бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование фонематических процессов при дислексии у детей младшего школьного возраста бесплатно рефераты

Таким образом, анализ литературных данных позволил сделать следующие выводы:

1.                 Современный взгляд на проблемы нарушений чтения основывается на понимании сложной психо-физиологической структуры процесса чтения и особенностей усвоения этого навыка детьми в норме.

2.                 Уровень сформированности действий по выделению последовательности звуков в слове и умения сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находится в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия.

3.                 Одним из механизмов дислексии можно рассматривать нарушения фонематического восприятия, анализа и синтеза.


ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

2.1 Цель и задачи экспериментального исследования

Установлено, что на эффективность обучения детей можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи. В частности, важное значение для обучения грамоте имеет осознанная ориентировка ребенка в звуковой структуре языка и в его словесном составе. В настоящее время имеется ряд фундаментальных исследований, в которых раскрывается возрастная динамика процесса осознания языковой действительности нормально развивающимися детьми.

Все исследователи подчеркивают, что вычленение ребенком новой области объективного мира имеет для него не только прагматическое значение, обеспечивая овладение письмом и чтением, но является важным этапом его умственного развития (Л.С. Выготский [14, 15], С.Н. Карпова [25], А.Р. Лурия [38, 39], Д.Б. Эльконин [56, 57] и др.).

Основным образованием, связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, - является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте.

Первоначальная задача процесса овладения детьми чтением состоит в том, чтобы ознакомить ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процесса чтения является умение не только выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи последовательностью букв в пространстве. Поэтому воссоздание и воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления звуковой структуры слова.

Усвоение действия фонематического анализа слова, а также навык чтения слогов с ориентировкой на последующий гласный звук служат предпосылкой слитного чтения, способствуют устранению побуквенного чтения и искажений звуко-слоговой структуры слова при чтении.

Подчеркивая значимость осознания детьми звуковой структуры слов для усвоения навыков письма и чтения, М. С. Курдюмов [32, С. 7] отмечает, что успех в обучении грамоте определяется совершенством системы фонематического анализа речи, системы, которая «выступает в качестве единственного средства соотнесения двух знаковых систем языка».

Все выше сказанное определяет цель нашего исследования: изучить особенность формирования навыка чтения у младших школьников с недостатками развития фонематической системы.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

1. Провести обследование уровня сформированности фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений у младших школьников общеобразовательной школы.

2. Обследовать состояние процесса чтения младших школьников в конце первого года обучения.

3. Проанализировать результаты изучения уровня сформированности фонематического анализа и синтеза и процесса чтения у всех испытуемых и выявить особенности формирования навыка чтения у детей с различной степенью сформированности фонематических процессов.

4. На основании полученных данных определить являются ли выявленные отклонения показателем предрасположенности к дислексии.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что данное исследование позволяет выявить специфику формирования фонематической системы у детей с речевой патологией в процессе обучения чтению, определить степень сформированности операций фонематического анализа и синтеза у данной категории детей, расширить представления о механизмах чтения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, помогут определить трудности при обучении чтению, с которыми могут столкнуться младшие школьники с недоразвитием фонематической системы;

- на основе анализа данных констатирующего эксперимента учитель (логопед) может скорректировать свою работу с целью улучшения качества усвоения программного материала по родному языку.

2.2 Организация исследования

Нами было проведено экспериментальное исследование учащихся первых классов общеобразовательной школы. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №1927 г. Москвы в течение 2004/05 учебного года. В эксперименте приняли участие десять детей, имеющих нарушения фонематической системы (первая группа), и десять детей с нормальным речевым развитием в онтогенезе (вторая группа).

Отбор в первую группу осуществлялся на основе имеющихся в логопедическом заключении сведений о нарушениях фонематических процессов.

Речевой статус детей, вошедших в первую группу, характеризовался следующим образом: ОНР-III уровень – 4 человека, ФФН – 6 человек.

Речевой статус детей, вошедших во вторую группу, характеризовался нормальным речевым развитием.

Данное исследование не носило характера итогового контроля и, следовательно, полученные результаты не влияли на выставление итоговой оценки.

Эксперимент проводился в первой половине дня на индивидуальных занятиях.

Методика исследования уровня сформированности фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

Констатирующий эксперимент состоял из четырех этапов.

Первый этап был направлен на изучение навыка учащихся производить фонематический анализ слов. Так как фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа, этап включал три серии заданий:

I серия – задания на выделение звука на фоне слова (на материале звуков нарушенных и не нарушенных);

II серия – задания на производство элементов фонематического анализа слов (выделение различных гласных и согласных фонем, занимающих в словах разные позиции);

III серия – задание на производство полного фонематического анализа слов различной длины, различного слогового и морфемного состава.

