бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации бесплатно рефераты

·                   носителями определенного качества в конкретной ситуации выступают конкретные люди («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит, даже Славик»);

·                   носителями нравственного качества являются литературные и сказочные персонажи («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

·                   в роле носителя определенного качества выступает сам ребенок («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

·                    нравственное качество объясняет как совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

·                   при ответе нравственное качество соотносит с конкретным действием («Жадный тот, кто не дает попить»);

·                   ребенок ориентируется на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный…он плохой»);

·                   у детей недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Анализируя ответы детей, следует отметить:

1. Обобщенное представление о нравственном качестве сформировано у большинства детей. Такие качества как «добрый - злой» почти все объясняли правильно, то есть «тот, кто со всеми дружит; всем делится; ничего плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». У троих детей Вовы Ш., Гели П., Насти А. конкретные люди выступают в роле носителя определенного качества («Тимофей всегда злой»; «Дедушка и бабушка злые, когда пиво пьют»). В процессе беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества.

2. Нравственные качества «честный - лживый» дети дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («кто выполняет обещания; кто никогда не врет; кто не обманывает» или «кто всем врет; всегда обманывает»). Только Настя А. и Вова Ш. закрепляют эти качества за конкретными людьми («Стас… не принес машинку», «Тимофей обманывает детей»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственному качеству.

3. Представление о нравственном качестве - «смелый» практически у всех детей сформировано обобщенное. Лишь у Вовы Ш. оно закреплено конкретно за ним самим («Я сам, я тренируюсь, пойду на бокс»).

Обработка данных о сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом следующих уровней:

высокий уровень: сформировано обобщенное представление о нравственных качествах;

средний уровень: нравственные качества объясняют на примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;

низкий уровень: не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве.

Обработанные данные с учетом обозначенных уровней представлены в таблице 2.


Таблица 2

Имя ребенка

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Итоги

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

1

Ангелина Н.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

2

Антон Т.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

3

Владик С.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

4

Вова Ш.

С

С

В

С

В

В

С

В

С

5

Геля П.

С

С

В

В

В

В

В

В

С

6

Данил В.

В

В

В

В

Н

В

В

С

С

7

Даша Ш.

Н

В

В

В

В

В

В

В

С

8

Максим С.

Н

В

В

С

В

В

В

В

С

9

Настя А.

Н

Н

Н

Н

С

В

В

В

Н

10

Света М.

Н

С

С

В

Н

С

С

В

С


Проанализировав ответы детей можно отметить, что:

1)            к высокому уровню относятся – 3 ребенка (Ангелина Н., Антон Т., Владик С.), что составляет 30 %;

2)            к среднему уровню относятся – 6 детей (Вова Ш., Геля П., Данил В., Даша Ш., Максим С., Света М.), что составляет 60%;

3)            к низкому уровню относятся – 1 ребенок (Настя А.), что составляет 10%.

Результаты исследования представлены в диаграмме (рис. 1):

Рис. 1 - Результаты беседы о нравственных качествах


Изучение представлений о нравственных ценностях осуществлялось в ходе двух серий исследования (Кошелева А.Д.). В первой серии детям читали сказку «Заюшкина избушка» (Приложение 1), затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.

Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

1.             Какая в сказке была избушка у зайца? У лисы?

2.              Как перехитрила лиса зайца?

3.             Кто помогал зайчику? Как?

4.             Как бы ты поступил, если бы кто – то нуждался в твоей помощи?

Результаты проведенной беседы представлены в таблице 3.


Таблица 3

Имя

1 Вопрос

2 Вопрос

3 Вопрос

4 Вопрос

Ангелина Н.

А) Лубяная.

Б) Из льда.

 Её избушка растаяла, она попросилась переночевать, зайчик пустил, а она его выгнала.

 Петушок выгнал лису, помог зайцу, а собаки и медведь испугались.

 Помогла, наверное.

Антон Т.

А) Из дерева.

Б) Ледяная.

 Попросилась переночевать заяц пустил её и лиса его выгнала.

 Петушок пришел с косой и выгнал лису, медведь и собачки тоже хотели помочь, но лиса их испугала.

