Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации
3. Блок игры – драматизации
№
|
Название
|
Цель
|
Содержание
|
1
|
«Три поросенка»
(Приложение 2)
|
Формировать способности импровизировать,
способность самостоятельно выбирать действия для эмоциональной
выразительности нравственных ценностей.
|
Распределение ролей (Ниф-Ниф, Наф-Наф,
Нуф-Нуф);
установление декораций (домики, деревья);
разыгрывание сюжета сказки (появляются
герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью);
- дети имитируют строительство домиков и
поют песню: «Нам не страшен серый волк»;
- появляется волк и ломает домики двух
поросят;
-поросята бегут в домик Наф-Нафа и
прячутся там от волка;
- волк проникает в домик через дверь, а на
него выливается ведро кипятка и он убегает. Поросята снова весело танцуют на
полянке.
|
2
|
«Кот, петух и лиса»
(Приложение 3)
|
Закрепить представления детей о том, что
нужно помогать своим близким, воспитывать отзывчивость и сострадание.
|
Распределение ролей (кот, петух и лиса);
установка декораций (деревья, дом);
разыгрывание сюжета сказки (появляются
герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью);
- кот уходит в лес за дровами и
наказывает петушку, как нужно вести себя в его отсутствие;
- появляется лиса и поет песню «Петушок,
петушок золотой гребешок…»;
- петушок выглядывает в окошко и лиса его
забирает в лес;
- петушок кричит: «Несет меня лиса за
темные леса…»;
- кот бежит в погоню и отнимает петушка;
- история повторяется;
- кот играет на гуслях возле лисьего дома;
- лиса выглядывает, кот хватает петушка и
убегает с ним.
|
3
|
«Заюшкина избушка» (Приложение 1)
|
Формировать у детей чувства отзывчивости,
сострадание; воспитывать желание помогать попавшим в беду.
|
Распределение ролей (Заяц, лиса, петушок,
собачка, медведь);
установка декораций (деревья, дом);
разыгрывание сюжета сказки (появляются
герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью);
- избушка лисы таит, и она идет к
зайчику;
- зайчик пускает лису свою в избушку, она
его выгоняет;
- зайчик сидит на пеньке и плачет;
- к зайчику подходит собачка и предлагает
помощь, но лиса её пугает и собачка убегает;
- зайчик опять плачет, к нему подходит
медведь, история повторяется;
- зайчик плачет, к нему подходит петушок
и предлагает помощь;
- петушок пугает лису, она убегает из
избушки;
- зайчик возвращается домой.
|
4
|
«Айболит»
|
Воспитывать у детей желание заботиться о
тех, кто слабее, жалость к заболевшим зверям.
|
Распределение ролей (Айболит, барбос,
лиса, зайчиха);
- установление декораций (дерево);
- разыгрывание сюжета произведения
(появляются герои произведения и произносят слова в соответствии с ролью);
- к Айболиту подходят животные и просят
вылечить их и своих детенышей.
|
5
|
«Теремок»
(Приложение 4)
|
Формировать у детей эмоционально целостное
восприятие сказочных образов, воспитывать сопереживание.
|
Распределение ролей (мышка, лягушка,
петух, заяц, лиса, волк, медведь);
установление декораций (деревья,
теремок);
разыгрывание сюжета сказки (появляются
герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью);
- к теремку подходят мышка, лягушка,
петух, лиса, волк и произносят слова: «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в
невысоком живет…»;
- приходит медведь и ломает теремок;
- дети строят новый теремок.
|
4. Блок работа с родителями
1.
Консультация для
родителей на тему «Игра – драматизация дома».
Цель: рассказать о влиянии игры – драматизации на
формирование нравственных ценностей.
2.
Разработка
сценариев игр – драматизаций для родителей.
3.
Консультация
«Домашний театр».
Цель: приобщение родителей к совместной с детьми
игровой деятельности.
Опытная работа по формированию нравственных ценностей
с детьми седьмого года жизни проводилась в соответствии с разработанным нами
проектом. Были созданы условия для развития у детей театральной деятельности:
оборудована зона театральной деятельности (или уголок сказки), и «стихийный
уголок» (или уголок уединения), где ребенок может побыть один, прорепетировать
роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и
вспомнить сюжеты в сыгранных спектаклях и д.р.
