бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников бесплатно рефераты

Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вятский государственный гуманитарный университет

Математический факультет

Кафедра педагогики

Выпускная квалификационная работа

Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников

Выполнил:

студент V курса математического факультета

1         Леонтьева Юлия Викторовна

Научный руководитель: 

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Н.М.Капустина

Рецензент:

кандидат педагогических наук С.С.Быкова

 

Допущена к защите в государственной аттестационной комиссии

«___» __________2005 г.     Зав. кафедрой                               Т.В. Машарова

«___»___________2005 г.     Декан факультета                        В.И. Варанкина

 

Киров

2005

Содержание


 Введение.......................................................................................................... 3

 Глава I. Психолого-педагогические основы индивидуализации в воспитании      5

1.1.          Сущность и особенности индивидуализации в процессе
воспитания.......................................................................................... 5

1.2.          Пути и средства реализации индивидуализации  воспитательного процесса      15

1.3.          Индивидуальная работа в классном коллективе.............................. 20

 Глава II. Проблемы индивидуализации в воспитательной работе со   школьниками      32

2.1.          Особенности индивидуализации в работе с трудными
подростками.................................................................................... 32

2.2. Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания
старшеклассников............................................................................ 41

 Заключение.................................................................................................... 47

 Библиографический список

Введение

 

То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача школы сегодня – обеспечить развитие личности каждого ученика, создав необходимые для этого условия.

Целью воспитания сегодня является личность разносторонне и гармонично развитая, личность самостоятельная, деятельная, занимающаяся самообразованием и самовоспитанием. Учащийся к окончанию школы должен овладеть базовой культурой, которая включает в себя духовно-нравственную, познавательную и эстетическую культуру, культуру труда и физическую культуру.

Для воспитания такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника. Весьма сложен путь многих учащихся к духовной и нравственной зрелости. Определяющая причина такого явления в том, что воспитательное, развивающее обучение действует на личность не непосредственно, а через «внутренние условия» ее развития.

Но вместе с этим каждый школьник развивается в обществе, а конкретнее, в коллективе. Каждая личность играет важную роль в воспитании коллектива, но в это же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. При этом мы сталкиваемся с противоречиями в воспитании. Так, формируя коллектив, классный воспитатель может выпустить из поля зрения отдельную личность. Это можно исправить, если в воспитательной работе будет реализован принцип индивидуального подхода. Другим противоречием является «борьба» между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу». Преодоление этого противоречия возможно при индивидуализации воспитания, при знании индивидуальных особенностей, направленности каждой личности, ее мотивов. Исходя из выше сказанного, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников».

 Объект изучения – воспитательный процесс в школе.

Предмет – индивидуализация в ходе воспитательной работы.

Цель – показать роль и возможности индивидуализации воспитательной работы в формировании личности школьников.

Задачи:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам индивидуализации;

2. выявить место индивидуализации в организации воспитания школьников;

3. показать роль классного руководителя в осуществлении индивидуализации;

4. раскрыть формы и методы индивидуализации в процессе воспитания.

Гипотеза – повышение эффективности формирования личности каждого школьника возможно, если: во-первых, будет реально осуществляться индивидуализация в процессе воспитательной работы; во-вторых, будут совершенствоваться методы и формы индивидуализации.

Методы исследования: наблюдение, беседы с учащимися и классными руководителями; анкетирование; обобщение опыта работы классных руководителей по осуществлению индивидуализации; проведение опытной работы по проверке возможностей индивидуализации.

Глава I

Психолого – педагогические основы индивидуализации воспитания

1.1. Сущность и особенности индивидуализации в процессе воспитания

 

Прежде чем пытаться раскрыть сущность таких сложных понятий, как «индивидуализация», необходимо знать суть понятия «индивидуальность» и «личность», поскольку каждая личность является индивидом и без знания того, что такое индивидуальность невозможно раскрывать суть понятия «индивидуализация».

Личность – человек в его социальных связях и отношениях; субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений, деятельности, воспроизводящей культуру, всю систему человеческих отношений, саму человеческую деятельность, самое себя; человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.[25]

Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении и решении проблем ее становления – принцип развития.

Развитие личности – процесс закономерных диалектических изменений, формирование и преобразование субъекта деятельности, его сознания, системы мотивов и потребностей, взаимоотношений.[30]

 Понимание развития как сложного процесса, имеющего различные стадии, периоды, этапы, фазы, стороны, уровни, совершаемого спиралевидно и многоступенчато, дискретно и непрерывно, дифференцированно и интегрировано, как переход количества в качество и обратно, при тенденции движения от низшего  к высшему, при повторяемости, в единстве и борьбе противоположностей имеет важнейшее значение не только для глубинного исследования в системе различных наук, но и для практического овладения и сознательного управления процессами развития в природе и обществе.

