|
Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников
На четвертом
этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая
определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития
конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера,
содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно
использование общих методов воспитания, таких как беседа, анкетирование,
тренинг, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются,
как уже отмечалось, с ее индивидуальными особенностями и программой ее
развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального
педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение,
оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным
этапом, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками
является корректирование. Коррекция – это способ педагогического
воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению
позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность
уточнить или пересмотреть коллективные и групповые воспитательные программы,
характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм
деятельности. Корректирование завершает индивидуализацию воспитательного
процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и
приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и
переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в
комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.
Методы
и приемы педагогического воздействия
|
Методы перевоспитания
|
Назначение
|
Конкретные
способы и приемы
|
Переубеждение
|
Коренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения,
формирование социально ценных
|
Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание
социально ценного индивидуального жизненного опыта
|
Переучивание
|
Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей,
неправильных действий. Изменение жизненного опыта
|
Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в
активную социально ценностную деятельность, поддержка положительных
проявлений
|
Взрыв
|
Разрушение отрицательных качеств, негативного стереотипа поведения
|
Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда
негативного в поведении подростка
|
«Реконструкция» характера
|
Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя
ценное, устраняя отрицательное
|
Система перспектив, выделение ведущего положительного качества,
составление программы реконструкции
|
Переключение
|
Изменение направленности, переориентация на следование положительному
примеру
|
Методы и приемы организации социально ценной деятельности
|
Поощрение и наказание
|
Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного
|
Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость
|
Самоисправление
|
Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего
характера
|
Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение,
самонаказание
|
Разумеется,
работа с запущенными в воспитательном отношении детьми представляет большие
трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно
целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить:
легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений
личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся привычки и
проявления, корригировать личность. И если мы сумеем правильно поставить
воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе и
нейтрализовать отрицательное (в иных случаях) влияние семьи, то не будет ни
трудных детей, ни неудач, ни провалов в деле формирования личности.
2.2. Анализ
опытной работы по индивидуализации воспитания старшеклассников
Экспериментальная
работа проводилась с целью рассмотрения динамики изменения некоторых
нравственных качеств тогда, когда проводится специальная индивидуализированная
работа. Экспериментальная работа заключалась в том, что после проведения
диагностики были продуманы дела коллективные и личностные с целью повышения
уровень выбранных качеств. Опытная работа по индивидуализации воспитания
осуществлялась в школе № 30 в 9Д классе. Опытная работа проводилась в несколько
этапов. Первым этапом была диагностика уровня воспитанности учащихся с позиции
изучения их индивидуальных особенностей. Вторым этапом опытной работы было
проведение специальных дел по самопознанию каждого школьника, коллективных дел
и использование различных методов индивидуализации воспитания. Третьим этапом
была проверка результатов проведенной работы.
1 этап. Коллективу класса можно дать
следующую характеристику. Класс состоит из 26 учащихся, 13 девочек и 13
мальчиков, возраст 15 лет, второгодников нет. Класс сформирован с 5 класса,
классный руководитель не менялся. В классе можно выделить 5 микрогрупп. В
каждой примерно одинаковое количество человек. В основном во всех группах дети
одного пола. Данные группы можно увидеть путем наблюдения за классом. Класс не
является конфликтным, но бывают ссоры, взаимопомощь бывает в классе только
тогда, когда об этом просят, на лодырей и нарушителей дисциплины не обращают
внимания, к ним равнодушны.
Характеристика
составлена по методике изучения коллектива школьников и изучению уровня
воспитанности.
Наряду с
изучением коллектива мы выделили нравственные качества отдельных учащихся:
- старательность
- честность
-дружелюбие
- воспитанность
- аккуратность
Из исследуемого
коллектива выделили 6 учащихся: Куклин Павел, Пушкарев Максим, Карабалинова
Маргарита, Вьюгова Анна, Лупул Оксана, Бородина Екатерина.
У этих же
учащихся были выделены следующие способности: сообразительность, талант, ум,
спорт. Среди мотивов, ориентирующих деятельность личности данных учащихся,
можно назвать целеустремленность, уверенность в себе, инициативность,
взаимопомощь, настойчивость, трудолюбие.
Далее был изучен
уровень воспитанности школьников. При этом использовались методики по изучению
особенностей взаимоотношений с родителями, по изучению взаимоотношений в
коллективе и мнения родителей о своих детях. Кроме того, использовались
методики из научно-методического сборника под редакцией А.В. Гаврилина и Л.И.
Новиковой «Личность в воспитательной системе школы»
|