В зоне театральной деятельности были размещены разные
виды кукольного театра:
·
театр верхних
кукол (куклы находятся выше работающего с ними актера, над ширмой);
·
театр марионеток
(куклы управляются при помощи ниток или проволок и находятся ниже
актера-кукольника);
·
настольный театр;
·
театр масок и
д.р.
Организованы несколько практических занятий по
обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.
В зоне театральной деятельности находились также:
·
ширма для показа
кукольного театра (легкая, удобная с занавесом для смены декораций во время
спектакля);
·
маски;
·
костюмы для
ряженья;
·
музыкальные
инструменты.
Один из блоков проекта – «Работа с художественной
литературой». Нами был сделан строгий отбор художественных произведений,
являющихся содержанием театральной игры, в том числе и игры – драматизации, на
основе следующих критериев:
·
соответствие
литературного материала поставленной цели – по формированию нравственных
ценностей;
·
доступность
содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника;
·
сюжетность,
динамичность литературных текстов;
·
способность
иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.
Опираясь на выделенные критерии, можно выделить ряд
произведений, рекомендованных для работы с детьми. К ним относятся русские
народные сказки:
·
«Сестрица
Аленушка и братец Иванушка»;
·
«Кот, петух и
лиса»;
·
«Теремок»;
·
«Айболит»;
·
«Заюшкина
избушка»;
·
английская
народная сказка «Три поросенка».
Нами был разработан алгоритм ознакомления дошкольников
с художественным произведением:
1) чтение;
2) повторное чтение;
3) беседа по прочитанному произведению;
4)
пересказ,
рассказывание по ролям, заучивание наизусть;
5) рассматривание книг, иллюстраций, диафильмов, мультфильмов;
6) игровые этюды;
7) игры – драматизации.
В ДОУ, где проводилась исследовательская работа,
создано развивающее пространство, которое включает в себя: библиотеку детского
сада, библиотеку группы, книжный уголок в группе, театральный уголок в группе.
Книжная выставка широко использовалась нами в процессе
ознакомления старших дошкольников с художественной литературой. Книжная
выставка позволяет дать детям более полное представление о книгах. На выставке
использовались книги русских народных сказок, английских народных сказок.
Проводились небольшие занятия, главной цель которых было воспитывать у детей
потребность рассматривать книгу и иллюстрации; расширять словарь детей
устаревшими словами; активизировать в речи использование эпитетов: находчивая,
справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая и т.д; способствовать воспитанию в
детях сочувствия, сострадания, чувство товарищества.
В ходе проведения занятий мы реализовали следующие
этапы:
1)
рассматривание
книг, знакомство с автором (если есть);
2)
словарная работа
(работа с незнакомыми словами);
3)
рассматривание
иллюстраций в книге;
4)
работа с книжной
выставкой, отыскивание названных произведений в небольших сборниках;
5)
беседа,
направленная на выявление идейного содержания произведений, воспитание
нравственных чувств и качеств личности.
В соответствии с проектом нами была разработана общая
система организации игр – драматизаций, она была такова:
·
знакомство с
театром данного жанра, его устройством, профессиями работающими в нем людей
через просмотр видеофильмов.
·
знакомство с
текстом произведения.
·
освоение
выразительных средств передачи образа в данном жанре: мимика и движения в
драматическом спектакле; речь и ритмопластика – в музыкальном; голос и
кукловождения – в кукольном. Использовались упражнения и этюды с героями и
элементами сюжета конкретной сказки.
·
изготовление
атрибутов и масок.
·
организация самих
игр – драматизаций: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Айболит»,
«Заюшкина избушка».
Подготовительная работа к игре – драматизации «Кот,
петух и лиса» включала подбор текста, музыкальных произведений, просмотр
мультфильмов по сказке, создание масок.
Также был реализован блок по работе с родителями, его
целью было сформировать представление у родителей о игре – драматизации и как в
неё играть дома с детьми.
