Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации
При обработке данных анализировали, насколько осознаны
детьми понятия нравственных ценностей и как это зависит от возраста
дошкольников. Соответственно испытуемые были распределены по трем уровням осознания
нравственных ценностей Приложение.
Анализируя ответы детей, следует отметить:
1. Обобщенное представление о нравственном качестве
сформировано практически у всех детей. Такие качества как «добрый - злой» почти
все объясняли правильно, то есть «тот кто со всеми дружит; всем делится; ничего
плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто
всегда злится… сердится». Только у Максима С. конкретный человек выступает в
роле носителя данного качества («Антон кричит всегда, он злой»). В процессе
беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного
качества.
2. Нравственные качества «честный - лживый» дети
дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных ситуаций из собственного
опыта («кто выполняет обещания; кто никогда не врет; кто не обманывает» или
«кто всем врет; всегда обманывает»). Можно отметить, что все дети правильно
дали определение нравственному качеству.
3. Представление о нравственном качестве - «смелый»
практически у всех детей сформировано обобщенное. Лишь у Вовы Ш. оно закреплено
конкретно за ним самим («Я сам, я хожу на бокс»).
Обработка данных по сформированности нравственных
качеств осуществлялась с учетом уровней, представленных в приложении 5, и
записана в нижеследующей таблице.
Таблица 6
№
|
Имя
|
Вопрос 1
|
Вопрос 2
|
Вопрос 3
|
Вопрос 4
|
Итоги
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
1
|
Ангелина Н.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
2
|
Антон Т.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
3
|
Вадик С.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
4
|
Вова Ш.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
В
|
В
|
5
|
Геля П.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
В
|
6
|
Данил В.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
В
|
В
|
С
|
С
|
7
|
Даша Ш.
|
С
|
В
|
В
|
С
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
8
|
Максим С.
|
В
|
Н
|
В
|
С
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
9
|
Настя А.
|
В
|
Н
|
В
|
С
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
10
|
Света М.
|
С
|
В
|
С
|
В
|
С
|
С
|
В
|
В
|
С
|
Проанализировав ответы детей на контрольном этапе,
следует отметить, что:
1)
к высокому уровню
относятся – 5 детей (Ангелина Н., Антон Т., Владик С., Вова Ш., Геля П.), что
составляет 50%;
2)
к среднему уровню
относятся – 5 детей (Данил В., Даша Ш., Максим С., Настя А., Света М.), что
составляет 50%;
3)
детей с низким
уровнем осознания нравственного качества нет.
Результаты контрольного этапа сравнили с результатами констатирующего
этапа и представили в сравнительной диаграмме (рис. 5).
Рис. 5 - Изучение представлений о нравственных качествах
(беседа)
Мы убедились, что результаты контрольного этапа
эксперимента выше, чем констатирующего. Сравнивая показатели контрольного и
констатирующего этапов эксперимента, мы установили, что после проведенной
работы, обозначенной в программе формирующего этапа эксперимента по
формированию представлений о нравственных качествах у старших дошкольников, имеющих
высокий уровень, увеличилось на 20%, детей с низким уровнем осознания
нравственной нормы не осталось.
Далее на контрольном этапе обследования, нами была
проведена методика по изучению представлений о нравственных ценностях, она
осуществлялась в ходе двух серий исследования (Кошелева А.Д.). В первой серии детям
читали сказку «Заюшкина избушка», затем индивидуально с каждым ребенком
проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев,
умения их оценивать с позиции нравственности и морали. (Приложение 6)
Данные беседы представлены в таблице 7.
Таблица 7
Имя
|
1 Вопрос
|
2 Вопрос
|
3 Вопрос
|
4 Вопрос
|
Ангелина Н
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная.
|
У лисы избушка растаяла, она попросилась
к зайчику переночевать, он её пустил, а лиса его прогнала.
|
Помогали все: собачка, медведь и петушок,
но петушок испугал лису и она убежала.
|
Помогла.
|
Антон Т.
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная.
|
Она перехитрила зайчика, когда он пустил
её к себе в избушку, а лиса его выгнала.
|
Помогали медведь, собачка, а выгнал и
больше всех помог петушок.
|
Я ни кого не боюсь, я всем помогу.
|
Владик С.
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная.
|
Заяц пустил её в дом, а она его выгнала
из его дома.
|
Собаки, медведь говорили: «Мы тебе поможем,
выгоним лису», хотели помочь, а лиса их испугала, зато петушок не испугался и
помог зайчику.
|
Я как петушок, помог бы.
|
Вова Ш.
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная.
|
Весной избушка лисы растаяла, она пришла
к зайчику, попросилась переночевать, он был добрый и пустил лису, а она
хитрая – выгнала его из дома.
|
Петушок, собачка и медведь хотели помочь,
успокаивали зайчика, а лису выгнал только петушок.
|
Я всем помогу.
|
Геля П.
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная она весной растаяла.
|
Она выгнала зайчика из дома, когда её
избушка из льда растаяла, и зайчик пустил её к себе в избушку.
|
Все помогали, но больше помог петушок, он
выгнал лису из дома зайчика.
|
Я помогла бы.
|
Данил В.
