Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе обучения монологическому высказыванию
Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе обучения монологическому высказыванию
ФОРМИРОВАНИЕ
ОБРАЗНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(III
УРОВЕНЬ) В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ
1.1 Лингвистическая
и психолингвистическая характеристики образно-выразительных средств речи и
проблема их формирования у дошкольников с ОНР (III
уровень)
1.2 Научно-теоретические основы обучения
связному монологическому высказыванию дошкольников с ОНР (III
уровень)
1.3 Психолого-педагогические условия
формирования образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III
уровень) в процессе обучения монологическому высказыванию
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ
2.1 Организационно-методические подходы
к диагностической работе по определению уровня сформированности образно-выразительных
средств речи у дошкольников с ОНР (III
уровень)
2.2 Особенности логопедической работы по
формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III
уровень)
2.3 Анализ результатов экспериментальной
работы
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной
из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание
условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к
овладению образно-выразительными средствами речи, как необходимой предпосылки
гармоничного развития и социализации личности.
Несформированность
фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой
системы детей с ОНР оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной
речи и существенно влияет на речевое поведение. Данные недостатки в речевой
системе приводят к обеднению экспрессивной лексики у детей с общим
недоразвитием речи и создают затруднения в овладении образно-выразительными
средствами речи, какими являются эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения,
антонимы и синонимы.
Анализ литературы
свидетельствует о наличии интереса педагогов и психологов к проблеме овладения
детьми эмоционально-экспрессивными средствами языка и формирования творческого
отношения к слову (Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, К.Т. Патрина, И.Н. Позерт, О.В.
Постникова, Н.А. Туранина, К. Фюнфштюк, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко и др.).
Однако данные исследования посвящены развитию выразительности речи детей
дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием.
Несмотря на достаточно
полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной
деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины
особенностей развития прагматического компонента языковой компетенции у данной
категории детей, включающего овладение образно-выразительными средствами речи и
наличие развитого «языкового чутья», а также способов коррекции имеющихся
нарушений. До сих пор отсутствует единое, научно обоснованное содержание и
методика обучения, которые помогли бы решить проблему овладения образно-выразительными
средствами речи детьми с нарушениями речи. В педагогике и психологии имеются
достоверные данные не только о полезности, но и необходимости осуществления
специальной работы с дошкольниками с нормальным речевым развитием в данном
направлении (М. Гафитулин, О.И. Дьяченко, Е.В. Заика, Т.А. Сидорчук и др.).
Актуальность избранной
нами темы обусловлена необходимостью обогащения связной речи детей с речевым
недоразвитием образно-выразительными средствами речи (сравнениями, эпитетами,
олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами) на материале формирования
монологического высказывания.
Возникает необходимость
изучения особенностей использования образно-выразительных средств речи детьми
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, научного обоснования
и разработки организационных форм, содержания и методов
коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию и
адекватному использованию образно-выразительных средств речи.
Проблемой исследования
является формирование образно-выразительных средств речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР (III
уровень). Решение данной проблемы определило цель исследования.
Цель исследования – разработать
содержание и методы коррекционно-педагогической работы по формированию
способности к восприятию и адекватному использованию образно-выразительных
средств речи старшими дошкольниками с ОНР (III
уровень).
Методологическую основу
исследования составили положения отечественной психологии и педагогики о
ведущей роли деятельности в психическом развитии; общих закономерностях
развития нормальных и проблемных детей; связи языковых способностей с
практической деятельностью и воображением; комплексном подходе к реализации
коррекционно-педагогической работы.
Объект исследования:
способность к овладению образно-выразительными средствами речи детьми старшего
дошкольного возраста с ОНР (III
уровень).
Предмет исследования:
процесс формирования способности к овладению образно-выразительными средствами
речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III
уровень) в ходе коррекционно-педагогической работы.
Гипотезой исследования
служит предположение о том, что несформированность способности к восприятию и
использованию образно-выразительных средств речи связана с системностью
недоразвития речи детей с ОНР (III
уровень).
Для реализации
поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо было
решить следующие задачи:
1. Изучить особенности
оперирования лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях
эксперимента, изучить возможности использования образно-выразительных средств
речи детьми с ОНР (III уровень).
2. Разработать
методическую систему усвоения образно-выразительных средств речи,
способствующую развитию, формированию и обогащению связного монологического
высказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III
уровень).
3. Экспериментально
проверить коррекционно-развивающий эффект предлагаемой системы обучения.
Для решения
поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
·
изучение
и анализ литературных источников;
·
наблюдение
за учебно-воспитательным процессом в дошкольных образовательных учреждениях;
·
изучение
документации;
·
констатирующий,
формирующий и контрольный эксперименты;
·
количественная
и качественная обработка полученных данных.
Структура исследования.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III
УРОВЕНЬ) В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ
1.1 Лингвистическая и
психолингвистическая характеристики образно-выразительных средств речи и
проблема их формирования у дошкольников с ОНР (III
уровень)
В настоящее время одним
из актуальных аспектов обучения и воспитания нормально развивающихся детей
дошкольного возраста и детей с особенностями развития является формирование
культуры речевого поведения как проявления общей культуры человека.
Культура речи – это
совокупность и система ее коммуникативных качеств, таких как правильность,
чистота, точность, логичность, выразительность, образность, доступность,
действенность и уместность [4, С.71].
