бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации бесплатно рефераты


При обработке данных анализировали, насколько осознаны детьми понятия нравственных ценностей и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно испытуемые были распределены по трем уровням осознания нравственных ценностей Приложение.

Анализируя ответы детей, следует отметить:

1. Обобщенное представление о нравственном качестве сформировано практически у всех детей. Такие качества как «добрый - злой» почти все объясняли правильно, то есть «тот кто со всеми дружит; всем делится; ничего плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». Только у Максима С. конкретный человек выступает в роле носителя данного качества («Антон кричит всегда, он злой»). В процессе беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества.

2. Нравственные качества «честный - лживый» дети дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («кто выполняет обещания; кто никогда не врет; кто не обманывает» или «кто всем врет; всегда обманывает»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственному качеству.

3. Представление о нравственном качестве - «смелый» практически у всех детей сформировано обобщенное. Лишь у Вовы Ш. оно закреплено конкретно за ним самим («Я сам, я хожу на бокс»).

Обработка данных по сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом уровней, представленных в приложении 5, и записана в нижеследующей таблице.


Таблица 6

Имя

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Итоги

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

1

Ангелина Н.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

2

Антон Т.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

3

Вадик С.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

4

Вова Ш.

В

В

В

В

В

В

С

В

В

5

Геля П.

В

В

В

В

В

В

В

С

В

6

Данил В.

В

В

В

В

С

В

В

С

С

7

Даша Ш.

С

В

В

С

В

В

В

В

С

8

Максим С.

В

Н

В

С

В

В

В

В

С

9

Настя А.

В

Н

В

С

В

В

В

В

С

10

Света М.

С

В

С

В

С

С

В

В

С

Проанализировав ответы детей на контрольном этапе, следует отметить, что:

1)                к высокому уровню относятся – 5 детей (Ангелина Н., Антон Т., Владик С., Вова Ш., Геля П.), что составляет 50%;

2)                к среднему уровню относятся – 5 детей (Данил В., Даша Ш., Максим С., Настя А., Света М.), что составляет 50%;

3)                детей с низким уровнем осознания нравственного качества нет.

Результаты контрольного этапа сравнили с результатами констатирующего этапа и представили в сравнительной диаграмме (рис. 5).


Рис. 5 - Изучение представлений о нравственных качествах (беседа)


Мы убедились, что результаты контрольного этапа эксперимента выше, чем констатирующего. Сравнивая показатели контрольного и констатирующего этапов эксперимента, мы установили, что после проведенной работы, обозначенной в программе формирующего этапа эксперимента по формированию представлений о нравственных качествах у старших дошкольников, имеющих высокий уровень, увеличилось на 20%, детей с низким уровнем осознания нравственной нормы не осталось.

Далее на контрольном этапе обследования, нами была проведена методика по изучению представлений о нравственных ценностях, она осуществлялась в ходе двух серий исследования (Кошелева А.Д.). В первой серии детям читали сказку «Заюшкина избушка», затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали. (Приложение 6)

Данные беседы представлены в таблице 7.


Таблица 7

Имя

1 Вопрос

2 Вопрос

3 Вопрос

4 Вопрос

Ангелина Н

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 У лисы избушка растаяла, она попросилась к зайчику переночевать, он её пустил, а лиса его прогнала.

 Помогали все: собачка, медведь и петушок, но петушок испугал лису и она убежала.

 Помогла.

Антон Т.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Она перехитрила зайчика, когда он пустил её к себе в избушку, а лиса его выгнала.

 Помогали медведь, собачка, а выгнал и больше всех помог петушок.

 Я ни кого не боюсь, я всем помогу.

Владик С.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Заяц пустил её в дом, а она его выгнала из его дома.

 Собаки, медведь говорили: «Мы тебе поможем, выгоним лису», хотели помочь, а лиса их испугала, зато петушок не испугался и помог зайчику.

 Я как петушок, помог бы.

Вова Ш.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Весной избушка лисы растаяла, она пришла к зайчику, попросилась переночевать, он был добрый и пустил лису, а она хитрая – выгнала его из дома.

 Петушок, собачка и медведь хотели помочь, успокаивали зайчика, а лису выгнал только петушок.

 Я всем помогу.

Геля П.

А) Лубяная.

Б) Ледяная она весной растаяла.

 Она выгнала зайчика из дома, когда её избушка из льда растаяла, и зайчик пустил её к себе в избушку.

 Все помогали, но больше помог петушок, он выгнал лису из дома зайчика.

 Я помогла бы.

Данил В.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Она его перехитрила, когда попросилась переночевать, зайчик впустил, а лиса была хитренькая, выгнала его.

