бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации бесплатно рефераты

3. Блок игры – драматизации


Название

Цель

 Содержание

1

«Три поросенка»

(Приложение 2)

Формировать способности импровизировать, способность самостоятельно выбирать действия для эмоциональной выразительности нравственных ценностей.

 Распределение ролей (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф);

 установление декораций (домики, деревья);

 разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью);

 - дети имитируют строительство домиков и поют песню: «Нам не страшен серый волк»;

 - появляется волк и ломает домики двух поросят;

 -поросята бегут в домик Наф-Нафа и прячутся там от волка;

- волк проникает в домик через дверь, а на него выливается ведро кипятка и он убегает. Поросята снова весело танцуют на полянке.

2

«Кот, петух и лиса»

 (Приложение 3)

 Закрепить представления детей о том, что нужно помогать своим близким, воспитывать отзывчивость и сострадание.

 Распределение ролей (кот, петух и лиса);

 установка декораций (деревья, дом);

 разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью);

 - кот уходит в лес за дровами и наказывает петушку, как нужно вести себя в его отсутствие;

 - появляется лиса и поет песню «Петушок, петушок золотой гребешок…»;

 - петушок выглядывает в окошко и лиса его забирает в лес;

 - петушок кричит: «Несет меня лиса за темные леса…»;

 - кот бежит в погоню и отнимает петушка;

 - история повторяется;

 - кот играет на гуслях возле лисьего дома;

 - лиса выглядывает, кот хватает петушка и убегает с ним.

3

«Заюшкина избушка» (Приложение 1)

Формировать у детей чувства отзывчивости, сострадание; воспитывать желание помогать попавшим в беду.

Распределение ролей (Заяц, лиса, петушок, собачка, медведь);

 установка декораций (деревья, дом);

 разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью);

 - избушка лисы таит, и она идет к зайчику;

 - зайчик пускает лису свою в избушку, она его выгоняет;

 - зайчик сидит на пеньке и плачет;

 - к зайчику подходит собачка и предлагает помощь, но лиса её пугает и собачка убегает;

 - зайчик опять плачет, к нему подходит медведь, история повторяется;

 - зайчик плачет, к нему подходит петушок и предлагает помощь;

 - петушок пугает лису, она убегает из избушки;

 - зайчик возвращается домой.

4

«Айболит»

 Воспитывать у детей желание заботиться о тех, кто слабее, жалость к заболевшим зверям.

 Распределение ролей (Айболит, барбос, лиса, зайчиха);

 - установление декораций (дерево);

 - разыгрывание сюжета произведения (появляются герои произведения и произносят слова в соответствии с ролью);

 - к Айболиту подходят животные и просят вылечить их и своих детенышей.

5

«Теремок»

(Приложение 4)

 Формировать у детей эмоционально целостное восприятие сказочных образов, воспитывать сопереживание.

 Распределение ролей (мышка, лягушка, петух, заяц, лиса, волк, медведь);

 установление декораций (деревья, теремок);

 разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью);

 - к теремку подходят мышка, лягушка, петух, лиса, волк и произносят слова: «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет…»;

 - приходит медведь и ломает теремок;

 - дети строят новый теремок.


4. Блок работа с родителями

1.                 Консультация для родителей на тему «Игра – драматизация дома».

Цель: рассказать о влиянии игры – драматизации на формирование нравственных ценностей.

2.                 Разработка сценариев игр – драматизаций для родителей.

3.                 Консультация «Домашний театр».

Цель: приобщение родителей к совместной с детьми игровой деятельности.

Опытная работа по формированию нравственных ценностей с детьми седьмого года жизни проводилась в соответствии с разработанным нами проектом. Были созданы условия для развития у детей театральной деятельности: оборудована зона театральной деятельности (или уголок сказки), и «стихийный уголок» (или уголок уединения), где ребенок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты в сыгранных спектаклях и д.р.

В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра:

·                     театр верхних кукол (куклы находятся выше работающего с ними актера, над ширмой);

·                        театр марионеток (куклы управляются при помощи ниток или проволок и находятся ниже актера-кукольника);

·                        настольный театр;

·                        театр масок и д.р.

Организованы несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.

В зоне театральной деятельности находились также:

·                        ширма для показа кукольного театра (легкая, удобная с занавесом для смены декораций во время спектакля);

·                        маски;

·                        костюмы для ряженья;

·                        музыкальные инструменты.

Один из блоков проекта – «Работа с художественной литературой». Нами был сделан строгий отбор художественных произведений, являющихся содержанием театральной игры, в том числе и игры – драматизации, на основе следующих критериев:

·                             соответствие литературного материала поставленной цели – по формированию нравственных ценностей;

·                             доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника;

·                             сюжетность, динамичность литературных текстов;

·                             способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.

Опираясь на выделенные критерии, можно выделить ряд произведений, рекомендованных для работы с детьми. К ним относятся русские народные сказки:

·                          «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

·                          «Кот, петух и лиса»;

·                          «Теремок»;

·                          «Айболит»;

·                          «Заюшкина избушка»;

·                          английская народная сказка «Три поросенка».

Нами был разработан алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением:

1) чтение;

2) повторное чтение;

3) беседа по прочитанному произведению;

4)     пересказ, рассказывание по ролям, заучивание наизусть;

5) рассматривание книг, иллюстраций, диафильмов, мультфильмов;

6) игровые этюды;

7) игры – драматизации.

В ДОУ, где проводилась исследовательская работа, создано развивающее пространство, которое включает в себя: библиотеку детского сада, библиотеку группы, книжный уголок в группе, театральный уголок в группе.