Образность речи – это
выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и
грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами
и фигурами).
Образные средства это
лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все
единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое
целое).
Образность строится на
основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение
(А.А. Потебня, В.П. Палиевский, М.Н. Макарова и др.).
Образность речи
создается благодаря употреблению слов в переносном значении.
Картинность описаний
создает тропы (от греч. тропос. (образ.) слова, употребленные в переносном,
образном значении). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения
предметов, явлений, картин природы, тех или иных событий [16, С. 6].
Выразительностью речи
называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и
интерес у слушателя или читателя.
Выразительность
необходима в любых ситуациях общения, и сообщается речи это качество средствами
языка, входящими в разные области языковой структуры, поэтому выразительность
может быть произносительная и акцентологическая, лексическая и
словообразовательная, морфологическая и синтаксическая, интонационная и
стилевая (или стилистическая) [21, С.156].
Прежде чем перейти к
выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от
которых зависит выразительность речи человека.
·
самостоятельность
мышления,
·
деятельности
сознания автора речи;
·
его
неравнодушие, интерес к тому, о чем он говорит, и к тем, для кого он говорит;
·
хорошее
знание языка, его выразительных возможностей, свойств и особенностей языковых
стилей;
·
систематическая
и осознанная тренировка речевых навыков;
·
сознательное
намерение автора речи говорить выразительно;
·
наличие
в языке средств, способных сообщать речи качество выразительности [41, С. 83].
Если структура речи,
воздействуя на сознание (или выражая его), формирует конкретно-чувственные
представления о действительности, она называется образной. Если речь,
захватывая различные области сознания слушателя или читателя, подчиняет его
автору, такая речь действенна [4, С.71].
Образная
выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это
способность воздействовать на людей не только интонациями, отбором фактов,
общим настроением рассказа, но и построением фразы, выбором слов. И слова, и их
сочетания, и структура предложений должны быть разнообразны, новы, оригинальны
[8, С. 63].
Наш речевой
опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее
свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать
обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти
особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной [8, С.
66].
Типология
выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишь
некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях.
Одно из
оснований – ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не
совпадает с выразительностью речи политического оратора.
Второе
основание, более четкое – структурные области языка: может быть выразительность
произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и
словообразовательная.
Качество
выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные
области языковой структуры. Своими выразительными возможностями обладает сама
структурная организация речи, включая в это понятие и структуру абзаца, и
структуру главы или раздела устного выступления, и структуру целого текста [8,
С. 69].
Исходя из
всего вышесказанного, справедливо следующее утверждение: выразительно в речи
все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом
фоне.
Выразительные
средства языка иногда сводят к так называемым выразительно- изобразительным, т.
е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его
уровней – начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный
звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи
выразительным [16, С. 82].
Лексическая
система языка сложна и многолика. Возможности постоянного обновления в речи
принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов,
взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой
выразительности и ее типов.
Выразительные
возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики.
Актуализация семантики слова обычно связана с тем, что можно назвать
ассоциативностью образного мышления. Эти ассоциации во многом зависят от
предшествующего жизненного опыта читателя и слушателя, а также психологических
особенностей работы его мысли и сознания в целом [16, С. 82].
Стилистика образной
речи сложна и многопланова, ее изучение требует детальной характеристики всех
тропов, которыми так богат наш язык, и творческого освоения их мастерами
художественного слова. Ведь одни и те же предметы и явления писатели изображают
по-разному, у них художественные образы всегда самобытны, неповторимы.
Не только у разных
авторов при описании близких явлений мы находим самобытные образы, но и в
творчестве каждого художника один и тотже предмет может получать воплощение в
совершенно различных тропах.
Если же образное
словоупотребление начинает повторяться и те или иные тропы становятся
привычными, они могут закрепится в языке, как новые значения слова (время
летит, вихрь событий) или стать фразеологизмами (совесть заговорила, как две
капли воды). Такие тропы называют общеязыковыми в отличии от авторских. Причем
любой троп может стать общеязыковым. При этом прямое значение слова стирается,
а иногда утрачивается совсем.
Поэтому употребление
языковых тропов не рождает в нашем представлении художественных образов, от
чего они мало интересны в стилистическом отношении.
А теперь
перейдем к эпитетам, метафорам и другим образно-выразительным средствам речи.
Троп
– это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного
образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы,
как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят
гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без
тропов.
Художественное слово –
многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов,
используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет
художественные возможности слова, которое является единственным инструментом
писателя или поэта. При создании тропа слово всегда используется в переносном
значении [16, С. 84].
Рассмотрим разные виды
тропов:
Эпитет
(греч. Epitheton, приложенное) – это один из тропов, являющийся художественным,
образным определением.
Всякий эпитет отражает
неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо
оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка – не эпитет, так здесь
нет художественного определения, деревянное лицо – эпитет, выражающий
впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые
(постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно
солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с
определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).
В художественном
произведении эпитет может выполнять различные функции:
·
образно
охарактеризовать предмет;
·
создать
атмосферу;
·
передать
отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету;
·
совмещать
все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления
эпитета)
[16, С. 86].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|