бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе обучения монологическому высказыванию бесплатно рефераты

Воспитатель должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются составлять загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.

Чтобы выбрать ведущего для подвижной игры, разрешить какой-либо спор детей, воспитатель может прибегнуть к считалке. Дети должны знать несколько народных или авторских считалок.

А. П. Усова отмечала, что в дошкольной педагогике оказалась забытой очень содержательная часть детских игр – игровая прелюдия, или игровой зачин (считалки, игровые жеребьевки, припевки), - ее заменило простое распределение ролей взрослыми. Между тем игровой зачин служит самоорганизации детей, помогает становлению поэтического слуха, является прекрасной традицией. Нужно стремиться к тому, чтобы дети усвоили и полюбили именно песенно-ритмическую сторону народных игр, использовали по своему желанию игровые зачины.

Пословицы и поговорки, загадки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

Использование в обучении разнообразных сюжетно-ролевых игр, включающих разноплановые жизненные ситуации, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств, в частности, эмоциональной лексики, которая способствует более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Речь детей постепенно характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику.

В результате специальной, целенаправленной работы с детьми, имеющими ОНР (III уровень), у них происходит автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществляется введение их в экспрессивную речь. В процессе реализации основной цели достигается расширение диапазона эмоциональной лексики за счет нюансирующих лексем, что позволяет дошкольникам свободно владеть данной лексикой и применять ее в связной речи.

Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по формированию образно-выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) позволяет качественно и количественно изменить уровень их развития и речевого общения в целом.


2.3 Анализ результатов экспериментальной работы


Настоящий параграф посвящен проведению контрольного этапа эксперимента с целью выявления динамики развития образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень).

Контрольный этап эксперимента осуществлялся нами в мае 2010 года.

Цель контрольного этапа эксперимента – проследить динамику сформированности образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень) по сравнению с констатирующим этапом эксперимента, а также сделать выводы об эффективности представленной системы логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

После проведенной коррекционной работы необходимо было сделать контрольное изучение уровня развития образно-выразительных средств речи у дошкольников экспериментальной группы.

Детям была предложена та же система диагностики с аналогичными сериями заданий.

Результаты обследования мы занесли в таблицу 7.


Таблица 7

Диагностика сформированности образно-выразительных средств речи у дошкольников экспериментальной группы с ОНР (III уровень)

Фамилия, имя ребенка

I

серия

II серия

III серия

IV серия

V серия

Алексей Ц.

3

5

 5

5

5

Михаил А.

5

3

5

3

3

Настя Н.

3

5

3

5

 3

Данил К.

5

3

5

3

3

Григорий Г.

3

5

3

5

5

Средний балловый показатель

3.8

4.2

4.6

4.2

3.8


Для проверки работоспособности предложенной методики мы сравнили данные показатели с показателями на начало года до коррекции.

Представим эти результаты в виде диаграммы.


Рис. 3. Данные экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, свидетельствующие о положительной динамики развития образно-выразительных средств речи у дошкольников экспериментальной с ОНР (III уровень)


Как видно из данной диаграммы показатели экспериментальной группы на констатирующем и контрольном эксперименте различные. Прослеживается положительная динамика роста среднего баллового показателя по итогам выполнения серии заданий на контрольном этапе эксперимента – эти данные свидетельствуют об эффективности предложенной системы коррекционной логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

 С целью подтверждения результативности и эффективности разработанной системы нами была обследована контрольная группа детей, которая не подвергалась коррекции, обучавшаяся по разработанной логопедом учреждения методике преодоления ОНР.

Результаты мы также занесли в таблицу 8.


Таблица 8

Диагностика сформированности образно-выразительных средств речи у дошкольников контрольной группы с ОНР (III уровень)

Фамилия, имя ребенка

I серия

II серия

III серия

IV серия

V серия

Александр К.

3

5

3

3

1

Егор Г.

3

3

1

3

1

Никита С.

3

3

5

1

3

Филипп Т.

3

5

3

1

3

Рада С.

3

1

3

1

3

Средний балловый показатель

3

3.4

3

1.8

2.2


Для более наглядного сравнения результатов представим эти данные в виде диаграммы.


Рис. 4. Данные контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента


Как видно из данной диаграммы показатели контрольной группы намного ниже показателей экспериментально, что свидетельствует об эффективности предложенной системы работы, которая имела целью развитие образно-выразительных средств речи как компонента связной речи.

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, подтверждена гипотеза нашего исследования.


ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ


Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила нам сформулировать определенные выводы. Эксперимент мы проводили на базе МДОУ ЦРР «Д/С №139». В подготовительной к школе группе с диагнозом ОНР III уровня. Нами были отобраны 10 детей.

Мы сформировали экспериментальную и контрольную группу. Обе эти группы отличались преобладанием низкого уровня.

Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного детства. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки).

Мы предложили программу развития выразительной образной речи посредством чтения детям художественной литературы и фольклорных жанров. Чтобы проследить эффективность предложенной программы мы провели контрольный эксперимент. Результатом контрольного эксперимента стали полученные данные о значительном преобладании среднего и высокого уровня развития образной речи в экспериментальной группе. Показатели контрольной группы остались практически без изменений. Это доказывает эффективность предложенной нами программы развития образной речи у дошкольников с ОНР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10