Второй этап был направлен на изучение способности учащихся производить фонематический синтез. Эта серия содержала задания, с помощью которых определялась способность учащихся соединять в слова звуки, данные в ненарушенной и нарушенной последовательности. Звуки произносились экспериментатором с интервалом в две секунды. Ребенок должен был воспроизвести слово, используя услышанные звуки.

Третий этап – изучение фонематических представлений учащихся. Задания были направлены на изучение способности подбирать слова на заданные звуки, слова с заданным количеством звуков, умение подбирать картинки на заданный звук (на материале звуков, нарушенных и не нарушенных в произношении).

Четвертый этап – исследование навыков чтения.

В ходе дальнейшего исследования у всех детей по окончании первого класса индивидуально поэтапно изучалась степень сформированности навыка чтения. Для этого были использованы схемы обследования, предложенные Р.Е.Левиной (1968), Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В.Чиркиной (1989). Они включали в себя изучение всех ступеней формирования навыка чтения.

Первый этап - фонематический анализ.

I серия - выделение звука на фоне слова

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук...

Первое задание - на материале звуков, ненарушенных в произношении:

м мак, рот, комар, доска, дом, окно

а арбуз, сок, лук, дар, сани

т утка, дом, тополь, мох, кот, книга

к комар, обувь, окно, малина, конь.

Второе задание - на материале звуков, нарушенных в произношении:

с стакан, дерево, миска, комната, нос, книга

ш шапка, альбом, малина, крупа, ложка, мел, карандаш

3 зонтик, крот, ваза, конь, заяц, дятел, лук

щ щётка, лебедь, клещи, олень, плащ, воробей

ч часы, лампа, бочка, хлеб, меч, полка

л лампа, енот, ёлка, автобус, крокодил, бегемот

р рыба, зонтик, повар, ёжик, барсук, машина

ц цыпленок, муравей, кольцо, хлеб, заяц, белка Оценка:

Оценка:

1 балл- проба выполнена верно;

0 баллов- проба выполнена не верно.

II серия - выделение звука в соответствии с его позицией в слове.

Первое задание - выделение начального гласного под ударением: Инструкция: назови первый звук в слове (экспериментатор произносит слова, интонируя звуки, которые ребенок должен выделить).

Аня утро Оля астра Инна удочка

Второе задание - выделение последнего звука из слова

Инструкция: назови последний звук в слове...

мак дом

танкист кровать мох слон

Третье задание - выделение согласного звука в начале слова.

Инструкция: назови первый звук в слове...

Белка доска марка курица

холм воробей

Оценка: 2 балла – задание выполнено верно;

1 балл – задание выполнено с ошибками;

0 баллов – задание не выполнено.

III серия - Определение места звука в слове, последовательности, количества звуков в слове, звуков, соседних с данными.

Первой задание - определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)

Инструкция: где в слове находится звук.

на материале звуков, ненарушенных в произношении:

компот мак

морс [м] кот [к]

ум миска

на материале звуков, ненарушенных в произношении:


ус рак

сыр [с]забор [р]

коса народ

полка мыш

белка [л]шум [ш]

лампа уши

Второе задание - определение последовательности и количества звуков в слове.

Инструкция: назови все звуки в слове, сколько их всего?

Дым кофта тина диктант

танк котомка

Третье задание - определение места звука по отношению к другим звукам:

Инструкция: какой по счету звук "р" в словах: рыба, пароход, трава, февраль, завтрак.

Назвать соседей звука "ш" в словах: кошка, смешно, солнышко, ушки.

Оценка: 2 балла – задание выполнено верно;

1 балл – задание выполнено с ошибками;

0 баллов – задание не выполнено.

Таким образом, максимальный суммарный балл за выполнение заданий первого этапа составил 84 балла, из них:

- за первую серию – 72 балла;

- за вторую серию – 6 баллов;

- за третью серию – 6 баллов.

Второй этап - фонематический синтез.

Инструкция: соедини звуки и скажи слово.

Первое задание - способность соединять в слова звуки, данные в ненарушенной последовательности:

ч а с а л ф а в’ и т п а р к п л о щ а д’ и с’ т’ и х ф у т б о л г и р’ а в’ и с н а

Второе задание - составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности:

л м ом а р а а к ш а к а п у

ш к о м ак у а р н о к о г а н и к

Оценка: 2 балла – задание выполнено верно;

1 балл – задание выполнено с ошибками;

0 баллов – задание не выполнено.

Таким образом, максимальный суммарный балл за выполнение заданий второго этапа составил 4 балла.

Третий этап - фонематические представления.

Первое задание - способность подобрать слова на заданный звук. Инструкция: придумай слова со звуком...

