Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации
·
носителями
определенного качества в конкретной ситуации выступают конкретные люди («Смелый
Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я,
конечно, быстрее… Никто его не догонит, даже Славик»);
·
носителями
нравственного качества являются литературные и сказочные персонажи («Добрый Дед
Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех
зверей вылечил»);
·
в роле носителя
определенного качества выступает сам ребенок («Меня можно назвать добрым. Я
никого не обижаю»);
·
нравственное
качество объясняет как совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта
(«Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает.
Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);
·
при ответе
нравственное качество соотносит с конкретным действием («Жадный тот, кто не
дает попить»);
·
ребенок
ориентируется на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»,
«Жадный…он плохой»);
·
у детей
недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает
все только справедливое»).
Анализируя ответы детей, следует отметить:
1. Обобщенное представление о нравственном качестве
сформировано у большинства детей. Такие качества как «добрый - злой» почти все
объясняли правильно, то есть «тот, кто со всеми дружит; всем делится; ничего
плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто
всегда злится… сердится». У троих детей Вовы Ш., Гели П., Насти А. конкретные
люди выступают в роле носителя определенного качества («Тимофей всегда злой»;
«Дедушка и бабушка злые, когда пиво пьют»). В процессе беседы дети не
демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества.
2. Нравственные качества «честный - лживый» дети
дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных ситуаций из собственного
опыта («кто выполняет обещания; кто никогда не врет; кто не обманывает» или
«кто всем врет; всегда обманывает»). Только Настя А. и Вова Ш. закрепляют эти
качества за конкретными людьми («Стас… не принес машинку», «Тимофей обманывает
детей»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственному
качеству.
3. Представление о нравственном качестве - «смелый»
практически у всех детей сформировано обобщенное. Лишь у Вовы Ш. оно закреплено
конкретно за ним самим («Я сам, я тренируюсь, пойду на бокс»).
Обработка данных о сформированности нравственных
качеств осуществлялась с учетом следующих уровней:
высокий уровень: сформировано обобщенное представление
о нравственных качествах;
средний уровень: нравственные качества объясняют на
примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной
ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на
самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;
низкий уровень: не объясняют нравственное качество
или не дифференцируют представление о качестве.
Обработанные данные с учетом обозначенных уровней
представлены в таблице 2.
Таблица 2
№
|
Имя ребенка
|
Вопрос 1
|
Вопрос 2
|
Вопрос 3
|
Вопрос 4
|
Итоги
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
1
|
Ангелина Н.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
2
|
Антон Т.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
3
|
Владик С.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
4
|
Вова Ш.
|
С
|
С
|
В
|
С
|
В
|
В
|
С
|
В
|
С
|
5
|
Геля П.
|
С
|
С
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
6
|
Данил В.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
Н
|
В
|
В
|
С
|
С
|
7
|
Даша Ш.
|
Н
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
8
|
Максим С.
|
Н
|
В
|
В
|
С
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
9
|
Настя А.
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
С
|
В
|
В
|
В
|
Н
|
10
|
Света М.
|
Н
|
С
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
В
|
С
|
Проанализировав ответы детей можно отметить, что:
1)
к высокому уровню
относятся – 3 ребенка (Ангелина Н., Антон Т., Владик С.), что составляет 30 %;
2)
к среднему уровню
относятся – 6 детей (Вова Ш., Геля П., Данил В., Даша Ш., Максим С., Света М.),
что составляет 60%;
3)
к низкому уровню
относятся – 1 ребенок (Настя А.), что составляет 10%.
Результаты исследования представлены в диаграмме (рис.
1):
Рис. 1 - Результаты беседы о нравственных качествах
Изучение представлений о нравственных ценностях
осуществлялось в ходе двух серий исследования (Кошелева А.Д.). В первой серии детям
читали сказку «Заюшкина избушка» (Приложение 1), затем индивидуально с каждым
ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков
героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.
Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1.
Какая в сказке была
избушка у зайца? У лисы?
2.
Как перехитрила
лиса зайца?
3.
Кто помогал
зайчику? Как?
4.
Как бы ты
поступил, если бы кто – то нуждался в твоей помощи?
Результаты проведенной беседы представлены в таблице
3.
Таблица 3
Имя
|
1 Вопрос
|
2 Вопрос
|
3 Вопрос
|
4 Вопрос
|
Ангелина Н.
|
А) Лубяная.
Б) Из льда.
|
Её избушка растаяла, она попросилась
переночевать, зайчик пустил, а она его выгнала.
|
Петушок выгнал лису, помог зайцу, а
собаки и медведь испугались.
|
Помогла, наверное.
|
Антон Т.
|
А) Из дерева.