 Я бы всем помог и не испугался никого.

Владик С.

А) Деревянная.

Б) Конечно ледяная, она же растаяла.

 Заяц поверил лисе и пустил в избушку, а она его перехитрила.

 Собаки и медведь пожалели зайчика и хотели помочь, но побоялись лису, у петуха была коса, и он не побоялся и выгнал лису.

 Если бы у меня была коса, я бы помог.

Вова Ш.

А) Из дерева.

Б) Ледяная.

 Её избушка растаяла и лиса пришла к зайцу попросила пустить, он был добрым и пустил, а она его выгнала из дома.

 Петух помог своей косой напугал лису, медведь хоть и большой все равно испугался и собаки тоже.

 Я сильный, я всех спасу.

Геля П.

А) Деревянная.

Б) Ледяная.


 Лиса была хитрой и обманула зайца, когда он её пустил в избушку, и выгнала его.

 Петушок помог, больше ни кто не помог.

 Я не знаю, наверное, помогла бы.

Данил В.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Она попросилась переночевать к зайцу и выгнала из его дома.

 Помог петушок с косой, она острая была, медведь и собачки говорили «сейчас мы её выгоним», но лиса их пугала и они убежали.

 Я помог бы.

Даша Ш.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

Молчит

 Петушок помог.

 Я помогла бы.

Максим С.

А) Из дерева.

Б) Ледяная.

 Лиса хитрая, перехитрила зайца.

 Помог петушок с косой, собаки с медведем тоже говорили что помогут, но лиса их пугала.

 Я бы не испугался, я бы всем помог.

Настя А.

А) Деревянная.

Б) Ледяная.

 Она пришла к зайцу, заплакала и попросила пустить её в избушку, зашла и выгнала зайца.

 Все хотели помочь, говорили «не плачь, мы поможем» и ходили к лисе, но помог петушок.

 Я бы помогла.

Света М.

А) Из дерева.

Б) Ледяная.

 Заяц поверил лисе, а она его обманула.

 Все помогали и собачки и медведь и петух, но петушок выгнал лису.

 Я помогла бы всем.


По итогам проведенной беседы можно отметить, что дети понимают смысл сказки. На вопрос «из чего были сделаны избушки», отвечают точно и без затруднений.

Следует отметить, что 8 детей соотносят такие качества как «коварство» и «хитрость» с тем персонажем, которому они присущи – лисе («лиса была хитрой и обманула зайца», «заяц поверил лисе, а она его перехитрила»). Отвечая на этот вопрос, Даша Ш. молчала и пожимала плечами. Максим С. сказал, что «лиса хитрая, перехитрила зайца», то есть ребенок не может объяснить значение слова «перехитрила».

Необходимо отметить, что 5 детей называют всех героев, которые «помогали зайчику». Ангелина Н., Вова Ш., Геля П., Данил В. сказали, что «помогал только петушок, ссылаясь на то, что медведь и собачки испугались лису, а петушок её выгнал». Лишь одна девочка, Даша Ш. сказала – «петушок помог», не аргументируя свой ответ.

Следует отметить, что на вопрос «как бы ты поступил, если бы кто-то нуждался в твоей помощи?», все дети ответили положительно, они бы помогли. Владик С. уточнил, что «если у него будет такая коса, то он поможет», то есть он закрепляет определенное действие за конкретным образом, в данном случае за петушком с косой.

Таким образом, следует отметить, что дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.

На основе анализа делаем вывод:

·                  правильно понимают смысл сказки – 10 детей (100%);

·                  правильно определяют, «как перехитрила лиса зайца» - 8 детей (80%);

·                  правильно определяют, «кто помог зайчику и как» - 5 детей (50%);

·                  помогли бы, попавшим в беду – 10 детей (100%)

Данные представлены на графике.

Рис. 2 - Результаты изучения представлений о нравственных поступках героев сказки


Во второй серии исследования нами было проведено наблюдение за обыгрыванием русской народной сказки «Заюшкина избушка» с целью изучения особенностей проявления нравственных ценностей в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

 Наблюдение проводилось с учётом следующих параметров:

1)                 подготовка и использование атрибутов;

2)                 взаимоотношения со сверстниками во время игры;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8