После опытной работы на формирующем этапе эксперимента
мы приступили к контрольному обследованию детей. На этом этапе мы использовали
методику по изучению представлений у детей о нравственных качествах (методика
Г.А. Урунтаевой). Вся работа проводилась индивидуально с детьми седьмого года
жизни.
Сначала с детьми была проведена беседа. Каждому
ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики Приложение 5
Данные исследования были занесены в таблицу 5.
Таблица 5
Имя
|
Вопрос 1
|
Вопрос 2
|
Вопрос 3
|
Вопрос 4
|
Ангелина Н.
|
А) тот, кто всегда поступает хорошо, со
всеми делится;
Б) тот, кто ни кого не слушается,
ругается, дерется;
|
А) кто всегда говорит правду и не
обманывает;
Б) кто всем врет и всегда обманывает;
|
А) кто всем всегда делится;
Б) ничего не дает;
|
А) кому ничего не страшно;
Б) кто всего всегда боится;
|
Антон Т.
|
А) кто всегда поступает хорошо и ничего
плохого не делает;
Б) поступает плохо и не слушается;
|
А) кто ни кого не обманывает;
Б) кто всех обманывает всегда;
|
А) тот всем все дает;
Б) тот, кто ничего не дает;
|
А) вообще ни чего не боится;
Б) кто всего боится;
|
Владик С.
|
А) кто всех слушается и хорошо поступает;
Б) кто не слушается и ведет себя плохо;
|
А) кто всегда выполняет обещания;
Б) тот, кто обещает и не выполняет
обещания;
|
А) кто всем делится;
Б) кто ни делится игрушками, конфетами и
вообще всем;
|
А) кому ни когда, ни чего не страшно;
Б) кто всего боится;
|
Вова Ш.
|
А) кто всегда всем делится, если его
попросят;
Б) кто всегда злится и не слушается
старших;
|
А) кто не врет;
Б) кто не делает, что обещал;
|
А) кому ни чего не жалко;
Б) ничего не дает;
|
А) я смелый, я хожу на бокс;
Б) кто всегда всего боится;
|
Геля П.
|
А) это люди, которые всегда все делают
правильно и хорошо;
Б) тех, кто кричит бьется и злится;
|
А) кто не обманывает;
Б) кто врет всегда;
|
А) кто всем делится, ему ничего не жалко;
Б) кто не делится забирает все у детей;
|
А) кто ничего не боится;
Б) кто всего боится;
|
Данил В.
|
А) кто делает все хорошо и улыбается;
Б) кто злой постоянно;
|
А) кто делает, что обещал;
Б) кто всех обманывает;
|
А) кто всем все дает;
Б) кому дать жалко, что попросят;
|
А) кто никого не боится;
Б) кто всех, всех боится
|
Даша Ш.
|
А) кто поступает всегда хорошо
Б) кто на всех злится, кричит и сердится;
|
А) кто не врет всем;
Б) тот, кто обещает и ничего не выполняет;
|
А) кто всем разрешает играться;
Б) кто все дает;
|
А) кто не трусливый;
Б) кто всего боится;
|
Максим С.
|
А) кто всех любит и лицо у него доброе;
Б) Антон кричит всегда, он злой;
|
А) кто не обманывает;
Б) кто всех обманывает и врет;
|
А) кто все дает;
Б) тот, кто забирает у всех все и ничего
не дает;
|
А) кому не страшно никогда;
Б) кто боится и ему страшно;
|
Настя А.
|
А) кто хороший и не кричит;
Б) Антон и Тимофей злые;
|
А) правду всем говорят;
Б) кто всегда обманывает;
|
А) кто всем делится;
Б) кто не дает ничего, даже игрушки;
|
А) кто ничего не боится;
Б) кто всего боится
|
Света М.
|
А) всем улыбаются, не дерутся, поступают
хорошо;
Б) кто не слушается и дерется;
|
А) выполняют обещания;
Б) кто врет специально;
|
А) кому ничего не жалко для всех;
Б) кто все себе забирает;
|
А) кто ничего не боится;
Б) боится всегда.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|