 Помог петушок с острой косой, а еще хотели помочь медведь и собачка, но лиса их напугала, потом петушок выгнал её.

 Я помогу.

Даша Ш.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Она обманула зайчика, когда он пустил её переночевать, а лиса его выгнала.

 Петушок помогал, а медведь с собакой испугались и не помогли.

 Я помогла бы.

Максим С.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Заяц пустил хитрую лису в дом, а она его выгнала.

 Все хотели помочь, но петушок был с косой, и поэтому лиса его испугалась и убежала.

 Я всем помогаю всегда.

Настя А.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Она попросилась к нему в избушку, а потом выгнала зайчика.

 Медведь хотел помочь, и собачка хотела помочь, но испугались, а петушок помог, как обещал.

Я помогу.

Света М.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Лиса обманула зайчика.

 Все помогали, а лису выгнал петушок.

 Я помогла бы.


При обработке результатов руководствовались рекомендациями данной методики. Ответы детей распределились следующим образом

·                  правильно понимают смысл сказки – 10 детей (100%)

·                  правильно определяют, «как перехитрила лиса зайца» - 100% детей (100%);

·                  правильно определяют «кто помог зайчику и как» - 7 детей (70%);

·                  помогли бы, попавшим в беду – 10 детей (100%).

Результаты беседы по сказке «Заюшкина избушка», полученные на контрольном этапе эксперимента, сравнили с результатами констатирующего эксперимента и представили в графике.

Сравнительный график изучения особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (рис. 8).

Рис. 8 - Результаты беседы по сказке (в сравнении)


Сравнительный график позволяет увидеть разницу в результатах исследования, что показывает положительные тенденции в формировании нравственных ценностей у старших дошкольников.

После этого мы преступили к проведению второй серии исследования, наблюдению за обыгрыванием русской народной сказки «Заюшкина избушка» с целью изучения особенностей проявления нравственных ценностей в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). (Приложение 6)

Данные наблюдения за игрой – драматизацией представлены в таблице 8.


Таблица 8

Имя

Параметры наблюдения

1

 2

3

4

Ангелина Н. - исполняла роль зайчика

 Использовала атрибуты на протяжении всей игры;

 исполняла с интересом роль главного героя – зайчика, взаимодействовала со всеми детьми во время игры;

 речь эмоциональна, говорила с грустью, печалью в голосе;

 прыгала с согнутыми в локтях перед грудью руками;

 Антон Т. - исполнял роль медведь

 активно использовал атрибуты;

 помогал другим детям, подсказывал текст «героям»;

 говорил выразительным грозным, томным голосом;

 переваливался с ноги на ногу, шагал медленно, тяжело.

Владик С. - исполнял роль петушка

 использовал маски во время игры;

 слушал советы Антона;

 говорил звонко, четко, «кукарекал», речь эмоциональна;

 шагал маршевым шагом, помогая себе руками;

Вова Ш. - исполнял роль медведя

 активно использовал атрибуты;

 советовался с детьми: «как ходит медведь?»;

 ревел как медведь, грозно рычал;

 пытался подражать походке медведя, переваливался с ноги на ногу;

Геля П. - исполняла роль лисы

 использовала атрибуты;

 подсказывала текст участникам игры;

 голосом пыталась изобразить хитрость лисы;

 ходила на пальчиках, «виляя хвостиком»;

Данил В. - исполнял роль собачки

охотно использовал атрибуты в игре;

выслушивал советы сверстников, но делал так, как сам считал правильным: «Я сам все знаю»;

 голос тихий, речь не эмоциональна;

походка была уверенной, подражал движениям персонажа;

Даша Ш. - исполняла роль зайчика

использовала атрибуты;

 подсказывала текст произведения;

 речь эмоциональна, голос грустный, пыталась изобразить страх зайчика;

прыгала на носочках, легко, с согнутыми в локтях и прижатыми к груди руками;

Максим С. - исполнял роль собачки

 атрибуты в игре использовал;

 советовался с детьми, подсказывал текст, в процессе драматизации;

 подражал голосу персонажа: «Гав! Гав! Не плачь зайчик, я тебе помогу!»;

 невербальные средства не использовал;

Настя А. - исполняла роль петушка

 активно использовала атрибуты в игре;

 помогала исполнять роли сверстникам;

 стеснялась при произношении текста, говорила тихо;

 шла маршевым шагом, помогая руками;

Света М. - исполняла роль лисы

 атрибуты использовала;

 активно сотрудничала со сверстниками во время игры;

 говорила хитро, эмоционально. Всячески подражая персонажу;

 ходила медленно, на носочках, делая плавные характерные лисе движения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8