Книжная выставка широко использовалась нами в процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой. Книжная выставка позволяет дать детям более полное представление о книгах. На выставке использовались книги русских народных сказок, английских народных сказок. Проводились небольшие занятия, главной цель которых было воспитывать у детей потребность рассматривать книгу и иллюстрации; расширять словарь детей устаревшими словами; активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая и т.д; способствовать воспитанию в детях сочувствия, сострадания, чувство товарищества.

В ходе проведения занятий мы реализовали следующие этапы:

1)                 рассматривание книг, знакомство с автором (если есть);

2)                       словарная работа (работа с незнакомыми словами);

3)                       рассматривание иллюстраций в книге;

4)                       работа с книжной выставкой, отыскивание названных произведений в небольших сборниках;

5)                 беседа, направленная на выявление идейного содержания произведений, воспитание нравственных чувств и качеств личности.

В соответствии с проектом нами была разработана общая система организации игр – драматизаций, она была такова:

·        знакомство с театром данного жанра, его устройством, профессиями работающими в нем людей через просмотр видеофильмов.

·          знакомство с текстом произведения.

·          освоение выразительных средств передачи образа в данном жанре: мимика и движения в драматическом спектакле; речь и ритмопластика – в музыкальном; голос и кукловождения – в кукольном. Использовались упражнения и этюды с героями и элементами сюжета конкретной сказки.

·          изготовление атрибутов и масок.

·          организация самих игр – драматизаций: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Айболит», «Заюшкина избушка».

Подготовительная работа к игре – драматизации «Кот, петух и лиса» включала подбор текста, музыкальных произведений, просмотр мультфильмов по сказке, создание масок.

Также был реализован блок по работе с родителями, его целью было сформировать представление у родителей о игре – драматизации и как в неё играть дома с детьми.

После опытной работы на формирующем этапе эксперимента мы приступили к контрольному обследованию детей. На этом этапе мы использовали методику по изучению представлений у детей о нравственных качествах (методика Г.А. Урунтаевой). Вся работа проводилась индивидуально с детьми седьмого года жизни.

Сначала с детьми была проведена беседа. Каждому ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики Приложение 5

Данные исследования были занесены в таблицу 5.


Таблица 5

Имя

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Ангелина Н.

А) тот, кто всегда поступает хорошо, со всеми делится;

Б) тот, кто ни кого не слушается, ругается, дерется;

А) кто всегда говорит правду и не обманывает;

Б) кто всем врет и всегда обманывает;

А) кто всем всегда делится;

Б) ничего не дает;

А) кому ничего не страшно;

Б) кто всего всегда боится;

Антон Т.

А) кто всегда поступает хорошо и ничего плохого не делает;

Б) поступает плохо и не слушается;

А) кто ни кого не обманывает;

Б) кто всех обманывает всегда;

А) тот всем все дает;

Б) тот, кто ничего не дает;

А) вообще ни чего не боится;

Б) кто всего боится;

Владик С.

А) кто всех слушается и хорошо поступает;

Б) кто не слушается и ведет себя плохо;

А) кто всегда выполняет обещания;

Б) тот, кто обещает и не выполняет обещания;

А) кто всем делится;

Б) кто ни делится игрушками, конфетами и вообще всем;

А) кому ни когда, ни чего не страшно;

Б) кто всего боится;

Вова Ш.

А) кто всегда всем делится, если его попросят;

Б) кто всегда злится и не слушается старших;

А) кто не врет;

Б) кто не делает, что обещал;

А) кому ни чего не жалко;

Б) ничего не дает;

А) я смелый, я хожу на бокс;

Б) кто всегда всего боится;

Геля П.

А) это люди, которые всегда все делают правильно и хорошо;

Б) тех, кто кричит бьется и злится;

А) кто не обманывает;

Б) кто врет всегда;

А) кто всем делится, ему ничего не жалко;

Б) кто не делится забирает все у детей;

А) кто ничего не боится;

Б) кто всего боится;

Данил В.

А) кто делает все хорошо и улыбается;

Б) кто злой постоянно;

А) кто делает, что обещал;

Б) кто всех обманывает;

А) кто всем все дает;

Б) кому дать жалко, что попросят;

А) кто никого не боится;

Б) кто всех, всех боится

Даша Ш.

А) кто поступает всегда хорошо

 Б) кто на всех злится, кричит и сердится;

А) кто не врет всем;

Б) тот, кто обещает и ничего не выполняет;

А) кто всем разрешает играться;

Б) кто все дает;

А) кто не трусливый;

Б) кто всего боится;

Максим С.

А) кто всех любит и лицо у него доброе;

Б) Антон кричит всегда, он злой;

А) кто не обманывает;

Б) кто всех обманывает и врет;

А) кто все дает;

Б) тот, кто забирает у всех все и ничего не дает;

А) кому не страшно никогда;

Б) кто боится и ему страшно;

Настя А.

А) кто хороший и не кричит;

Б) Антон и Тимофей злые;

А) правду всем говорят;

Б) кто всегда обманывает;

А) кто всем делится;

Б) кто не дает ничего, даже игрушки;

А) кто ничего не боится;

Б) кто всего боится

Света М.

А) всем улыбаются, не дерутся, поступают хорошо;

Б) кто не слушается и дерется;

А) выполняют обещания;

Б) кто врет специально;

А) кому ничего не жалко для всех;

Б) кто все себе забирает;

А) кто ничего не боится;

Б) боится всегда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8