Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников
Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников
Федеральное агентство по
образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Вятский
государственный гуманитарный университет
Математический факультет
Кафедра педагогики
Выпускная
квалификационная работа
Индивидуализация в процессе
воспитания старшеклассников
Выполнил:
студент V курса
математического факультета
1
Леонтьева Юлия Викторовна
Научный руководитель:
кандидат
педагогических наук, доцент кафедры педагогики Н.М.Капустина
Рецензент:
кандидат
педагогических наук С.С.Быкова
Допущена к защите в
государственной аттестационной комиссии
«___» __________2005 г. Зав.
кафедрой Т.В. Машарова
«___»___________2005 г. Декан
факультета В.И. Варанкина
Киров
2005
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Глава I. Психолого-педагогические основы индивидуализации в
воспитании 5
1.1.
Сущность
и особенности индивидуализации в процессе
воспитания.......................................................................................... 5
1.2.
Пути и
средства реализации индивидуализации воспитательного процесса 15
1.3.
Индивидуальная
работа в классном коллективе.............................. 20
Глава II. Проблемы индивидуализации в воспитательной работе со
школьниками 32
2.1.
Особенности
индивидуализации в работе с трудными
подростками.................................................................................... 32
2.2. Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания
старшеклассников............................................................................ 41
Заключение.................................................................................................... 47
Библиографический список
Введение
То, что учитель
должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача школы сегодня –
обеспечить развитие личности каждого ученика, создав необходимые для этого
условия.
Целью воспитания
сегодня является личность разносторонне и гармонично развитая, личность
самостоятельная, деятельная, занимающаяся самообразованием и самовоспитанием.
Учащийся к окончанию школы должен овладеть базовой культурой, которая включает
в себя духовно-нравственную, познавательную и эстетическую культуру, культуру
труда и физическую культуру.
Для воспитания
такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию
интересов, способностей, склонностей каждого школьника. Весьма сложен путь
многих учащихся к духовной и нравственной зрелости. Определяющая причина такого
явления в том, что воспитательное, развивающее обучение действует на личность
не непосредственно, а через «внутренние условия» ее развития.
Но вместе с этим
каждый школьник развивается в обществе, а конкретнее, в коллективе. Каждая
личность играет важную роль в воспитании коллектива, но в это же время
коллектив оказывает влияние на воспитание личности. При этом мы сталкиваемся с
противоречиями в воспитании. Так, формируя коллектив, классный воспитатель
может выпустить из поля зрения отдельную личность. Это можно исправить, если в
воспитательной работе будет реализован принцип индивидуального подхода. Другим
противоречием является «борьба» между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу».
Преодоление этого противоречия возможно при индивидуализации воспитания, при
знании индивидуальных особенностей, направленности каждой личности, ее мотивов.
Исходя из выше сказанного, была выбрана тема выпускной квалификационной работы:
«Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников».
Объект изучения – воспитательный
процесс в школе.
Предмет – индивидуализация в ходе
воспитательной работы.
Цель – показать роль и
возможности индивидуализации воспитательной работы в формировании личности
школьников.
Задачи:
1. изучить
психолого-педагогическую литературу по проблемам индивидуализации;
2. выявить место
индивидуализации в организации воспитания школьников;
3. показать роль
классного руководителя в осуществлении индивидуализации;
4. раскрыть формы
и методы индивидуализации в процессе воспитания.
Гипотеза – повышение эффективности
формирования личности каждого школьника возможно, если: во-первых, будет
реально осуществляться индивидуализация в процессе воспитательной работы;
во-вторых, будут совершенствоваться методы и формы индивидуализации.
Методы исследования: наблюдение,
беседы с учащимися и классными руководителями; анкетирование; обобщение опыта
работы классных руководителей по осуществлению индивидуализации; проведение
опытной работы по проверке возможностей индивидуализации.
Глава
I
Психолого
– педагогические основы индивидуализации воспитания
1.1. Сущность
и особенности индивидуализации в процессе воспитания
Прежде чем пытаться раскрыть
сущность таких сложных понятий, как «индивидуализация», необходимо знать суть
понятия «индивидуальность» и «личность», поскольку каждая личность является
индивидом и без знания того, что такое индивидуальность невозможно раскрывать
суть понятия «индивидуализация».
Личность – человек в его социальных
связях и отношениях; субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия
решений, деятельности, воспроизводящей культуру, всю систему человеческих
отношений, саму человеческую деятельность, самое себя; человек как
представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди
других.[25]
Личность
представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного
процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный
принцип в рассмотрении и решении проблем ее становления – принцип развития.
Развитие
личности – процесс
закономерных диалектических изменений, формирование и преобразование субъекта
деятельности, его сознания, системы мотивов и потребностей,
взаимоотношений.[30]
Понимание
развития как сложного процесса, имеющего различные стадии, периоды, этапы,
фазы, стороны, уровни, совершаемого спиралевидно и многоступенчато, дискретно и
непрерывно, дифференцированно и интегрировано, как переход количества в
качество и обратно, при тенденции движения от низшего к высшему, при
повторяемости, в единстве и борьбе противоположностей имеет важнейшее значение
не только для глубинного исследования в системе различных наук, но и для
практического овладения и сознательного управления процессами развития в
природе и обществе.