Наибольшие возможности для определения условий становления человека как личности представляет изучение подросткового периода развития. Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Индивидуальность – совокупность психических свойств, особенностей и опыта каждого человека, отличающих его от других; своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость; неповторимое своеобразие человеческой личности, высшая ступень развития ее способности воссоздавать и совершенствовать общечеловеческие ценности; человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.[25]

Психолог Ананьев Б.Г. писал: «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности» [24]. С этой точки зрения, понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение общественных отношений.

Индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.

На определенном этапе своей жизни человек должен ответить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?». Ответы типа: «Я школьник, отличник, лидер группы, член сборной команды, участник общественного движения» и т.п. – неудовлетворительны по той простой причине, что школьников, лидеров, спортсменов и др. много. Необходимо ответить себе прямо и честно: «Это есть мое собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и отношениях». В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вложить что-то свое – уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).

Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.

 Рубинштейн С.Л. отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств.[24]

Индивидуальный подход в воспитании – реализация в процессе воспитания единства уникального и социально необходимого каждым из его участников, ориентация на поиск индивидуальных моделей социализации, позволяющих использовать и развивать внутренние сущностные силы и возможности конкретного человека, учитывая его интересы, потребности.[25]

Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способности, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. По мнению В.М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Его  невозможно считать ни целью, ни задачей, ни содержанием воспитательной работы. Также он не может являться методом или организационной формой воспитания, т.к. формы и методы меняются в зависимости от изменения задач и содержания воспитательной работы, в то время как действует учет индивидуальных особенностей школьника в эффективном воспитательной процессе присутствует всегда. Таким образом, наиболее правильно относить индивидуальный подход к принципам воспитания.

Индивидуальный подход к школьникам – важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения всестороннего,   целостного ее развития.

Важнейшими признаками индивидуального подхода являются следующие:

1)       индивидуальный подход является гуманным воспитательным принципом.

2)       индивидуальный подход способствует формированию класса как единого целого.

3)       индивидуальный подход, как и любой общепедагогический принцип, является формирующим, развивающим принципом.

4)       в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения.

5)       индивидуальный подход динамичен.

6)       индивидуальный подход осуществляется различными путями.

Чтобы осуществить принцип индивидуального подхода в воспитании необходимо совершать какие–то действия, т.е. находиться в педагогической деятельности, которая обеспечивает процессы индивидуализации человека.

Необходимо  охарактеризовать, что же такое индивидуализация.

Индивидуализация – есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, особого, своеобразного, того, что заложено в данном  индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:

-             во – первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

-             во – вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;

-             третья – стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном, духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадекватной активности», по В. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциональному выбору).[29]

Настоятельная необходимость индивидуализации воспитания обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат. У учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика и которые учитываются в индивидуальных случаях. Индивидуализация воспитания создает предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка, при этом стараются учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

Кроме того, целью индивидуализации является одновременно сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял  бы собой неповторимую личность.

При индивидуализации можно и нужно учитывать уже  имеющуюся индивидуальность ребенка, поскольку учащиеся, в особенности старших классов, не labuba rasa, а личность, у которой за спиной уже довольно сложное онтогенетическое развитие, а впереди – потенциальные возможности дальнейшего развития. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребенка «быть самим собой».

Цели индивидуализации воспитания можно рассматривать еще с одного ракурса – с точки зрения воспитательной роли семьи и школы в деле формирования личности. Семья – важный фактор развития: у детей , растущих в благоприятных воспитательных условиях, имеются преимущества для развития своих способностей и формирования благоприятной мотивации самовоспитания. Родители целенаправленно используют возможности получения дифференцированного воспитания. Целенаправленная  индивидуализированная воспитательная работа особенно необходима тем ученикам, которые растут в неблагоприятных с точки зрения воспитания домашних условиях. В отношении таких детей перед школой стоит особенно ответственная задача – направлять ход их воспитания. Этим школа могла бы смягчить недостатки домашнего воспитания, и в этом смысле на индивидуализацию ложится миссия большого социального значения.

При использовании нами понятия «индивидуализация» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются  индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения воспитания (например, свойства характера или темперамента); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж и необходим (например, общие умственные способности); 3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всем объеме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде воспитательной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7