Б) Ледяная.
|
Попросилась переночевать заяц пустил её и
лиса его выгнала.
|
Петушок пришел с косой и выгнал лису,
медведь и собачки тоже хотели помочь, но лиса их испугала.
|
Я бы всем помог и не испугался никого.
|
Владик С.
|
А) Деревянная.
Б) Конечно ледяная, она же растаяла.
|
Заяц поверил лисе и пустил в избушку, а
она его перехитрила.
|
Собаки и медведь пожалели зайчика и
хотели помочь, но побоялись лису, у петуха была коса, и он не побоялся и
выгнал лису.
|
Если бы у меня была коса, я бы помог.
|
Вова Ш.
|
А) Из дерева.
Б) Ледяная.
|
Её избушка растаяла и лиса пришла к зайцу
попросила пустить, он был добрым и пустил, а она его выгнала из дома.
|
Петух помог своей косой напугал лису,
медведь хоть и большой все равно испугался и собаки тоже.
|
Я сильный, я всех спасу.
|
Геля П.
|
А) Деревянная.
Б) Ледяная.
|
Лиса была хитрой и обманула зайца, когда
он её пустил в избушку, и выгнала его.
|
Петушок помог, больше ни кто не помог.
|
Я не знаю, наверное, помогла бы.
|
Данил В.
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная.
|
Она попросилась переночевать к зайцу и
выгнала из его дома.
|
Помог петушок с косой, она острая была,
медведь и собачки говорили «сейчас мы её выгоним», но лиса их пугала и они
убежали.
|
Я помог бы.
|
Даша Ш.
|
А) Лубяная.
Б) Ледяная.
|
Молчит
|
Петушок помог.
|
Я помогла бы.
|
Максим С.
|
А) Из дерева.
Б) Ледяная.
|
Лиса хитрая, перехитрила зайца.
|
Помог петушок с косой, собаки с медведем
тоже говорили что помогут, но лиса их пугала.
|
Я бы не испугался, я бы всем помог.
|
Настя А.
|
А) Деревянная.
Б) Ледяная.
|
Она пришла к зайцу, заплакала и попросила
пустить её в избушку, зашла и выгнала зайца.
|
Все хотели помочь, говорили «не плачь, мы
поможем» и ходили к лисе, но помог петушок.
|
Я бы помогла.
|
Света М.
|
А) Из дерева.
Б) Ледяная.
|
Заяц поверил лисе, а она его обманула.
|
Все помогали и собачки и медведь и петух,
но петушок выгнал лису.
|
Я помогла бы всем.
|
По итогам проведенной беседы можно отметить, что дети понимают
смысл сказки. На вопрос «из чего были сделаны избушки», отвечают точно и без
затруднений.
Следует отметить, что 8 детей соотносят такие качества
как «коварство» и «хитрость» с тем персонажем, которому они присущи – лисе
(«лиса была хитрой и обманула зайца», «заяц поверил лисе, а она его
перехитрила»). Отвечая на этот вопрос, Даша Ш. молчала и пожимала плечами.
Максим С. сказал, что «лиса хитрая, перехитрила зайца», то есть ребенок не
может объяснить значение слова «перехитрила».
Необходимо отметить, что 5 детей называют всех героев,
которые «помогали зайчику». Ангелина Н., Вова Ш., Геля П., Данил В. сказали,
что «помогал только петушок, ссылаясь на то, что медведь и собачки испугались
лису, а петушок её выгнал». Лишь одна девочка, Даша Ш. сказала – «петушок
помог», не аргументируя свой ответ.
Следует отметить, что на вопрос «как бы ты поступил,
если бы кто-то нуждался в твоей помощи?», все дети ответили положительно, они
бы помогли. Владик С. уточнил, что «если у него будет такая коса, то он
поможет», то есть он закрепляет определенное действие за конкретным образом, в
данном случае за петушком с косой.
Таким образом, следует отметить, что дети понимают
смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как
взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.
На основе анализа делаем вывод:
·
правильно
понимают смысл сказки – 10 детей (100%);
·
правильно
определяют, «как перехитрила лиса зайца» - 8 детей (80%);
·
правильно
определяют, «кто помог зайчику и как» - 5 детей (50%);
·
помогли бы,
попавшим в беду – 10 детей (100%)
Данные представлены на графике.
Рис. 2 - Результаты изучения представлений о
нравственных поступках героев сказки
Во второй серии исследования нами было проведено
наблюдение за обыгрыванием русской народной сказки «Заюшкина избушка» с целью
изучения особенностей проявления нравственных ценностей в процессе передачи
характера, эмоционального состояния сказочных героев (Г.А. Урунтаева, Ю.А.
Афонькина).
Наблюдение проводилось с учётом следующих параметров:
1)
подготовка и
использование атрибутов;
2)
взаимоотношения
со сверстниками во время игры;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|