бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации бесплатно рефераты

Т.А. Куликова [14] указывает, что полноценное участие детей в игре-драматизации требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства, художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

По мнению Р.И. Жуковской [10] игры-драматизации направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности - иными словами «языка» эмоций, создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и т.д.

Игры-драматизации, как обозначает Н.С. Карпинская [12] представлены играми на основе простых текстов этического характера с опорой на книжки-самоделки, а также играми на основе проблемных ситуации и ситуаций из жизни детей. В основу игр-спектаклей могут быть положены сюжеты сказок.

Формированию нравственных ценностей способствует понимание переживание персонажей, приятие их в последующие «проживание» в ходе драматизации описанных в тексте событий.

К театральным играм важно подводить детей постепенно. Последовательность работы, по мнению Н.С. Карпинской [12] может быть следующей:

1) знакомство с текстом;

2) игра-беседа с персонажами;

3) повторное чтение-разыгрывание текста;

4) беседа по картине или серии картин и драматизация фрагментов текста;

5) самостоятельное чтение текста;

6) подготовка к театральной игре по усвоенному сюжету;

7) игра-спектакль по сказке.

Л.В. Артемова [1] отмечает, что тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Но многие темы, сюжеты предлагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто.

Л.П. Стрелкова [17] отмечает, что художественная литература, и особенно сказки, являются для детей дошкольников особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Являясь разновидностью творческой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиться.

Л.В. Артемова [1] отмечает то, что преимущества игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в совместной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон для формирования нравственных ценностей. Такие игры как инсценировки, игры-драматизации, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Если в произведении, прочитанном в группе и понравившемся детям, есть четко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности, что особенно характерно для сказок, его можно предложить для разыгрывания.

Н.С. Карпинская [12] говорит о том, что игра-драматизация, если использовать ее не в жесткой, а в гибкой, подчиненной определенным задачам форме, может дать педагогу прекрасные условия для воспитания нравственных чувств у детей.

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли.

3. Колесникова [16] обращает внимание на то, что старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг и рассказов взрослых. Как и малыши, они отражают в любимых играх новые впечатления, но пользуются своими знаниями и наблюдениями более сознательно.

Н. Губанова [14] считает, что особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст - произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

А.И. Матусик [5] утверждает, что сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят лишь отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт.

У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В игре часто дети проявляют эмоции, которые в жизни еще недоступны им. А.П. Усова [30] отмечает, что игры-драматизации по сюжету художественного произведения имеют свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка проявляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

Таким образом, в играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только выявить уровень развития нравственных ценностей, но и создать условия для их формирования - как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игр - драматизации то, что было ими пережито во время восприятия художественного произведения.

Изучив теоретические аспекты по проблеме формирования нравственных ценностей средствами игр - драматизации можно отметить её актуальность.

Нравственные ценности присваиваются на индивидуальном уровне в процессе интериоризации. Интериоризация – это переход извне вовнутрь. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей происходит лишь тогда, когда в необходимый момент внутреннего существования человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть её гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.

Анализ современных комплексных вариативных программ показал, что игры-драматизации являются важным средством формирования нравственных ценностей и выделяются отдельным разделом в программах «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко) [23] и «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович) [8]. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) [22] игры-драматизации являются частью театрализованных игр и предлагают учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; учить создавать творческие игры для подготовки и проведения спектаклей, концертов; воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей.

Игра-драматизация, как эффективное средство формирования нравственных ценностей рассматривается в трудах: А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, Л.В. Артемовой, Н.С. Карпинской, Л.П. Стрелковой, З. Колесниковой, А.И. Матусик. В играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только вызвать эмоциональный отклик ребенка, но и создать условия для формирования нравственных ценностей - как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игр-драматизации то, что было ими пережито во время восприятия.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВОМ ИГР – ДРАМАТИЗАЦИЙ

2.1 Изучение представлений детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах

Исследовательская работа проводилась на базе МДОУ №85 г. Белгорода. Она состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие десять детей седьмого года жизни.