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная.
|
Она его перехитрила, когда попросилась
переночевать, зайчик впустил, а лиса была хитренькая, выгнала его.
|
Помог петушок с острой косой, а еще
хотели помочь медведь и собачка, но лиса их напугала, потом петушок выгнал
её.
|
Я помогу.
|
Даша Ш.
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная.
|
Она обманула зайчика, когда он пустил её
переночевать, а лиса его выгнала.
|
Петушок помогал, а медведь с собакой
испугались и не помогли.
|
Я помогла бы.
|
Максим С.
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная.
|
Заяц пустил хитрую лису в дом, а она его
выгнала.
|
Все хотели помочь, но петушок был с
косой, и поэтому лиса его испугалась и убежала.
|
Я всем помогаю всегда.
|
Настя А.
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная.
|
Она попросилась к нему в избушку, а потом
выгнала зайчика.
|
Медведь хотел помочь, и собачка хотела
помочь, но испугались, а петушок помог, как обещал.
|
Я помогу.
|
Света М.
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная.
|
Лиса обманула зайчика.
|
Все помогали, а лису выгнал петушок.
|
Я помогла бы.
|
При обработке результатов руководствовались
рекомендациями данной методики. Ответы детей распределились следующим образом
·
правильно
понимают смысл сказки – 10 детей (100%)
·
правильно
определяют, «как перехитрила лиса зайца» - 100% детей (100%);
·
правильно
определяют «кто помог зайчику и как» - 7 детей (70%);
·
помогли бы,
попавшим в беду – 10 детей (100%).
Результаты беседы по сказке «Заюшкина избушка»,
полученные на контрольном этапе эксперимента, сравнили с результатами
констатирующего эксперимента и представили в графике.
Сравнительный график изучения особенностей понимания
поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (рис.
8).
Рис. 8 - Результаты беседы по сказке (в сравнении)
Сравнительный график позволяет увидеть разницу в
результатах исследования, что показывает положительные тенденции в формировании
нравственных ценностей у старших дошкольников.
После этого мы преступили к проведению второй серии
исследования, наблюдению за обыгрыванием русской народной сказки «Заюшкина
избушка» с целью изучения особенностей проявления нравственных ценностей в
процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев (Г.А.
Урунтаева, Ю.А. Афонькина). (Приложение 6)
Данные наблюдения за игрой – драматизацией
представлены в таблице 8.
Таблица 8
Имя
|
Параметры наблюдения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Ангелина Н. - исполняла роль
зайчика
|
Использовала атрибуты на протяжении всей
игры;
|
исполняла с интересом роль главного героя
– зайчика, взаимодействовала со всеми детьми во время игры;
|
речь эмоциональна, говорила с грустью,
печалью в голосе;
|
прыгала с согнутыми в локтях перед грудью
руками;
|
Антон Т. - исполнял роль медведь
|
активно использовал атрибуты;
|
помогал другим детям, подсказывал текст
«героям»;
|
говорил выразительным грозным, томным
голосом;
|
переваливался с ноги на ногу, шагал
медленно, тяжело.
|
Владик С. - исполнял роль петушка
|
использовал маски во время игры;
|
слушал советы Антона;
|
говорил звонко, четко, «кукарекал», речь
эмоциональна;
|
шагал маршевым шагом, помогая себе
руками;
|
Вова Ш. - исполнял роль медведя
|
активно использовал атрибуты;
|
советовался с детьми: «как ходит
медведь?»;
|
ревел как медведь, грозно рычал;
|
пытался подражать походке медведя,
переваливался с ноги на ногу;
|
Геля П. - исполняла роль лисы
|
использовала атрибуты;
|
подсказывала текст участникам игры;
|
голосом пыталась изобразить хитрость
лисы;
|
ходила на пальчиках, «виляя хвостиком»;
|
Данил В. - исполнял роль собачки
|
охотно использовал атрибуты в игре;
|
выслушивал советы сверстников, но делал
так, как сам считал правильным: «Я сам все знаю»;
|
голос тихий, речь не эмоциональна;
|
походка была уверенной, подражал движениям
персонажа;
|
Даша Ш. - исполняла роль зайчика
|
использовала атрибуты;
|
подсказывала текст произведения;
|
речь эмоциональна, голос грустный,
пыталась изобразить страх зайчика;
|
прыгала на носочках, легко, с согнутыми в
локтях и прижатыми к груди руками;
|
Максим С. - исполнял роль собачки
|
атрибуты в игре использовал;
|
советовался с детьми, подсказывал текст,
в процессе драматизации;
|
подражал голосу персонажа: «Гав! Гав! Не
плачь зайчик, я тебе помогу!»;
|
невербальные средства не использовал;
|
Настя А. - исполняла роль петушка
|
активно использовала атрибуты в игре;
|
помогала исполнять роли сверстникам;
|
стеснялась при произношении текста,
говорила тихо;
|
шла маршевым шагом, помогая руками;
|
Света М. - исполняла роль лисы
|
атрибуты использовала;
|
активно сотрудничала со сверстниками во
время игры;
|
говорила хитро, эмоционально. Всячески
подражая персонажу;
|
ходила медленно, на носочках, делая
плавные характерные лисе движения.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|