бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе обучения монологическому высказыванию бесплатно рефераты

Ответы детей можно интерпретировать с помощью балловых показателей (для всех серий заданий):

5 баллов – высокий,

3 – средний,

1 – низкий.

Результаты контрольной группы представим наглядно в виде таблицы №4.


Таблица 4

Результаты контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Фамилия, имя ребенка

I серия

II серия

III серия

IV серия

V серия

Александр К.

3

3

3

1

1

Егор Г.

1

1

1

1

1

Никита С.

1

3

3

1

3

Филипп Т.

3

3

1

1

1

Рала С.

3

1

1

1

1

Средний балловый показатель

2.2

2.2

1.8

1

1.4


Результаты экспериментальной группы представим наглядно в виде таблицы №5.


Таблица 5

Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

Фамилия, имя ребенка

I серия

II серия

III серия

IV серия

V серия

Алексей Ц.

1

3

1

3

3

Михаил А.

3

1

1

3

1

Настя Н.

1

3

1

1

1

Данил К.

1

3

1

1

3

 Григорий Г.

1

1

3

1

1

Средний балловый показатель

1.4

2.2

1.4

1.8

1.8


Более наглядно результаты обследования можно представить в виде диаграммы на рисунке 2.

Хотя уровни по некоторым заданиям значительно отличаются, общие балловые суммарные показатели обеих групп равны (8,6).


Рис. 2. Данные контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

Исходя из всего вышесказанного, понятно, что дети обеих групп нуждаются в коррекции как связного монологического высказывания так и отдельной его стороны – формирования образно-выразительных средств высказывания.


2.2 Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень)


Формирующий этап эксперимента осуществлялся нами в период с октября 2009 года по апрель 2010года.

Цель формирующего этапа эксперимента – сформировать образно-выразительные средства речи у дошкольников с ОНР (III уровень).

Составляя систему логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень) мы опирались на труды М.М. Алексеевой, А.М. Бродич, Л.Г. Соловьевой, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной по методике развития речи детей, использовали работу Ю.Г. Илларионовой по формированию у детей способности составлять и отгадывать загадки, а также методические разработки и рекомендации Л.А. Горбушиной и А.П. Николаичевой по проблеме выразительного чтения и рассказывания детям дошкольного возраста. В своей работе мы постарались учесть основные особенности развития и принципы коррекции, адаптируя опыт работы ученых под особенности развития связного монологического высказывания и систему коррекционной логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень).

Формирующее обучение проходило в несколько этапов. Опишем их в виде таблицы 6.

Таблица 6

Этапы и содержание логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень)

Этапы

Цели и задачи этапа

Методы и приемы

I этап

1. Развивать умение слушать сказки, рассказы, стихотворения, развивать элементарное представление о жанрах.

2. Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке,

3. Обращать внимание детей на образный язык сказок, стихотворений, привлекая внимание детей к повторению запомнившихся слов и выражений,

4. Учить детей улавливать интонацию, мелодику ритм языка произведений.

·                     Рассказывание детям русских народных сказок, с элементами моделирования.

·                     Продолжать знакомить детей с потешками, учить отгадывать описательные загадки.

·                     Упражнять в ритмичном и выразительном произношении текста в народных играх.

·                     Знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм – таких как: потешки, заклички, считалки, поговорки.

II этап

1. Ознакомление детей с художественной литературой, фиксируя внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

2. Учить отвечать на вопросы по художественной форме.

3. Чтение стихотворений с выделением музыкальности, напевности, подчеркивания образных выражений, развивать способности замечать красоту русского языка.


·                     Чтение стихотворений.

·                     Вопросы по содержанию.

·                     Пересказ стихотворения детьми.

·                     Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, формировать представление о жанре загадки.

·                     Объяснить значение скороговорок.

·                     Объяснить назначение и особенности колыбельной.

·                     Чтение рассказов.

III этап

1. Учить детей замечать выразительные средства при восприятии содержания литературных произведений.

2. Осмысление и осознание детьми некоторых особенностей художественных форм.

3. Учить детей различать специфические особенности каждого жанра

·                     Знакомить детей с таким жанрами как: рассказ, сказка, басня.

·                     Заучивание стихотворений.

·                     Составление рассказов по посовицам.


IV этап

1. Воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ.

2.развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность, поэтичность речи), интонационную выразительность речи.

3. воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

4. проводить анализ литературных произведений всех жанров, вырабатывать понимание их специфических особенностей, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен, и произведений малых фольклорных форм.

·                     Ознакомление с пословицами и поговорками.

·                     Толкование значений фразеологизмов.

·                     Подбор эмоциональной лексики к описанию явлений.

·                     Литературные викторины


Примеры конспектов занятий и упражнений по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень) смотри в приложении 2.

Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного детства. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки).

Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.

В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях [7, С.125].

Поиск путей формирования образности связной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы, устного народного творчества, фразеологизмов составил основную цель нашего исследования.

Использование некоторых образных средств в речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте.

Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников.

Своей образной сущностью, иносказательностью фразеологизмы сближаются с пословицами и поговорками, художественная сила которых заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности.

Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, насыщен синонимами, антонимами, сравнениями, в основе многих пословиц лежит метафора. Все это делает их ценнейшим языковым материалом, и этим был определен наш выбор в поиске средств формирования образности речи дошкольников.

Представленная система логопедической работы ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть, повысить уровень развития одного из компонентов связной речи – образности.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение [12, С.54].

Перед логопедом стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому педагогу, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения [5, С.76].

Разрабатывая методику формирования средств образной выразительности связной речи детей, мы считали необходимым выделить условия, способствующие реализации коммуникативно-деятельностного подхода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10