На констатирующем этапе эксперимента проводились беседы, в процессе которых изучалось представление у детей о нравственных качествах (Г.А. Урунтаева), а также изучение представлений о нравственных ценностях в процессе чтения и обыгрывания сказки «Заюшкина избушка» с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева).

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Вначале была проведена беседа. Каждому ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики:

1.                  Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

2.                  Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

3.                  Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

4.                  Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Результаты исследования занесены в таблицу 1.


Таблица 1

Имя

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Ангелина Н.

А) тот, кто со всеми дружит и не жадничает;

Б) тот, кто обижает, всех не любит ни кого, не слушается;

А) кто обещает и выполняет обещания;

Б) кто всех обманывает и меня тоже;

А) делится книжками, игрушками, яблоками ему ничего не жалко дать всем;

Б) ничего не дает;

А) тот, кто вообще ничего не боится;

Б) кто всего боится;

Антон Т.

А) кто ничего плохого не делает;

Б) тот, кто ругается и делает все плохое;

А) кто никогда не врет;

Б) кто всех обманывает;

А) тот, кто делится со всеми;

Б) тот, кто ничего не дает;

А) ничего на земле вообще не боится;

Б) те, кому всегда страшно;

Владик С.

А) кто не кричит и не ругается и вообще ведет себя хорошо;

Б) когда кричит человек и ведет себя плохо;

А) кто обещает и выполняет обещания;

Б) тот, кто не выполняет обещания;

А) тот, кто со всеми делится;

Б) тот, кто совсем не делится ни чем;

А) кто ничего не боится;

Б) тот, кто боится всего;

Вова Ш.

А) Меня – я же все сразу выполняют, дома даже картошку принесу;

Б) Антон – он прям на меня злится;

А) кто не врет;

Б) Стас – сказал, что принесет машинку, но не принес;

А) кому не жалко дать что просят;

Б) ничего не дает;

А) Я сам, я тренируюсь и пойду на бокс;

Б) тот, кто боится и его надо защищать;

Геля П.

А) это хорошие люди, всегда смеются;

Б) бабушка и дедушка когда пьют пиво;

А) кто никогда не врет;

Б) тот, кто постоянно всем врет;

А) кому ничего не жалко;

Б) кто все сразу забирает;

А) кто ничего не боится даже ночью ходить;

Б) кто всего боится;

Данил В.

А) кто всех любит;

Б) кто всегда злится;

А) кто все обещает и выполняет;

Б) тот, кто обманывает;

А) не знаю;

Б) кто не делится ни с кем;

А) кто никого не боится;

Б) тот, кто боится медведей и волков;

Даша Ш.

А) хороший;

Б) кто всегда сердится;

А) кто не обманывает;

Б) кто всегда обманывает;

А) кто все разрешает брать;

Б) тот, кто жадничает;

А) кто ничего не боится и не трусит;

Б) кто всего боится;

Максим С.

А) тот, кто улыбается и любит даже плохих;

Б) тот, кто дерется и ругается;

А) тот, кто не обманывает;

Б) настоящих обманщиков;

А) кто делится;

Б) тот, кто забирает все себе;

А) он ничего не боится;

Б) тот, кто всех, всех боится;

Настя А.

А) Геля она дает поиграть и не толкается;

Б) Тимофей всегда злой;

А) Света честная;

Б) Тимофей обманывает детей;

А) тот, кто дает игрушки;

Б) тот, кто ничего не дает;

А) кто ничего не боится;

Б) кто всего боится;

Света М.

А) те, кто всегда дружат;

Б) все дети, которые не слушают воспитателя;

А) все кто дарят подарки, если обещают;

Б) кто, всех обманывает;

А) кто мне конфеты дает;

Б) кто все себе забирает;

А) тот, кто никого не боится;

Б) кому всегда страшно.


Анализ ответов детей на предложенные вопросы осуществлялся с учетом рекомендованных автором методики положений:

·                   у ребенка сформировано обобщенное представление о нравственном качестве («Жадные … которые жалеют: все для себя берут и ничего не оставляют бедным»);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8