящего беседу, его положения, должности. У детей данного возраста это, как правило, вызывает отрицательную реакцию. Беседа большей частью преследует решение таких задач: ближе познакомиться с учащимся, понять его выявить его особенности и воздействовать на него путем разъяснения, внушения, убеждения.

Исключительно важную роль играет изучение результатов деятельности учащихся – их сочинений, учебных записей в тетрадях и т.п. Оценивая результаты деятельности, педагог получает возможность судить и об успешности его учения, и об особенностях умственного развития, и о нравственно-волевых качествах.

Анкетирование – метод исследования, результатом проведения которого являются сведения об учащихся, их способностях и возможностях, знаниях в тех или иных областях. Анкетирование является эффективным средством для быстрого получения информации об учениках.

Есть немало и других методов изучения особенностей учащихся – тесты, социометрия и др. но их использование требует подготовки.

Тест – испытание с использованием стандартных заданий, направленных на выявление определенных знаний, умений, навыков, способностей и других психологических свойств личности.[25] Тест является объективным средством и дает возможность сравнивать результаты разных школ и учителей, и времени занимает сравнительно мало. Тесты бывают следующих видов: 1) тесты-вопросы; 2) тесты с заполнением пропусков; 3) тесты с выбором ответов (3-5 выборов); 4) тест «правильно – неправильно» (ученик должен определить, правильно ли данное утверждение); 5) тест-эссе (учащийся сам конструирует ответ).

Также необходимо сказать о проблеме учета результатов воспитательной работы, т.е. учета изменений в личности ребенка, происходящих под воздействием приемов и методов воспитания, и прежде всего, он необходим для индивидуализации воспитательной работы в классе.[5] Ведь программа воспитания, так же как и любая учебная программа в школе, и по содержанию стоящих в ней задач и по методам их решения рассчитана на всех детей определенного возраста и на осуществление фронтального процесса воспитания. Однако это не только не исключает, а, напротив, предполагает особый подход к каждому ученику и к каждому детскому коллективу. Процесс формирования личности ребенка или детей, входящих в состав определенного класса, никогда не происходит стандартно. У одних детей в силу конкретных обстоятельств их предыдущей жизни и воспитания может оказаться хорошо развитой познавательная сфера, включая их познавательные интересы и навыки умственного труда, но может оказаться недостаточно развитой  их общественная активность и пр. Могут быть и другие особенности индивидуального развития, выражающиеся в ином соотношении формирующихся у детей личностных качеств. Следовательно, наряду с общими воспитательными задачами, которые намечены в программе по отношению к учащимся того или иного года обучения, всегда должны быть выделены и задачи специфические, индивидуальные, рассчитанные только на этот конкретный класс или на этого конкретного ученика.

Иначе говоря, вопрос об учете результатов воспитательной работы в классе возникает уже в период планирования этой работы. Это планирование должно всякий раз строиться исходя, с одной стороны, из требований программы, с другой стороны – «уровня воспитанности» учащихся данного класса.

Однако и этого еще недостаточно. Учитель должен иметь возможность и в самом ходе воспитательного процесса получать постоянную и своевременную информацию о результатах своей педагогической работы и об эффективности запланированных им воспиаттельных мероприятий. Только в этом случае он сможет достаточно быстро и оперативно менять направление и методы воспитательной работы. Последнее тем более важно, что безошибочно предвидеть заранее результат педагогических воздействий очень трудно, так как известно, что успешность любого педагогического воздействия определяется не только характером самого этого воздействия, но и отношением к нему учащихся. Однако учет результатов воспитательной работы является сложной научной задачей. Многие учителя умею учесть и индивидуальные особенности своих учеников и то воспитательное влияние, которое они на детей оказывают. Однако делают это они лишь не основе своей педагогической интуиции, жизненного опыта без каких-либо объективных показателей. Само собой разумеется, что на таком уровне изучения воспитанности школьников и учета их продвижения в развитии нельзя основывать организацию педагогического процесса. Для того чтобы осуществлять систематическое, целенаправленное воспитание по программе, надо точно и своевременно находить нужные метода и приемы воспитания, а для этого учитель должен непрерывно получать сведения о том, что происходит с учеником, развитием которого он управляет. Такого рода «обратную информацию» он может получить, только используя для этого достаточно совершенные методы, способные не только установить те изменения, которые происходят с учеником под влиянием воздействия учителя, но и выразить их количественно.

Очень важным является знание того, где и когда применить данные методы и приемы воспитания. Для этого необходимо грамотно составить программу воспитания каждого школьника. Такая индивидуальная программа воспитания может включать в себя следующее:

1)         выработка оптимального для данного ученика режима жизни и работы в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здоровья. Здесь необходимо сочетание ситуаций, в которых каждый ребенок проявляет как физические, так и умственные способности. Также нельзя забывать и про необходимый отдых.

2)         корректировка отношений с детьми и взрослыми, формирование культуры общения, исходя из особенностей психического склада ребенка. В содержание этой работы входит обучение детей умению общаться между собой, со старшими и младшими, умению работать в команде, организовывать мероприятия.

3)         определение, исходя из индивидуальных возможностей ребенка, основных направлений совместной с ним деятельности с опорой на общечеловеческие ценности как стержневые ориентиры жизни детей. Так как каждый ученик имеет свои индивидуальные особенности и интересы, необходимо построить эту деятельность так, чтобы каждый занимался тем, что ему нравится, и что ему хорошо удается.

4)         организация консультативной помощи каждому со стороны учителей и разработка совместно с семьей путей овладения интеллектуальной культурой в соответствии с познавательными возможностями ребенка. Необходимо учить учащихся планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Также необходимо обсуждение успеваемости учащихся на классных часах, беседы с учащимися об успеваемости класса, встречи и беседы с родителями на собраниях, организация дополнительных занятий и оказание помощи отстающим.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7