- на материале звуков, ненарушенных в произношении: а, у, в, т;

- на материале звуков, нарушенных в произношении: р, л, с, ш.

Второе задание - Способность подбирать слова с заданным количеством звуков.

Инструкция: придумай слово, чтобы в нем было... 3 звука, 4 звука, 5 звуков, 6 звуков.

Третье задание - Подбор картинок на заданный звук.

Инструкция: Отбери картинки со звуком...

- на материале звуков, ненарушенных в произношении:

а арбуз, дом, мак, рыба, дом;

у утка, кошка, утюг, дерево, лук;

ы мышь, дом, крыша, белка, сыр;

в воротник, белка, воробей, пакет, волк;

т торт, клоун, топор, бегемот, малина.

- на материале звуков, нарушенных в произношении:

с сумка, стакан, миска, дерево, кукла;

ш шапка, машина, мышь, кукла, платье;

ч чашка, бочка, клоун, мяч, ракета;

ц цапля, кольцо, заяц, утюг, волк;

л лодка, клоун, белка, сумка, камень;

р рак, топор, воробей, кошка, стакан.

Оценка: 2 балла – задание выполнено верно;

1 балл – задание выполнено с ошибками;

0 баллов – задание не выполнено.

Таким образом, максимальный суммарный балл за выполнение заданий третьего этапа составил 6 балла.

Четвертый этап - исследование навыка чтения.

1. Чтение букв.

При проверке знания букв были использованы сенсибилизированные пробы. При их выполнении испытуемый должен был назвать наложенные друг на друга, недописанные, перечеркнутые дополнительными штрихами буквы, а также найти и назвать правильные буквы среди написанных зеркально (см. Приложение 1).

2. Чтение слогов.

Учащемуся предлагалось прочитать разные типы слогов:

- открытые слоги, состоящие из 2-х букв (согласной и гласной): СГ;

- закрытые слоги, состоящие из 2-х букв (гласной и согласной): ГС;

- открытые слоги со стечением согласных букв в начале слога: ССГ;

- закрытые слоги, состоящие из 3-х букв: СГС;

3. Чтение и понимание слов.

Для чтения ребенку предлагались слова, обозначающие знакомые ему предметы и имеющие разную слоговую структуру:

- односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова без стечения согласных: кот, лиса, ворона, черепаха и др.;

- односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова со стечением согласных: крот, письма, коленка, аквариум и др.

Слова были напечатаны различным образом: слитно, а также с разделением на слоги или буквы, которые отделялись друг от друга горизонтальными линиями разной длины, что давало возможность определить способность учащихся синтезировать слова несмотря на помехи.

На данном этапе обследования, кроме технической стороны процесса чтения, проверялось понимание прочитанного. Для этого ребенку предлагалось составить с прочитанным словом, предложение или выбрать нужную картинку среди других, названия которых были близки по звучанию или значению.

4. Чтение и понимание предложений.

Стимульным материалом на данном этапе обследования служили специально составленные предложения, включающие одно-, дву-, трехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов. Все слова обозначали знакомые ребенку предметы. Каждое слово было разделено на слоги, которые отделялись дефисом. Предложения включали в себя 3-4 слова и отличались друг от друга по наличию или отсутствию служебных слов (предлогов), использованию разных грамматических форм знаменательных частей речи.

Наташа рисует картину. Миша делает зарядку.

Ученик идет в школу. В вазе стоят цветы.

При проверке понимания прочитанного ребенок должен был ответить на вопросы, задаваемые к каждому предложению, или выбрать нужную картинку среди других, изображающих сходные ситуации.

5. Чтение и понимание текста.

Для чтения был выбран незнакомый детям повествовательный текст Л. Толстого «Умная Галка». Текст был небольшой по объему (146 печатных знаков), доступный по содержанию.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине была вода только на дне. Галка не могла достать до воды. Она стала кидать в кувшин камушки. Вода стала выше и можно было пить.

После прочтения текста проверялось его понимание путем пересказа или, при невозможности пересказать текст, с помощью ответов на вопросы.

Весь материал для обследования навыка чтения включал буквы, обозначающие артикуляционно простые и артикуляционно сложные звуки, звуки, оппозиционные по твердости-мягкости и глухости-звонкости, а также графически простые и графически сложные буквы.

Анализ результатов обследования навыка чтения проводился отдельно в каждой из дух групп детей.

При определении сформированности технической стороны процесса чтения оценивались такие ее компоненты, как способ и правильность чтения.

Изучение способов чтения показало, что их можно разделить на продуктивные и непродуктивные.

К продуктивным способам чтения были отнесены:

- плавное послоговое чтение с возможностью последующего слияния слогов в слова;

- плавное послоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7