Наибольшие
возможности для определения условий становления человека как личности
представляет изучение подросткового периода развития. Переход от детства к
взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее
выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной
стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления,
дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов
ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой
стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов –
возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными
становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и
существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное
отношение к себе и к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается
выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально
формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Индивидуальность
–
совокупность психических свойств, особенностей и опыта каждого человека,
отличающих его от других; своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость;
неповторимое своеобразие человеческой личности, высшая ступень развития ее
способности воссоздавать и совершенствовать общечеловеческие ценности; человек
как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой
деятельности.[25]
Психолог Ананьев
Б.Г. писал: «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то
индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности» [24]. С этой
точки зрения, понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает
включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и
сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение общественных
отношений.
Индивидуальность
– это не
только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений,
интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих
отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из
всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений
с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием
своего подлинного Я.
На определенном
этапе своей жизни человек должен ответить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой
представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не
только в глазах других?». Ответы типа: «Я школьник, отличник, лидер группы,
член сборной команды, участник общественного движения» и т.п. –
неудовлетворительны по той простой причине, что школьников, лидеров,
спортсменов и др. много. Необходимо ответить себе прямо и честно: «Это есть мое
собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и отношениях». В
исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую
деятельность человек должен вложить что-то свое – уникальное, неповторимое,
самобытное (единственное в своем роде).
Если личность –
это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность
– это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой
своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми,
то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как Другим,
несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой
жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей
своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения
к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний
диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.
Рубинштейн С.Л. отмечал, что
человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных,
неповторимых свойств.[24]
Индивидуальный
подход в воспитании – реализация в процессе воспитания единства уникального и социально
необходимого каждым из его участников, ориентация на поиск индивидуальных моделей
социализации, позволяющих использовать и развивать внутренние сущностные силы и
возможности конкретного человека, учитывая его интересы, потребности.[25]
Индивидуальный
подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием
интегративных качеств, задатками, дарованиями, способности, сильными сторонами
характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью,
отношением к себе. По мнению В.М. Коротова, индивидуальный подход должен
учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента,
уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития
в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.
Его невозможно считать ни целью, ни задачей, ни содержанием воспитательной
работы. Также он не может являться методом или организационной формой
воспитания, т.к. формы и методы меняются в зависимости от изменения задач и
содержания воспитательной работы, в то время как действует учет индивидуальных
особенностей школьника в эффективном воспитательной процессе присутствует
всегда. Таким образом, наиболее правильно относить индивидуальный подход к
принципам воспитания.
Индивидуальный
подход к
школьникам – важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает
частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания
воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных
форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения
всестороннего, целостного ее развития.
Важнейшими признаками индивидуального подхода являются
следующие:
1) индивидуальный подход
является гуманным воспитательным принципом.
2)
индивидуальный подход способствует формированию
класса как единого целого.
3) индивидуальный подход, как
и любой общепедагогический принцип, является формирующим, развивающим
принципом.
4) в индивидуальном подходе
нуждается каждый ученик без исключения.
5) индивидуальный подход
динамичен.
6) индивидуальный подход
осуществляется различными путями.
Чтобы осуществить
принцип индивидуального подхода в воспитании необходимо совершать какие–то
действия, т.е. находиться в педагогической деятельности, которая обеспечивает
процессы индивидуализации человека.
Необходимо
охарактеризовать, что же такое индивидуализация.
Индивидуализация – есть деятельность
взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого
единичного, особого, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от
природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. Педагог О.С. Газман считает,
что индивидуализация предполагает:
-
во –
первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных
базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и
человеческого достоинства;
-
во –
вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой
(наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и
возможностей, характерных именно для данного индивида;
-
третья –
стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном, духовном
самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадекватной активности», по
В. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению
(экзистенциональному выбору).[29]
Настоятельная
необходимость индивидуализации воспитания обусловлена большими индивидуальными
различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат. У учащихся
имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют
именно на этого ученика и которые учитываются в индивидуальных случаях.
Индивидуализация воспитания создает предпосылки для развития интересов и
специальных способностей ребенка, при этом стараются учитывать имеющиеся
познавательные интересы и побуждать новые. Индивидуализация обладает
дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции,
благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.
Кроме того, целью
индивидуализации является одновременно сохранение и дальнейшее развитие
индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы
собой неповторимую личность.
При
индивидуализации можно и нужно учитывать уже имеющуюся индивидуальность
ребенка, поскольку учащиеся, в особенности старших классов, не labuba rasa, а
личность, у которой за спиной уже довольно сложное онтогенетическое развитие, а
впереди – потенциальные возможности дальнейшего развития. Формирование
индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребенка «быть
самим собой».
Цели
индивидуализации воспитания можно рассматривать еще с одного ракурса – с точки
зрения воспитательной роли семьи и школы в деле формирования личности. Семья –
важный фактор развития: у детей , растущих в благоприятных воспитательных
условиях, имеются преимущества для развития своих способностей и формирования благоприятной
мотивации самовоспитания. Родители целенаправленно используют возможности
получения дифференцированного воспитания. Целенаправленная
индивидуализированная воспитательная работа особенно необходима тем ученикам,
которые растут в неблагоприятных с точки зрения воспитания домашних условиях. В
отношении таких детей перед школой стоит особенно ответственная задача –
направлять ход их воспитания. Этим школа могла бы смягчить недостатки домашнего
воспитания, и в этом смысле на индивидуализацию ложится миссия большого
социального значения.
При использовании
нами понятия «индивидуализация» необходимо иметь в виду, что при его
практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной
индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда
относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные
особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих
примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или
их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения воспитания (например,
свойства характера или темперамента); наряду с этим может выступать ряд
особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или
даже не так уж и необходим (например, общие умственные способности); 3) иногда
происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно
это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области,
расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всем объеме
воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде
воспитательной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|